Литература
1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. -- Томск: Томский государственный университет, 2007. — 368 с.
2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Л. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009. — 336 с.
3. Вильчес-Ногерол В.В., Машкова А.С. Факторы организационной культуры в детерминации стилей делового общения менеджеров: специфика профессии и роль среды // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2020. № 1. С. 127-133.
4. Машкова А.С. Экспертная оценка менеджерами компетенций менеджеров (на модели российских коммерческих компаний) // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5, № 1. С. 107-127. URL: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document534.pdf
5. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. - М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 456 с.
6. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала. - Ярославль: РИО ЯРГПУ, 2019. - 242 с.
7. Толочек В.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Методики профессионального отбора. - М.: Юрайт, 2018. - 186 с.
8. Толочек В.А. Психология труда. - 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2020. - 480 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ И ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГОВ ВУЗА
Мушников Дмитрий Львович (Иваново, Россия), кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, информатики и истории медицины, Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России. E-mail: 89158113918@yandex.ru
Угланова Наталья Николаевна (Иваново, Россия), кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, информатики и истории медицины, Ивановская государственная медицинская академия Минздрава России. E-mail: ob.zdor@mail.ru
Василевская Елена Александровна (Тольятти, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология», Тольяттинский государственный университет. E-mail: vasilevskayae@yandex.ru
Аннотация. В статье на основе проведенного опроса дана характеристика инновационной педагогической культуры преподавателей медицинского вуза и установлена ее зависимость от психологических факторов. Для повышения уровня инновационной культуры педагогов предложено создать межвузовский региональный центр педагогических инноваций.
Ключевые слова: инновационная культура, психологический профиль, педагог.
PSYCHOLOGICAL PROFILE AND INNOVATIVE CULTURE OF UNIVERSITY TEACHERS
Mushnikov Dmitri Lvovich (Ivanovo, Russia), Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Public Health and Health, Informatics and History of Medicine of the Russian Ministry of Health, Ivanov State Medical Academy. E-mail: 89158113918@yandex.ru
Uglanova Natalia Nikolaevna (Ivanovo, Russia), Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of Public Health and Health, Informatics and History of Medicine of the Russian Ministry of Health, Ivanov State Medical Academy. E-mail: ob.zdor@mail.ru
Vasilevskaya Elena Alexandrovna (Togliatti, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department "Preschool Pedagogy, Applied Psychology", Toglyatti State University. Email: vasilevskayae@yandex.ru
Abstract. The article, based on the survey, describes the innovative pedagogical culture of medical school teachers and establishes its dependence on psychological factors. In order to improve the level of innovative culture of teachers, it is proposed to create an inter-university regional center for pedagogical innovation.
Keywords: innovative culture, psychological profile, teacher.
Современная концепция развития высшего образования требует от профессорско-преподавательского состава использование не только традиционных методик, но и развития инновационных методов и подходов к педагогической деятельности [1]. Всемирная декларация о высшем образовании придает особое значение укреплению инновационного потенциала вузов. В связи с этим необходимо создать в вузе условия, способствующие повышению инновационной культуры профессорско-преподавательского состава [2].
Современная инновационная культура педагога развивается в условиях возрастания внимания общества к инновационному развитию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей. Проблема формирования инновационной культуры педагога находит отражение в работах отечественных ученых [3]. Многие авторы обращают внимание на то, что личность педагога, его психологический профиль могут влиять на характер и успешность деятельности [4—7]. Однако крайне недостаточно работ, раскрывающих взаимосвязи инновационной культуры педагогов медицинского вуза с их психологическим профилем.
Цель исследования: разработка основ организационно-педагогического решения проблемы эффективного формирования инновационной культуры педагогов вуза с учетом их психологического профиля.
Материалы и методы. В качестве критериев инновационной культуры педагога мы рассматриваем инновационную компетентность и инновационную направленность. Инновационную компетентность педагога можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личностно-профессиональных компетенций и рационализаторского опыта по совершенствованию преподавательской деятельности, который требуется для успешного функционирования в инновационной профессиональной среде. Под инновационной направленностью мы понимаем интегративное качество личности, которое определяет его отношение к инновационной деятельности. На основе степени проявления названных показателей можно выделить четыре уровня инновационной педагогической культуры: высокий, средний, заниженный, низкий.
Программа исследования предусматривала использование метода опроса по специально составленной анкете «Карта социологического исследования инновационной культуры педагога вуза, уровня их информированности о принципах инновационной педагогической деятельности, условиях и факторах ее успешности», которая включала 20 вопросов, позволяющих судить об инновационной педагогической компетентности педагога и его инновационной направленности. Преподаватели оценивали уровень своей инновационной педагогической компетентности по пятибалльной шкале.
