Научная статья на тему 'Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллекта детей'

Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллекта детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
392
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

В статье представлены результаты сравнительного исследования развития общего интеллекта детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях Забайкальского края. Выявлена тенденция к снижению показателей развития интеллекта на экологически неблагополучных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора экологического неблагополучия природной среды на показатели развития общего интеллекта детей»

РАЗДЕЛ X

ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 152.22 + 371.03

Н. М. Сараева

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ

Более 60% населения России проживает в регионах экологического неблагополучия [4]. Во многих из них естественные и антропогенные «загрязнения»*, не являясь по своей интенсивности экстремальными, все же настолько серьезны, что приводят к деформации природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека [12]. Последствия длительного воздействия на человека неадекватной, то есть не соответствующей его генофенотиническим свойствам [10] природной (физической) среды, на территориях, экологическое неблагополучие которых связано не с техногенными катастрофами, а с природно-климатическими условиями и профилем хозяйственной деятельности, нуждаются в специальном анализе.

Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население в регионах (или на отдельных их территориях) экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска.

Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны лишь медико-биологические аспекты данной проблемы, осуществлен анализ отклонений в здоровье, в том числе психическом, детей и взрослых, на указанных территориях [2; 3; 5]. Выводы медицинских исследований, работ по адаптации человека вполне определенны: разовые влияния экстремально «загрязненной» среды или хронические воздействия малых доз экологического «загрязнения» нарушают физическое и психическое здоровье человека, изменяют уровень активности функционирования его систем.

Единство организма и психики означает, что и она подвержена воздействию экологического неблагополучия, и аномалии не исчерпывают диапа-

Загрязнитель (вредный агент) -токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде (http://www.2nay.ru/dictionaiy/0547.shtmi).

ЗОН возможных изменений в психике людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Но проблема влияния экологического неблагополучия на психику человека разработана недостаточно, что обусловлено как сложностью изучаемых вопросов, так и методологическими ограничениями, заложенными в подходах к реализации исследовательских задач, решаемых психологической экологией. Отсюда неуверенность, более того, противоречивость выводов психологических исследований о влиянии экологически неблагополучной среды на психику здорового человека. Сам факт влияния эмпирически фиксируется, иногда с оговорками. Но вот факторы, «мишени» такого влияния, степень этого влияния и, соответственно, последствия его представляются' исследователям по-разному. Так, в науке нет единого мнения о степени подверженности влиянию экологически деформированной природной (физической) среды различных сфер психики. Например, в одних исследованиях познавательные процессы человека признаются экологически зависимыми [7; 8], в других - экологически автономными [9]. Тем более дискуссионным является вопрос о природе изменения психофизиологических показателей людей на радиационно зараженных или «загрязненных» другими вредными агентами территориях. Одни авторы рассматривают эти изменения как преимущественно психогенно-функциональные [14; 16], другие настаивают на преимущественно органическом, а не функциональном генезе психологических изменений [1; 15].

«Разноголосица», на наш взгляд, во многом определяется тем, что в психологических исследованиях изучалось влияние, главным образом, отдельных вредных агентов природной (физической) среды на отдельные сферы психики. Оправданный задачами конкретных исследований преимущественно монофакторный подход к анализу такого влияния, реализуемый нередко без учета его социальной опосредствованности и возможностей его социальной компенсации, позволяет зафиксировать лишь некоторые стороны взаимодействия человека и среды в регионе экологического неблагополучия и препятствует созданию общего представления об его характере.

Поскольку психика человека целостна и неразрывно связана с его жизненной средой, изучение влияния отдельных «загрязнителей» на отдельные сферы психики в принципе не может дать знания о последствиях взаимодействия психики с экологически неблагополучной средой, адекватного реальности. Для того чтобы выявить и понять эти последствия, установить их природу, требуется изучение воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды в единстве ее природной и социальной составляющих. Тем самым определяется необходимость анализа этого влияния на психику в рамках системы «человек - среда» и выделения характеристики, наиболее полно определяющей состояние данной системы. Таковой является психологический статус человека, понимаемый как интегральная характеристика уровня его психической активности, то

есть состояния психики во взаимодействии с конкретными условиями жизненной среды.

