етоди
ти
8. Козлов Н. И. Теоретическая и м гических вузов к развитию музыкальное
9. Ольховская Е. Ю. Основы элитарной
10. Рогова А. В. Воспитание человека ку мысли России (вторая половина XIX - нача
11. Руденко И. В. Общественно-педаго Гуманитарный вектор. № 1 (17) 2009. С.
12. Черепанова Л. В. Формирование ли чении русскому языку : монография. Но
13. Швецов М. Ю. Теоретические основы чения управления социальными процессам
14. Эрдынеева К. Г. Становление псих ти инженера. Чита, 2005. 160 с.
гичі
ческая подготовка студентов педаго-учащихся. М., 2004. 302 с. педагогики. Чита, 2007. 211 с. льтуры в философско-педагогической ло XX вв.). СПб.; Чита, 2003. 160 с.
еская деятельность И. Н. Жукова / / -21.
нгвистической компетенции при обу-восибирск : Наука, 2006. С. 352.
.1 системно-информационного обеспе-ли : монография. Чита, 2001. С. 160. олого-педагогической компетентнос-
14
УДК 152.22
N. М. Sarayeva
ББК Ю95
Н. М. Сараєва
Peculiarities of mans psychological
status in ecologically unhappy areas
Особенности психологического
статуса человека на территориях
The article is concerned with the indices
экологического неблагополучия1
of psychological status of children living in
the ecologically unhappy parts of Zabaika-
В статье обсуждаются показатели
lie region. The empirical research presents
психологического статуса детей, прожи-
displacement of the indices to the lowered
вающих на экологически неблагополуч-
norm which may be read as manifestation
ных территориях Забайкальского края,
of the minimum adaptation needed to live
В эмпирическом исследовании установ-
in complicated conditions.
лено смещение показателей в сторону
Key words: psychological status, unhap-
сниженной нормы, что можно считать
py ecological environment, vital environ-
проявлением минимизирующей адап-
ment, a region of ecological trouble.
тации, необходимой в осложненных ус-
ловиях жизненной среды.
На территориях экологического не-
Ключевые слова: психологический ста-
благополучия, многочисленных в Рос-
тус, экологически неблагополучная сре да, жизненная среда, регион экологи
сии, естественные и антропогенные
«загрязнения» приводят к деформации
ческого неблагополучия.
природной (физической) среды, кото-
рая составляет вместе с социальными
условиями жизненную среду человека
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект
№09-06-00064 а «Психологическая адаптация чело-
Следствием этого является ослабление,
века в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского и юношеского населения Забайкальского края)»
нарушение его физического здоровья
и снижение уровня психической ак-
тивности. Осознание опасных последс-
твий влияния на человека экологичес- (оправданный задачами конкретных
кого неблагополучия привело в настоя- исследований), реализуемый нередко
щее время к оформлению социального без учета социальной опосредован-
запроса на анализ состояния здоровья J 1 г ности этих влияний и возможности их
и психики людей, которые испытывают социальной компенсации, приводит в
воздействия не вполне адекватной, то итоге к раздробленности, нередко - к
есть не соответствующей их генофено- противоречивости известных фактов
] ^ г типическим свойствам [8] природной о сути и последствиях таких влияний.
(физической) среды. Однако на сегод- Для преодоления этой раздробленнос-
няшний день в достаточной мере раз- ти и составления целостной картины
работаны лишь медико-биологические воздействия на человека природных
аспекты проблемы, дан анализ откло- (физико-химических) и социальных
нений в здоровье детей и взрослых, в факторов жизненной среды на терри-
том числе психическом, на территори- ториях экологического неблагополучия
ях экологического неблагополучия. Со требуется выход за рамки монофак-
стороны психологической науки отве- торных подходов и обеспечение иных
том на этот запрос стали исследования, методологических и методических ос-
посвященные проблеме негативных нований изучения названной пробле-
влияний на психические процессы, со- мы - изучения с позиций целостности,
стояния и свойства человека, главным системности. Анализ влияния не отде-
образом, отдельных вредных агентов льных физико-химических агентов на
физической среды: в первую очередь, конкретные психические функции или
больших и малых доз радиации [2; 7; 1 ГУ ^ сферы психики, а системного воздейс-
14; 15]; сложных химических соедине- твия жизненной среды на целостную
ний [13]; тяжелых металлов [3]; других психику людей, проживающих в усло-
«загрязнителей» естественного и ант- виях экологического неблагополучия,
ропогенного происхождения. Между требует рассмотрения этого воздействия
тем, в реальной жизнедеятельности че- в рамках системы «человек - среда». В
ловек испытывает влияние целостной связи с этим возникает необходимость
жизненной среды, в которой не выде- введения новой качественной характе-
ляются отдельные физико-химические ристики, которая позволила бы оценить
составляющие и основным компонен- состояние системы «человек - среда» в
том которой является среда социальная целом и влияние экологически небла-
[10]. Кроме того, вследствие целостнос- гополучной среды на психику людей.
