Научная статья на тему 'Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу человека: постановка проблемы'

Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу человека: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
447
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

Обсуждаются вопросы изучения влияния экологически неблагополучной среды на эмоционально-личностную сферу человека с позиций психологической экологии. Характеристики эмоционально-личностной сферы рассматриваются как параметры психологического статуса человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния экологического неблагополучия на эмоционально-личностную сферу человека: постановка проблемы»

профессии психолога, в качестве таковых выделяются качества, обеспечивающие выполнение основных функций (диагностики, консультирования, коррекции, терапии, развития и т.п.) и видов (исследовательской, преподавательской, практической) профессиональной деятельности [11].

Профессиональное сознание и самосознание - важнейшие составляющие профессиональной субъектности. Сознание представляет собой идеальный план деятельности; профессиональное сознание включает в себя идеальную представленность профессиональной деятельности во внутреннем мире конкретного индивида: ее ценностей, смыслов, содержания, норм, образцов, условий реализации и т.п. Профессиональное сознание входит в качестве составляющей в профессиональную позицию, определяя ее идеальную компоненту.

Интегральной составляющей профессиональной субъектности будущего психолога выступает самореализация. Самореализация понимается нами как стремление субъекта к наиболее полному проявлению, осуществлению своих личностных и профессиональных возможностей в профессиональном сообществе, в общественной и личной жизни. Она осуществляется посредством своеобразного развертывания в социокультурном пространстве профессиональных потребностей и мотивов, отстаивания своих личностных и деятельностных позиций, проявления своей компетентности и способностей, демонстрации широкого социокультурного контекста профессионального действия. Особенности самореализации личности тесно взаимосвязаны с характером самопотенцирования и са-мополагания, соотносятся с жизненной позицией, профессиональными планами. В идеале субъектный потенциал должен реализоваться в профессиональной субъектности. Профессиональная субъектность в этом случае становится способом бытия человека, механизмом становления человеком субъектом труда и жизни в целом.

Литература

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы / В.А. Бордов. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2006.

2. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006.

3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1988.

4. Осницкий, А.С. Проблемы исследования субъектной активности / А.С. Осницкий // Вопр. психологии. 1996. №1. С. 5 - 19.

5. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002.

6. Слободчиков, В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности / В.И. Слободчиков // Вопр. психологии. 2000. №2. С.42 - 52.

7. Слободчиков, В.И.. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Шк. пресса, 2000.

8. Сыромятников, И.В. Психология профессиональной субъектности управленческих кадров / И.В. Сыромятников. М.: Изд-во СГУ, 2006.

9. Татенко, В.А. Психология в субъектном измерении / В.А. Татенко. Киев: Просвита, 1996.

10. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурнодинамическая теория / Д.В. Ушаков. М.: Ин-т психологии РАН, 2003.

11. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадри-ков. М.: Логос, 1996.

Н.М. САРАЕВА (Чита)

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНУЮ СФЕРУ ЧЕЛОВЕКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Обсуждаются вопросы изучения влияния экологически неблагополучной среды на эмоционально-личностную сферу человека с позиций психологической экологии. Характеристики эмоционально-личностной сферы рассматриваются как параметры психологического статуса человека.

Природные условия жизнедеятельности человека во всех развитых странах, в том числе и во многих регионах России, в последние десятилетия подверглись значительным негативным изменениям, что по-

© Сараева Н.М., 2008

ставило науку перед необходимостью выяснения существенных вопросов, связанных с сохранением не только природы, но и самого человека, его физического, психического и психологического здоровья. Осознание опасных последствий влияния на человека экологического неблагополучия привело в настоящее время к оформлению социального запроса на анализ состояния здоровья и психики людей, испытывающих воздействие экологически неблагополучной среды, в первую очередь, детей, которые наиболее ему подвержены. Однако на сегодняшний день в достаточной мере разработаны медико-биологические аспекты проблемы, дан анализ отклонений в здоровье детей и взрослых, в том числе психическом, на экологически неблагополучных территориях. Со стороны психологической науки ответом на этот запрос стали исследования, посвященные проблеме негативных влияний на психику человека ряда загрязнителей1, в первую очередь, больших и малых доз радиации разного генеза [1; 2; 6; 10; 18], сложных химических соединений [11; 13; 16: 21], других ксенобиотиков. Известны работы, изучающие влияние целостной (без выделения отдельных загрязнителей) экологически неблагополучной среды на психические процессы, состояния человека, а также на интегральные психические образования, например, интеллект [7; 8].

В Лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ под нашим руководством изучается психологический статус детей - коренных жителей экологически неблагополучных территорий Читинской области. Психологический статус человека понимается как актуальное состояние его психики, целостный результат, интегральный эффект совокупной деятельности психических функций, сохраняющий свою относительную устойчивость в течение определенного времени в данных условиях жизненной среды. Понятие «жизненная среда» обозначает совокупность природных и социальных условий и факторов, во взаимодействии с которыми про-

1 Загрязнитель (ксенобиотик) - токсичное, вредное или опасное вещество, любой фактор: физический агент, химическое вещество или биологический вид (главным образом, микроорганизмы), способный причинить вред здоровью людей или окружающей среде ([Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znay.ru/dictionary/

0547.$И1т!).

исходит развитие психики индивида, группы, общности. Психологический статус отражает разные по содержанию и механизмам осуществления связи со средой, соответствующие двум (психологическому и социальному) уровням системной организации человека, выделенным А.Н. Леонтьевым [12]. В силу этого параметры психологического статуса также будут разноуровневыми. Мы выделяем параметры психофизиологического уровня, представленного показателями умственной работоспособности; параметры второго (промежуточного) уровня, представленного характеристиками развития интеллекта, который обеспечивает разнообразные и эффективные связи человека со средой, успешную адаптацию к ней, одновременно интегрируя внутреннюю психическую деятельность; параметры личностного (высшего) уровня.

Сотрудниками Лаборатории установлено, что психологический статус детей, родившихся и живущих на экологически неблагополучных территориях, отличается от психологического статуса детей, проживающих в экологически благополучных условиях. С учетом комплексного влияния природного и социального факторов выявлена тенденция к снижению показателей умственной работо -способности, интеллектуального развития жителей загрязненных территорий [14; 15]. По дискуссионному вопросу о возможности изменения личностных характеристик под влиянием экологического неблагополучия хотелось бы высказать следующие соображения.

Представляя человека как компонент интегральной открытой системы «человек - среда», следует согласиться с тем, что ни один из уровней его системной организации (биологический, психологический, личностный [12]), ни одна из сфер психики не свободны от необходимости обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой, т. е. не свободны от средовых, в том числе природных влияний. Это относится и к личностной сфере человека. Но если по отношению к социальной составляющей жизненной среды этот тезис не вызывает сомнений, то о природных влияниях приходится говорить осторожнее и разделять психические процессы, состояния (любой модальности) и личностные свой-

ства человека по степени их подверженности этим влияниям. Положение о зависимости психических процессов и состояний человека от природных воздействий, в том числе от влияний физической среды, вряд ли вызовет возражения. Такая зависимость установлена в ряде экоориентированных исследований. Они названы выше. Что же касается личностных особенностей, то прямых непосредственных их связей (конечно, на основе действия физиологических механизмов) с влияниями природной (физической) среды исследователи в большинстве своем не усматривают. Так, воздействие за -грязненной физической среды (например, радиационно зараженной) на личностные свойства трактуется чаще всего с позиций психологии средовых влияний. Средства и механизмы такого воздействия представляются, главным образом, социально опосредованными: сначала в результате экологического неблагополучия меняются социальные условия жизнедеятельности человека, а уже затем вследствие социальных изменений начинают возникать какие-то личностные новообразования [17; 19]. Разумеется, такое объяснение наиболее приемлемо в контексте представлений о социальной природе и сущности личности.

Но вместе с тем личностный уровень системной организации человека, будучи высшим и социальным по генезу и содержанию, формируется на основе двух нижележащих уровней - психологического и биологического. И он не свободен от своего биологического базиса. Общий принцип, которому, по А.Н. Леонтьеву, подчиняются межуровневые отношения, таков: «наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он не может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» [12: 233]. Следовательно, эту зависимость тоже можно обнаружить. Возможно исследование личностных свойств и с позиций психологической экологии, т.е. рассмотрение более непосредственной связи некоторых из них с влияниями природной (физической) среды.

Если базисный, биологический уровень системной организации человека под воздействием негативных воздействий экологически неблагополучной природной (физической) среды меняет параметры своего

функционирования и возникают, как явление вторичное, изменения на психологическом уровне, то не могут при этом остаться совершенно не подверженными этим воздействиям характеристики высшего социального (личностного) уровня.