Психологический статус человека - это сложное по структуре, разноуровневое целое. Он определяется бионейро-соматическими процессами организма человека: иммунным, гормональным статусом, состоянием нервной, кардио-респираторной и других его систем. Внешние и внутренние обменные процессы организма создают необходимый на всех уровнях организации человека, в том числе и психологическом, энергетический базис жизнедеятельности. Энергетическое обеспечение жизнедеятельности обусловливает определенный уровень активации психической деятельности, который проявляет себя в параметрах психологического статуса.

Одним из основных параметров психологического статуса человека является актуальное развитие интеллекта как системного образования, обеспечивающего внутрипсихическую интеграцию, связи со средой, адаптацию к ней [13].

Мы предположили, что в результате хронического влияния «загрязненной» природной (физической) среды - компонента жизненной среды — будет возникать тенденция к общему снижению психической активности людей, родившихся и проживающих на территориях экологического неблагополучия. Это проявится в смещении разноуровневых параметров их психологического статуса, в том числе развития интеллекта, с границ так называемой «средней» нормы на нижненормативные диапазоны (в границы показателей «сниженной нормы», «ниже среднего уровня», «слабые», «пограничные»).

Для проверки этой гипотезы было проведено исследование уровня актуального развития интеллекта 253 учащиеся 2-х классов, родившихся и проживающих на различных по природным и социальным условиям территориях Забайкальского края, который относится к регионам экологического неблагополучия [6]. Основным методом исследования было тестирование, применялась адаптированная русскоязычная версия теста Д, Векслера ^ДБС-К (производство «Иматон», серийный номер ТД 101 016). Для оценки достоверности различий между показателями представленных выборок применялся критерий ф* - угловое преобразование Фишера.

Территории исследования: города Чита (краевой центр), Балей (районный центр), села Балейского района, п. Красный Чикой (районный центр), села Красночикойского района. Чтобы схема контроля была полной, за неимением экологически «чистых» городов в Забайкальском крае было проведено исследование в районном городе Дивногорск края Красноярского. Перед началом работы на основе консультаций со специалистами, изучения документации был определен условный градиент природного фактора - «загрязненности» физической среды - в районах исследования, и территории были пророанжированы. Результаты ранжирования представлены на рисунке. Для более точного учета социальных влияний был также определен условный

градиент социального фактора, который мы назвали «социальным статусом» тех территорий, где проводилось исследование. Социальный статус — общее выражение особенностей («качества») социальной среды, совокупности социальных условий.

1 в г | г ■ 5 0 ] '

3 1:': ■ 1 Г- : шн

Крдокжвмвнск Болбй Б алайский р-н Чита Дишюгврн Кр.Чимй Красначик р-ои

| □ Градиент фактори в Б 4 3 2 1 1

Экологически неблагополучны» Экологически благополучны*

территории

Градиент фактора «загрязненность» физической среды территорий, где проводилось исследование

Анализ и контроль эмпирических данных осуществлялся путем сопоставления показателей развития интеллекта детей, проживающих в сходных и отличающихся условиях жизненной среды, согласно специально разработанной схеме, которая играла важную роль в дизайне исследования. Часть ее представлена в табл. 1.

Таблица !

Схема анализа данных. Варианты сопоставления показателей психологического статуса детей

№ : варианта Факторы,влияние которых выявляется Сопоставляются

ПРИРОДНЫЙ

і «загрязненность» физической среды Показатели детей из «грязных» территорий {городов и сел) Показатели детей из «чистых» территорий (городов и сел)

Предполагаемые результаты Результаты отличаются

2 «загрязненность» физической среды Показатели детей из «грязных» территорий с высоким социальным статусом (городов) Показатели детей из «чистых» территорий с высоким социальным статусом (городов)

