Научная статья на тему 'Психологический статус детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области'

Психологический статус детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сараево Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический статус детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области»

РАЗДЕЛ X

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 178.008

Н. М. Сараева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Восточное Забайкалье - один из самобытных регионов России, край, о великолепии которого писал еще А. П. Чехов. 70 % территории занимает горно-таежная зона. Славится Забайкалье богатствами своих недр: есть золото, цветные металлы, уголь, драгоценные камни. На территории Восточного Забайкалья, которое называют «воротами» в Тихоокеанско-Азиатский регион, расположена Читинская область. Согласно концепции перехода нашей страны к устойчивому развитию [17], ей, как и всей Сибири, отводится важное место в решении ряда экономических задач.

Но по некоторым существенным параметрам Забайкалье относится к сложным природным территориям с низкой устойчивостью к экологическим нагрузкам и недостаточным потенциалом восстановления. Люди, живущие здесь, испытывают на себе воздействие ряда дополнительных (не известных в других местах) неблагоприятных природных и техногенных факторов. Негативные природно-климатические характеристики региона делают трудной жизнь людей здесь, требуют от них серьезных энергозатрат, напряжения адаптивных систем, сказываются на здоровье. По уровню индекса потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем: «для Забайкалья факторами риска являются практически все компоненты природной системы» [2, с. 87].

Одной из самых серьезных проблем региона является экологическое неблагополучие многих его территорий, обусловленное естественными и антропогенными факторами. Степень этого неблагополучия варьирует от легкой до кризисной. Читинская область - старейший горнорудный район России. Развитие горнорудной и перерабатывающей промышленности привело к накоплению десятков миллионов тонн отходов. Концентрации вредных химических элементов в них превышают допустимые в десятки раз Физическую среду Забайкалья в целом характеризует высокий уровень радиации, как естественного, так и производственного генеза. Восточное Забайкалье относится к крупнейшей ураноносной провинции страны. На территории области добывается почти 100% урана РФ [5].

Итак, даже краткое описание природных (естественных и техногенных)

условий существования человека в Читинской области позволяет составить представление о том, насколько велика нагрузка на его организм и психику. «В Забайкалье степень зависимости природы от человека и человека от природы необыкновенно высока», - отмечают исследователи [16, с. 8]. Эта зависимость проявляется, прежде всего, в состоянии здоровья людей, здесь проживающих. Помимо заболеваний, обусловленных естественными природно-климатическими условиями, у них часто возникают экологозависимые состояния и так называемые индикаторные патологии, свидетельствующие об антропогенном «загрязнении» среды. В условиях экологического неблагополучия на индивидуальном и популяционном уровнях снижаются резервы здоровья, нарастает степень психофизиологического и генетического напряжения, появляются новые формы экологических болезней [1]. Один из итоговых выводов о состоянии здоровья населения в регионе звучит угрожающе: «Рост детской смертности и заболеваемости, превалирование смертности над рождаемостью, снижение продолжительности жизни, наличие эндемических заболеваний свидетельствуют о деградации населения Восточного Забайкалья на популяционном уровне» [18, с. 143].

Добавим к этому, что и в социально-экономическом отношении Читинскую область нельзя назвать благополучной. Хороший природно-ресурсный потенциал территории, представляя базу для экономического развития, не стал гарантией его высокого уровня. Экономическое отставание Забайкалья заметно даже при сравнении с регионами Сибири и Урала, не говоря уже о европейской части России [14].

Особенно чувствительны к негативным воздействиям жизненной среды, компонентами которой являются природные и социальные условия существования, дети. Сегодня именно экологическое неблагополучие жизненной среды называют одним из главных факторов риска для здоровья и психического развития детей. Заболеваемость детей и подростков, в том числе и количество экологозависимых, индикаторных патологий, в области выше средних показателей по России [6].

Все сказанное заставляет задуматься и о состоянии психики детской популяции, проживающей на экологически неблагополучных территориях Читинской области, ведь известно, что материальной основой психической деятельности человека являются биологические, физиологические процессы, протекающие в его организме.

На сегодняшний день проведены исследования, посвященные проблеме негативных влияний на психику человека, ряда «загрязнителей»1, в первую очередь, больших и малых доз радиации разного генеза [3; 4; 7; 10; 20], сложных химических соединений [11; 13], других ксенобиотиков. Известны работы, изучающие влияние целостной (без выделения отдельных «загрязни-

1 Загрязнитель (ксенобиотик) - токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид (главным образом микроорганизмов), - способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде (http://www.znay.ru/dictionary/ 0547. Б^т!).

телей») экологически неблагополучной среды на психические процессы, состояния человека, а также на интегральные психические образования, например, интеллект [8; 9]. Но комплексное влияние экологически неблагополучной жизненной среды на единую психику человека в целом исследовано недостаточно. Решить задачу в такой постановке можно, на наш взгляд, подвергнув анализу психологический статус человека, живущего в условиях экологического неблагополучия.