Согласно результатам психогенетических исследований, личностные особенности являются комплексными признаками, в детерминации которых принимают участие множество факторов, в том числе и наследственность [9]. Признание реальности этого вклада влечет за собой признание и возможности влияния природной (физической) среды через биологический уровень системной организации человека на его личностные свойства. И оно изучается в ряде работ.

Наиболее часто говорится о последствиях воздействия на личность радиационно загрязненной среды. Так, в исследовании, которое проводилось под руководством Т.Ф. Базылевич [1], изменения характеристик индивидуальности рассматривались не только на психофизиологическом, но и на личностном уровнях. Исследователи фиксируют повышение чувствительности нервной системы, компенсируемой усилением интровертированности («уходом» в себя), импульсивности. Т.В. Власова [4] анализирует трансформацию ценностносмысловых структур лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В.И. Еки-мовой замечено, что в условиях радиационного загрязнения значительно повышается риск развития личности по невротическому типу [10: 142, 195].

В районе Семипалатинского полигона зафиксированы проявления социальнопсихологической дезадаптации в поведении людей, «депрессивные тенденции, сочетающиеся с раздражительностью, тревожностью, ощущением повышенной утомляемости и апатии. Отмечаются затруднения в области межличностных контактов и социально-психологической адаптации личности, неуверенность в достижении поставленных целей» [6: 39]. В данном исследовании говорится о последствиях хронического влияния на личностные характеристики именно повышенной радиации как таковой.

Итак, еще раз обозначим, что вопрос о природе личностных изменений людей в радиационно зараженных областях остается дискуссионным.

Наряду с влиянием радиации изучается воздействие на личность и других загрязнителей природной (физической) среды. В работах исследователей Ставропольского края подвергнуты анализу последствия длительных воздействий на человека химически зараженной среды и установлено, что они способны вызывать характерологические изменения [11; 13; 16; 21]. Авторы считают, что у части подростков в условиях длительного взаимодействия с деструктивными эколого-химическими факторами среды обитания снижается толерантность к воздействию внешних факторов, истощается психобиологический резерв личности, актуализируются конституциональные механизмы индивидуальной личностной декомпенсации, открывая путь к формированию пограничной нервно-психической патологии [21].

Таким образом, в ряде исследований установлено, что некоторые личностные характеристики человека подвержены влиянию экологически неблагополучной природной среды.

Все сказанное стало для нас подтверждением возможности и необходимости включения в программу исследования психологического статуса человека, проживающего на экологически неблагополучных территориях, и личностных его характеристик, испытывающих и природные и социальные средовые влияния.

Исходя из того, что личностные свойства, будучи социальными по природе и содержанию, в большинстве своем имеют лишь опосредованную, т.е. косвенную связь с природными характеристиками жизненной среды, мы выделили в их системе те, которые сохраняют более близкие «контакты» со своим биологическим базисом, чем другие, и имеют более «непосредственную» зависимость от него.

К таким характеристикам относятся, прежде всего, эмоционально-личностные свойства. В многочисленных работах, начиная с В. Штерна [20] и Л.С. Выготского [5], показана органичная связь процессов становления эмоциональной сферы и формирования личности. Личность во многом проявляет себя именно в пристрастности психического отражения, обеспечиваемого эмоциональными процессами. В отечественной психологии накоплены данные, по-

зволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы человека в контексте личностного становления [22].

В психосоматической медицине считают, что в эмоциональной сфере человека проявляется его личностная структура [23]. В работах школы R.S. Lazarus [24] было установлено, что возникновение эмоций является личностно опосредованным процессом. По мнению Г.М. Бреслава [3], отклонения в формировании личности обнаруживаются именно в динамике эмоциональной сферы, в эмоциональных нарушениях. В связи со всем сказанным употребление термина «эмоционально-личностные» (черты, свойства) является и оправданным, и принятым.

В исследовании [18] говорится об изменении эмоционально-личностных качеств у людей в условиях повышенной радиации. В работе А.В. Храброва есть данные о «различных изменениях личностноэмоциональной сферы» [19] у людей, проживающих на радиационно зараженной территории. Но специального исследования эмоционально-личностной сферы людей, проживающих в условиях экологического неблагополучия жизненной среды, обусловленного другими «загрязнителями», в отечественной психологии, насколько нам известно, не проводилось.

