Научная статья на тему 'Снижение психической активности детей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края'

Снижение психической активности детей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
25
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / MENTAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL STATUS / INFLUENCE OF ECOLOGICAL TROUBLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

Рассматриваются вопросы влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психическую активность детей. По параметрам психологического статуса выявлена тенденция к снижению психической активности детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Decrease in Mental Activity of Children in Environmentally Vulnerable Terrains of Trans-Baikal Territory

The questions of influence of ecologically vulnerable environment on children's mental activity are investigated in this article. In accordance with parameters of psychological status a tendency to decrease of mental activity of children living in environmentally vulnerable terrains is identified

Текст научной работы на тему «Снижение психической активности детей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 152.22

Н.М. Сараева

N. Sarayeva

СНИЖЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

DECREASE IN MENTAL ACTIVITY OF CHILDREN IN ENVIRONMENTALLY VULNERABLE TERRAINS OF TRANS-BAIKAL TERRITORY

Рассматриваются вопросы влияния экологически неблагополучной жизненной среды на психическую активность детей. По параметрам психологического статуса выявлена тенденция к снижению психической активности детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия

The questions of influence of ecologically vulnerable environment on children's mental activity are investigated in this article. In accordance with parameters of psychological status a tendency to decrease of mental activity of children living in environmentally vulnerable terrains is identified

Ключевые слова: психическая активность, психоло- Key words: mental activity, psychological status, influence

гический статус, влияние экологического неблагопо- of ecological trouble

лучия

В условиях глобального экологического кризиса актуализируется проблема сохранения физических и психических возможностей человека, составляющих, по большому счету, основной ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности. Утрата или ослабление этих возможностей происходит не только в результате мощного «разового» поражения человека средовыми факторами экстремального характера во время природных или техногенных катастроф. Более 60 % населения России [4] проживает в регионах экологического неблагополучия, где естественные и антропогенные «загрязнения» (загрязнитель (вредный агент) -

токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде (http://www.znay.ru/dictionary-/0547.Б№т1), не являясь по своей интенсивности экстремальным, настолько серьезен, что приводит к деформации природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека [9]. Последствия длительного воздействия на человека деформированной природной (физической) среды на территориях, экологическое неблагополучие которых связано с природно-климатическими условиями и профилем

хозяйственной деятельности, нуждаются в специальном анализе.

Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население в регионах (или на отдельных их территориях) экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска.

Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медикобиологические аспекты данной проблемы, на указанных территориях осуществлен анализ отклонений в здоровье детей и взрослых, в том числе психическом [3; С. 5]. Психологических работ, в которых специально исследуются особенности психической активности (в границах нормального развития), характерных для жителей территорий экологического неблагополучия, явно недостаточно. Выполнены исследования влияния на отдельные психические процессы, состояния человека отдельных вредных агентов физической среды: в первую очередь, больших и малых доз радиации различного генеза [2; С. 6], сложных химических соединений [12], других «загрязнителей». Однако вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющих) остаются, как правило, за рамками исследований. Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредо-ванности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к раздробленности, нередко - к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний. Сам факт влияния эмпирически фиксируется, иногда с оговорками. Но факторы, «мишени» такого влияния, степень влияния и, соответственно, последствия представляются

исследователями по-разному [7; 13; 14].

Необходимо рассмотреть комплексное воздействие на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды, что требует уточнения экспликации психики как объекта экопсихологического исследования. Мы рассматриваем психику не как самостоятельный объект исследования, а во-первых, опираясь на идеи А.Н. Леонтьева [8], как подсистему организации целостного человека, реализующего на психологическом и социальном уровнях этой организации (неразрывно связанных с биологическим уровнем) разные отношения со средой; и далее, как компонент системы «человек - среда (природная и социальная)».

