Научная статья на тему 'Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия'

Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Социальная психология личности. Личность и общество. Психология жизненной сферы»

CC BY
954
51
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА / РЕГИОН ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия. The article substantiates application of the concept "a person's psychological status" and characterises the structure of the psychological status as a system property of the "person environment" system for the analysis of the condition of people's mentality in an ecological illbeing region.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна,

Текст научной работы на тему «Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия»

Н. М. Сараева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ ЛЮДЕЙ В РЕГИОНЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек — среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия.

N. Saraeva

A PERSON'S PSYCHOLOGICAL STATUS AS A SUBJECT OF INVESTIGATION IN THE ANALYSIS OF PEOPLE'S MENTALITY CONDITION IN AN ECOLOGICAL ILL-BEING REGION

The article substantiates application of the concept "a person's psychological status" and characterises the structure of the psychological status as a system property of the "person — environment" system for the analysis of the condition of people's mentality in an ecological ill-being region.

Более 60% населения России1 проживает в регионах экологического неблагополучия2, где естественные и антропогенные «загрязнения»3 приводят к деформации природной (физической) среды, которая составляет вместе с социальными условиями жизненную среду человека. Следствием этого является ослабление, нарушение его физического здоровья и снижение уровня психической активности4. Особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей: психические функции в детском возрасте переживают период интенсивного формирования, будучи особенно сенситивными к воздействиям извне. Детское население на территориях экологического неблагополучия оказывается в условиях повышенного риска. Осознание опасных последствий влияния на человека экологического неблагополучия привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, которые испытывают длительное воздействие экологически неблагополучной жизненной среды. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативного влияния на психические процес-

сы, состояния человека, главным образом, отдельных «загрязнителей» физической среды: в первую очередь больших и малых доз радиации различного генеза5, ряда металлов6, других вредных агентов7. Но вопросы воздействия на целостную психику человека экологически неблагополучной жизненной среды (в единстве ее природной и социальной составляющих) остаются, как правило, за рамками исследований. Преимущественно монофакторный подход к изучению негативных влияний экологического неблагополучия на психику человека (оправданный задачами конкретных исследований), реализуемый нередко без учета социальной опосредованности этих влияний и возможности их социальной компенсации, приводит к противоречивости известных фактов о сути и последствиях таких влияний. Так, познавательное развитие, эмоциональные и личностные характеристики людей на зараженных радиацией территориях одни исследователи8 склонны считать обусловленными прежде всего социально-педагогическими средо-выми условиями, другие9 — именно влиянием экологического «загрязнения». Третьи10 говорят о комплексном влиянии ряда факторов, в том числе о непосредственном

Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей

ловек — среда», не может не меняться вслед за изменением экологических характеристик среды.

Психологический статус представляет собой сложное системное целое, составляющее единство с жизненной средой и отражающее как ее состояние, так и внутреннее состояние человека, т. е. состояние системы «человек — среда». Одной из главных детерминант психологического статуса (помимо влияний внешней среды) являются процессы, происходящие на биологическом уровне системной организации человека. Психологический статус определяется иммунным, гормональным статусом, состоянием нервной и других систем организма, т. е. в целом — бионейро-соматиче-ским статусом. Впрочем, и влияние на психологический статус внешней (природной и социальной) среды также осуществляется первоначально посредством физико-химических механизмов, с помощью которых функционирует биологический уровень системной организации человека. Внешние и внутренние обменные процессы организма создают и необходимый на всех уровнях системной организации человека, в том числе и психологическом, энергетический базис жизнедеятельности. Энергетическое обеспечение жизнедеятельности обусловливает определенный уровень активации психической деятельности. В условиях экологического неблагополучия он недостаточен из-за того, что биологический базис «оттягивает» на себя большее количество энергии, необходимое для поддержания жизни и адаптации человека в деформированной среде.

В структуре психологического статуса можно выделить три уровня, связанных между собой отношениями иерархии: психофизиологический, психический и личностный. Каждый уровень может быть представлен разными параметрами, т. е. параметры психологического статуса также будут разноуровневыми.

Параметры первого уровня психологического статуса характеризуют состояние

тех подсистем (сфер) психики, которые находятся на границе с биологическим уровнем системной организации человека. По сути, этот уровень психологического статуса является психофизиологическим. Среди подсистем этого уровня есть такие, которые являются базисными для других, в определенном отношении обеспечивающими их функционирование. В нашем исследовании данный уровень психологического статуса человека представлен его умственной работоспособностью. Умственная работоспособность является интегральной характеристикой уровня активации психической деятельности человека. Близость к биологическому уровню обусловливает и большую зависимость ее от влияний природной (физической среды). Умственную работоспособность мы относим к параметрам первого, психофизиологического, уровня психологического статуса человека.