В нашем исследовании эмоциональноличностные характеристики детей, проживающих на отличающихся по условиям жизненной среды территориях, являются параметром их психологического статуса и представляют его высший (личностный) уровень.

В условиях значительного экологического неблагополучия жизненной среды адаптация и развитие личности требуют значительных энергетических затрат и напряжения, в то время как большее количество энергии вынужденно отдается обеспечению жизнедеятельности, прежде всего, на биологическом уровне системной организации человека. Кроме того, нужно вспомнить, что у родившихся и живущих на значительно загрязненных территориях людей существует изначальная дефицитар-ность филогенетических программ гомео-статирования. Поскольку основы жизнеобеспечения исходно изменены (ослаблены), то люди реализуют энергосберегающие стратегии активности. Тем самым со-

здаются предпосылки изменения некоторых личностных характеристик, наиболее тесно связанных с биологическим уровнем системной организации человека - в первую очередь, эмоционально-личностных.

Литература

1. Базылевич, Т.Ф. Структуры индивидуальных свойств личности и влияние радиационных факторов в процессе адаптации / Т.Ф. Базылевич [и др.] // Чернобыльский след: психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ - ¥», 1992. С. 148 - 153.

2. Богданов, Е.Н. Влияние условий радиационной загрязненности местности на психическое развитие старшеклассников /

Е.Н. Богданов, Г.П. Иванов, Н.А. Чикалов // Вопр. психологии. 2003. № 4. С. 19 - 25.

3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. М.: Педагогика, 1990.

4. Власова, Т.В. Особенности ценностных ориентаций лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС: Возрастной аспект: дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Власова. М.: МПГУ, 1995.

5. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.

6. Григорьев, С.И. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия / С.И. Григорьев, Л.Д. Демина. Барнаул, 1995.

7. Грищенко, П.А. Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях: дис. канд. психол. наук [Электронный ресурс] / П.А. Грищенко. М.: РГБ, 2005.

8. Дзятковская, Е.Н. Когнитивная сфера ребенка: обусловленность климато-экологи-ческими факторами / Е.Н. Дзятковская // Сиб. психол. журнал. 1998. № 7. С. 56 - 58.

9. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. М.: Планета детей, 1997.

10. Екимова, В.И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия: дис. ... д-ра пси-хол. наук [Электронный ресурс] / В.И. Еки-мова. М.: РГБ, 2003.

11. Кобрянова, И.В. Психодиагностика конституционально-типологической личностной изменчивости подростков в условиях хронического воздействия неблагоприятных

эколого-химических факторов неорганического происхождения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.В. Кобрянова. Ставрополь, 2002.

12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977.

13. Лысенко, Л.В. Комбинированные методы специализированной психологической помощи подросткам, проживающим в экологически неблагоприятной среде: дис. ... канд. психол. наук: / Л.В. Лысенко. Ставрополь, 2003.

14. Михайлова, О.П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия: дис. ... канд. психол. наук / О.П. Михайлова. Иркутск, 2007.

15. Суханов, А.А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Суханов. М.: ПИ РАО, 2005.

16. Хащенко, Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след): дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Хащенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2002.

17. Хомская, Е.Д. Изучение эмоционально-личностной сферы у лиц, перенесших облучение при аварии на ЧАЭС (стресс и его патология) / Е.Д. Хомская [и др.] // Чернобыльский след: Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. М.: МГП «ВОТУМ - ¥», 1992. С. 138 - 142.

18. Храбров, А.В. Особенности психоло-го-педагогической реабилитации детей из ра-диационно зараженных районов Калужской области: дис. ... канд. психол. наук [Электронный ресурс] / А.В. Храбров. М., 1999 (М.: РГБ, 2003. - 147 с.).

19. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн. Пг., 1922.

20. Экологическая психология: Деструктивное действие химических факторов органического происхождения на конституционально-психотипологическую структуру личности подростка / О.А Ахвердова, И.В. Боев [и др.]. Ставрополь: Изд-во СГМА: СГУ, 2001. Вып. 1.

21. Якобсон, П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. М., 1956.

22. Dunbar F. Psychosomatic diagnosis /

F. Dunbar. N.Y. - London, 1945.

23. Lazarus, R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / R.S. Lazarus,

S. Folkman // European J. of Personality. 1987. № 1. P. 141 - 169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.