ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ «ЗАГРЯЗНЕННЫХ» ТЕРРИТОРИЯХ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИХ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ*
Н.М. Сараєва
Кафедра теоретической и прикладной психологии Факультет психологии Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет ул. Бабушкина, 129, Чита, Россия, 672007
В статье обсуждается вопрос о психологическом статусе детей, коренных жителей экологически неблагополучного региона. Показано, что снижение (в пределах нормы) показателей психической активности детей данной категории есть следствие минимизирующей психологической адаптации в условиях экологического неблагополучия.
Ключевые слова: регион экологического неблагополучия, психологический статус, минимизирующая адаптация.
Глобальный экологический кризис, поразивший планету, заставил по-новому взглянуть на проблемы взаимодействия человека и среды его обитания. Природные условия жизнедеятельности человека в последние десятилетия подверглись значительным негативным изменениям, что поставило науку перед необходимостью выяснения существенных вопросов, связанных с сохранением не только природы, но и самого человека, его физического и психического потенциала. Более 60% населения России [5] проживает в регионах экологического неблагополучия (РЭН), где естественные и антропогенные «загрязнения», не являясь по интенсивности экстремальными, настолько серьезны, что приводят к деформации природной (физической) среды, которая наряду с социальными условиями составляет жизненную среду человека. Она становится не вполне адекватной его гено-и фенотипическим свойствам [10].
Жизнедеятельность в изменяющихся условиях среды осуществляется через универсальные процессы адаптации. На территориях экологического неблагополучия среда предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам человека. Здесь организм и психика человека нередко функционируют в нижних границах или на пределе адаптационной нормы. «Ценой адаптации» [1 ] человека к неадекватным условиям является недостаточная генетическая готовность к хроническим негативным воздействиям среды, при которых возникает организованная минимизация жизни, иногда достигающая уровня патологии [3; 7; 10]. Цена адаптации — это еще и особое напряжение управляющих систем в отклоняющихся от нормы условиях [9]. Адаптация человека к условиям экологического
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 09-06-00064 а «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского юношеского населения Забайкальского края)»).
неблагополучия является энергозатратной, в силу чего возможно снижение показателей его психической активности.
Изучение особенностей психической активности человека, проживающего на экологически неблагополучной территории, связано с необходимостью выделения понятия, которое позволило бы обозначить ее состояние. Целесообразно состояние психической активности человека обозначить понятием «психологический статус». Психологический статус характеризует состояние психики человека, обусловленное влиянием конкретных условий жизненной среды. Жизненная среда понимается как комплекс природных и социальных условий проживания человека [11; 13; 18]. Психологический статус — структурное свойство системы «человек — жизненная среда», его параметры отражают состояние данной системы в целом и одновременно качественную специфику психики человека (индивида, общности) как компонента указанной системы.
Психологический статус может быть рассмотрен и как интегральная характеристика адаптации человека к условиям жизненной среды. Психологический статус является сложным многомерным целым. В нем связаны отношениями иерархии психофизиологический, психический и личностный уровни, характеризующие психическую активность человека в различных аспектах взаимодействия с жизненной средой.
Психологический статус определяется иммунным, гормональным статусом, состоянием нервной и других систем организма, т.е. в целом — био-, нейросо-матическим статусом человека. Внешние и внутренние обменные процессы организма создают и необходимый на всех уровнях организации человека, в том числе и психологическом, энергетический базис жизнедеятельности. Энергетическое обеспечение жизнедеятельности обусловливает определенный уровень активации психической деятельности.
В Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ проведено сравнительное изучение психологического статуса детей, проживающих на отличающихся по экологическим условиям жизненной среды территориях Забайкальского края. Дети особенно подвержены влиянию экологически неблагополучной жизненной среды: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного развития, будучи сенситивными к средовым воздействиям. Картина накопления в психике детской популяции страны дезадаптационных стигматов, о которой с тревогой говорят многие специалисты, в частности нейропсихологи [14], должна быть конкретизирована в отношении той категории детей, которые живут в экологически неблагополучной, т.е. в изначально не вполне адекватной жизненной среде.
