Научная статья на тему 'Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала'

Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В ВОЕННОМ ВУЗЕ / МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семикин В.В., Пашкин С.Б.

Приведенытеоретическиеиметодологическиеподходыкпонятиям «индивидуальный стиль деятельности», «психологическая»и«педагогическаякультура».Показанысходстваирасхожденияврассмотренииэтихпонятийпсихологамиипедагогами. Формулируется тезис о дифференциации и интеграции данных подходов. Показанывозможностиразвития культурыличностибудущегопрофессионалавобразовательнойсреде военного вузазасчетсозданиясистемыпсихолого-педагогическихвоздействийсцельюоптимизациипроцесса егоадаптациииуспешногофункционированиявусловияхучебной,служебнойибудущей профессиональной деятельности. Ключевымзвеномданногопроцессавыступаетиндивидуальныйстильдеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала»

Военное образование и подготовка кадров

УДК 355.54:37.032

В.В. Семикин, С.Б. Пашкин V. V. Semikin, S.B. Pashkin

Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала

Individual professional activity style formation as a base for a future higher institution professional's psychological

and pedagogical culture development

Аннотация:

Приведены теоретические и методологические подходы к понятиям «индивидуальный стиль деятельности», «психологическая» и «педагогическая культура». Показаны сходства и расхождения в рассмотрении этих понятий психологами и педагогами. Формулируется тезис о дифференциации и интеграции данных подходов. Показаны возможности развития культуры личности будущего профессионала в образовательной среде военного вуза за счет создания системы психолого-педагогических воздействий с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной, служебной и будущей профессиональной деятельности. Ключевым звеном данного процесса выступает индивидуальный стиль деятельности.

Abstract:

Theoretical and methodological approaches to the concept of «individual professional activity style» of psychological and pedagogical culture are considered. Affinity and clash of views of psychologists and teachers on these concepts are revealed. The thesis on differentiation and integration of these approaches is being formulated. The authors show possibility of intended specialists' personality culture development in educational milieu of higher education institution by means of creating a system of psychological and pedagogical effects aimed at optimization of his or her adaptation process and successful functioning in academic, official, environment and future professional activity environment. The cornerstone of this process is an individual professional activity style.

Ключевые слова: психологическая культура, педагогическая культура, дифференциация и интеграция подходов, профессиональная подготовка, этапы становления профессионала в в о е н н о м вузе, модель личности специалиста, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и его формирование.

Keywords: psychological culture, pedagogical culture, differentiation and integration of the approaches, vocational training, stages of vocational achievement at higher education institution, personality model of a specialist, individual style of professional activity and its molding.

Повышение качества профессиональной подготовки выпускников высшей военной школы остается проблемой. Вооруженным Силам требуются специалисты высокого класса, способные с гарантированными результатами выполнить стоящие перед ними задачи. Без научно-практического решения вопроса о направленности, содержании и методах обучения курсантов в военно-учебных заведениях невозможно обеспечить эффективность их подготовки как будущих специалистов.

Становление будущего профессионала представляет собой непрерывный поэтапный и динамичный процесс вхождения обучающегося в профессию служащего и усвоения специфики его деятельности. Этот процесс по времени состоит из нескольких этапов:

1) предварительный (профессиональная ориентация и отбор);

2) адаптационный (начальный);

3) этап принятия курсантом (слушателем) норм, требований служебно-профессиональной деятельности;

4) творческий этап, включающий самореализацию личностью своих служебно-профессиональных целей, как в стенах военного вуза, так и за его пределами;

5) дополнительный этап, ставящий задачи последипломного (дополнительного) образования военнослужащих, переподготовки и повышения их квалификации.

Формирование профессионала - процесс дискретный, т.е. состоящий из последовательных этапов, характеризующихся самостоятельными, но взаимосвязанными целями и средствами их достижения.

На первом этапе происходит научно-обоснованный процесс профессионально-ориентационнных мероприятий, заканчивающийся отбором кандидатов на обучение с наиболее выраженными качествами.

Второй этап характеризуется формированием у участников образовательного процесса системы общекультурных и профессиональных компетенций, опыта творческой деятельности, т.е. приобретением специальных, конкретных знаний.

Третий этап - периодическое обновление, углубление, расширение полученных профессионально-важных качеств (ПВК), знаний, умений, навыков (ЗУНов) и компетенций, обеспечивающих повышение эффективности воинского труда в условиях научно-технического прогресса.

Четвертый этап (весьма условный) - приобретение обучаемыми компетенций, ПВК и ЗУНов, не связанных с профессиональной деятельностью, а обеспечивающих удовлетворение интеллектуальных потребностей военнослужащего, всестороннее развитие его личности.