Предполагаемые результаты Результаты отличаются

3 «загрязненность» физической среды Показатели детей из «грязных» территорий с низким социальным статусом (сел) Показатели детей из «чистых» территорий с низким социальным статусом (сел)

Предполагаемые результаты Результаты отличаются

4 «загрязненность» физической среды Показатели детей из «грязных» территорий с высоким социальным статусом (городов) Показатели детей из «чистых» территорий с низким социальным статусом (сел)

Предполагаемые результаты Результ аты сходные

Мы считали, что при сходстве природных условий проживания (степени «загрязнения» физической среды) разница в показателях детей определяется в большей степени социальными влияниями. При сходстве социальных условий разница в показателях детей определяется в большей степени природными влияниями (влияниями физической среды).

В данной статье дается анализ актуального развития общего интеллекта детей. Но сходные тенденции выявлены в показателях вербального и невербального интеллекта. Результаты исследования общего интеллекта детей представлены в табл. 2.

Таблица 2

Количество детей (в %) по уровням выполнения теста Векслера на территориях с отличающимися средовыми условиями

Уровень развития интеллекта Экологически неблагополучные территории Экологически благополучные территории

Балей N=84 Балейский р-он N=25 Чита N=39 Красный Чи кой N=50 Красночи-койский р-он N=26 Дивно- горек N=29

Умственный дефект 10,7 8,0 0 0 0 0

Пограничный уровень 10,7 16,0 12,8 4,0 0 0

Сниженная норма 17,8 32,0 15.4 6,0 3,9 0

Средний уровень 50,0 32,0 46,2 56,0 69,2 31,0

«Хорошая» норма 8,3 12,0 20,5 20,0 15,4 27,7

Высокий интеллект 2,4 0 5,1 12,0 11,5 24,1

Весьма высокий интеллект 0 0 0 2,0 0 17,2

Поскольку в процентах отражается количество детей в группе с показателями определенного уровня развития интеллекта, то далее мы и говорим именно об этих показателях, сопоставляя их.

Как видно из табл. 2, показатели уровня «умственного дефекта» отсутствуют у детей из Читы, Дивногорска, Красного Чикоя и сел Красночикойс-кого района. Чита - это краевой центр, социальные условия развития здесь лучше, чем в других территориях, и, хотя «загрязнение» среды физической достаточно сильное, отсутствие детей с умственным дефектом в массовой школе естественно. Действует компенсирующий социальный фактор. Вероятно, он же в совокупности с фактором экологической «чистоты» опреде-

ляет результаты детей из Дивногорска, здесь жизненная среда в целом имеет лучшие параметры.

Показательно, что дети из отдаленных от краевого центра таежных поселений (из п. Красный Чикой и сел Красночикойского района), которые развиваются в худших социальных условиях, чем их сверстники из Читы, но зато в экологически «чистой» среде физической, тоже не имеют показателей уровня умственного дефекта. Влияние фактора природного здесь сильнее, чем социального.

Дети из экологически кризисного города Балей уже имеют показатели уровня умственного дефекта. Сравнение показателей детей города Балей и поселка Красный Чикой (градиент фактора «социальный статус» Балея выше, а показатели детей ниже), выявляет силу природного фактора. Этот же вывод можно сделать, сравнивая показатели детей города Балей и сел Балейского района. Результаты работы с тестом почти не отличаются, хотя социальные условия села хуже, чем в городе.

Анализ показателей пограничного уровня приводит к тому же выводу. В разных по градиенту фактора «социальный статус», но сходных по параметру экологической «чистоты» территориях (г. Дивногорск и села Красночикойского района) нет детей с показателями данного уровня. А в краевом центре Чита (с самым высоким градиентом фактора «социальный статус территории») - есть, причем дети с такими показателями составляют здесь группу, более чем в 3 раза превышающую количество детей из Красного Чикоя. В городе Балей таких детей больше, чем в Красном Чикое в 2,6 раза, и в Балейском районе - в 4 раза. Таким образом, при сходстве социальных условий (села Балейского района и поселок Красный Чикой, села Красночикойского района) показатели детей отличаются: действует фактор различия природных условий. Уровень значимости отличий в первом случае р<0,05, во втором - р<0,01. При разном социальном статусе территорий (города Чита и Балей и поселок Красный Чикой) показатели сельских детей из экологически благополучной территории выше. Уровень значимости отличий в первом случае р<0,06, во втором - р<0,07.

