Научная статья на тему 'Показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края'

Показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
541
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / INFLUENCE OF ECOLOGICALLY UNHAPPY LIVING ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL / PSYCHOPHYSIOLOGICAL / MENTAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна, Суханов Алексей Анатольевич

Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования психофизиологической и психической адаптации студентов, проживающих в экологически неблагополучном регионе Забайкальском крае. Установлено, что на психофизиологическом уровне психологической адаптации большинство студентов имеет сниженные показатели. Тенденция к снижению показателей наблюдается и на психическом уровне психологической адаптации. Полученные результаты рассматриваются как следствие длительного влияния на психику человека экологически неблагополучной жизненной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна, Суханов Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of Man's Psychological Adaptation in Living Environment of Zabaikalsky Krai: Psychophysiological and Mental Level

The article discusses the results of the empirical study concerning psycho-physiological and psychological adaptation of students living in the ecologically unhappy region of Zabaikalsky Krai. It has been found out that most of the students have decreased psychophysiological level development of psychological adaptation. The degradation trend is also marked at mental level of psychological adaptation. The obtained results are considered to be the consequence of a long term ecologically unhappy living environment influence on man's psyche.

Текст научной работы на тему «Показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края»

УДК 15.0 ББК Ю 9

Н. М. Сараева, А. А. Суханов

Показатели психофизиологического и психического уровней психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского края1

Статья посвящена обсуждению результатов эмпирического исследования психофизиологической и психической адаптации студентов, проживающих в экологически неблагополучном регионе -Забайкальском крае. Установлено, что на психофизиологическом уровне психологической адаптации большинство студентов имеет сниженные показатели. Тенденция к снижению показателей наблюдается и на психическом уровне психологической адаптации. Полученные результаты рассматриваются как следствие длительного влияния на психику человека экологически неблагополучной жизненной среды.

Ключевые слова: влияние экологически неблагополучной жизненной среды, психологическая, психофизиологическая, психическая адаптация.

N. M. Sarayeva, A. A. Sukhanov

Indicators of Man's Psychological Adaptation in Living Environment of Zabaikalsky Krai: Psychophysiological and Mental Level

The article discusses the results of the empirical study concerning psycho-physiological and psychological adaptation of students living in the ecologically unhappy region of Zabaikalsky Krai. It has been found out that most of the students have decreased psychophysiological level development of psychological adaptation. The degradation trend is also marked at mental level of psychological adaptation. The obtained results are considered to be the consequence of a long term ecologically unhappy living environment influence on man's psyche.

Key words: influence of ecologically unhappy living environment, psychological, psychophysiological, mental adaptation.

Исследовательская деятельность сотрудников Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПу (Н. М. Сараевой, А. А. Суханова, П. Михайловой, М. В. Можаевой, Г. А. Чирковой) позволила установить, что психологический статус детей, родившихся и постоянно проживающих в условиях экологически неблагополучной среды, отличается по ряду своих параметров от психологического статуса детей, проживающих в условиях эколо-

гического благополучия. Генеральное отличие заключается в том, что большая или даже преобладающая часть показателей разных видов психической активности детей, живущих в условиях экологического неблагополучия, смещена с границ так называемой «средней» нормы в нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные») [22].

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект №09-06-00064 а «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского юношеского населения Забайкальского края)»)

Ответ на вопрос, каковы возможные механизмы изменения психологического статуса людей, проживающих на территории экологического неблагополучия, следует искать в анализе общих адаптационных законов и механизмов, но - законов и механизмов, реализующихся в конкретных средовых условиях, условиях экологического неблагополучия. Эти механизмы известны и достаточно подробно изучены в биологии и медицине, например, в применении к патогенезу, в психологии же - только в отношении неких экстремальных воздействий [4; 9; 17; 18; 19; 20 и др.]. Мы полагаем, что те же самые адаптационные механизмы и процессы реализуются и в регионах экологического неблагополучия - в условиях не экстремальных, но хронических влияний на психику здорового человека негативной физической среды. В этом аспекте указанные процессы и механизмы до сих пор не рассматривались и нуждаются в самостоятельном анализе.