В опросе приняли участие 100 представителей профессорско-преподавательского состава медицинской академии. Для определения необходимого числа наблюдений использована методика В.И. Паниотто.
Оценка социально-психологического профиля преподавателей проводилась по типовым стандартизированным психологическим методикам: для получения характеристики типа темперамента — опросник Г. Айзенка — Eysenck Personality Inventory (EPI); для характеристики ценностных ориентаций — опросник М. Рокича; для оценки личностного профиля (тип межличностных отношений, представление о себе (реальное Я)
и идеальное Я) — тестовая методика Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека (1954 г.); для оценки уровня коммуникабельности — опросник В.Ф. Ряховского; для определения индивидуальной стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации — опросник К.Н. Томаса (1973 г.); для изучения уровня мотивации к успеху — тестовая методика Т. Элерс. По результатам опросов сформированы группы сравнения с высоким и низким уровнями инновационной педагогической культуры.
Для оценки статистической значимости психологических факторов рассчитывали относительный риск (отношение шансов (ОЯ) с 95 % доверительным интервалом (ДИ 95 %). С целью оценки значимости психологических факторов проведен последовательный анализ Вальда. Для оценки информативности градаций рассчитывался коэффициент информативности по методу С. Кульбака по формуле: КИ = ПК х (Р1—Р2), где ПК = частота фактора / частота по всем факторам. Информативность всего признака определялась по сумме коэффициентов информативности его градаций. Критическое значение уровня статистической значимости принимали равным 5 %. Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета прикладных программ «^аИзИса 10.0».
Результаты исследования и их обсуждение
Большинство опрошенных (69 %) являлись представителями женского пола, меньшая часть (31 %) — мужчины. Основная доля опрошенных (88 %) принадлежала к возрастной группе 35—55 лет, меньшее число (12 %) были более старшего возраста. Средний возраст — 44,5±16,5 лет. Основная часть преподавателей (84 %) имели педагогический стаж более 10 лет, меньшая доля (16 %) стаж до 10 лет.
Изучен вопрос информированности преподавателей о педагогических инновациях. Знакомы с понятием «педагогическая инновация» 34,5 % преподавателей, 55,6 % информированы о нем в общих чертах, 9,9 % — неверно его трактуют. Установлено, что средний балл по компетентности «правовые вопросы инновационной педагогической деятельности» составил 3,2 балла; «история педагогических инноваций» — 3,3 балла; «принципы инновационной педагогической деятельности» — 3,4 балла; «принципы планирования и внедрения педагогических инноваций» — 3,2 балла; «этические принципы инновационной педагогической деятельности» — 3,2 балла; «этапы инновационного процесса» — 2,9 балла; «принципы оформления и представления инновационных методов в педагогической практике» — 2,9 балла; «принципы подготовки электронных форм педагогических инноваций» — 3,5 балла; «принципы оценки эффективности внедрения педагогических инноваций» — 2,9 балла; «принципы оформления заявки на педагогическую инновацию» — 2,8 балла; «принципы внедрения педагогических инноваций» — 3,1 балла. Средняя балльная оценка инновационной компетентности педагогов медицинского вуза составила 3,1 балла, что характеризует ее как низкую.
В целом оценили свою готовность к инновациям в педагогической деятельности в условиях медицинского вуза как низкую 55,6 % педагогов, ближе к достаточной — 34,5 %, как низкую — 9,9 %; интерес к данному направлению деятельности имеют 22,5 %.
Основным источником получения информации о педагогических инновациях для преподавателей является интернет (47,5 %), на втором месте стоят циклы повышения квалификации (23,5 %), на третьем — электронные СМИ (12,5 %), на четвертом — книги и журналы (9,8 %), на пятом — коллеги (6,5 %), посещение научных педагогических конференций актуально только для 4,7 % преподавателей.
Респонденты отметили, что основными факторами, сдерживающими их инновационную педагогическую активность, являются: переутомление и нехватка времени (65,5 %); характер, личностные особенности (14,4 %); недостаток знаний (11,2 %), недостаток технических средств (в том числе компьютера) (18,8 %).
Изучен психологический профиль преподавателей вуза.
Среди преподавателей темперамент типа «холерик» имели 16,9 %, «меланхолик» — 10,1 %, «флегматик» —19,9 %, «сангвиник» — 53,1 %. Уровень коммуникабельности оценен как «очень высокий» у 7,9 %, «высокий» — 15,2 %, «повышенный» — у 5,1 %, «нормальный» — у 70,0 %, «низкий» — у 2,1 %. Таким образом, каждый десятый преподаватель имел крайние уровни коммуникабельности, а каждый третий — уровень коммуникабельности, отличный от нормального.
Оптимальный стиль разрешения конфликтных ситуаций («сотрудничество») используют только 17,7 % преподавателей, тогда как другие используют стили «противоборство» (15,9 %), «компромисс» (53,8 %), «избегание» (11,2 %), «уступка» (1,1 %).
