Научная статья на тему 'Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде'

Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
681
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PSYCHOLOGICAL CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В ВУЗЕ / STAGES OF VOCATIONAL ACHIEVEMENT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / PERSONALITY MODEL OF A SPECIALIST / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ / INDIVIDUAL STYLE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AND ITS MOLDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семикин Виктор Васильевич, Пашкин Сергей Борисович

Приведены теоретические и методологические подходы к понятиям «психологическая» и «педагогическая культура». Показаны сходства и расхождения в рассмотрении этих понятий психологами и педагогами. Показаны возможности развития культуры личности будущего профессионала в образовательной среде вуза за счет создания системы психолого-педагогических воздействий с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной, служебной и будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Personality Culture of Intended Specialist and Its Development in Educational Milieu

Theoretical and methodological approaches to the concept of psychological and pedagogical culture are considered. Affinity and clash of views of psychologists and teachers on these concepts are revealed. The authors show possibility of intended specialists’ personality culture development in educational milieu of higher education institution by means of creating a system of psychological and pedagogical effects aimed at optimization of his or her adaptation process and successful functioning in academic, official, environment and future professional activity environment.

Текст научной работы на тему «Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде»



Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 10. С. 80-88

Серия «Психология»

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 37.032

Психологическая и педагогическая культура личности будущего профессионала и ее развитие в образовательной среде

B. В. Семикин

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

C. Б. Пашкин

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

Аннотация. Приведены теоретические и методологические подходы к понятиям «психологическая» и «педагогическая культура». Показаны сходства и расхождения в рассмотрении этих понятий психологами и педагогами. Показаны возможности развития культуры личности будущего профессионала в образовательной среде вуза за счет создания системы психолого-педагогических воздействий с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной, служебной и будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологическая культура, педагогическая культура, профессиональная подготовка, этапы становления профессионала в вузе, модель личности специалиста, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и его формирование.

Статья является логическим продолжением и развитием наших предыдущих работ [5-8]. В ней мы коснемся некоторых аспектов заявленной темы при подготовке специалистов по направлениям «Психология служебной деятельности» (специалитет) и «Психологическое сопровождение служебной деятельности» (магистратура и программы дополнительного профессионального образования).

По мнению Т. Е. Егоровой, «психологическая культура - это совокупность культурно-исторических способов развития и произвольной регуляции психических процессов, эмоциональных переживаний и состояний сознания, а также поведения человека в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с миром природы. Она представляет собой многомерное, иерархичное системное образование, обладающее множественными связями как внутри, так и извне. Интегрирующим началом в ней являются метаценности и смыслы, определяющие гуманистическую и экологическую направленность человека» [3].

Психологическая культура выступает как часть общей культуры. Это ин-тегративное системное образование, свойство, процесс и состояние личности, ее деятельности и общества в целом, имеющее свою историю и находящееся в постоянном диалектическом развитии на основе исторического опыта. Другими словами, мы можем говорить о психологической культуре личности, психологической культуре социума и психологической культуре деятельности [7].

Психологическая культура предполагает [4, с. 6]:

- высокий уровень духовно-нравственного развития и самосознания;

- способность к осознанной саморегуляции и самореализации личности;

- особый уровень чувствительности, сензитивности;

- ответственно-неравнодушное восприятие и отношение человека к окружающему миру и самому себе, чувство долга, ответственности и эмпатии;

- гармоничное единство между личным и общественным, между психологическими знаниями, умениями и уровнем духовно-нравственного развития;

- способность быть субъектом психологической культуры;

- способность к экологической деятельности и экологичным методам взаимодействия с окружающим миром.

Говоря о структуре психологической культуры личности, можно выделить психологическую грамотность и компетентность индивида, рефлексивно-перцептивный, когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, коммуникативный, регулятивный и поведенческий компоненты [6, с. 82-83].

По мнению педагогов Бондаревской и Кульневич, «педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности» [1, с. 101]. Авторы выделяют экологическую, технологическую, правовую, политическую, коммуникативную, гносеологическую, экономическую культуру, культуру семейных отношений и др. Педагогическая культура рассматривается как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура, как сущностная характеристика личности педагога в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование, включающее аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты. Часто в состав педагогической культуры включают профессионализм, стиль педагогического общения, речевую и неречевую культуру, лекторское и ораторское мастерство, работоспособность и стрессоустойчивость, интеллект и эрудицию, индивидуальные особенности психики, ценностные ориентации и направленность, инвариантность педагогического мастерства и имидж преподавателя, педагогические ориентированность и воображение, академические способности, умение распределять внимание и т. д.