ти психики в ней невозможно разгра- Такой системной характеристикой, од-
ничить области, подверженные и не новременно являющейся и отражени-
подверженные влиянию экологичес- ем внутренних процессов и состояний
кого неблагополучия. В силу систем- человека, и функцией внешней среды,
ного своего характера вся она, на всех является психологический статус чело-
своих уровнях - объект таких влияний. века. Психологический статус характе-
Но вопросы комплексных воздействий ризует уровень психической активности
на целостную психику человека эколо- человека в соотношении с конкретными
гически неблагополучной жизненной факторами среды, то есть параметры
среды остаются, как правило, за рамка- психологического статуса отражают со-
ми исследований. Преимущественно стояние системы «человек - среда» в це-
монофакторный подход к изучению лом. Понятие «психологический статус»
негативных влияний экологического употребляется в медицине [4], психоло-
неблагополучия на психику человека гии [7], но либо не определяется, либо
определяется и трактуется по-разному. деленном отношении обеспечивающи-
Мы понимаем под психологическим ста- ми их функционирование в силу более
тусом человека актуальное состояние его ТУ ' г ] тесной связи с биологическим уровнем
психики, целостный результат, интег- организации человека. Эта близость к
ральный эффект совокупной деятель- биологическому уровню обусловлива-
ности психических функций, сохраняю- ет и большую зависимость их от влия-
щий свою относительную устойчивость ний природной (физической среды). К
У У в течение определенного времени в дан- таким сферам психического относится
ных условиях жизненной среды. умственная работоспособность человека.
Параметры психологического ста- В умственной работоспособности наибо-
туса являются разноуровневыми, пос- у I лее отчетливо реализуют и проявляют
кольку разноуровневой является сис- себя связи биологического и психологи-
темная организация человека. По ческого уровней системной организации
А.Н. Леонтьеву [9], системная организа- человека. Она есть результат совместно-
ция человека включает в себя три уров- го действия механизмов психофизиоло-
ня: биологический, психологический и гической и психологической регуляции,
социальный (личностный). Базисный - базирующихся на системе активацион-
биологический уровень системной ор- но-энергетического гомеостата. Показа-
ганизации человека. Именно он, в пер- тели умственной работоспособности яв-
вую очередь, испытывает на себе вли- ляются интегральной характеристикой
яние неадекватной, деформированной первого психофизиологического уровня
природной среды, ибо взаимодействие психологического статуса человека.
с ней подчиняется физико-химическим Среди образований психологического
и биологическим закономерностям. уровня системной организации челове-
Поскольку биологический уровень ор- ка наибольший интерес вызывает интел-
ганизации человека неразрывно связан лект в силу того, во-первых, что он по од-
с уровнем психологическим, влияния ному из наиболее распространенных оп-
неадекватной, деформированной фи- ределений обеспечивает разнообразные
зической среды вызывают, как явление и эффективные связи человека со сре-
вторичное, изменения в функциониро- дой, успешную адаптацию к ней. Во-вто-
вании и этого уровня. рых, он, являясь самостоятельной систе-
Представляя психологический статус мой, буквально «прошивает» все области
человека как разноуровневое системное психического, интегрирует деятельность
образование, характеризующее актуаль- ' I 1 У ^ других функций внутри психологичес-
г 1 ' г г ' 1 1 ное состояние его психики в данных ус- кого уровня, а потому позволяет судить о
ловиях жизненной среды, можно пред- его состоянии в целом. В-третьих, интел-
ложить в качестве основных его парамет- лект теснейшим образом связан с лич-
ров, соответствующих психологическому ностным (социальным) уровнем орга-
и социальному (личностному) уровням низации человека. Показатели развития
системной организации человека, умс- интеллекта человека, проживающего на
твенную работоспособность, развитие территории экологического неблаго-
интеллекта и некоторые характеристики получия, составляют параметр второго
эмоционально-личностной сферы. уровня психологического статуса.