Забайкальский край по своим природно-климатическим особенностям и преобладающему профилю хозяйственной деятельности может быть отнесен к экологически неблагополучным регионам [6]. Деформация физической среды здесь заключается не просто в присутствии каких-то отдельных «загрязнителей», а в комплексных негативных геофизических и геохимических параметрах естественного и производственного генеза, которыми она характеризуется в целом. Развитие гор-
норудной и перерабатывающей промышленности привело к накоплению десятков миллионов тонн отходов, содержащих опасные для человека вещества [4]. Забайкальский край — крупнейшая «ураноносная» провинция страны.
Проживание и деятельность человека в регионе требует серьезных энергозатрат, напряжения адаптивных систем. Медики и адаптологи говорят о неустойчивой адаптации населения Забайкальского края. По индексу потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем [2]. Биологическую адаптацию людей, здесь проживающих, называют неустойчивой. У населения отмечается большое число экологозависимых состояний и эколо-гообусловленных патологий [15; 16]. У детей ослаблены функциональные возможности организма. Это проявляется в высокой заболеваемости дыхательной системы, функциональном напряжении сердечно-сосудистой системы, сдвигах в состоянии гормональной регуляции, признаках иммунодефицита, распространенности неврологической симптоматики [8; 12; 17]. У детей на территориях экологического неблагополучия, в том числе там, где проводилось исследование, ослаблены биологические основания жизнедеятельности, изменен (снижен) энергогенез [15].
В сравнительном эмпирическом исследовании разноуровневых параметров психологического статуса детей, которые родились и проживают на территориях с экологически «загрязненной» и экологически «чистой» жизненной средой (учитывались также характеристики социальной составляющей жизненной среды), выявлены значимые отличия в его показателях. Генеральное отличие заключается в том, что большая или даже преобладающая часть показателей разных видов психической активности детей, живущих в условиях экологического неблагополучия, смещена с границ так называемой средней нормы в нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные»).
Наиболее отчетливо данная тенденция проявляется в снижении показателей умственной работоспособности. По характеристикам памяти, внимания, утомляемости нервной системы и др. установлено, что практически все показатели умственной работоспособности детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, независимо от социального статуса, ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически «чистых» территориях. В условиях экологического неблагополучия у детей чаще наблюдается истощаемость психической активности, сужение и значительные колебания объема перерабатываемой информации, трудности включения в деятельность, снижение скорости и точности выполнения заданий и другие проявления названной тенденции.
Тенденция проявляется и в таком интегральном параметре второго уровня психологического статуса, как развитие интеллекта. Детей с нижненормативными показателями развития всех видов интеллекта на «загрязненных» территориях (особенно при кризисной степени «загрязнения») значительно больше, чем на территориях «чистых» ^ < 0,07 — p < 0,01). Анализ значений усредненных профилей структуры интеллекта детей показал, что с увеличением степени «загрязнения» природной (физической) среды территорий показатели всех субтестов смещаются к нижним границам нормы.
Системный характер психики человека и его отношений с жизненной средой позволил обнаружить проявление названной выше тенденции и на личностном уровне психологического статуса, в некоторых эмоционально-личностных свойствах детей, живущих в условиях экологического неблагополучия. Так, установлена (по тесту Р. Кэттелла) асимметрия в показателях усредненных личностных профилей детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Частью значений профили жителей «загрязненных» территорий смещены вниз относительно профиля жителей «чистых» территорий. Нельзя сказать, что эта тенденция резкая и заявляет о себе какими-то выраженными «падениями» показателей, выводящими детей за грань нормы. Показатели детей остаются в нормативных границах, но смещаются к нижним границам нормы.
По ряду тестовых показателей установить ожидаемую связь изменения личностных свойств именно с экологическим «загрязнением» жизненной среды не удалось. Однако в усредненном личностном профиле детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия, выделен комплекс черт, который свидетельствует о снижении психической активности и на этом уровне психологического статуса. Сниженные значения ряда личностных факторов (открытости, развития интеллекта, независимости, стремления к самоутверждению) в сочетании с показателями, отражающими меньшую энергичность, активность детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, образуют ядро личностных черт в их усредненном профиле. Именно в этих свойствах дети, живущие на различных территориях экологического неблагополучия, сходны между собой и именно по ним они отличаются от детей — жителей «чистой» территории. Именно показатели названных факторов изменяются по мере возрастания степени «загрязнения» физической среды территории. В эмоционально-личностной сфере отличие статуса детей, проживающих на «загрязненных» территориях, от статуса жителей «чистых» территорий состоит не столько в содержательных, сколько в процессуально-динамических характеристиках личностных черт.
