Научная статья на тему 'Психологическая адаптация студентов в условиях экологически неблагополучного города (чита)1'

Психологическая адаптация студентов в условиях экологически неблагополучного города (чита)1 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЙ ГОРОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЮНОШЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ENVIRONMENTALLY NEGLECTED CITY / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SYSTEM APPROACH / YOUNG POPULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мысникова Эльвина Александровна

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы состояния психики юношеского населения, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории. Цель исследования – теоретическое и эмпирическое обоснование особенностей его психологической адаптации. Исследование опиралось на принцип системности. Использовались опросные и тестовые методы: на психофизиологическом уровне адаптации − экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния (методика М. П. Мороз), методика диагностики работоспособности (тест Э. Ландольта); на психическом уровне адаптации − диагностика структуры личности (личностный опросник MMPI); на социально-психологическом уровне адаптации − тест С. Мадди. Осуществлялся анализ популяционной изменчивости характеристик психики испытуемых. Результаты проведённого исследования указали на существование тенденции к снижению показателей психофизиологического и психического уровня психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мысникова Эльвина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Adaptation of Students in Conditions ofan Environmentally Neglected City (Chita)

Topicality of the research results from the social significance of the psychic state of the young people permanently living in environmentally threatened areas. The research objective is to substantiate the peculiarities of their psychological adaptation theoretically and empirically. The study is based on a systemacy principle. The following questionnaires and tests have been applied: for a psycho-physiological level of adaptation – spot diagnosis of capacity for work and functional condition (methods by M. P. Moroz), and diagnosing methods of capacity for work (test by E. Landolt); for a psychic level of adaptation – diagnosis of the personality structure (personality inventory MMPI); for a psychosocial level of adaptation – test by S. Maddy. The analysis of the population variability of the human subjects’ psychic characteristics has also been conducted. The research results revealed a tendency of the gradual reduction in the rates of their psychophysiological and psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация студентов в условиях экологически неблагополучного города (чита)1»

УДК 159.9 ББК Ю952

Эльвина Александровна Мысникова,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: [email protected]

Психологическая адаптация студентов в условиях экологически неблагополучного города (Чита)1

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы состояния психики юношеского населения, постоянно проживающего на экологически неблагополучной территории. Цель исследования - теоретическое и эмпирическое обоснование особенностей его психологической адаптации. Исследование опиралось на принцип системности. Использовались опросные и тестовые методы: на психофизиологическом уровне адаптации - экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния (методика М. П. Мороз), методика диагностики работоспособности (тест Э. Ландольта); на психическом уровне адаптации - диагностика структуры личности (личностный опросник MMPI); на социально-психологическом уровне адаптации - тест С. Мадди. Осуществлялся анализ популяционной изменчивости характеристик психики испытуемых. Результаты проведённого исследования указали на существование тенденции к снижению показателей психофизиологического и психического уровня психологической адаптации.

Ключевые слова: экологически неблагополучный город, психологическая адаптация, системный подход, юношеское население.

Elvina Aleksandrovna Mysnikova,

Postgraduate Student, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: [email protected]

Psychological Adaptation of Students in Conditions of an Environmentally Neglected City (Chita)

Topicality of the research results from the social significance of the psychic state of the young people permanently living in environmentally threatened areas. The research objective is to substantiate the peculiarities of their psychological adaptation theoretically and empirically. The study is based on a systemacy principle. The following questionnaires and tests have been applied: for a psycho-physiological level of adaptation - spot diagnosis of capacity for work and functional condition (methods by M. P. Moroz), and diagnosing methods of capacity for work (test by E. Landolt); for a psychic level of adaptation - diagnosis of the personality structure (personality inventory MMPI); for a psychosocial level of adaptation - test by S. Maddy. The analysis of the population variability of the human subjects’ psychic characteristics has also been conducted. The research results revealed a tendency of the gradual reduction in the rates of their psychophysiological and psychological adaptation.

Keywords: environmentally neglected city, psychological adaptation, system approach, young population.

Проблема загрязнения окружающей среды вызывает в современной науке большой интерес к изучению особенностей жизнедеятельности людей, проживающих в условиях экологического неблагополучия.