Экологический кризис изменяет природные условия существования человека. Изучение влияния на человека экологически неблагополучной среды приводит к необходимости обсуждения вопросов биологической и психологической адаптации его к неадекватным условиям. В силу того, что в регионе экологического неблагополучия физическая среда оказывает особое (негативное) влияние на физическое здоровье и психику человека [1; 6; 7; 10; 13; 14 и др.], требуются и особые варианты адаптации к данной неадекватной среде. условия экологического неблагополучия сужают границы оптимальной жизнедеятельности. При значительных изменениях характеристик среды обитания человека, травматизации ее [16], не связанной или связанной с деятельностью человека, появлении новых, ранее неиз-

вестных, факторов воздействия на него возрастают нагрузки на все системы организма и психики.

Проблемное поле сохранения возможностей человека в неблагоприятной жизненной среде разрабатывается в настоящее время многими областями научного знания - адаптологией, социологией, рискологией, психологией. На основе отличающихся подходов созданы серьезные концепции, раскрывающие разные аспекты данной проблемы. Среди них концепция человеческого потенциала [15], концепция жизненных сил человека, разрабатываемая Алтайскими социологами и психологами [11], концепция приемлемого и неприемлемого риска взаимодействия человека с экологически неблагополучной средой [21], концепция жизнестойкости человека С. Мадди [24] и другие. При этом как бы ни назывался в конкретных науках диапазон физических и психических возможностей человека, подчеркивается, что он не беспределен и требует сохранения, восстановления, компенсации при потерях или ослаблении, прежде всего, в условиях негативных средо-вых воздействий.

На территориях экологического неблагополучия среда предъявляет повышенные требования к адаптационным механизмам человека. Здесь организм и психика человека нередко функционируют в нижних границах или на пределе адаптационной нормы. «Ценой адаптации» [2] человека к неадекватным условиям является недостаточная генетическая готовность к хроническим негативным воздействиям среды, при которых возникает организованная минимизация жизни, иногда достигающая уровня патологии [12; 16; 18]. Цена адаптации - это еще и особое напряжение управляющих систем в отклоняющихся от нормы условиях. Адаптация человека к условиям

экологического неблагополучия является энергозатратной. При длительном пребывании в неадекватных средовых условиях человек склонен к экономии общей энергии жизнедеятельности. Возникает минимизирующая адаптация, которая является механизмом снижения (в пределах нормы) показателей его психической активности [8].

Предметом нашего дальнейшего теоретического и эмпирического исследования является психологическая адаптация человека к экологически неблагополучным условиям жизненной среды Забайкальского края. Жизненная среда понимается как совокупность условий природной (физико-химической) и социальной среды [23]. Забайкальский край по природно-климатическим особенностям и преобладающему профилю хозяйственной деятельности можно отнести к регионам экологического неблагополучия. Природная среда почти всех его территорий содержит высокие концентрации «загрязняющих» веществ естественного и производственного генеза. Медики и адаптологи говорят о неустойчивой биологической адаптации населения Забайкальского края. По индексу потенциальной жизнеспособности Забайкалье относят к регионам с наиболее низким показателем [3]. Приведенные данные заставляют ожидать снижения показателей и психологической адаптации населения, проживающего в осложненных условиях жизненной среды.

Психологическая адаптация рассматривается нами как сложная система, включающая психофизиологический, психический и социально-психологический уровни. Мы полагаем некорректным, хотя и оправданным конкретными целями анализа, выделение отдельных видов адаптации как самостоятельных. Психологическая адаптация целостна, но неоднородна.

В данной статье приводятся результаты эмпирического изучения показателей психофизиологического и психического уровней психологической адаптации представителей юношеского возраста - студентов первого и третьего курсов (соответственно 77 и 80 человек, родившихся и проживающих в Забайкальском крае). Исследование проводилось весной, то есть первокурсники уже прошли первоначальную адаптацию к обучению в вузе.