В центре внимания психологии - определение закономерностей функционирования психической сферы и тренировка отдельных ее компонентов, а педагогики - обучение, воспитание, развитие, формирование социально обусловленной сферы личности. Обе науки занимаются психолого-педагогической диагностикой, коррекцией, консультацией, терапией, а отчасти перенимают и специфические задачи друг друга, терминологию и тем самым пересекаются в своей деятельности. Отсюда вывод: в объединении усилий психологов и педагогов - залог успеха образовательного процесса.

Группа военных психологов и педагогов [2] рассматривает профессионализацию военнослужащих через формирование у офицеров акмеолого-педагогической культуры, военно-профессиональной компетентности и воинского мастерства, которое происходит в процессе персонализации подготовки военных кадров.

Составляющими педагогической культуры являются: педагогическая направленность; гармония развитых идейно-политических, нравственных и интеллектуальных качеств; педагогический оптимизм; педагогическое мастерство; педагогически направленные общение и поведение; постоянное самосовершенствование как педагога.

Объединение усилий психологов и педагогов видится нами в развитии культуры личности через создание системы психолого-педагогических воздействий на человека с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной и будущей профессиональной деятельности.

Становление будущего профессионала представляет собой непрерывный поэтапный и динамичный процесс вхождения студента в профессию служащего и усвоения специфики его деятельности. Этот процесс по времени состоит из нескольких этапов:

1) предварительный (профессиональная ориентация и отбор);

2) адаптационный (начальный);

3) этап принятия студентом норм, требований служебно-профессиональной деятельности;

4) творческий, включающий самореализацию личностью своих служеб-но-профессиональных целей как в стенах вуза, так и за его пределами;

5) дополнительный, ставящий задачи последипломного (дополнительного) образования служащих, переподготовки и повышения их квалификации.

Формирование профессионала - процесс дискретный, т. е. состоящий из последовательных этапов, характеризующихся самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их достижения. В образовательной среде вуза формирование личности будущего профессионала происходит на 2-4 этапах процесса профессионального становления.

Второй этап характеризуется формированием у участников образовательного процесса системы профессионально важных качеств (ПВК), опыта творческой деятельности, т. е. приобретением специальных, конкретных знаний.

Третий этап - периодическое обновление, углубление, расширение ПВК, знаний, умений, навыков (ЗУНов) и компетенций, обеспечивающих повышение

эффективности труда в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений.

Четвертый этап (весьма условный) - приобретение членами общества ПВК и ЗУНов, не связанных с профессиональной деятельностью, а обеспечивающих удовлетворение интеллектуальных потребностей человека, всестороннее развитие его личности.

Непрерывное и многоуровневое образование определяется в качестве организующего принципа всего образования. Оно предполагает создание всеобъемлющей, связной и целостной системы, представляющей адекватные средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями на протяжении всей жизни.

В основе концепции непрерывного образования лежат: принципы преемственности всех типов и уровней образовательных программ; поливариантность содержания общего и профессионального образования при единстве образовательного пространства; открытость и гибкость системы; наличие высококвалифицированного научно-педагогического потенциала, способного воспринимать стратегические изменения и работать в инновационном режиме с использованием современных средств, форм, методов и технологий обучения и воспитания.

Данная концепция в полной мере реализуется в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена. Подписан договор о создании сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России», в который вошли 40 вузов РФ. В настоящее время 13 факультетов Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена осуществляют подготовку магистров по 19 сетевым образовательным программам. Для этого разработаны основные образовательные программы (структура, программы модулей (дисциплин), учебных и производственных практик, заданий для самостоятельной работы, форм аттестации), определены механизмы и регламент осуществления сетевого взаимодействия, образовательные стратегии и технологии обучения по реализации образовательных программ, разработаны договоры и дополнительные соглашения о сетевом взаимодействии, проведены экспертизы этих программ, разработана система управления образовательными маршрутами обучающихся и взаимодействия партнеров сетевого сотрудничества, изданы учебно-методические комплексы, проведены мероприятия по привлечению контингента на сетевые ООП в рамках приемных кампаний 2013 и 2014 гг. Причем по 5 из 9 специальностям РГПУ в 2013/2014 учебном году проведены первые наборы в вузах-партнерах в количестве 66 человек как на бюджетной, так и на внебюджетной основе, как на очную, так и на заочную формы обучения. В 2014 г. набор осуществлен по всем заявленным специальностям как в РГПУ им. А. И. Герцена, так и в вузах-партнерах.

Совершенствование системы непрерывного и многоуровневого образования происходит по многим направлениям. Основные из них:

— создание современных образовательных технологий;

— активизация деятельности обучающихся;

— повышение уровня их культуры и профессионализма;

— доступность выбора траектории обучения, гарантирующей минимальные сроки обучения;

— разработка многоуровневых профессиональных программ, реализуемых в цепочке школа (ссуз) - вуз - курсы усовершенствования, переподготовки и повышения квалификации.