При равенстве градиента фактора «социальный статус» двух городов Балей и Дивногорск в первом есть дети с пограничным уровнем развития интеллекта (это город экологического кризиса), во втором, экологически «чистом» - нет (значимость отличий р<0,01).

Важно то, что отсутствуют значимые различия «внутри» неблагоприятных территорий: между детьми Читы и Балея, Читы и сел Балейского района, хотя социальный статус краевого центра выше. Природный фактор вновь заявляет о себе.

На экологически неблагополучных территориях больше, чем на территориях «чистых» (независимо от градиента фактора «социальный статус»), детей и с показателями уровня «сниженная норма» интеллекта. Резуль-

таты детей «чистой» сельской территории (в п. Красный Чикой, селах Крас-ночикойского района) выше показателей детей из краевого центра, города Балей.

Количество детей с данным уровнем интеллекта в Балейском районе больше в 5,3 раза, чем в Красном Чикое и в 8,2 раза больше, чем в Крас-ночикойском районе (уровень значимости отличий и в том, и в другом случае р<0,01).

В городе Балей детей с показателями уровня сниженной нормы в 2,9 раза больше, в городе Чита - в 2,5 раза больше, чем в Красном Чикое. Уровень значимости отличий р<0,05. Оба города являются территориями с более высокими градиентами фактора «социальный статус» по сравнению с селом, следовательно, более высокие показатели сельских детей, проживающих на экологически благоприятной территории, обусловлены влияниями природной среды.

Вновь отмечаем, что при равенстве градиента фактора «социальный статус» двух городов Балей и Дивногорск в первом есть дети с уровнем развития интеллекта «сниженная норма» (это город экологического кризиса), во втором, экологически «чистом» - нет (значимость отличий р<0,01). Комплексным влиянием природного и социального факторов (качеством жизненной среды в целом) следует объяснить различия в процентном составе детей из двух городов: Балей и Дивногорск.

Отличие показателей детей из Читы и Балея не значимо. Оба города относятся к территориям значительного экологического «загрязнения», и лучшие социальные условия краевого центра не являются в данном случае более значимыми, чем влияния природной (физической) среды.

Вместе с тем, сравнивая показатели детей из экологически «чистых» территорий с разным градиентом фактора «социальный статус» (Красный Чикой и Дивногорск), обнаруживаем различия, свидетельствующие в пользу фактора социального (значимость отличий р<0,01). Существуют различия, которые говорят о значимости социального фактора, и в показателях детей «внутри» экологически неблагоприятных территорий. Так, показатели детей Балея выше, чем у детей сел Балейского района (значимость отличий р<0,07).

Обращают на себя внимание показатели высокого уровня общего интеллекта. Отсутствуют дети с высоким уровнем интеллектуального развития в выборке Балейского района. Самая большая группа с высокими показателями выделена в дивногорской (24,1%) и красночикойской (12%) выборках, Между детьми двух последних территорий, впрочем, также выявляются отличия (на уровне значимости р<0,09), объяснимые влиянием фактора социального.

Значимы (на уровне р<0,01) отличия между показателями детей из г. Балей и п. Красный Чикой. Результаты детей из села лучше. Сказывается явное

влияние экологически «чистой» или «загрязненной» физической среды. На «загрязненной» территории компенсирующее влияние лучших социальных условий оказывается недостаточным. Такое же объяснение следует дать значимым (на уровне р<0,01) отличиям в процентном составе групп детей из Балейского и Красночикойского районов, поскольку градиент фактора «социальный статус» этих территорий одинаков.