При теоретическом рассмотрении проблемы влияния на психику экологически «загрязнённой» природной среды можно отме-

тить дискуссионный характер имеющихся в науке взглядов. Но в них констатируется факт такого влияния: экологически деформированная природная среда с высокой степенью «загрязнения» изменяет состояние психики населения, проживающего на подобных территориях. Все исследователи подчёркивают, что в условиях негативных средовых воздей-

1 Работа выполняется при поддержке РГНФ (проект № 12-06-00025 «Снижение показателей психологической адаптации как следствие длительного проживания населения в регионе экологического неблагополучия») и в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ № 6.3657.2011.

ствий организм человека несёт потери, что требует его восстановления, компенсации [3; 4; 12].

Имеющиеся исследования рассматривают вышеуказанную проблему локально: либо с позиций физиологии, либо с позиций социальной психологии, либо с позиций индивидуальных реакций испытуемых. Практически нет исследований, рассматривающих не разовые, мощные влияния средовых факторов [4; 5], а длительное, постепенное, малоинтенсивное, но от этого всё равно вредоносное, влияние повреждающих агентов на психику человека.

Для Забайкальского края проблема экологического неблагополучия является актуальной: население, родившееся и/или длительное время здесь проживающее, оказывается уязвимым к воздействию экологически деформированной природной среды. Экологическая ситуация в Забайкальском крае напряжённая. Экосистемы ряда населенных пунктов Забайкальского края нарушены, что обусловлено рядом причин: высоким уровнем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, высоким естественным радиоактивным фоном, наличием незаконсервиро-ванных карьеров, отвалов горных пород, хво-стохранилищ, содержанием в почве тяжёлых металлов-токсикантов [3; 6; 7; 8].

Как показывают проведённые в г. Балей, Краснокаменск, Чита медико-биологические исследования, у жителей вышеуказанных территорий выявляется рост числа общей заболеваемости, снижение иммунитета, онкологические патологии, угнетение иммунобиологической реактивности организма, отклонения в психическом развитии детей. Исследователи обнаруживают прямую связь выявленных патологий с техногенными и природными аномалиями Забайкальского края [1; 8; 9; 22; 23].

Особую значимость приобретают вопросы психологической адаптации человека, к условиям экологически деформированной среды. Адаптация требует определённого напряжения управляющих систем, которое называют «ценой адаптации» [2]. Цена адаптации - это дополнительные затраты организма, необходимые для осуществления адаптационных реакций, и тогда встаёт вопрос о «цене» такого приспособления.

На основе принципа системности проблему изучения психологической адаптации населения, длительное время проживающего в экологически неблагополучном регионе, разрабатывает Лаборатория региональных

исследований психики Забайкальского государственного университета (Н.М. Сараева, А. А. Суханов, Э. А. Мысникова). Методологической основой данных исследований является экопсихологический подход к развитию психики В. И. Панова [16]. При изучении психологической адаптации обоснована необходимость анализа популяционной изменчивости характеристик психической активности населения [5; 17].

А. А. Суханов даёт следующее определение адаптации, исходя из системного рассмотрения проблемы: «Это процесс и результат приспособления человека к средовым условиям на уровне целостной психики в системе «человек - жизненная среда» с целью сохранения её динамического равновесия. Будучи системной характеристикой системы «человек - жизненная среда», психологическая адаптация отражает и состояние всей системы в целом» [19, с. 43]. Психологическая адаптация человека целостна, представляет собой неоднородную, сложную структуру, в которой можно выделить иерархические уровни: психофизиологический, психический, социально-психологический [19]. Эти уровни психологической адаптации соотносятся с уровнями системной организации человека, согласно А. Н. Леонтьеву [10].

Как показывают проведённые в лаборатории экопсихологические исследования, на территории экологического неблагополучия у детского и юношеского населения выявляется тенденция к снижению показателей психологической адаптации на психофизиологическом и психическом уровнях [13; 15; 17; 18].

Особого внимания заслуживают возрастные аспекты проблемы, в частности, состояние психики юношеского населения, проживающего на экологически неблагополучной территории, так как именно молодёжь является будущим нации.

В данной статье представлены результаты изучения показателей психологической адаптации юношеского населения (студентов) Читы города, являющегося административным центром Забайкальского края.