Социальная среда территорий экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния среды физической, но при значительной, особенно кризисной, степени «загрязненности» природной (физической) среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний.
Предложено следующее объяснение возникновению названной выше тенденции. Она является результатом: а) снижения активации психической деятельности, возникающей в условиях конкуренции за энергетическое обеспечение между биологическим, с одной стороны, и психологическим и социальным уровнями организации человека, — с другой, для поддержания, в первую очередь, физических, физиологических оснований жизнедеятельности людей; б) необходимости энергосбережения и минимизирующей адаптации, поскольку психика людей, родившихся и живущих в условиях экологического неблагополучия, формируется на основе изначально ослабленных филогенетических программ и пребывает в напряжении в связи с продолжающимися негативными средовыми воздействиями.
А сама адаптация к условиям экологического неблагополучия является энергозатратной.
Хотелось бы подчеркнуть, что в сниженных показателях, составляющих параметры психологического статуса коренных жителей территорий экологического неблагополучия, необходимо видеть позитивное проявление адаптационных процессов. Эти сниженные показатели — вариант региональной нормы, позволяющей людям пусть и не в самых оптимальных пределах, но адаптироваться к исходно неадекватным условиям среды и, реализуя свою сущность, проявлять все необходимые виды психической активности.
Таким образом, показатели психологического статуса детей, родившихся и проживающих на территориях с экологически деформированной жизненной средой, свидетельствуют, что их психологическая адаптация происходит с достаточно высокими биопсихическими затратами. Знание механизмов возникновения тенденции общему снижению психической активности детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, является основанием рекомендаций по применению «щадящих» форм любой деятельности детей; изменения направленности компенсирующего их обучения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Авцын А.П. Введение в географическую патологию. — М.: Медицина, 1972.
[2] Агаджанян Н.А., Гомбоева Н.Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья. — Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005.
[3] Викулов А.О. Доктрина диагноза, хронические заболевания и гипотеза минимизирующей адаптации. иКЬ: // http://www.avikulov.ru/list.htm (дата обращения: 05.05.2006).
[4] Географические исследования в Забайкалье: Тезисы докладов. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
[5] Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). — Новосибирск: СО РАМН, 2002.
[6] Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области в 2007 году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Читинской области; Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Читинской области». — Чита, 2008.
[7] Давыдовский И.В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР. — 1962. — № 4. — С. 27—37.
[8] Елизарова Т.В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения (на примере города Читы): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Иркутск, 1997.
[9] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Введение в эргономику. — М., 1979.
[10] Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980.
[11] Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 14—23.
[12] Кошмелева Я.А. Роль нарушений гормонального статуса в генезе резидуально-органических нервно-психических расстройств у детей и подростков экологически неблагополучного региона Забайкалья: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Чита, 2003.
[13] Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
[14] Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие. — М.: Генезис, 2005.
[15] Сердцев М.И. Экология Забайкалья и здоровье человека. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001.
[16] Экологозависимые состояния (биохимия, фармакология, клиника): тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 24—25 апреля 1997 г. — Чита, 1998.
[17] Элизбарян Е.Г. Некоторые патофизиологические характеристики органического поражения головного мозга у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: Дисс. ... канд. мед. наук. — Чита, 2004.
[18] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF CHILDREN LIVING ON ECOLOGICALLY «POLLUTED» TERRITORIES AS INDICATOR OF THEIR ADAPTATION TO ENVIRONMENTAL CONDITIONS
N.M. Sarayeva
Chair of theoretical and applied psychology Psychology faculty Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University Babushkin str., 129, Chita, Russia, 672007
The article deals with the problem of psychological status of those children who live in ecologically unfavorable region. It has been proved that signs of mental activity lowering (within the norm) for children of the discussed category are caused by minimizing psychological adaptation in ecologically unfavorable conditions.
Key words: region of ecological trouble, psychology status, minimizing adaptation.