РАЗДЕЛ X
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 178.008
Н. М. Сараева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Восточное Забайкалье - один из самобытных регионов России, край, о великолепии которого писал еще А. П. Чехов. 70 % территории занимает горно-таежная зона. Славится Забайкалье богатствами своих недр: есть золото, цветные металлы, уголь, драгоценные камни. На территории Восточного Забайкалья, которое называют «воротами» в Тихоокеанско-Азиатский регион, расположена Читинская область. Согласно концепции перехода нашей страны к устойчивому развитию [17], ей, как и всей Сибири, отводится важное место в решении ряда экономических задач.
Но по некоторым существенным параметрам Забайкалье относится к сложным природным территориям с низкой устойчивостью к экологическим нагрузкам и недостаточным потенциалом восстановления. Люди, живущие здесь, испытывают на себе воздействие ряда дополнительных (не известных в других местах) неблагоприятных природных и техногенных факторов. Негативные природно-климатические характеристики региона делают трудной жизнь людей здесь, требуют от них серьезных энергозатрат, напряжения адаптивных систем, сказываются на здоровье. По уровню индекса потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем: «для Забайкалья факторами риска являются практически все компоненты природной системы» [2, с. 87].
Одной из самых серьезных проблем региона является экологическое неблагополучие многих его территорий, обусловленное естественными и антропогенными факторами. Степень этого неблагополучия варьирует от легкой до кризисной. Читинская область - старейший горнорудный район России. Развитие горнорудной и перерабатывающей промышленности привело к накоплению десятков миллионов тонн отходов. Концентрации вредных химических элементов в них превышают допустимые в десятки раз Физическую среду Забайкалья в целом характеризует высокий уровень радиации, как естественного, так и производственного генеза. Восточное Забайкалье относится к крупнейшей ураноносной провинции страны. На территории области добывается почти 100% урана РФ [5].
Итак, даже краткое описание природных (естественных и техногенных)
условий существования человека в Читинской области позволяет составить представление о том, насколько велика нагрузка на его организм и психику. «В Забайкалье степень зависимости природы от человека и человека от природы необыкновенно высока», - отмечают исследователи [16, с. 8]. Эта зависимость проявляется, прежде всего, в состоянии здоровья людей, здесь проживающих. Помимо заболеваний, обусловленных естественными природно-климатическими условиями, у них часто возникают экологозависимые состояния и так называемые индикаторные патологии, свидетельствующие об антропогенном «загрязнении» среды. В условиях экологического неблагополучия на индивидуальном и популяционном уровнях снижаются резервы здоровья, нарастает степень психофизиологического и генетического напряжения, появляются новые формы экологических болезней [1]. Один из итоговых выводов о состоянии здоровья населения в регионе звучит угрожающе: «Рост детской смертности и заболеваемости, превалирование смертности над рождаемостью, снижение продолжительности жизни, наличие эндемических заболеваний свидетельствуют о деградации населения Восточного Забайкалья на популяционном уровне» [18, с. 143].
Добавим к этому, что и в социально-экономическом отношении Читинскую область нельзя назвать благополучной. Хороший природно-ресурсный потенциал территории, представляя базу для экономического развития, не стал гарантией его высокого уровня. Экономическое отставание Забайкалья заметно даже при сравнении с регионами Сибири и Урала, не говоря уже о европейской части России [14].
Особенно чувствительны к негативным воздействиям жизненной среды, компонентами которой являются природные и социальные условия существования, дети. Сегодня именно экологическое неблагополучие жизненной среды называют одним из главных факторов риска для здоровья и психического развития детей. Заболеваемость детей и подростков, в том числе и количество экологозависимых, индикаторных патологий, в области выше средних показателей по России [6].
Все сказанное заставляет задуматься и о состоянии психики детской популяции, проживающей на экологически неблагополучных территориях Читинской области, ведь известно, что материальной основой психической деятельности человека являются биологические, физиологические процессы, протекающие в его организме.
На сегодняшний день проведены исследования, посвященные проблеме негативных влияний на психику человека, ряда «загрязнителей»1, в первую очередь, больших и малых доз радиации разного генеза [3; 4; 7; 10; 20], сложных химических соединений [11; 13], других ксенобиотиков. Известны работы, изучающие влияние целостной (без выделения отдельных «загрязни-
1 Загрязнитель (ксенобиотик) - токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид (главным образом микроорганизмов), - способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде (http://www.znay.ru/dictionary/ 0547. Б^т!).
телей») экологически неблагополучной среды на психические процессы, состояния человека, а также на интегральные психические образования, например, интеллект [8; 9]. Но комплексное влияние экологически неблагополучной жизненной среды на единую психику человека в целом исследовано недостаточно. Решить задачу в такой постановке можно, на наш взгляд, подвергнув анализу психологический статус человека, живущего в условиях экологического неблагополучия.