Стиль межличностных отношений определен как «авторитарный» у 2,9 % преподавателей, «эгоистичный» — у 5,1 %, «подозрительный» — у 19,1 %, «подчиняемый» — у 2,9 %, «дружелюбный» — у 69,0 % преподавателей. Таким образом, у каждого третьего преподавателя стиль межличностных отношений имел конфликтный потенциал.
Уровень мотивации к успеху в педагогической деятельности оценен у 63,9 % как «средний», у 28,2 % преподавателей как «умеренно высокий», у 7,9 % как «высокий». Следовательно, для каждого десятого преподавателя педагогическая деятельность и ее успех является центральным мотивом. Показательно, что среди витальных ценностных ориентаций 96,8 % преподавателей отметили «здоровье» и только 2,9 % ориентированы на интересы семьи и другие ценности. Сравнительный анализ продемонстрировал отсутствие статистически значимых различий в психологическом профиле преподавателей по возрастному и половому признакам, что позволяет рассматривать данные характеристики как типовые.
По результатам факторного анализа установлены наиболее значимые психологические факторы риска снижения инновационной педагогической культуры преподавателей вуза. Наибольшую значимость в снижении инновационной педагогической культуры педагогов имеют меланхолический тип темперамента (0Я=4,0; ДИ>95 %; J=0,302), низкий уровень коммуникабельности (ОЯ=4,5; ДИ>95 %; J=0,456), противоборствующий стиль поведения в конфликте (0Я=3,0; ДИ>95 %; J=0,444); подозрительный тип межличностных отношений (ОЯ=6,3; ДИ>95 %; J=0,498); низкий уровень мотивации к успеху (ОЯ=2,1; ДИ>95 %; J=0,399). Сочетание настоящих факторов оказывает достоверное влияние на уровень комплаентности пациентов с вероятностью более 25,0 %.
Выводы и предложения
1. Инновационная педагогическая культура преподавателей медицинского вуза находится на низком уровне и определяется, среди других, индивидуально-психологическими характеристиками педагогов.
2. Предлагается создать межвузовский центр педагогических инноваций. При этом следует использовать возможности специалистов Центра качества образования медицинских вузов.
Литература
1. Алекса Е.А., Попова А.И., Блинчикова Д.А. Методическая инновация как средство повышения профессионального мастерства педагога // Вопросы науки и образования. 2020. № 4 (88). С. 34—36.
2. Асадулаева Ш.Р. Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование // Инновационная наука. 2020. № 2. С. 94—96.
3. Нуркеева С.С. Проблемы самообразования и самовоспитания в развитии личности педагога // Интернаука. 2020. № 4-3 (133). С. 46-49.
4. Шавшаева Л.Ю. Формирование профессиональных компетенций педагогов в направлении профилактической деятельности в образовательной организации // Вопросы педагогики. 2020. № 1-2. С. 293-297.
5. Козилова Л.В. Приоритетный фактор успешной профессиональной коммуникации педагога и обучающегося в условиях образовательной среды педагогического университета // Научные вести. 2020. № 1 (18). С. 34-46.
6. Симонова Н.М. Конфликтологическая составляющая профессиональной деятельности педагога // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 72-76.
7. Молчанова Л.Н. Современное состояние проблемы психического выгорания педагогов отдельных образовательных организаций // Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 64-65.
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подольская Татьяна Афанасьевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. E-mail: tpodolskaya@list.ru
Аннотация. Обсуждаются пути и возможности развития профессиональной компетентности педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования. Приводятся данные мониторинга, позволяющие оценить удовлетворенность слушателей курсов повышения квалификации содержанием программ обучения. Представлены результаты изучения образовательных потребностей педагогов, проходящих обучение в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, дополнительное профессиональное образование, содержание программ обучения, курсы повышения квалификации, образовательные потребности слушателей.
ON THE PROBLEM OF STUDYING THE EDUCATIONAL NEEDS OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION
Podolskaya Tatiana Afanasievna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute of the Art Education and Culturology of the Russian Academy of Education. E-mail: tpodolskaya@list.ru
Abstract. Ways and possibilities of preschool teacher professional competency development are discussed. Optimization of training content at professional refreshing courses in dependence on trainee educational needs is considered. The results of the research of the educational needs of teachers studying in the system of additional vocational education are presented.
Keywords: professional competency, training program content, professional refreshing courses, trainees' educational needs.
Современная образовательная стратегия ориентирует педагогических работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, освоение новых технологий, повышение профессиональной компетентности [3—5]. Профессионализм в психологии и акмеологии понимается как подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными способами решения задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью [1; 3; 4].
Сегодня профессия педагога становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система повышения