Конечно, экологически неблагопо- Подвержена влиянию экологическо-
лучная среда воздействует на все подсис- го «загрязнения» и личностная сфера
] Г ' ^ У м темы и сферы психики человека. Но есть людей. Личностные черты являются
среди них такие, которые являются ба- комплексными признаками, в детер-
зисными для других подсистем, в опре- минации вариативности которых при-
нимает участие множество факторов, в генеза, которыми она характеризует-
том числе и биологических. Признание ся в целом. Развитие горнорудной и
этого факта влечет за собой признание перерабатывающей промышленности
и возможности влияния природной привело к накоплению десятков мил-
(физической) среды через биологичес- лионов тонн отходов. Концентрации
кий уровень (хотя бы через генотип) на вредных химических элементов в них
личностные свойства человека. Согла- превышают допустимые в десятки раз.
шаясь с тем, что личностные свойства, Физическую среду Забайкалья в целом
будучи социальными по природе и со- характеризует высокий уровень ради-
держанию, в большинстве своем имеют ации как естественного, так и произ-
лишь многократно опосредованную, то водственного генеза [1].
есть косвенную связь с природными ха- Проживание и деятельность человека
рактеристиками жизненной среды, мы в регионе требует серьезных энергозат-
выделили в их системе те, что в боль- рат, напряжения адаптивных систем.
шей степени, чем другие, сохраняют Медики и адаптологи говорят о неустой-
непосредственное взаимодействие со х у чивой адаптации населения Забайкаль-
своим биологическим базисом и при ского края. По индексу потенциальной
всей своей «социальности» имеют бо- жизнеспособности Забайкалье относят
лее явную зависимость от него. к регионам с наиболее низким показате-
К таким характеристикам относятся, лем [1]. Велика нагрузка на организм и
прежде всего, эмоционально-личност- психику человека.
ные свойства. Эмоции выполняют важ- Добавим к этому, что и в социально-
нейшую функцию интеграции соци- экономическом отношении Забайкаль-
У I У 1 1 ального и биологического в человеке. ский край нельзя назвать благополуч-
По показателям эмоционально-личнос- ным. Хороший природно-ресурсный
тного профиля можно составить пред- потенциал территории, представляя
ставление о той стратегии адаптации, базу для экономического развития, не
которую реализует человек. стал гарантией его высокого уровня.
ГУ 1 У В лаборатории региональных ис- Экономическое отставание Забайкалья
следований психики ЗабГГПУ в тече- заметно даже при сравнении с региона-
ние ряда лет проводится работа, цель ми Сибири и Урала, не говоря уже о ев-
которой - теоретически обосновать и ропейской части России.
эмпирически показать изменение со- Обследовалось детское население ряда
стояния психики человека, постоянно территорий Забайкальского края. Дети
проживающего на экологически не- особенно подвержены влиянию эколо-
благополучной территории (по пока- гически неблагополучной жизненной
зателям психологического статуса). По среды: психические функции в детском
природно-климатическим особеннос- возрасте переживают период интенсив-
тям и преобладающему профилю хо- ного становления, будучи особенно сен-
зяйственной деятельности Забайкаль- ситивными к средовым воздействиям.
ский край может быть отнесен к эколо- Картина накопления в психике детской
гически неблагополучным регионам. популяции страны дизадаптационных
у г Деформация физической среды здесь стигматов, о которой с тревогой говорят
заключается не просто в присутствии многие специалисты, в частности, ней-
Г Г У каких-то отдельных «загрязнителей», ропсихологи [11], должна быть конкре-
а в комплексных негативных геофизи- тизирована в отношении той категории
ческих и геохимических параметрах детей, которые родились и живут в эколо-
естественного и производственного гически неблагополучной, то есть в изна-
чально не вполне адекватной жизненной вающих на территориях экологическо-
среде. В связи со сказанным эмпиричес- го неблагополучия? Может ли это состо-
кое обоснование основных положений яние быть оптимальным?
работы проведено на детях. На предварительном этапе исследо-
Анализ состояния физического здо- вания в выборку входили практически
ровья детей, жителей «загрязненных» Г J ' г ' здоровые дети дошкольного, младшего
территорий, позволил констатировать: школьного, подросткового возрастов.
у многих из них ослаблены функцио- На основном этапе выборку составили
нальные возможности организма. Это дети младшего школьного возраста. Все
проявляется в высокой заболеваемости дети родились и выросли в районах ис-
дыхательной системы; функциональ- следования. Общий объем выборки 3133
ном напряжении сердечно-сосудистой человека. Количественный, возрастной,
системы; сдвигах в состоянии гормо- половой состав выборочной совокуп-
нальной регуляции, признаках имму- ности отвечал принятым стандартам
нодефицита, распространенности не- репрезентативности.