Отличия между показателями детей из областного центра и п. Красный Чикой не достигают уровня статистической значимости р<0,09, что весьма примечательно. Социальные условия в п. Красный Чикой хуже (градиент фактора «социальный статус» территории ниже), чем в краевом центре, но дети здесь имеют такие же и даже более высокие результаты, что и дета Читы. В пользу гипотезы говорит и отсутствие значимости в различии процентного состава групп детей Балея и Читы. Социальный статус территорий различен, но физическая их среда «загрязнена», и это уравнивает показатели детей, здесь проживающих.

Значимы (на уровне р<0,01) различия в процентном составе групп детей из сходных городов Балей и Дивногорск. Лучшая жизненная среда Дивно-горска (и по параметрам среды физической, и по параметрам среды социальной) определяет эти различия. Столь же значимы различия в процентном составе групп детей из краевого центра Чита и города Дивногорск. Здесь на первый план выступает влияние фактора «чистой» физической среды. По параметрам социальной среды Чита превосходит Дивногорск (градиент фактора «социальный статус» Читы выше), но дети, живущие здесь, страдают от «загрязнений» физической среды, и показатели их интеллектуального развития значительно уступают показателям детей из экологически «чистого» Дивногорска.

Результаты анализа данных по уровню «весьма высокий интеллект» также интересны. Дети с таким уровнем интеллектуального развития есть лишь в г. Дивногорск (17,2%) и в п. Красный Чикой (2%). На всех экологически неблагополучных территориях, независимо от их социального статуса, нет детей с показателями общего интеллекта данного уровня. Природный фактор - «загрязнение» физической среды - оказывается решающим. Когда же мы сравниваем между собой одинаково экологически «чистые» территории, то на первый план выступает влияние фактора социального: в городе Дивногорск с его более высоким, чем в селе, градиентом фактора «социальный статус» территории, то есть лучшими социальными условиями процентный состав детей с показателями данного уровня общего интеллекта значительно больший.

Итак, результаты эмпирического исследования позволяют сделать заключение о существовании достаточно выраженной тенденции к снижению показателей уровня развития общего интеллекта тех детей, которые про-

живают на территориях экологического неблагополучия, по сравнению с показателями детей, проживающих на «чистых» территориях.

Несмотря на то, что эта тенденция проявляет себя сложно, неоднозначно, она зафиксирована в показателях развития общего интеллекта детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях различного социального статуса.

На территориях экологического неблагополучия наблюдается асимметрия распределения показателей развития общего интеллекта детей. Показатели смещены с границ так называемой «средней» нормы на переходные диапазоны между «средней» нормой и ненормативностью (в границы показателей «сниженной нормы», «слабые», «пограничные»). Отмечается большое число показателей, отклоняющихся от нормы. В этом сильнее всего проявляется влияние фактора неблагополучия природной (физической) среды, то есть вопрос о том, в каком направлении пойдет развитие интеллекта ребенка; в сторону отклонений, умственного дефекта или в сторону нормы, - решается со значительной долей участия природного фактора. На экологически неблагополучных территориях значительно меньше детей с показателями высокого и весьма высокого уровня развития интеллекта по сравнению с контрольными группами, то есть в возможности достижения детьми высокого уровня развития интеллекта природный фактор - условия физической среды - также играет значительную роль.

С увеличением степени «загрязненности» физической среды территории снижаются показатели развития интеллекта детей, на ней проживающих. Наряду с бесспорным значением в детерминации этой тенденции фактора социального, снижение уровня развития интеллекта обнаруживает связь с «загрязнением» природной (физической) среды - составляющей жизненной среды - территории проживания детей.

В силу системного характера отношений в единстве «человек - среда» социальная среда территорий экологического неблагополучия способна компенсировать негативные влияния на развитие общего интеллекта «загрязненной» среды природной (физической), но при значительной экологической деформации природной среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний. В системе детерминант психологического статуса людей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, происходит возрастание роли природного фактора по сравнению с социальным.