Психологический статус - это системное свойство системы «человек - среда». Он не есть отражение и результат только внутренних процессов и состояний человека. Он не является только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует психическую активность человека в соотношении с конкретными факторами среды. Психологический статус человека понимается нами как актуальное состояние его психики, целостный результат, интегральный эффект совокупной деятельности психических функций, сохраняющий свою относительную устойчивость в течение определенного времени в данных условиях жизненной среды. Психологический статус отражает разные по содержанию и механизмам осуществления связи со средой, соответствующие двум (психологическому и социальному) уровням системной организации человека, выделенным А. Н. Леонтьевым [12]. В силу этого параметры психологического статуса также будут разноуровневыми. Мы выделяем в психологическом статусе параметры психофизиологического уровня, представленного показателями умственной работоспособности; параметры второго (промежуточного) уровня, представленного характеристиками развития интеллекта, который обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней, одновременно интегрируя внутреннюю психическую деятельность; параметры личностного (высшего)уровня, представленного некоторыми эмоционально-личностными характеристиками.

В лаборатории региональных исследований психики Забайкальского гуманитарно-педагогического университета под нашим руководством с 2000 г. проводится анализ особенностей психологического статуса детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области. Мы предположили, что в результате хронических влияний «загрязненной» природной среды - компонента жизненной среды - будет возникать тенденция к снижению разноуровневых параметров психологического статуса людей, родившихся и проживающих на территориях экологического неблагополучия. Названная тенденция является следствием общего недостаточного энергетического обеспечения психической активности в условиях негативного влияния экологически неблагополучной среды, требующего бомльших энергетических затрат прежде всего на биологическом уровне системной организации человека для поддержания физических, физиологических оснований его жизнедеятельности и необходимости соблюдения принципа энергосбережения и минимизирующей адаптации.

Перед началом исследования на основе консультаций со специалистами, изучения документации по ряду критериев был определен условный градиент природного фактора - «загрязненности» физической среды в районах, где проводилось исследование. Для более точного учета социальных влияний был также определен условный градиент социального фактора, который мы назвали «социальным статусом» тех территорий, где проводилось исследование. Социальный статус - общее выражение особенностей («качества») социальной среды, совокупности социальных условий. Сопоставлялись параметры психологического статуса детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях: в экологически неблагополучном областном центре (г. Чита), кризисно «загрязненном» районном центре (г. Балей) и «чистом» таежном поселке (п. Красный Чикой).

При исследовании умственной работоспособности младших школьников [15] было установлено, что существуют отличия в показателях умственной работоспособности детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия и на экологически благополучных территориях. Показатели умственной работоспособности детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, снижены но сравнению с теми же показателями детей, проживающих на благополучных в экологическом отношении территориях. У детей первой группы выявлены следующие высокая утомляемость и истощаемость психических процессов, снижение продуктивности деятельности, замедление ее темпа.

Предположения о существовании тенденции к изменению показателей психической деятельности в экологически неблагополучных районах нашли эмпирическое подтверждение также в исследовании развития интеллекта детей [19]. Установлено, что у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, показатели развития интеллекта (по Д. Векслеру) ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически благополучных территориях. Среди первых больше детей с показателями умственного дефекта, пограничным уровнем, уровнем сниженной нормы. С другой стороны, среди них меньше детей с показателями высокого и весьма высокого уровня развития интеллекта.

С увеличением градиента фактора «загрязненности» физической среды территории снижаются показатели умственной работоспособности и развития интеллекта детей, на них проживающих, и, наоборот, с уменьшением градиента фактора «загрязненности» физической среды территории повышаются показатели развития интеллекта детей, на них проживающих. При этом лучшие социальные условия некоторых территорий не в полной мере могут компенсировать это влияние.

Выявлены значимые на уровне р < 0,01 отлитая (по критерию ср* - угловому преобразованию Фишера) в показателях высокого уровня тревожности детей, проживающих на отличающихся по экологическим условиям территориях, в пользу жителей «чистой» территории. С увеличением градиен-

та «загрязненности» физической среды территории возрастает число детей с высоким уровнем тревожности. Углубленный анализ значений по шкалам опросника Р. Кеттелла позволил констатировать, что в результатах деятельности детей, живущих на территориях экологического неблагополучия, можно проследить тенденцию к ослаблению динамичности их жизнедеятельности, снижению параметров психического функционирования для реализации энергосберегающей стратегии адаптации. Нельзя сказать, что эта тенденция резкая и заявляет о себе какими-то выраженными «падениями» показателей, выводящими детей за грань нормы. Показатели детей остаются в нормативных границах, но смещаются к нижнему пределу нормы. Это генеральная особенность некоторых эмоционально-личностных характеристик детей, живущих в условиях экологического неблагополучия.

Самое существенное отличие эмоционально-личностной сферы жителей «чистых» и «загрязненных» территорий мы видим не столько в содержательных, сколько в динамических (энергетических) характеристиках. Эмо-ционально-личностные черты детей, живущих в условиях экологического неблагополучия, отличаются не «качественно» (они такие же), но они по-другому проявляются - с меньшей степенью энергичности, интенсивности.