врологической симптоматики. Территории исследования отлича-
У здоровых детей младшего школь- лись как по градиенту природного фак-
ного возраста выявлено изменение тора - степени загрязнения природной
функционального состояния головного (физической) среды, так и по градиен-
мозга, его биоэлектрической активнос- ту социального фактора (социальному
ти в виде большого числа дезорганизо- ] ^ г г \ ' ] статусу - качеству социальной среды,
ванного типа ЭЭГ с альфа-ритмом. Это социально-экономическим, информа-
свидетельствует о снижении психофи- ционным характеристикам).
^ J т зиологической пластичности и усиле- Исследование позволило установить,
нии катаболических процессов коры что на территориях экологического
головного мозга в условиях постоянно неблагополучия существует тенден-
действующих патогенных факторов ция к общему снижению психической
^ 7 ^ т г (Е.Г. Элизбарян, 2004). активности детского населения. Эту
Управлением Федеральной службы тенденцию можно обнаружить на всех
по надзору в сфере защиты прав пот- уровнях психологического статуса в
ребителей и благополучия человека по смещении его показателей с границ так
Читинской области отмечается тенден- называемой «средней» нормы в ниж-
ция ухудшения состояния здоровья де- ненормативные диапазоны (в грани-
J J ( ^ 1 тского населения. Рост заболеваемости цы показателей «сниженной нормы»,
прослеживается по всем основным нозо- «ниже среднего уровня», «слабые»,
логическим формам. В первую очередь, «пограничные»).
страдают жизненно важные, энергоза- Наиболее отчетливо данная тенден-
висимые функции. В условиях экологи- ция проявляется в снижении показате-
ческого неблагополучия происходит на- лей умственной работоспособности. По
рушение энергетического метаболизма, характеристикам памяти, внимания,
падение энергообразования [12]. утомляемости нервной системы и дру-
То есть, на территориях экологичес- гим установлено, что практически все
кого неблагополучия у детей выявле- показатели умственной работоспособ-
ны изменения (снижение) параметров ности детей, проживающих на эколо-
функционирования на биологическом гически неблагополучных территори-
уровне системной организации. Это вы- ях, независимо от социального статуса
зывает закономерный вопрос, каково же последних, ниже, чем у их сверстников,
тогда состояние психики детей, прожи- проживающих на экологически «чис-
тых» территориях. В условиях экологи- Наиболее отчетливо изменение уров-
ческого неблагополучия у детей чаще ня умственной работоспособности де-
наблюдается истощаемость психичес- тей в условиях экологического неблаго-
кой активности, сужение и значитель- получия проявляет себя в показателях,
ные колебания объема перерабатывае- отклоняющихся от нормы, или в «край-
мой информации, трудности включе- них» показателях нормы. На «загрязнен-
ния в деятельность, снижение скорости ных» территориях значительно больше
и точности выполнения заданий и дру- детей с «патологическими» показателя-
гие проявления названной тенденции ми выполнения заданий, уровнем «сла-
(см., например, рис. 1). бой» умственной работоспособности и
у 1 намного меньше детей с показателями
высокого уровня. В целом же можно
100 говорить об асимметрии в показателях
умственной работоспособности детей:
80 нормативного времени они «сдвинуты» в сторону сниженной
60 П Колебания ^ У 1 У нормы (см. табл. 1).
-
40
20 -
Г
0 1— — ^^ 1 ,
Рис. 1 . Количество детей (в %) с симптомами
снижения внимания на отличающихся по условиям
Количество детей (в %) по уровш на территориях с отличаю ЇМ вы щими Таблица 1 полнения теста Тулуза-Пьерона ся средовыми условиями
Уровни выполнения Экологически неблагопол территории учные Экологически благополучные территории
г. Валей г. Чита: Цент Ингодински пралы й райо шй, ны г. Чита: мкр. Северный п. Красный Чикой
Ск орост ь выполнения теста
Патология 26,0 17,0 4,5 3,8
Слабая 35,4 22,0 15,1 6,0
Возрастная норма 30,2 21,1 19,9 20,6
Хорошая 8,3 39,9 52,5 60,4
Высокая - - 8,0 9,2
Уровни То' чност ь выполнения теста
Патология 32,0 20,5 - -
Слабая 34,3 20,0 11,8 2,9
Возрастная норма 26,4 12,4 12 10,3
Хорошая 7,3 38,С ) 48,8 50,6
Высокая - 9,0 27,4 36,2
Тенденция проявляется и в таком ин- видов интеллекта на «загрязненных»
тегральном параметре второго уровня территориях (особенно при кризисной
психологического статуса, как разви- степени «загрязнения») значительно
тие интеллекта. Детей с нижненорма- больше, чем на территориях «чистых»
тивными показателями развития всех (р < 0,07 - р < 0,01) (см. табл. 2).