Психологический статус - это системное свойство системы «человек - среда». Он не есть отражение и результат только внутренних процессов и состояний человека. Он не является только функцией внешней среды. Психологический статус характеризует психическую активность человека в соотношении с конкретными факторами среды. Психологический статус человека понимается нами как актуальное состояние его психики, целостный результат, интегральный эффект совокупной деятельности психических функций, сохраняющий свою относительную устойчивость в течение определенного времени в данных условиях жизненной среды. Психологический статус отражает разные по содержанию и механизмам осуществления связи со средой, соответствующие двум (психологическому и социальному) уровням системной организации человека, выделенным А. Н. Леонтьевым [12]. В силу этого параметры психологического статуса также будут разноуровневыми. Мы выделяем в психологическом статусе параметры психофизиологического уровня, представленного показателями умственной работоспособности; параметры второго (промежуточного) уровня, представленного характеристиками развития интеллекта, который обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней, одновременно интегрируя внутреннюю психическую деятельность; параметры личностного (высшего)уровня, представленного некоторыми эмоционально-личностными характеристиками.
В лаборатории региональных исследований психики Забайкальского гуманитарно-педагогического университета под нашим руководством с 2000 г. проводится анализ особенностей психологического статуса детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области. Мы предположили, что в результате хронических влияний «загрязненной» природной среды - компонента жизненной среды - будет возникать тенденция к снижению разноуровневых параметров психологического статуса людей, родившихся и проживающих на территориях экологического неблагополучия. Названная тенденция является следствием общего недостаточного энергетического обеспечения психической активности в условиях негативного влияния экологически неблагополучной среды, требующего бомльших энергетических затрат прежде всего на биологическом уровне системной организации человека для поддержания физических, физиологических оснований его жизнедеятельности и необходимости соблюдения принципа энергосбережения и минимизирующей адаптации.
Перед началом исследования на основе консультаций со специалистами, изучения документации по ряду критериев был определен условный градиент природного фактора - «загрязненности» физической среды в районах, где проводилось исследование. Для более точного учета социальных влияний был также определен условный градиент социального фактора, который мы назвали «социальным статусом» тех территорий, где проводилось исследование. Социальный статус - общее выражение особенностей («качества») социальной среды, совокупности социальных условий. Сопоставлялись параметры психологического статуса детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях: в экологически неблагополучном областном центре (г. Чита), кризисно «загрязненном» районном центре (г. Балей) и «чистом» таежном поселке (п. Красный Чикой).
При исследовании умственной работоспособности младших школьников [15] было установлено, что существуют отличия в показателях умственной работоспособности детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия и на экологически благополучных территориях. Показатели умственной работоспособности детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, снижены но сравнению с теми же показателями детей, проживающих на благополучных в экологическом отношении территориях. У детей первой группы выявлены следующие высокая утомляемость и истощаемость психических процессов, снижение продуктивности деятельности, замедление ее темпа.
Предположения о существовании тенденции к изменению показателей психической деятельности в экологически неблагополучных районах нашли эмпирическое подтверждение также в исследовании развития интеллекта детей [19]. Установлено, что у детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, показатели развития интеллекта (по Д. Векслеру) ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически благополучных территориях. Среди первых больше детей с показателями умственного дефекта, пограничным уровнем, уровнем сниженной нормы. С другой стороны, среди них меньше детей с показателями высокого и весьма высокого уровня развития интеллекта.
С увеличением градиента фактора «загрязненности» физической среды территории снижаются показатели умственной работоспособности и развития интеллекта детей, на них проживающих, и, наоборот, с уменьшением градиента фактора «загрязненности» физической среды территории повышаются показатели развития интеллекта детей, на них проживающих. При этом лучшие социальные условия некоторых территорий не в полной мере могут компенсировать это влияние.
Выявлены значимые на уровне р < 0,01 отлитая (по критерию ср* - угловому преобразованию Фишера) в показателях высокого уровня тревожности детей, проживающих на отличающихся по экологическим условиям территориях, в пользу жителей «чистой» территории. С увеличением градиен-
та «загрязненности» физической среды территории возрастает число детей с высоким уровнем тревожности. Углубленный анализ значений по шкалам опросника Р. Кеттелла позволил констатировать, что в результатах деятельности детей, живущих на территориях экологического неблагополучия, можно проследить тенденцию к ослаблению динамичности их жизнедеятельности, снижению параметров психического функционирования для реализации энергосберегающей стратегии адаптации. Нельзя сказать, что эта тенденция резкая и заявляет о себе какими-то выраженными «падениями» показателей, выводящими детей за грань нормы. Показатели детей остаются в нормативных границах, но смещаются к нижнему пределу нормы. Это генеральная особенность некоторых эмоционально-личностных характеристик детей, живущих в условиях экологического неблагополучия.
Самое существенное отличие эмоционально-личностной сферы жителей «чистых» и «загрязненных» территорий мы видим не столько в содержательных, сколько в динамических (энергетических) характеристиках. Эмо-ционально-личностные черты детей, живущих в условиях экологического неблагополучия, отличаются не «качественно» (они такие же), но они по-другому проявляются - с меньшей степенью энергичности, интенсивности.