Чита находится в списке городов с наиболее высоким уровнем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Среднегодовые содержания бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота, фенола, пыли, диоксида серы, оксида углерода, оксида азота, сероводорода, сажи превышают предельно допустимые нормы. Расположение города в Читино-Ингодинской впадине в сочетании с температурной инверсией способствует за-

стаиванию воздуха в котловине с химическими элементами - результатом деятельности транспорта, котельных, открытых поджогов, теплоэлектростанции [6; 7].

Цель нашего эмпирического исследования изучение разноуровневых показателей психологической адаптации людей юношеского возраста (студентов), проживающих на экологически неблагополучной территории -в г. Чита Забайкальского края.

Мы предполагали, что у студентов, длительно живущих в экологически неблагополучном городе, показатели психологической адаптации на психофизиологическом и психическом уровнях будут снижены. На социально-психологическом уровне показатели психологической адаптации будут находиться в пределах нормы.

Методы исследования. Для анализа умственной работоспособности человека использовалась методика М. П. Мороз [14] и тест Ландольта [21].

Показатели психического и социальнопсихологического уровней психологической адаптации определялись с помощью личностного опросника ММР1 [20] и теста С. Мад-ди [11].

В Чите было обследовано 98 студентов вуза. Средний возраст испытуемых 20,5 ± 0,6 лет. Все родились и/или длительное время проживают на территории Читы.

Исследование работоспособности проводилось в первой половине дня, в контролируемых условиях. Были получены следующие результаты.

По тесту Ландольта у студентов всех курсов диагностируется преимущественно высокая скорость переработки информации: 95,8 % на 1 курсе, 89,7 % на 2 курсе, 100 % на 3 курсе, 84,6 % на 4 курсе, 85,7 % на 5 курсе. Также выявляется высокая продуктивность -у 87,5 % студентов 1-го, у 65,5 % 2-го, у 94,4 % 3-го, у 53,8 % 4-го и у 50 % 5-го курсов.

Неравномерную картину мы наблюдаем с параметром точности. Так, высокую точность показывают 58,3 % студентов 1-го и 50 % студентов 3-го курсов. Студенты 2-го курса имеют в целом равнозначные показатели всех параметров точности (высокая, средняя, выше средней, низкая). И на 5-м курсе отмечается достаточно равномерное распределение таких параметров точности, как средняя, выше средней и низкая. 84,6 % студентов 4-го курса показывают параметры среднего и низкого значений точности.

Но при этом в большинстве случаев определяется низкий коэффициент выносливости: у 58,6 % на 2-м, у 61,1 % на 3-м, у

69,2 % на 4-м и 71,5 % на 5-м курсе. У 54,2 % студентов 1-го курса отмечаются средний и низкий коэффициенты выносливости.

У всех студентов выявлена высокая амплитуда колебаний продуктивности: у 70,8 % на 1-м курсе, 58,6 % на 2-м курсе, 77,7 % на 3-м курсе, 69,2 % на 4-м курсе и 71,5 % на 5 курсе.

Количественные результаты исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследования психофизиологического уровня психологической адаптации студентов г. Читы (п=98) по тесту Ландольта

Параметры Количество человек (в %)

1. Скорость переработки информации:

высокая 91,8

средняя 3,1

выше среднего 5,1

2. Продуктивность:

высокая 72,4

средняя 5,1

выше среднего 22,5

низкая 0

3. Коэффициент выносливости:

высокий 26,5

средний 15,3

низкий 58,2

4. Точность:

высокая 30,6

средняя 21,4

выше средней 22,5

низкая 25,5

5. Коэффициент точности:

колебания не учитываются 71,4

умеренные, допустимые изменения 16,3

значительные изменения, утомле- 12,3

ние

6. Амплитуда колебаний продуктивности:

высокая 68,4

средняя 21,4

незначительная 10,2

7. Интегральная оценка УР:

средний уровень 83,7

высокий уровень 15,3

низкий уровень 1

Как показывает таблица, интегральная

оценка умственной работоспособности у большей части студентов (83,7 %) характеризуется как средняя. Но содержательный анализ данных показывает, что у 58,2 % испытуемых - низкий коэффициент выносливости, у 68,4 % - высокая амплитуда колебаний продуктивности. Просматривается тенденция к снижению качественных характеристик работоспособности испытуемых.

По методике Мороз у большей части испытуемых (58,3 % первокурсников, 62,2 %

студентов 2-го курса, 55,6 % студентов 3-го курса, 53,8 % студентов 4-го курса, 50 % студентов 5 курса) выявлена незначительно сниженная работоспособность, для которой характерно увеличение времени выполнения задания и количества допускаемых ошибок; сложные элементы деятельности выполняются при этом в полном объёме и без ошибок.