Количество детей (в %) с нижне] по тесту Векслера на территориях с о *орма тлича тивными показателями интеллек Таблица 2
та
ющимися условиями жизненной среды
Уровень развития интеллекта Экологически неблаг территори оприя я тная Экологически благоприятная территория
Ьалей Валейски р-он й Ч ита Красный Чикой Красно-чикойский р-он Дивногорск
Общий интеллект
Сниженная норма 17.8 32,0 15,4 6,0 3,9 0
Пограничный уровень 10,7 16,0 12,8 4,0 0 0
В ербальный интеллект
Сниженная норма 19,1 28,0 12,8 8,0 19,2 0
Пограничный уровень 11,9 12,0 23,1 0 3,9 0
Не вербальный интеллект
Сниженная норма 22,6 16,0 15.4 8,0 3,9 3,5
Пограничный уровень 10,7 16,0 0 0 0 0
Анализ значений усредненных про- ных территориях. Частью значений про-
филей структуры интеллекта детей фили жителей «загрязненных» террито-
I ГУ Jг * ' показал, что с увеличением степени рий смещены вниз относительно профи-
«загрязнения» природной (физичес- ля жителей «чистых» территорий. Не-
кой) среды территорий показатели всех льзя сказать, что эта тенденция резкая и
12 субтестов смещаются к нижним гра- заявляет о себе какими-то выраженными
ницам нормы, то есть представляют со- «падениями» показателей, выводящими
бой проявление сниженной нормы раз- детей за грань нормы. Показатели детей
вития интеллекта. остаются в нормативных границах, но
Системный характер психики чело- смещаются к нижним границам нормы.
века и системный характер его отноше- Названы особенности эмоционально-
ний с жизненной средой позволил об- личностной сферы детей, родившихся
наружить проявление названной выше и живущих в условиях длительного вли-
тенденции и на личностном уровне яния экологически неблагополучной
психологического статуса, в некоторых жизненной среды. К этим особенностям
эмоционально-личностных свойствах относятся:
детей, живущих в условиях экологичес- - более частые проявления крайних
кого неблагополучия. степеней тревожности: очень высокой,
у Установлена (по тесту Р. Кэттелла) высокой или сниженной. Высокие и сни-
асимметрия в показателях усредненных женные показатели тревожности детей яв-
личностных профилей детей, прожива- ляются маркером пребывания детей в ус-
ющих на экологически неблагополуч- ловиях длительного средового давления;
- при общем положительном эмоци- первую очередь, физических, физиоло-
ональном фоне смещение знака эмоци- гических оснований жизнедеятельнос-
ональности к отрицательному полюсу, ти людей;
свидетельствующее об ослаблении ак- б) необходимости энергосбережения
тивных форм жизнедеятельности, энер- и минимизирующей адаптации, пос-
госберегающем характере адаптацион- ГУ ^ ^ ' кольку психика людей, родившихся и
ных процессов; живущих в условиях экологического не-
- меньшая способность активно об- благополучия, формируется на основе
щаться продолжительное время без у 7 гг гу изначально ослабленных филогенети-
усталости (выносливость в общении), ческих программ и пребывает в напря-
большая истощаемость в условиях ши- жении в связи с продолжающимися не-
рокого и оживленного общения; гативными средовыми воздействиями.
- сниженный уровень активности, А сама адаптация к условиям экологи-
энергичности ^). ческого неблагополучия является энер-
Хотя тенденция к общему снижению гозатратной.
психической активности детского насе- В сниженных показателях, состав-
ления на разных уровнях психологичес- ляющих параметры психологического
кого статуса проявляется с разной сте- статуса коренных жителей территорий
пенью отчетливости, она обнаруживает экологического неблагополучия, необ-
себя на двух этапах исследования, при ходимо видеть позитивное проявление
изучении различных сфер психики, адаптационных процессов. Эти сни-
при применении разных методов изуче- женные показатели есть вариант реги-
ния. Она проявляет себя в показателях ональной нормы, позволяющей людям
детей трех возрастных групп. Наконец, пусть и не в самых оптимальных преде-
она обнаруживается в психологическом лах, но адаптироваться к исходно неа-
статусе детей, проживающих на эколо- декватным условиям среды и, реализуя
гически неблагополучных территориях свою сущность, проявлять все необхо-
различного социального статуса. димые виды психической активности.