Основные требования к выпускникам изложены в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по каждой специальности. Они включают перечень необходимых специалисту общекультурных и профессиональных компетенций.

В результате экспертного моделирования профиля специальностей и подготовки специалиста выявлены ключевые задачи образовательной и профессиональной деятельности выпускника, определены уровни сформированно-сти компетенций к решению ведущих задач предстоящей службы выпускника на предполагаемых должностях. В итоге это позволяет сформулировать основные ЗУНы будущего специалиста по каждому блоку учебных дисциплин, исходя из контекста последующих служебно-профессиональных и социальных функций и творческих задач.

Определение и ранжирование ПВК позволили сформировать уточненную современную модель выпускника университета через предъявляемые к нему требования. Признано целесообразным перечислить в данной модели желаемые гражданские качества, социальные и философско-методологические взгляды выпускника, его общенаучные знания, профессиональные и служебные качества. Сжатые формулировки могут быть развернуты по направлениям в методических и иных разработках. Конкретизация качеств может быть доведена до уровня, допускающего тестовую проверку.

Образовательный аспект модели достаточно хорошо и подробно разработан и описан в литературе. Поэтому мы остановимся лишь на специфике профессионального аспекта.

I. Общие качества

1. Понимание социально значимых целей своей деятельности.

2. Уверенность в своей способности добросовестно выполнять профессиональные обязанности и совершенствоваться в избранной области.

3. Профессионализм, компетентность, реалистичность, деловитость, ответственность, обязательность в отношениях, аккуратность, собранность, пунктуальность, четкость в работе, самодисциплина, трудолюбие, работоспособность.

4. Профессиональная мобильность.

5. Умение планировать и организовывать собственную деятельность и деятельность подчиненных.

6. Смелость. Готовность принимать решения в рамках своей компетенции (в экстремальных ситуациях - за ее пределами) и проводить их в жизнь. Способность к обдуманному риску.

7. Коммуникабельность, способность продуктивно взаимодействовать с людьми, принадлежащими к разным категориям: с коллегами, подчиненными, руководителями, заказчиками, представителями общественности и др.

8. Стремление к научной обоснованности своей профессиональной деятельности, умение находить и применять новые достижения науки.

9. Способность исследовать и проектировать сложные системы, которым свойственна высокая степень неопределенности.

10. Стремление и умение самостоятельно овладевать новыми знаниями.

11. Стремление к всесторонности (комплектности) рассмотрения.

12. Критическое отношение к традиционным взглядам.

13. Стремление к точности, тщательности в работе, отвращение к неряшливости.

14. Уверенность в том, что любую задачу можно решить разными способами, а значит, необходимо выдвигать и рассматривать альтернативные варианты.

15. Убежденность в том, что все можно усовершенствовать, сделать лучше. Однако целесообразность рационализации должна определяться социально значимыми факторами.

16. Интеллектуальная активность:

— способность увидеть назревшую общественную потребность, проблему, умение четко сформулировать ее сущность, предложить варианты решения, обосновать критерии выбора оптимального варианта;

— способность принимать и развивать положительно оцененные чужие идеи как собственные;

— поиск научных концепций и практических решений, способных повлиять на повышение качества работы;

— умение оценить техническую и экономическую эффективность собственных и чужих решений и разработок;

— способность всесторонне оценивать не только ближайшие, но и отдаленные перспективы и результаты деятельности.

17. Понимание отношений абсолютной и относительной истины.

18. Способность без сожаления распрощаться с неоправдавшимся замыслом и начать разрабатывать новый.

II. Служебно-специальный аспект

1. Дисциплинированность и исполнительность.

2. Волевые качества (самообладание, смелость, настойчивость, решительность, требовательность).

3. Собранность, умение организовать свою работу и работу подчиненных.

4. Физическое развитие.

5. Профессиональная этика.

6. Интерес и склонность к организаторской деятельности.

7. Интерес и склонность к педагогической деятельности. Умение проводить воспитательные мероприятия.

8. Умение исполнять обязанности руководителей.

9. Знания и навыки тактической подготовки.

10. Методические навыки по специальной подготовке.

11. Культура работы с документами по всем видам специальной подготовки.

12. Культура работы в оформлении служебной, методической и другой документации.

Итак, профессиональная образовательная программа вуза выступает в качестве системообразующего начала развития психологической и педагогической культуры выпускника.

Ключевым звеном такого развития может выступить индивидуальный стиль, представляющий собой системное качество и образование личности и ее деятельности, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, психических свойств, социально и профессионально значимых качеств, которое возникает и развивается во взаимодействии субъекта с различными видами будущей профессиональной деятельности: учебной, исследовательской, научной, специфически-профессиональной, представляющих собой условия овладения общенаучными и профессиональными компетенциями.