Представление психики, как подсистемы в системе «человек-среда», заставляет признать неизбежность изменения ее состояния вследствие экологической деформации жизненной среды. Психика как подсистема, неразрывно связанная с биологическим уровнем организации целостного человека, и одновременно в качестве таковой, единая со средой, природной и социальной, должна закономерно изменяться вслед за деформацией среды природной.

Выявить названные изменения психики в результате влияния экологического неблагополучия возможно лишь по состоянию психической активности человека, ибо другой формы реализации психической сущности человека не существует.

Психическая активность - это и есть состояние психики во взаимодействии со средой. Для фиксации этого состояния мы используем понятие «психологический статус», трактуя его как характеристику системы «человек - жизненная среда». Психологический статус - это интегральная характеристика уровня психической активности человека в данный период в ее соотношении с конкретными факторами жизненной среды. «Интегральная» в том смысле, что она объединяет, «суммирует» разные проявления психики, с одной стороны, и особенности жизненной среды, с другой.

В Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ под руководством автора в течение ряда лет изучается психологический статус детей, родившихся и живущих на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края (в работе принимали участие преподаватели ЗабГГПУ Н.М. Дьячкова, Т.И. Ежевская, А.А. Суханов, О.П. Михайлова, М.В. Можаева, а также студенты психологического факультета). Проживание и деятельность человека здесь требуют повышенных энергозатрат, напряжения адаптивных систем. По уровню индекса потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем [1]. Медицинские исследования фиксируют, что в условиях экологического неблагополучия у детей происходит нарушение энергетического метаболизма, падение энергообразования, что влечет за собой изменения в основных системах организма человека: кардиореспираторной, иммунной, эндокринной и нервной [11].

Психика, формирующаяся на такой ослабленной биологической базе, может (должна) иметь сниженные параметры функционирования. В условиях экологического неблагополучия уровень активации психической деятельности недостаточен из-за того, что биологический базис «оттягивает» на себя большее количество энергии, необходимое для поддержания жизни и адаптации человека в деформированной среде. Происходит то, что А.В. Семенович назвала «энергетическим обкрадыванием» психической деятельности [10].

Наши эмпирические исследования были проведены на различных по степени экологического «загрязнения» и социальным условиям территориях Забайкальского края. «Загрязненные» территории: города Чита (краевой центр), Балей (районный центр), села Балейского района); «чистые территории»: поселок Красный Чикой (районный центр), села Красночикойско-го района, а также г. Дивногорск Красноярского края.

В статье представлены результаты основного этапа исследования, выборку которого

составили 825 младших школьников. Основным методом исследования было тестирование. Для оценки достоверности различий между показателями выборок применялся критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

Установлено, что в результате хронического влияния деформированной» природной (физической) среды - компонента жизненной среды - возникает тенденция к общему снижению психической активности детей, родившихся и проживающих на территориях экологического неблагополучия. Это проявляется в смещении разноуровневых параметров психологического статуса детей с границ так называемой «средней» нормы на нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные»).

В качестве основных параметров психологического статуса человека были выделены:

1) умственная работоспособность, выступающая как интегральная характеристика общей активации психической деятельности и представляющая первый (психофизиологический) уровень психологического статуса;

2) актуальное развитие интеллекта как системного образования, обеспечивающего внутрипсихическую интеграцию и связи со средой, адаптацию к ней и представляющего второй (промежуточный) уровень психологического статуса;

3) некоторые личностные (эмоционально-личностные) свойства, представляющие высший уровень психологического статуса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее отчетливо названная тенденция проявляется в снижении показателей умственной работоспособности. По большому числу характеристик памяти, внимания, утомляемости полушарий мозга, межполушарному переносу информации установлено, что практически все показатели умственной работоспособности детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, ниже, чем у их сверстников, проживающих на экологически благополучных территориях. Отличия значимы в диапазоне р < 0,001; р < 0,07 по

разным методикам. У детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия, чаще наблюдается истощаемость психической активности, сужение и значительные колебания объема перерабатываемой информации, трудности включения в деятельность, снижение скорости и точности выполнения заданий, уровня произвольной регуляции деятельности и другие проявления названной тенденции.