Непрерывное и многоуровневое образование определяется в качестве организующего принципа всего образования. Оно предполагает создание всеобъемлющей, связной и целостной системы, представляющей адекватные средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями на протяжении всей жизни.

В основе концепции непрерывного образования лежат принципы: преемственности всех типов и уровней образовательных программ; поливариантность содержания общего и профессионального образования при единстве образовательного пространства; открытость и гибкость системы; наличие высококвалифицированного научно-педагогического потенциала, способного воспринимать стратегические изменения и работать в инновационном режиме с использованием современных средств, форм, методов и технологий обучения и воспитания.

Ключевым звеном такого развития может выступить индивидуальный стиль, представляющий собой системное качество и образование личности и ее деятельности, включающее совокупность интеллектуальных, мотивационных, психических свойств, социально и профессионально-значимых качеств, которое возникает и развивается во взаимодействии субъекта с различными видами будущей профессиональной деятельности: учебной, исследовательской, научной, специфически-профессиональной, представляющих собой условия овладения общенаучными и профессиональными компетенциями. В этом качестве комплексно переплетаются и пересекаются все проявления психического мира человека. Стиль - это центральное звено приспособительного механизма, опосредующего взаимодействия между организмом и условиями внешней среды. Стили различают людей в манерах, способах индивидуально-своеобразного самопроявления.

Основой для разработки концепции формирования стиля выступает структура личности, предложенная К.К. Платоновым, и технологии формирования, разрабатываемые и реализуемые педагогами. Структура личности включает биологическое (телесную оболочку, индивидные особенности), подлежащее лишь диагностике и учету, психологическое (душевную, субъектную оболочку, подструктуру форм отражения), которое диагностируется, тренируется, развивается, и социальное (духовная, социально-обусловленная часть, подструктура опыта и направленности), с возможностью диагностики, обучения, формирования, воспитания. Отдельной строкой можно выделить активность человека, обусловленную влиянием внутренних факторов и внешней среды.

Индивидуальный стиль формируется на протяжении всей жизни человека: какие-то особенности и качества развиваются, какие-то со временем компенсируются другими. Скорость такого формирования может быть разной. Важно выработать необходимые знания, умения и навыки будущего специалиста, профессионально-важные и социально-значимые качества, общенаучные и профессиональные компетенции в период его подготовки. В нашем случае это высшее учебное заведение. Кроме того, важно компенсировать нежелательные с точки зрения профессиональной деятельности проявления.

В ходе обучения в военном вузе идет процесс профессионализации, т.е. превращения кандидата в курсанта и далее в офицера. И от того насколько правильно поставлен образовательный процесс, зависит его эффективность на выходе, т.е. качество подготовки выпускников.

Отсутствие современных целостных концепций формирования и развития индивидуального стиля становится препятствием на пути подготовки кадров, в полной мере способных к самостоятельной творческой деятельности и непрерывному самообразованию.

В психологической науке категория «стиль» довольно глубоко исследована за почти вековую историю с момента возникновения данного направления. Накоплен определенный багаж открытых закономерностей функционирования и проявления стилей. Одними из наиболее известных являются работы Е.А. Климова, раскрывающие зависимость стиля от типологических свойств нервной системы. В частности, только по параметру силы можно судить о лучшей динамике «втягивания» в работу, меньших утомляемости, временных затратах на подготовительные действия, более эффективной деятельности в ситуациях нервного напряжения и т.д. лиц с сильной нервной системой.

Вопрос исследования индивидуального стиля деятельности активно рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Существует множество подходов к данной проблеме: стиль как жизненный путь личности (А. Адлер), стиль как инструментальная характеристика личности (Г. Олпорт), перцептивные (Р. Стагнер) и когнитивные (Х. Виткин) стили, стиль как индивидуальная характеристика деятельности (Б.М. Теплов, В.С. Мерлин и др.). До последнего времени в нашей стране стиль изучался преимущественно на примере трудовой деятельности. Исследованию индивидуальных стилей учения и военно-профессиональной деятельности, способам их формирования уделялось мало внимания. Однако в нашей стране стали появляться работы, посвященные изучению и описанию отдельных проявлений стиля. Только в течение последних двадцати лет выделились такие разновидности стиля, как индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (Е.А. Климов); индивидуальные стили поведения (Е.П. Ильин, И.Н. Трофимова); активности (Б.А. Вяткин); эмоциональные (Л.Я. Дорфман); общения (И.П. Шкуратова); саморегуляции (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, В.И. Щедров), руководства (Г.М. Котляровский); мышления (Л.Н. Собчик); профессиональной деятельности (В.А. Толочек); принятия решения (К. Коростелина); реагирования на стресс (А.В. Либин); творческой деятельности (П.Г. Попов, В.М. Петров). Однако интегрального исследования, касающегося закономерностей функционирования стилей, в психологии не существует.