Сниженная работоспособность, характеризующаяся одновременным ухудшением качества выполнения как трудных, так и лёгких элементов, была выявлена у 29,2 % студентов 1-го курса, у 24,1 % студентов 2-го курса, у 22,2 % студентов 3-го курса, у 30,8 % испытуемых 4-го курса, у 42,9 % студентов 5-го курса.

Существенно сниженная работоспособность, для которой характеру прогрессивное снижение выполнения лёгких и трудных элементов деятельности, проявление кратковременных блокад деятельности, диагностирована у 3,4 % испытуемых 2-го курса.

Ограниченная работоспособность выявлена у 3,4 % студентов 2 курса.

Только у 12,5 % студентов 1-го курса, у 6,9 % студентов у 2-го курса, у 22, 2 % студентов 3-го курса, у 15,4 % студентов 4-го курса; у 7,1 % испытуемых 5-го курса определена нормальная работоспособность.

Количественные результаты исследования приведены в табл.2.

Таблица 2

Результаты исследования психофизиологического уровня психологической адаптации студентов с помощью методики М. П. Мороз

Виды состояний работоспособности Количество испытуемых (в %)

Ограниченная 1

Нормальная 12,2

Незначительно сниженная 57,1

Сниженная 28,7

Существенно сниженная 1

Как показывает таблица, у 86,8 % студентов диагностированы разные варианты снижения умственной работоспособности. Таким образом, показатели психофизиологического уровня психологической адаптации снижены у большинства испытуемых.

Рассмотрим показатели психического уровня психологической адаптации студентов. Из 98 испытуемых, обследованных ММР1, достоверные результаты оказались у 89 студентов.

Из них у большей части испытуемых определился нормальный личностный про-

филь (66,7 % студентов 1-го курса, 50 % студентов 2-го курса, 52,9 % студентов 3-го курса, 73,7 % студентов 4-го курса, 61,5 % студентов 5-го курса). Пограничный тип профиля выявлен у 21,9 % студентов 2-го курса, у

23.5 % студентов 3-го курса, у 10,5 % студентов 4-го курса, у 30,8 % студентов 5-го курса. У 26,6 % студентов 1-го курса, 18,7 % студентов 2-го курса, 11, 8 % студентов 3-го курса,

10.5 % студентов 4-го курса, 7,7 % студентов 5-го курса выявлен тип профиля, показатели которого являют собой равное соотношение между нормальным и пограничным профилями. В лаборатории его называют промежуточным. Утопленный профиль диагностирован у 6,7 % студентов 1-го курса, у 9,4 % студентов 2-го курса, у 11, 8 % студентов 3-го курса, у 5,3 % студентов 4 курса.

Количественные результаты исследования приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты исследования психического уровня психологической адаптации студентов с помощью методики MMPI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень профиля Количество испытуемых (в %)

Нормальный 66,3

Утопленный 7,9

Пограничный 14,6

Промежуточный 11,2

Как показывает таблица, у большинства студентов (66,3 %) определяется нормальный тип профиля. У 33,7 % испытуемых можно констатировать разные варианты и диапазоны снижения показателей адаптационных возможностей.

Анализ показателей социально-психологического уровня психологической адаптации, полученных с помощью теста Мадди, показал следующее: у большинства испытуемых (56,1 %) общий показатель жизнестойкости соответствует норме.

Выводы. Проведённое исследование позволило установить следующее: на психофизиологическом уровне психологической адаптации наблюдается снижение показателей. По тесту Ландольта при общей интегральной оценке продуктивности как средней у большинства студентов обнаружились признаки снижения работоспособности: низкий коэффициент выносливости и высокая амплитуда колебаний продуктивности. Методика Мороз выявляет у большей части студентов различные варианты снижения работоспособности.

Наличие у 33,7 % студентов пограничного, утопленного, промежуточного профилей

даёт возможность констатировать тенденцию к ограничению их адаптационных возможностей и на психическом уровне психологической адаптации.

На социально-психологическом уровне психологической адаптации не наблюдается

снижения показателей, что свидетельствует о значимости и силе социальных компенсаторных процессов.