Параметры второго (психического) уровня психологического статуса лучше всего могут быть представлены, на наш взгляд, характеристиками развития интеллекта человека. Интеллект, по одному из наиболее распространенных определений, обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней. Во-вторых, он, являясь самостоятельной системой, буквально «прошивает» все области психического, интегрирует деятельность других функций внутри психологического уровня системной организации человека, а потому позволяет судить о его состоянии в целом. В-третьих, интеллект теснейшим образом связан с социальным (личностным) уровнем системной организации человека. Обеспечивая адекватное решение внутри- и межличностных задач, он способствует отбору и закреплению конкретных стратегий поведения и обусловленных ими (или обусловливающих их) личностных свойств.

Параметры личностного (высшего) уровня психологического статуса человека — это также те проявления личности, которые

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

более других близки к своей биологической основе. Таковы, на наш взгляд, в первую очередь некоторые эмоционально-личностные свойства людей.

Каждый из выделенных параметров психологического статуса включает в себя конкретные показатели, по которым, собственно, и устанавливается актуальное состояние психической активности человека, пребывающего в данных условиях жизненной среды.

Таким образом, психологический статус есть «срез» актуального функционирования целостной психики человека, находящегося в конкретных условиях жизненной среды. Это определяет значительный познавательный потенциал применения понятия «психологический статус» для системного анализа состояния психики человека, испытывающего негативное влияние экологически неблагополучной среды.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гичев Ю. П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека (печальный опыт России). — Новосибирск: СО РАМН, 2002.

2 Регион экологического неблагополучия (РЭН) — особая пространственно-локализованная территория, подвергшаяся сильному воздействию природных и антропогенных факторов..., с особым протеканием всех процессов, в том числе и социальных, психологических, с особыми отношениями, с особыми регуляторами (Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. — Барнаул, 1995. — С. 7).

3 Загрязнитель (вредный агент) — токсичное, вредное или опасное вещество. Любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид, способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде. (http://www.znay.ru/dictionary/0547.shtml).

4 Вельтищев Ю. Е. Экология и здоровье детей. Химическая экопатология / Ю. Е. Вельтищев, В. В. Фокеева. — М.: Медицина, 1996; Головей Л. А. О некоторых особенностях физического развития психомоторики в зонах радиационного загрязнения / Л. А. Головей, П. А. Грищенко // Актуальные проблемы в психологической теории и практике. — СПб., 1995. — С. 119—175.

5 Базылевич Т. Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т. Ф. Базылевич и др. // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. — М.: МГП «ВОТУМ-Y», 1992. — С. 148—153; Ушаков И. Б. Чернобыль: радиационная психофизиология и экология человека / И. Б. Ушаков, Н. И. Арлащен-ко, А. Я. Должанов, В. И. Попов. — М.: ГНИИ авиационной и космической медицины, 1997.

6 Frausto da Silva J. J. R. The Biological chemistry of the elements (The inorganic chemistry of life) / J. J. R. Frausto da Silva, R. J. P. Wiliams. — London: University of Oxford, 2001.

7 Ахвердова О. А. Экологическая психология: Деструктивное действие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии, социологии, клинической психологии, психофизиологии / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, К. С. Гюлушунян, И. В. Кобрянова, Э. В. Терещенко, Я. В. Луковка. — Вып. 1. — Ставрополь: Изд-во СГМА, СГУ, 2001.

8 Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия [Электронный ресурс]: Дисс. ... д-ра психол. наук. — М.: РГБ, 2003; Храбров А. В. Особенности психолого-педагогической реабилитации детей из радиационно зараженный районов Калужской области [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2003.

9 Хомская Е. Д. Анализ последствий Чернобыльской катастрофы с позиций экологической нейропсихологии // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 84—95; Григорьев С. И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С. И. Григорьев, Л. Д. Демина. — Барнаул, 1995.

10 Ушаков И. Б. и др. Указ. соч.

11 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1977.

12 Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.

13 Грищенко П. А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях [Электронный ресурс]: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: РГБ, 2005; Дзятковс-

кая Е. Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климатоэкологическими факторами // Сибирский психологический журнал. — 1998. — № 7. — С. 56—58; Панов В. И. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: Монография / В. И. Панов, Н. М. Сараева, А. А. Суханов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

14 Сараева Н. М. Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу детей / Н. М. Сараева, М. В. Можаева // Вестник ЗабГГПУ. Сер. II. Философия. Культурология. Социология. Психология. — Вып. 2. — Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2007. — С. 125—136.

15 Например: Ребров А. П. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой / А. П. Ребров, Н. А. Кароли // Аллергология. — 2002. — № 2. — С. 18—25.

16 Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. — М.: МГУ, 1985. — С. 159.

17 Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учеб. пособие. — М.: Генезис, 2005.

18 Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Сборник / Отв. ред. и сост. В. С. Мухина. — М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.

19 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

20 Тарова Л. С. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды: Учеб. пособие / Л. С. Тарова, Е. А. Сергеева, В. М. Дмитриев и др. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. — Ч. 1. — С. 8.

21 Эколого-психологические проблемы качества жизни: региональные аспекты: Монография. — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.

22 Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е. С. Зенович. — М.: ООО «Агенство «КРПА «Олимп»; ООО «Издательство АСТ», 2003.