Одно из возможных объяснений возникновению выявленной тенденции состоит в том, что длительное влияние «загрязненной» природной (физической) среды влечет за собой неравное распределение энергии между уровнями системной организации человека [11] в пользу биологического уровня для поддержания, прежде всего, физических, физиологических оснований его жизнедеятельности). Это обусловливает общее недостаточное энергетичес-

кое обеспечение психической активности и снижение показателей психической деятельности человека, проживающего на «загрязненной» территории, в том числе показателей развития общего интеллекта.

Существование названной тенденции и предложенный вариант объяснения ее возникновения определяет необходимость смены педагогической парадигмы по отношению к детям, проживающим в условиях влияния экологически неблагополучной жизненной среды и имеющим сниженные показатели развития интеллекта. Требуется существенно изменить содержание и направленность компенсирующего, коррекционного обучения детей данной категории. Компенсация должна состоять не в создании дополнительной нагрузки, приводящей к еще большему истощению психической активности детей и появлению в их психической деятельности осложнений уже третьего и т. д. порядка, а в выяснении структуры изменений психической активности, обозначении основных «мишеней» негативного средового влияния и определении «обходных путей» развития с опорой на позитивные возможности детей.

Библиографический список

1. Ахвердова, О. А. Экологическая психология: Деструктивное действие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии, социологии, клинической психологии, психофизиологии / О. А Ахвердова, И. В. Боев и др, - Выпуск 1. - Ставрополь: Изд. СГМА, СГУ, 2001. - 68 с.

2. Агаджанян, Н. А. Экологическая физиология человека / Н. А. Агаджанян,

А. Г. Марачев, Г. А. Бобков. - М.: Издательская фирма «КРУК», 1998. -416 с.

3. Вельтищев, Ю. Е. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология /Ю. Е. Вельтищев, В. В. Фокеева. — М.: Медицина, 1996. - 57 с.

4. Гичев, Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России) / Ю. П. Гичев. - Новосибирск: СО РАМН, 2002. - 230 с.

5. Говорин, Н. В. Состояние нервно-психического здоровья детей и подростков, проживающих в экологически неблагоприятном регионе восточного Забайкалья / Н. В. Говорин, И. А. Зимина и др. И Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2003. -№ 1 (27). - С. 61-63.

6. Григорьев, С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демииа. - Барнаул, 1995, - 288 с.

7. Грищенко, П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [электронный ресурс]: дисс. канд. психол. наук: 19.00.13 / П. А. Грищенко. - М.: РГБ, 2005. - 165 с.

8. Дзятковская, Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность клима-то-экологическими факторами / Е. Н. Дзятковская // Сибирский психологический журнал. - 1998. - № 7. - С. 56-58.

9. Екимова, В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [электронный ресурс]: дисс. доктора психол. наук по специальности 19,00.13 / В. И. Екимова. - М.: РГБ, 2003. — 281 с.

10. Казначеев, В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1980, - 192 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание, Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

12. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии /

В. И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с.

13. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. — М.: Просвещение, 1969. - 659 с,

14. Хащенко, Н. Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): Автореф. дисс.. .канд. психол. наук: 19.00,05 / Н. Н. Хащенко. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 16 с.

15. Хомская, Е, Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии / Е. Д. Хомская // Психологический журнал. -1997 - Т. 18. - № 6. - С. 84-95.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Храбров, А. В. Особенности психолого-педагоги ческой реабилитации детей из радиационно зараженный районов Калужской области [Электронный ресурс]: Дисс...канд. психол. наук по специальности 19.00.07 / А. В. Храбров. - М.: РГБ, 2003. - 147 с.

УДК 362.06

О. С. Южикова

ОЦЕНКА ПОДГОТОВКИ СИЛЬНЕЙШИХ ЮНЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ БРАСС И НА СПИНЕ

Введение. Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и в первую очередь ее основного раздела - спортивной тренировки. Дальнейший рост спортивных достижений зависит от того, насколько четко будут определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса.

Успешность выступления квалифицированных пловцов в значительной мере зависит от: разумной стратегией многолетней спортивной подготовки, определения наиболее эффективных средств и методов трени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.