Таким образом, гипотеза исследования нашла своё подтверждение в большей части полученных данных.

Список литературы

1. Абашкина Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья (г Балей): автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2003. 164 с.

2. Авцын А. П. Введение в географическую патологию. М.: Медицина, 1972. 328 с.

3. Агаджанян Н. А., Гомбоева Н. Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных этнических групп Восточного Забайкалья: научное издание. Новосибирск: Изд-во СО РАН; Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. 152 с.

4. Асеев В. Г Особенности психической адаптации и поведения лиц, длительно проживающих в условиях радиационного загрязнения среды (пилотажное экспертное обследование) // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: ВОТУМ-у, 1992. С. 154-158.

5. Бирюков С. Д. Дифференциально-психологические аспекты последствий аварии на ЧАЭС: пилотажное исследование темперамента. Подготовка популяционного мониторинга // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: Вотум-у, 1992. С. 158-161.

6. Географические исследования в Забайкалье: тезисы докладов. Чита: Изд-во ЗабГГПУ

2002. 77 с.

7. Географические исследования в Забайкалье: материалы II Регион. науч. конф. (Чита, 10-11 октября 2006 г.) / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита, 2006. 172 с.

8. Горлачёв В. П., Сердцев М. И. Экология Забайкалья и здоровье человека. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2003. 96 с.

9. Зимина И. А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья : автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2004. 165 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

12. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. 103 с.

13. Михайлова О. П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия, и пути её оптимизации: дис. . канд. психол. наук. Иркутск: ИГПУ, 2007. 150 с.

14. Мороз М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: метод. рук. СПб.: ИМАТОН, 2007. 40 с.

15. Мысникова Э. А. Исследование психологической адаптации студентов, проживающих в экологически неблагополучном городе (Балей) // Учёные записки Забайкал. гос. гум.-пед. унта им. Н. Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 5 (46). С. 247-252.

16. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

17. Сараева Н. М. Интеллектуальные и эмоциональные характеристики психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории: дис. ... докт. психол. наук. М.: РУДН, 2010. 424 с.

18. Сараева Н. М., Суханов А. А. Показатели психологической адаптации населения в регионе с осложнёнными условиями жизненной среды как основа оценки популяционных психических возможностей // Человек в экономических и социальных отношениях: материалы Всероссийской науч. конф. 4-5 октября 2012 г. М.: ИП РАН, 2012. С. 360-363.

19. Суханов А. А. Понятие «психологическая адаптация» в системном контексте // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложнённых условиях жизненной среды: коллективная монография. М.: Академия естествознания, 2011. С. 42-46.

20. Соломин И. Л. Личностный опросник MMPI. СПб.: ИМАТОН, 2007. 80 с.

21. Сысоев В. Н. Тест Ландольта «Диагностика работоспособности»: метод. рук. СПб.: ИМАТОН, 2007. 32 с.

22. Экологозависимые состояния (биохимия, фармакология, клиника): тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф., Чита, 24-25 апреля 1997 г. Чита, 1998. 256 с.

23. Элизбарян Е. Г. Некоторые патофизиологические характеристики органического поражения головного мозга у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Чита, 2004. 117 с.

References

1. Abashkina E. V. Epidemiologiya nervno-psihicheskih rasstroystv u detey v zone ekologicheskogo neblagopoluchiya Zabaykal'ya (g. Baley): avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M.,

2003. 164 s.

2. Avtsyn A. P. Vvedenie v geograficheskuyu patologiyu. M.: Meditsina, 1972. 328 s.

3. Agadzhanyan N. A., Gomboeva N. G. Adaptatsiya, ekologiya i zdorov'e naseleniya razlichnyh etnicheskih grupp Vostochnogo Zabaykal'ya: nauchnoe izdanie. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN; Chita: Izd-vo ZabGPU, 2005. 152 s.

4. Aseev V. G. Osobennosti psihicheskoy adaptatsii i povedeniya lits, dlitel'no prozhivayuschih v usloviyah radiatsionnogo zagryazneniya sredy (pilotazhnoe ekspertnoe obsledovanie) // Chernobyl'skiy sled: psihologicheskie posledstviya Chernobyl'skoy katastrofy. M^VOTUM-ф, 1992.