Она проявляется и в таком параметре психологического статуса, как актуальное развитие интеллекта. Показатели развития интеллекта детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, снижены по сравнению с показателями интеллектуального развития детей, проживающих на «чистых» территориях. Отличия значимы в диапазоне р < 0,001; р < 0,06. Анализ значений усредненных профилей структуры интеллекта детей, живущих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях, показал, что с увеличением степени «загрязнения» природной (физической) среды территорий снижаются показатели развития интеллекта детей. На экологически неблагополучных территориях, независимо от их социального статуса (особенно в городе экологического кризиса Балей), эти показатели смещаются к нижним границам нормы, в ряде субтестов выходя за ее пределы, то есть представляют собой проявление сниженной нормы развития интеллекта.

На личностном (высшем) уровне психологического статуса тенденция обнаружена в некоторых эмоционально-личностных свойствах детей - коренных жителей экологически неблагополучных территорий. Выявлены значимые отличия в показателях полярных - высокого и пониженного - уровней тревожности детей, проживающих на отличающихся по экологическим условиям территориях, в пользу жителей «чистой» территории. Зафиксировано, что при общем положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности, независимо от места проживания, у детей, живущих в условиях экологического неблагополучия жизненной среды, знак эмоционального фона смещен к

отрицательному полюсу, что позволяет говорить об ослаблении активных форм жизнедеятельности, особом (энергосберегающем) характере адаптационных процессов.

Установлена асимметрия в показателях усредненных личностных профилей детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Частью значений профили жителей «загрязненных» территорий смещены вниз относительно профиля жителей «чистых» территорий. Нельзя сказать, что эта тенденция резкая и заявляет о себе какими-то выраженными «падениями» показателей, выводящими детей за грань нормы. Показатели детей остаются в нормативных границах, но смещаются к нижнему пределу нормы.

По ряду тестовых показателей установить ожидаемую взаимосвязь соответствующих личностных характеристик именно с экологическим «загрязнением» среды не удалось. Однако в усредненном личностном профиле детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия, выделен эмоциональноличностный комплекс, который свидетельствует о сниженном уровне психической активности и на этом уровне психологического статуса. Сниженные значения ряда факторов (открытости/закрытости, развития интеллекта, независимости, стремления к самоутверждению/зависимости) в сочетании с фактором, отражающим меньшую энергичность, активность детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях, образуют ядро личностных черт в их усредненном профиле. Именно в этих характеристиках дети, живущие на различных территориях экологического неблагополучия, сходны между собой и именно по этим характеристикам они отличаются от детей - жителей «чистой» территории. Именно показатели названных факторов снижаются по мере увеличения степени «загрязнения» физической среды территории.

В эмоционально-личностной сфере отличие статуса детей, проживающих на «загрязненных» территориях, от статуса жителей «чистых» территорий, состоит не столько в

содержательных, сколько в динамических (активационных) характеристиках личностных черт. У первой категории детей эмоциональноличностные черты отличаются не «качественно» (они такие же), но по-другому проявляются -с меньшей степенью энергичности, интенсивности.

Установлено, что наиболее отчетливо тенденция к снижению параметров психологического статуса детей в условиях экологического неблагополучия проявляет себя в показателях, отклоняющихся от нормы, или в «крайних» показателях нормы. На «загрязненных» территориях значительно больше детей с «патологическими» показателями выполнения заданий, уровнем «пограничной», «слабой» нормы и намного меньше детей с показателями высокого уровня психической деятельности.

Показано, что хотя названная тенденция на разных уровнях психологического статуса проявляется с разной степенью отчетливости (в умственной работоспособности совершенно явно, в показателях развития интеллекта - более «зашумленно», не столь открыто, в эмоционально-личностных характеристиках - наиболее сложно), она обнаруживает себя при изучении различных аспектов, характеристик психологического статуса, при применении разных методов изучения. Наконец, она обнаруживается в психологическом статусе детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях различного социального статуса.