Основой для разработки концепции формирования стиля выступает структура личности, предложенная К. К. Платоновым, и технологии формирования, разрабатываемые и реализуемые педагогами. Структура личности включает биологическое (телесную оболочку, индивидные особенности), подлежащее лишь диагностике и учету, психологическое (душевную, субъектную оболочку, подструктуру форм отражения), которое диагностируется, тренируется, развивается, и социальное (духовная, социально обусловленная часть, подструктура опыта и направленности) - с возможностью диагностики, обучения, формирования, воспитания. Отдельной строкой можно выделить активность человека, обусловленную влиянием внутренних факторов и внешней среды.

Индивидуальный стиль формируется на протяжении всей жизни человека: какие-то особенности и качества развиваются, какие-то со временем компенсируются другими. Скорость такого формирования может быть разной. Важно выработать необходимые знания, умения и навыки будущего специалиста, профессионально важные и социально значимые качества, общенаучные и профессиональные компетенции в период его подготовки. В нашем случае это высшее учебное заведение. Кроме того, важно компенсировать нежелательные с точки зрения профессиональной деятельности проявления.

Современная система при организации образовательного процесса вуза предполагает возможность создания системы индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) обучающихся. В нашем случае успешное формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности должно проходить через поэтапное становление цепочки стилей: учебной (1-й курс), учебно-профессиональной (2-й-3-й курсы), профессиональной (4-й-5-й курсы), ис-следовательско-профессиональной деятельности (магистратура, аспирантура), совершенствования стиля в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования. В процессе реализации траектории на любом этапе возможно внесение корректив.

Формирование психологической и педагогической культуры также проходит поэтапно: знания, умения, навыки, профессионально важные и социально значимые качества, компетенции - психолого-педагогическое мастерство -психолого-педагогическая культура. То есть психологическая и педагогическая культура выступает высшим проявлением в формировании индивидуального стиля деятельности профессионала.

Список литературы

1. Бондаревская Е. В. Педагогика / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - М. ; Ростов н/Д : Учитель, 1999. - 367 с.

2. Военная психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. - М. : Совершенство, 1998. - 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Егорова Т. Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления : монография / Т. Е. Егорова. - Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2006. - 253 с.

4. Егорова Т. Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе / Т. Е. Егорова // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 215-летию Герценовского ун-та. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - С. 33-38.

5. Пашкин С. Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в вузе МО РФ (психолого-педагогический аспект) / С. Б. Пашкин. - СПб. : ВИТУ, 2001. - 545 с.

6. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека /

B. В. Семикин. - СПб. : Союз, 2002. - 156 с.

7. Семикин В. В. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы: конвергенция понятий и путей развития / В. В. Семикин,

C. Б. Пашкин // VII С.-Петерб. конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27-28 нояб. 2013 г. : сб. тр. - СПб. : РИЦ Нац. минер.-сырьев. ун-та «Горный», 2013. - С. 277-280.

8. Семикин В. В. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование / В. В. Семикин, С. Б. Пашкин // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы IV Всерос. науч.-практ. (заоч.) конф. - М. : Перо, 2014. - С. 63-65.

Psychological and Pedagogical Personality Culture

of Intended Specialist and Its Development in Educational

Milieu

V. V. Semikin, S. B. Pashkin

Abstract. Theoretical and methodological approaches to the concept of psychological and pedagogical culture are considered. Affinity and clash of views of psychologists and teachers on these concepts are revealed. The authors show possibility of intended specialists' personality culture development in educational milieu of higher education institution by means of creating a system of psychological and pedagogical effects aimed at optimization of his or her

adaptation process and successful functioning in academic, official, environment and future professional activity environment.

Keywords: psychological culture, pedagogical culture, vocational training, stages of vocational achievement at higher education institution, personality model of a specialist, individual style of professional activity and its molding.

Семикин Виктор Васильевич доктор психологических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 191186, г. Санкт-Петербург, набережная Реки Мойки, 48 e-mail: [email protected]

Semikin Viktor Vasilyevich

Doctor of Sciences (Psychology), Professor

А. I. Gertsen Russian State Pedagogic

University

48, the Moika River Embankment, St.-Petersburg, 191186 e-mail: [email protected]

Пашкин Сергей Борисович

доктор педагогических наук, профессор

Российский государственный

педагогический университет

им. А. И. Герцена

191186, г. Санкт-Петербург,

набережная Реки Мойки, 48

e-mail: [email protected]

Pashkin Sergey Borisovich

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor

A. I. Gertsen Russian State

Pedagogic University

48, the Moika River Embankment,

St.-Petersburg, 191186

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.