I ' У Социальная среда территорий эколо- Но об этом нужно помнить, и это
гического неблагополучия может ком- нужно учитывать. Человек в условиях
пенсировать негативные влияния среды деформированной жизненной среды
физической, но при значительной, осо- платит более высокую энергетическую
бенно кризисной, степени «загрязнен- У г у плату за свою жизедеятельность.
ности» природной (физической) среды Таким образом, параметры психоло-
социальные воздействия оказываются гического статуса могут быть приняты
недостаточными для полной компенса- в качестве критериев оценки популя-
ции ее влияний. ционных возможностей психики у лю-
Отчего происходит изменение состо- дей, проживающих на экологически
яния психики детей? неблагополучных территориях. Харак-
Тенденция возникает в результате теристики психологического статуса
следующих процессов: Г У человека могут служить индикатором
а) снижения активации психической экологического благополучия или не-
деятельности, возникающей в усло- благополучия природной (физичес-
виях конкуренции за энергетическое кой) среды территории, на которой он
УХ 1 обеспечение между биологическим, с живет.
одной стороны, и психологическим и
социальным уровнем организации че-
ловека - с другой, для поддержания, в
Список литературы
Б<>
1. Агаджанян Н. А., Гомбоева Н. Г ния различных этнических групп Новосибирск : Изд-во СО РАН; Чита
2. Базылевич Т. Ф. Структуры инд радиационных факторов в процессе нобыльский след : психологические М. : МГП «ВОТУМ - Ф», 1992. С. 1483. Вельтищев Ю. Е., Фокеева В. В.
экопатология. М. : Медицина, 1996. 5
4. Гичев Ю. П. Загрязнение окружа ный опыт России). Новосибирск : СО
5. Говорин Н. В. Состояние нервн тков, проживающих в экологически байкалья / Н. В. Говорин, И. А. Зими рии и наркологии. 2003. № 1 (27). С.
6. Григорьев С. И., Демина Л. Д. экологического неблагополучия. Бар
7. Екимова В. И. Особенности пси виях экологического неблагополучи психол. наук по специальности 19.00
8. Казначеев В. П. Современные 1980. 191 с.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность.
304 с.
10. Панов В. И. Экологическая пси М. : Наука, 2004. 197 с.
11. Семенович А. В. Введение в не пособие. М. : Генезис, 2005. 319 с.
12. Сердцев М. И. Экология, метаб го пединститута, 1996. 161 с.
13. Терещенко Э. В. Психологич ких факторов на личностно-хара ков : автореф. дис. ... канд. психол. поль, 2002. 21 с.
14. Хащенко Н. Н. Социально-пси ти личности на экологически неблаго след) : автореф. дис. . канд. психол РАН, 2002. 16 с.
15. Хомская Е. Д. Анализ последств экологической нейропсихологии // № 6. С. 84-95.
. Ада сточ : Изд ивид адапт после, 153. Экол 7 с. юще РАМ о-пси небла на [и 61-63 Про наул іхиче я [Эл 13. пект
ас
птация, экология и здоровье населеного Забайкалья : научное издание. во ЗабГПу, 2005. 152 с. уальных свойств личности и влияние ации /Т.Ф. Базылевич [и др.] / / Чер-дствия Чернобыльской катастрофы.
огия и здоровье детей. Химическая
й среды и здоровье человека (печаль-Н, 2002. 230 с.
хического здоровья детей и подрос-гоприятном регионе восточного За-др.] // Сибирский вестник психиат-
фессиональный психолог в регионе , 1995. 288 с.
ского развития школьников в усло-ектронный ресурс] : дис. ... доктора . : РГБ, 2003. 281 с.
ы адаптации. Новосибирск : Наука.,
М
Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1977.
хология: Опыт построения методологии. йропсихологию детского возраста : учеб. олизм, здоровье. Чита : Изд-во Читинско-
еская оценка влияния эколого-химичес-ктерологические особенности подрост-наук по специальности 19.00.01. Ставро-
хологические факторы жизнедеятельнос-приятных территориях (Чернобыльский наук: 19.00.05. М. : Институт психологии
ий Чернобыльской катастрофы с позиций Психологический журнал. 1997. Т. 18.