Социальная среда региона экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния среды физической, но при значительной степени «загрязненности» природной (физической) среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний.

В системной детерминации психологического статуса людей, проживающих на территориях с экологически неблагополучной жизненной средой, существует следующая особенность: при значительном «загрязнении»

природной (физической) среды территории в соотношении природного и социального факторов, обусловливающих психологический статус людей на территориях экологического неблагополучия, усиливается роль и значение влияний природного фактора.

В сниженных показателях, составляющих параметры психологического статуса коренного жителя территорий экологического неблагополучия, необходимо видеть позитивное проявление адаптационных процессов. Эти сниженные показатели есть вариант региональной нормы, позволяющей человеку пусть и не в самых оптимальных пределах, но адаптироваться к исходно неадекватным условиям среды. Такова цена (в том числе энергетическая) психологической адаптации людей на данных территориях.

Таким образом, исследование показало, что в результате хронического воздействия на психику детей экологически неблагополучной жизненной среды возникает тенденция к общему снижению их психической активности. В связи с этим необходима смена педагогической парадигмы по отношению к детям, родившимся и проживающим в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды и имеющим сниженные показатели психологического статуса. На территориях экологического неблагополучия требуется установление соответствия предлагаемых образовательных программ и технологий (особенно инновационных) возможностям усвоения детей с целью соблюдения принципов экологосооб-разности и здоровьесбережения в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: Научное издание / Н.А. Агаджанян, Н.Г. Гомбоева. - Новосибирск: СО РАН; Чита: ЗабГПУ, 2005. - 152 с.

2. Базылевич Т.Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т.Ф. Базы-левич и др. // Чернобыльский след: психологиче-

ские последствия Чернобыльской катастрофы. -М.: МГП «ВОТУМ - V», 1992. - С. 148-153.

3. Вельтищев Ю.Е. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология / Ю.Е. Вельтищев, В.В. Фокеева. - М.: Медицина, 1996. - 57 с.

4. Гичев Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России) / Ю.П. Гичев. - Новосибирск: СО РАМН, 2002. -230 с.

5. Говорин Н.В. Состояние нервно-психического здоровья детей и подростков, проживающих в экологически неблагоприятном регионе восточного Забайкалья / Н.В. Говорин, И А. Зимина и др. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2003. - № 1 (27). - С. 61-63.

6. Григорьев СИ. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина. - Барнаул, 1995. -288 с.

7. Екимова В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: дисс. д-ра психол. наук по специальности 19.00.13 / В.И. Еки-мова. - М.: РГБ, 2003. - 281 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат,

Коротко об авторе________________________________

Сараева Надежда Михайловна, к. психол. н., доцент, профессор кафедры общей и практической психологии, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ), saraiewa@mail.ru

Научные интересы: экологическая психология, психология кризисных состояний

1977. - 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов. -М.: Наука, 2004. - 197 с.

10. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А.В. Семенович. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.

11. Сердцев М.И. Экология, метаболизм, здоровье / М.И. Сердцев. - Чита: ЗабГПУ, 1996. -161 с.

12. Терещенко Э.В. Психологическая оценка влияния эколого-химических факторов на личностно-характерологические особенности подростков: автореф. дисс...канд. психол. наук по специальности 19.00.01 /Э.В. Терещенко. - Ставрополь, 2002. - 21 с.

13. Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): автореф. дисс...канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.Н. Хащенко. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 16 с.

14. Хомская ЕД. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии / Е.Д. Хомская // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. - С. 84-95.

____________________________Briefly about author

Sarayeva Nadezhda, Candidate of Psychology, professor of General and Practical Psychology Department, Tcherny-shevskiy Transbaikalian State Pedagogical University of Humanities (TransSPUH), saraiewa@mail.ru

Scientific interests, ecological psychology, psychology of crisis conditions