S. 154-158.

5. Biryukov S. D. Differentsial'no-psihologicheskie aspekty posledstviy avarii na ChAES: pilotazhnoe issledovanie temperamenta. Podgotovka populyatsionnogo monitoringa // Chernobyl'skiy sled: Psihologicheskie posledstviya Chernobyl'skoy katastrofy. M.: Votum-ф, 1992. S. 158-161.

6. Geograficheskie issledovaniya v Zabaykal'e: tezisy dokladov. Chita: Izd-vo ZabGGPU,

2002. 77 s.

7. Geograficheskie issledovaniya v Zabaykal'e: materialy II Region. nauch. konf. (Chita, 10-11 oktyabrya 2006 g.) / Zabaykal. gos. gum.-ped. un-t. Chita, 2006. 172 s.

8. Gorlachev V. P., Serdtsev M. I. Ekologiya Zabaykal'ya i zdorov'e cheloveka. Chita: Izd-vo ZabGGPU, 2003. 96 s.

9. Zimina I. A. Sostoyanie psihicheskogo zdorov'ya podrostkov v zone ekologicheskogo neblagopoluchiya Zabaykal'ya : avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 2004. 165 s.

10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1977. 304 s.

11. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestoykosti. M.: Smysl, 2006. 63 s.

12. Medvedev V. I. Ustoychivost' fiziologicheskih i psihologicheskih funktsiy cheloveka pri deystvii ekstremal'nyh faktorov. L., 1982. 103 s.

13. Mihaylova O. P. Umstvennaya rabotosposobnost' mladshih shkol'nikov, prozhivayuschih v usloviyah ekologicheskogo neblagopoluchiya, i puti ee optimizatsii: dis. ... kand. psihol. nauk.

Irkutsk: IGPU, 2007. 150 s.

14. Moroz M. P. Ekspress-diagnostika rabotosposobnosti i funktsional'nogo sostoyaniya cheloveka: metod. ruk. SPb.: IMATON, 2007. 40 s.

15. Mysnikova E. A. Issledovanie psihologicheskoy adaptatsii studentov, prozhivayuschih v ekologicheski neblagopoluchnom gorode (Baley) // Uchenye zapiski Zabaykal. gos. gum.-ped. un-ta im. N. G. Chernyshevskogo. Seriya «Pedagogika i psihologiya». 2012. № 5 (46). S. 247-252.

16. Panov V. I. Ekologicheskaya psihologiya: Opyt postroeniya metodologii. M.: Nauka, 2004.

197 s.

17. Saraeva N. M. Intellektual'nye i emotsional'nye harakteristiki psihiki cheloveka, prozhivayuschego na ekologicheski neblagopoluchnoy territorii: dis. ... dokt. psihol. nauk. M.: RUDN,

2010. 424 s.

18. Saraeva N. M., Suhanov A. A. Pokazateli psihologicheskoy adaptatsii naseleniya v regione s oslozhnennymi usloviyami zhiznennoy sredy kak osnova otsenki populyatsionnyh psihicheskih vozmozhnostey // Chelovek v ekonomicheskih i sotsial'nyh otnosheniyah: materialy Vserossiyskoy nauch. konf. 4-5 oktyabrya 2012 g. M.: IP RAN, 2012. S. 360-363.

19. Suhanov A. A. Ponyatie «psihologicheskaya adaptatsiya» v sistemnom kontekste // Psihologicheskaya adaptatsiya i psihologicheskoe zdorov'e cheloveka v oslozhnennyh usloviyah zhiznennoy sredy: kollektivnaya monografiya. M.: Akademia estestvoznaniya, 2011.

S. 42-46.

20. Solomin I. L. Lichnostnyj oprosnik MMPI. SPb.: IMATON, 2007. 80 s.

21. Sysoev V. N. Test Landol'ta «Diagnostika rabotosposobnosti»: metod. ruk. SPb.: IMATON,

2007. 32 s.

22. Ekologozavisimye sostoyaniya (biohimiya, farmakologiya, klinika): tezisy dokladov Vseros. nauch.-prakt. konf., Chita, 24-25 aprelya 1997 g. Chita, 1998. 256 s.

23. Elizbaryan E. G. Nekotorye patofiziologicheskie harakteristiki organicheskogo porazheniya golovnogo mozga u detey v zone ekologicheskogo neblagopoluchiya Zabaykal'ya: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Chita, 2004. 117 s.

Статья поступила в редакцию 21.12.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.