Подчеркиваем, что во всех названных выше особенностях психологического статуса детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия жизненной среды, необходимо видеть не только и не главным образом негатив. По большому счету, обнаруженную направленность изменений параметров психической деятельности нужно оценить как позитивную. Она пози тивна в том смысле, что отражает процессы, позволяющие людям жить и осуществлять необходимую деятельность в экологически неблагополучных средовых условиях. Такова психоэмоциональная цена адаптации человека к значительно «загрязненной» природной (физической) среде.

Приведенные данные об особенностях психологического статуса детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области, подтверждают и дополняют представление о закономерном появлении изменений в психической деятельности людей, пребывающих в неадекватных средовых условиях. Изменения могут быть регионально специфичными в зависимости от генеза, характера, степени «загрязнения» среды, а также от региональной характеристики среды социальной.

Региональную специфику состояния здоровья и психологического статуса детских популяций нужно учитывать в процессе обучения, особенно при внедрении инновационных технологий, нередко связанных с дополнительной нагрузкой на организм и психику и нарушающих принцип здоровьесбе-режения.

Знание этой специфики является также основой регионализации образования. Необходимо выделить в качестве одного из главных оснований регионализации образования знания о том, каковы особенности психологического статуса детей, живущих в регионе, каковы их возможности, их

потенциал развития, психологического здоровья, каким региональным факторам риска подвергается их жизнедеятельность. Только основанная на такой информационной базе регионализация и сделает возможным достижение целей, поставленных сегодня перед образованием. Игнорирование же названных выше моментов равносильно строительству здания без фундамента. Оно способно уменьшить, а то и свести на нет эффективность самого лучшего содержания и самых передовых технологий образования, только потому, что учащиеся могут оказаться не в состоянии их принять, действовать в соответствии с ними.

От того, насколько сегодня мы сможем осознать, определить масштабы опасности, угрожающей здоровью и психике детей в регионах экологического неблагополучия, от того, как быстро и эффективно сможем справиться с этой опасностью, будет зависеть уверенность, с которой можно смотреть в завтрашний день. Только отсутствие пренебрежения к реально существующим законам пространственно-временной организации природы, человеческого общества и человека, а также действительное, а не декларативное внимание к территориальным природно-климатическим и иным факторам жизнедеятельности людей позволит сохранить психологический потенциал поколений.

Библиографический список

1. Агаджанян, Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков. - Издательская фирма «КРУК», 1998. - 416 с.

2. Агаджанян, Н. А. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание / Н. А. Агаджанян, Н. Г. Гомбоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. -152 с.

3. Базылевич, Т. Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т. Ф. Базылевич и др. // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. - М.: МГП «ВОТУМ - *Р», 1992. - С. 148 - 153.

4. Богданов, Е. Н. Влияние условий радиационной загрязненности местности на психическое развитие старшеклассников / Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Н. А. Чикалов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 19-25.

5. Географические исследования в Забайкалье: Тезисы докладов. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 76 с.

6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2002 г.». - Чита, 2003. - 155 с.

7. Григорьев, С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. - Барнаул, 1995. - 288 с.

8. Грищенко, П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [электронный ресурс]: дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / П. А. Грищенко. - М.: РГБ, 2005. - 165 с.

9. Дзятковская, Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность клима-

то-экологическими факторами / Е. Н. Дзятковская // Сибирский психологический журнал. - 1998. - № 7. - С. 56-58.

10. Екимова, В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: дисс. доктора психол. наук по специальности 19.00.13 /В. И. Екимова. - М.: РГБ, 2003.-281 с.

11. Кобрянова, И. В. Психодиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных эколого-химических факторов неорганического происхождения: Автореферат дисс...кандидата психол. наук (19.00.01) / И. В. Кобрянова. - Ставрополь, 2002. - 20 с.

12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

13. Лысенко, Л. В. Комбинированные методы специализированной психологической помощи подросткам, проживающим в экологически неблагоприятной среде: Диссертация...канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. В. Лысенко. - Ставрополь, 2003.- 167 с.

14. Минакир, П. А. Перспективы развития Дальнего востока и Забайкалья: региональные программы /П. А. Минакир, Н. Н. Михеева// Проблемы прогнозирования. - МАИК: «Наука / Интерпериодика». - М., 2002, № 1. - С. 31-53.

15. Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия: дисс... канд. психол. наук: 19.00.07 / О. П. Михайлова. - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 150 с.

16. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. - М.: Экономика, 2002.-413 с.

17. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. -Новосибирск: Наука, 1995. - 245 с.

18. Сердцев, М. И. Экология, метаболизм, здоровье: Учебное пособие / М. И. Сердцев. - Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1996. - 161 с.

19. Суханов, А. А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Суханов. -М.: ПИ РАО, 2005.- 150 с.

20. Хомская, Е. Д, Изучение эмоционально-личностной сферы у лиц, перенесших облучение при аварии на ЧАЭС (стресс и его патология) / Е. Д. Хомская и др. // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. - М.: МГП «ВОТУМ - ¥», 1992. - С. 138 - 142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.