Открытые психологами закономерности функционирования отдельных характеристик индивидуальных стилей личности, показывают оригинальный путь повышения эффективности образовательного процесса педагогам. Такой путь является научно - обоснованной и системной помощью обучаемому (курсанту), направленной на активизацию возможностей, скрытых в индивидуально-психологическом складе его личности, а также служит основой для выработки и реализации педагогических воздействий, в целях решения задач по диагностике, формированию, совершенствованию и коррекции стиля.

С нашей точки зрения, стилю априорно присущи следующие свойства:

- полиморфизм, заключающийся в наличии разных уровней проявлений и взаимосвязи между ними;

- изоморфизм, дающий возможность описания, определения стиля, его свойств, закономерностей функционирования и формирования;

- мезоморфизм, показывающий переходность, этапность формирования стиля.

В свою очередь, мезоморфизм протекает непосредственно через механизмы эндоморфизма (интериоризации, присвоения знаний, навыков, умений, опыта, привычек и т.д. других людей) и экзоморфизма (экстериоризации, т.е. передачи своих психических образований, состояний и свойств другим);

Эти и другие закономерности необходимо знать и использовать в образовательной практике. Вместе с тем в педагогике понятию «стиль» уделялось неоправданно мало внимания. Существуют единичные работы, в прямой постановке посвященные его развитию. С нашей точки зрения, концептуальные разработки проблемы исследования проявлений стилевых особенностей личности и их объединение с новыми подходами и достижениями в педагогической практике позволяют усилить интегративные связи между науками.

Индивидуальный стиль - устойчивое функционально-деятельностное образование, подлежащее диагностике и формированию. В обычных условиях его становление проходит за редким исключением стихийно, без учета своеобразия человека. Он сам находит удобные для него приемы и способы выполнения различных видов деятельности. В условиях высшей школы данный процесс важно сделать управляемым, чему будет служить решение проблемы создания системы психолого-педагогических воздействий на обучаемого ввуза для оптимизации процесса его адаптации к учебной, служебно-боевой и профессиональной деятельности на основе вооружения курсантов рациональными алгоритмами научной организации труда, тем самым оптимизируя формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСПД) и повышая эффективность образовательного процесса.

Феномен человека в современной науке рассматривается в разных направлениях, ракурсах, аспектах и модальностях. В частности, биология, физиология, анатомия, психофизиология изучают проявления его индивидных особенностей, психология - субъектных свойств, педагогика - личностных (духовных) качеств и новообразований.

Психология определяет закономерности функционирования психической сферы и отдельных ее компонентов, а педагогика - теорию и практику обучения, воспитания, развития, формирования социально -обусловленной сферы личности. Обе науки занимаются психолого-педагогической диагностикой, коррекцией, консультацией, терапией, а отчасти перенимают и специфические задачи друг друга, терминологию и тем самым пересекаются в своей деятельности. Отсюда вывод: в объединении усилий военных психологов и педагогов залог успеха образовательного процесса.

Высшим проявлением профессионала в деятельности выступают его психологическая и педагогическая культуры.

По мнению Т.Е. Егоровой, «Психологическая культура - это совокупность культурно-исторических способов развития и произвольной регуляции психических процессов, эмоциональных переживаний и состояний сознания, а также поведения человека в ситуациях взаимодействия с самим собой, с другими людьми и с миром природы. Она представляет собой многомерное, иерархичное системное образование, обладающее множественными связями как внутри, так и извне. Интегрирующим началом в ней являются метаценности и смыслы, определяющие гуманистическую и экологическую направленность человека» [3].

Психологическая культура выступает как часть общей культуры. Это интегративное системное образование, свойство, процесс и состояние личности, ее деятельности и общества в целом, имеющее свою историю и находящееся в постоянном диалектическом развитии на основе исторического опыта. Другими словами, мы можем говорить о психологической культуре личности, психологической культуре социума и психологической культуре деятельности [8].

Психологическая культура предполагает [4, 7]:

- высокий уровень духовно-нравственного развития и самосознания;

- способность к осознанной саморегуляции и самореализации личности;

- особый уровень чувствительности, сензитивности;

- ответственно-неравнодушное восприятие и отношение человека к окружающему миру и самому себе, чувство долга, ответственности и эмпатии;

- гармоничное единство между личным и общественным, между психологическими знаниями, умениями и уровнем духовно-нравственного развития;

- способность быть субъектом психологической культуры;

- способность к экологической деятельности и экологичным методам взаимодействия с окружающим миром.

Говоря о структуре психологической культуры личности, можно выделить ее психологическую грамотность и компетентность, рефлексивно-перцептивный, когнитивный, эмоционально-чувственный, ценностно-смысловой, коммуникативный, регулятивный и поведенческий компоненты [7, с.82-83].