Подчеркиваем, что во всех названных выше особенностях психологического статуса детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия жизненной среды, необходимо видеть не только и не главным образом негатив. По большому счету, обнаруженную направленность изменений параметров психической деятельности нужно оценить как позитивную. Она пози тивна в том смысле, что отражает процессы, позволяющие людям жить и осуществлять необходимую деятельность в экологически неблагополучных средовых условиях. Такова психоэмоциональная цена адаптации человека к значительно «загрязненной» природной (физической) среде.
Приведенные данные об особенностях психологического статуса детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях Читинской области, подтверждают и дополняют представление о закономерном появлении изменений в психической деятельности людей, пребывающих в неадекватных средовых условиях. Изменения могут быть регионально специфичными в зависимости от генеза, характера, степени «загрязнения» среды, а также от региональной характеристики среды социальной.
Региональную специфику состояния здоровья и психологического статуса детских популяций нужно учитывать в процессе обучения, особенно при внедрении инновационных технологий, нередко связанных с дополнительной нагрузкой на организм и психику и нарушающих принцип здоровьесбе-режения.
Знание этой специфики является также основой регионализации образования. Необходимо выделить в качестве одного из главных оснований регионализации образования знания о том, каковы особенности психологического статуса детей, живущих в регионе, каковы их возможности, их
потенциал развития, психологического здоровья, каким региональным факторам риска подвергается их жизнедеятельность. Только основанная на такой информационной базе регионализация и сделает возможным достижение целей, поставленных сегодня перед образованием. Игнорирование же названных выше моментов равносильно строительству здания без фундамента. Оно способно уменьшить, а то и свести на нет эффективность самого лучшего содержания и самых передовых технологий образования, только потому, что учащиеся могут оказаться не в состоянии их принять, действовать в соответствии с ними.
От того, насколько сегодня мы сможем осознать, определить масштабы опасности, угрожающей здоровью и психике детей в регионах экологического неблагополучия, от того, как быстро и эффективно сможем справиться с этой опасностью, будет зависеть уверенность, с которой можно смотреть в завтрашний день. Только отсутствие пренебрежения к реально существующим законам пространственно-временной организации природы, человеческого общества и человека, а также действительное, а не декларативное внимание к территориальным природно-климатическим и иным факторам жизнедеятельности людей позволит сохранить психологический потенциал поколений.
Библиографический список
1. Агаджанян, Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян, А. Г. Марачев, Г. А. Бобков. - Издательская фирма «КРУК», 1998. - 416 с.
2. Агаджанян, Н. А. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание / Н. А. Агаджанян, Н. Г. Гомбоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. -152 с.
3. Базылевич, Т. Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т. Ф. Базылевич и др. // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. - М.: МГП «ВОТУМ - *Р», 1992. - С. 148 - 153.
4. Богданов, Е. Н. Влияние условий радиационной загрязненности местности на психическое развитие старшеклассников / Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Н. А. Чикалов // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 19-25.
5. Географические исследования в Забайкалье: Тезисы докладов. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 76 с.
6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Читинской области за 2002 г.». - Чита, 2003. - 155 с.
7. Григорьев, С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. - Барнаул, 1995. - 288 с.
8. Грищенко, П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [электронный ресурс]: дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / П. А. Грищенко. - М.: РГБ, 2005. - 165 с.
9. Дзятковская, Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность клима-
то-экологическими факторами / Е. Н. Дзятковская // Сибирский психологический журнал. - 1998. - № 7. - С. 56-58.
10. Екимова, В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: дисс. доктора психол. наук по специальности 19.00.13 /В. И. Екимова. - М.: РГБ, 2003.-281 с.
11. Кобрянова, И. В. Психодиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных эколого-химических факторов неорганического происхождения: Автореферат дисс...кандидата психол. наук (19.00.01) / И. В. Кобрянова. - Ставрополь, 2002. - 20 с.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
13. Лысенко, Л. В. Комбинированные методы специализированной психологической помощи подросткам, проживающим в экологически неблагоприятной среде: Диссертация...канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. В. Лысенко. - Ставрополь, 2003.- 167 с.
14. Минакир, П. А. Перспективы развития Дальнего востока и Забайкалья: региональные программы /П. А. Минакир, Н. Н. Михеева// Проблемы прогнозирования. - МАИК: «Наука / Интерпериодика». - М., 2002, № 1. - С. 31-53.
15. Михайлова, О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия: дисс... канд. психол. наук: 19.00.07 / О. П. Михайлова. - Иркутск: ИГПУ, 2007. - 150 с.
16. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. - М.: Экономика, 2002.-413 с.
17. Окружающая среда и условия устойчивого развития Читинской области. -Новосибирск: Наука, 1995. - 245 с.
18. Сердцев, М. И. Экология, метаболизм, здоровье: Учебное пособие / М. И. Сердцев. - Чита: Изд-во Читинского пединститута, 1996. - 161 с.
19. Суханов, А. А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. А. Суханов. -М.: ПИ РАО, 2005.- 150 с.
20. Хомская, Е. Д, Изучение эмоционально-личностной сферы у лиц, перенесших облучение при аварии на ЧАЭС (стресс и его патология) / Е. Д. Хомская и др. // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. - М.: МГП «ВОТУМ - ¥», 1992. - С. 138 - 142.