Показателями адаптации на психофизиологическом уровне служили характеристики функционального состояния и работоспособности студентов, полученные с помощью компьютерной экспресс-диагностики. В качестве метода определения функционального состояния и работоспособности использовалась вариационная хронореф-лексометрия, в основе которой лежит статистический анализ латентных периодов простой сенсомоторной реакции (методика М. П. Мороз). Показателями психического уровня адаптации являлись характеристики нервно-психической устойчивости и уровень адаптивных способностей человека. Для их диагностики применялся многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)» А. Г. Маклакова, С. В. Чер-мянина. Показатели второго и третьего уровня психологической адаптации определялись также с помощью личностного опросника ММРІ (только у студентов третьего курса).

Исследование позволило установить, что на психофизиологическом уровне адаптации только 8 % студентов-первокурсников имеют оптимальную (нормальную) работоспособность. 63 % испытуемых имеют показатели нижней границы нормы. Это показатели функционального состояния астенизирован-ного человека. Они характеризуют ра-

ботоспособность человека как незначительно сниженную. В таком состоянии у человека ослаблено внимание, допускаются ошибки. У 21 % студентов работоспособность снижена и у 8 % - значительно снижена.

Согласно данным опросника «Адаптивность», 21 % студентов-первокурсников имеет низкий уровень адаптивных способностей, то есть обладает слабой нервно-психической устойчивостью, склонностью к психическим срывам. У студентов этой группы отмечаются признаки явных акцентуаций характера. 53 % студентов имеют удовлетворительный уровень адаптивных способностей, то есть обладают невысокой нервнопсихической устойчивостью, имеют признаки компенсированных

акцентуаций характера. И только 26 % студентов имеют нормальную и высокую адаптацию, то есть отличаются нервнопсихической устойчивостью, легкой приспосабливаемостью. Таким образом, и на психическом ее уровне наблюдается снижение адаптации испытуемых.

По результатам ММР1 состояние психики 19 % студентов 3 курса представлено показателями, определившими пограничный профиль, который говорит о чрезмерно выраженном возбуждении. Для испытуемых характерна повышенная эмоциональная напряженность, проявляющаяся в поведении, выраженные затруднения в адаптации, неудовлетворенность, высокая степень стресса, низкая устойчивость к нему. 25 % студентов, обучающихся на 3 курсе, составляют группу, показатели которой определяют нормальный профиль. Студенты этой группы не имеют признаков стресса, им свойственны высокая устойчивость к стрессу, эмоциональное равновесие, спокойствие и уверенность. Отсутствуют выраженные затруднения

в адаптации. Показатели состояния психики 56 % испытуемых 3 курса являются основой особого профиля - он находится между пограничным и нормальным. Это говорит о некоторой неудовлетворенности, стрессе и возможных трудностях в адаптации. Мы полагаем, что наличие в выборке студентов данной группы подтверждает наше предположение о том, что и в показателях психического уровня психологического статуса, характеризующего состояние психики молодых людей в экологически неблагополучных условиях жизненной среды, возникает «дрейф» к нижней границе нормы.

Совокупность приведенных данных позволяет сделать следующие выводы. В экологически неблагополучных условиях жизненной среды наблюдается отчетливое снижение показателей психофизиологического уровня психологической адаптации молодых людей. Тенденция к снижению показателей психологической адаптации сохраняется и на психическом уровне.

Таким образом, эффективность психологической адаптации должна оцениваться с учетом ее психофизиологической и психической стоимости, которая определяется, по мнению Р. М. Баевского [5], энергетическими и информационными затратами. В экологически неблагополучном регионе увеличивается «цена», которую платит организм и психика за адаптацию к экологически деформированной жизненной среде. Нарушение сбалансированности в системе «человек - среда» влечет за собой напряжение адаптивных систем человека и, как следствие, изменение разноуровневых показателей психологической адаптации человека.

Мы уже писали [22], что у человека, родившегося и живущего в условиях значительного экологического неблаго-

получия, программы жизнеобеспечения исходно изменены (ослаблены) из-за влияния на организм средовых «загрязнений». Возможна первичная слабость адаптационных ресурсов человека (и первичная слабость биологического «компенсаторного фонда».