По мнению педагогов «педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности»[1, С. 101]. Они выделяют экологическую, технологическую, правовую, политическую, коммуникативную, гносеологическую, экономическую, культуру семейных отношений и др. Педагогическая культура рассматривается как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура, как сущностная характеристика личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование, включающее аксиологический, технологический, эвристический и личностный компоненты. Часто в состав педагогической культуры включают профессионализм, стиль педагогического общения, речевую и неречевую культуру, лекторское и ораторское мастерство, работоспособность и стрессоустойчивость, интеллект и эрудицию, индивидуальные особенности психики, ценностные ориентации и направленность, инвариантность педагогического мастерства и имидж, педагогические ориентированность и воображение, академические способности, умение распределять внимание и т.д.

Группа военных психологов и педагогов [2] рассматривает профессионализацию военнослужащих через формирование у офицеров акмеолого-педагогической культуры, военно-профессиональной компетентности и воинского мастерства, которое происходит в процессе персонализации подготовки военных кадров.

Составляющими педагогической культуры являются: педагогическая направленность; гармония развитых идейно-политических, нравственных и интеллектуальных качеств; педагогический оптимизм; педагогическое мастерство; педагогически направленные общение и поведение; постоянное самосовершенствование как специалиста.

Объединение усилий психологов и педагогов видится нами в развитии культуры личности через создание системы психолого-педагогических воздействий на человека с целью оптимизации процесса его адаптации и успешного функционирования в условиях учебной и будущей профессиональной деятельности.

Анализ психолого-педагогической и специальной дидактической литературы, выявление основных противоречий в процессе подготовки будущих профессионалов позволили выделить факторы, связующие теорию обучения с ее эффективной реализацией в педагогической системе высшей школы:

а) создание интегративных образовательных комплексов, осуществляющих непрерывную и поэтапную подготовку профессионалов. Непрерывность достигается за счет преемственности образовательных систем разных уровней, а поэтапность - в процессе постепенной подготовки обучаемых к деятельности разной сложности;

б) коррекцию учебных программ и научно-методической документации, образовательных технологий с учетом ведомственной специфики;

в) инициирование творчества преподавательского состава на развитие методологии, методик и технологий образования, авторских программ и учебных курсов;

г) поворот к личности будущего специалиста на основе глубоких знаний его психологии.

Данный подход вполне укладывается в авторскую концепцию непрерывно-поэтапного формирования ИСПД специалиста в период обучения в военном вузе. Исследования психологии личности позволяют установить закономерности организации, функционирования стиля и учитывать особенности его развития у конкретного обучаемого [5].

Современная система подготовки специалистов в МО РФ, при организации образовательного процесса вуза, предполагает возможность создания системы индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) курсантов (слушателей). В нашем случае успешное формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности должно проходить через поэтапное формирование цепочки стилей: учебной (1-й курс), учебно-профессиональной (2-3-й курсы), профессиональной (4-5-й курсы), исследовательско-профессиональной деятельности (специалитет, магистратура, адъюнктура), совершенствования стиля в системе послевузовского и дополнительного профессионального военного образования. В процессе реализации траектории на любом этапе возможно внесение корректив.

Формирование психологической и педагогической культуры также проходит поэтапно: знания, умения, навыки, профессионально-важные и социально-значимые качества, компетенции - психолого-педагогическое мастерство - психолого-педагогическая культура. То есть, психологическая и педагогическая культура выступает высшим проявлением в формировании индивидуального стиля деятельности военного профессионала.

Список литературы

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1999. 367 с.

2. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 384с.

3. Егорова Т.Е. Психологическая культура: теоретический анализ и практика становления: Монография. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006. 253 с.

4. Егорова Т.Е. Теоретико-методологические основания исследования психологической культуры и ее становления в российском обществе//Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 475 с.

5. Пашкин С.Б. Научно-практические основы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности военного инженера в период обучения в ввузе МО РФ (психолого-педагогический аспект). СПб.: ВИТУ, 2001. 545с.

6. Пашкин С.Б. Развитие психологической и педагогической культуры преподавателя военного вуза/ Сборник военно-научных статей военного института (инженерно-технического) академии. Вып. СПб.: ВАМТО, 2014. С. 321-327 (перечень ВАК №80.07-В0-43/09 от 04 мая 2010 г.)

7. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. - СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 226

с.

8. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая и педагогическая культура преподавателя высшей школы: конвергенция понятий и путей развития//УПСанкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». 27-28 ноября 2013 года. Сборник трудов. СПб.: РИЦ Национального минерально -сырьевого университета «Горный», 2013. С. 277-280.

9. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование// Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Изд-во Перо, 2014. С. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.