Выявленная феноменология может свидетельствовать о том, что в общем комплексе психических реакций человека на воздействия негативных средо-

вых адаптогенов существует известный «перевес» реакций депрессивного характера, определяемых пониженной (экономной) функциональной активностью, над реакциями оптимальными. Существование названной тенденции необходимо учитывать в образовательной и иной социальной практике, в реализации мероприятий молодежной региональной политики.

Список литературы

1. Абашкина Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия в Забайкалье (город Балей): автореф. дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2002. 26 с.

2. Авцын А. П. Введение в географическую патологию. М. : Медицина, 1972. 328 с.

3. Агаджанян Н. А., Гомбоева Н. Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья. Новосибирск : Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПу, 2005. 152 с.

4. Алексеева Т. И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли (биологические аспекты): курс лекций. М. : Изд-во МНЭПу, 1998. 280 с.

5. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. 298 с.

6. Боев И. В. Пограничные психические расстройства, вызванные хроническим воздействием сложных химических композиций: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Л. : Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1990. 50 с.

7. Вельтищев Ю. Е., Фокеева В. В. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология. М.: Медицина, 1996. 57 с.

8. Викулов А. О. Доктрина диагноза, хронические заболевания и гипотеза минимизирующей адаптации. иИЬ : // http://www.avikulov.ru/list.htm (дата обращения 05.05.2006).

9. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М. : Мысль, 1983. 223 с.

10. Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). Новосибирск : СО РАМН, 2002. 230 с.

11. Григорьев С. И. Демина Л. Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1995. 288 с.

12. Давыдовский И. В. Приспособительные процессы в патологии // Вестник АМН СССР, 1962. № 4. С. 27-37.

13. Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: дис. ... д-ра психол. наук. М. : РГБ, 2003. 281 с.

14. Елизарова Т. В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского населения (на примере города Читы) : автореф. дис. . канд. мед. наук. Иркутск, 1997. 21 с.

15. Зараковский Г. М., Степанова Г. Б. Популяционный психологический потенциал: развитие концепции // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под ред. И. Т. Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 73-97.

16. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск : Наука, 1980. 192 с.

17. Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. 271 с.

18. Крыжановский Г. Н. Патология регуляторных механизмов // Патология, физиология и экспериментальная терапия. 1990 № 2. С. 3-10.

19. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М. : Политиздат, 1989. 303 с.

20. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.

21. Мозговая А. В. Риск и качество жизни // Риск в социальном пространстве. М. : Изд-во Института социологии РАН, 2001. С. 221-233.

22. Сараева Н. М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной территории (в Читинской области) : моногр.. М. : Изд-во ЛКИ, 2008. 176 с.

23. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2000. 456 с.

24. Maddi S. R., Khoshaba D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. Oct. Vol. 63. № 2. Р. 265-274.

УДК 152 ББК Ю 941.19

Н. А. Сеткова

Социальный интеллект как психологический ресурс самореалезации представителей разнотипных профессий

В статье приведены результаты исследования связи профессиональной самореализации и социального интеллекта представителей разнотипных профессий. В исследовании принимали участие специалисты профессий типа «человек-человек», «человек-техника» и «чело-век-знаковая система». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты процедурам корреляционного и факторного анализа.

Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация, психологический ресурс.

N. A. Setcova

Social intellect as psychological resource of self-realization of representatives

of different types of professions

Researches of professional level for representatives different types of professions and connection between level their self-realization and social intelligence were established in the article. Specialists of professions person-person, person-technique, person-sign system took part in the researches. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Information is exposed to procedures of correlation and factor analysis.

Key words: social intelligence, self-realization psychological resource.

Проблема самореализации личности особенно актуальна сейчас в период модернизации всех сфер социальной жизни, требующей активизации

психологических ресурсов, стремления людей к самоосуществлению. В отечественной психологии определение понятию «самореализация» сформулировала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.