Е. П. Кораблина, М. А. Коргожа
своеобразие подготовки современных психологов-консультантов
Психология родилась в недрах философии, и история ее становления неразрывно связана с развитием философских взглядов на человека и окружающий его мир, традициями вспомоществования, проявления милосердия. Помогающие профессии, к которым относится профессия психолога-консультанта, характеризуются тем, что профессиональная деятельность специалистов, вне зависимости от ее специфики, осуществляется в диалоге и между тем, кто оказывает, и тем, кто принимает помощь, складываются определенные, так называемые помогающие отношения [11]. Психологическая помощь, включающая психологическое консультирование, может быть рассмотрена как в качестве определенной составляющей всех видов помогающей деятель/ и и и \ и
ности (медицинской, социальной, педагогической и т. п.), так и в качестве специальной профессиональной деятельности. По утверждению Ирвина Ялома, психологическое консультирование следует строить не на теории, а на взаимоотношениях [13].
Таким образом, сам субъект профессиональной помогающей деятельности во многом есть первичный «инструмент» выполняемой им работы и несет ответственность за процесс ведения диалога с клиентом. По мнению Ролло Мэя, любая проблема, решаемая клиентом, является нравственной, отвечающей на вопрос «Как нужно жить?», поэтому конечная цель любого успешного процесса консультирования состоит в корректной нравственной адаптации [8]. Поэтому необходимое условие успешной работы помогающих специалистов — сознательное отношение к гуманистическим — общечеловеческим и экзистенциальным — бытийным ценностям и проявление таких качеств, как милосердие, дипломатичность и мужество оптимизма [4]. С точки зрения психологии труда профессиональное образование обусловливается характером и содержанием самой деятельности [9]. Соответственно, значительная роль субъекта помогающей деятельности повышает требования к его профессиональной подготовке в двух планах: формирование профессиональной компетентности и становление психологической готовности. Компетентность в данном случае рассматривается как способность к решению профессиональных задач в соответствии с современным педагогическим подходом в образовании. В поле профессиональной компетентности накопление знаний способствует овладению умениями и навыками, что в свою очередь стимулирует приобретение дополнительных знаний, усиливающих мотивацию к профессиональной деятельности. В поле психологической готовности мотивация к профессиональной деятельности побуждает сознательное отношение к ее ценностям и смыслам, которое укрепляет мотивационно-волевой аспект и стремление к приобретению новых умений и навыков. Овладение новыми умениями и навыками диктует необходимость расширения профессионального сознания и углубления профессиональных знаний, что повышает качество подготовки будущих специалистов (см. рис. 1) [3].
Формирование психологической готовности к помогающей деятельности предполагает также изучение основ нравственной и профессиональной этики, что, безусловно, способствует формированию психологической культуры будущего специалиста. Сама же психологическая культура, по утверждению В. В. Семикина и С. Б. Пашкина, выступает высшим проявлением в формировании индивидуального стиля деятельности профессионала [12]. В процессе оказания психологической помощи предполагается возможность использования энергетического потенциала личности помогающего субъекта для актуализации способности каждого человека решать возникающие в процес-
Рис. 1. Концепция психологической подготовки к профессиональной деятельности
се его жизни проблемы. Помогающему специалисту необходимо развивать деятельност-ное сознание, которое является центральным механизмом всех технологий помощи [4]. Таким образом, своеобразие подготовки современных психологов-консультантов заключается в формировании индивидуального стиля коммуникативного взаимодействия на фоне осознавания этических основ профессиональной деятельности и становления психологической готовности к их выполнению.
Для обоснования выдвинутого тезиса нами было проведено изучение, с одной стороны, потребности студентов в непосредственном общении как друг с другом, так и с преподавателем, с другой — понимание необходимости соблюдения правил профессиональной этики путем феноменологического интервью и эссе, позволивших прояснить отношение студентов к интерактивным формам обучения. Использование феноменологического подхода позволило сфокусировать отраженные в сознании студентов представления об экзистенциальном и нравственном смысле будущей профессиональной деятельности. Методологию феноменологической онтологии разработал П. Рикёр, совершив поворот в философии к субъекту, для которого реальность открывается не в созерцательном мышлении, а в акте воли — свободном выборе. Цель феноменологического метода — добыть описания определенного аспекта человеческого опыта для более ясного понимания внутреннего мира человека [10]. Проведенное феноменологическое исследование предполагало выделение основных смысловых блоков текста эссе и нюансированное описание исследуемых явлений [3].
Говоря о психологической культуре и этике, нельзя не подчеркнуть особую важность нравственности, как особого типа нормативной регуляции, представленного совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье) [1].
В целях изучения отношения будущих психологов к этическим принципам профессиональной деятельности студентам предлагалось написать эссе об их отношении к использованию правил профессиональной этики в деятельности психолога. Было изучено и проанализировано 50 эссе, написанных студентами психолого-педагогического факультета, что позволило выявить общие аспекты, касающиеся их представления о
значении и месте профессиональной этики в работе помогающего специалиста. В нашем исследовании феноменологический анализ эссе позволил выявить различия в индивидуальном видении респондентами роли профессиональной этики психолога в его деятельности и структурировать ответы студентов, представив их отношение к этическим канонам деятельности психолога в виде модели (рис. 2). При изучении эссе были выделены суждения студентов, разводящих их отношение к профессиональной этике по двум различным осям, которые касались уровня использования этических принципов в профессиональной деятельности психолога и направления их использования.
«Идеализация» А
«Щит»
«Орудие»
«Обесценивание»
Рис. 2. Модель «Роль профессиональной этики в деятельности психолога»
Модель демонстрирует роль профессиональной этики в деятельности психолога, в ней отображены студенческие представления о значении этики: «Идеализация» — «Обесценивание», ось ординат, а также о ее защитных возможностях во взаимоотношениях психолога с клиентом — «Щит» — «Орудие», ось абсцисс, то есть использование этических принципов в качестве защиты («Щит») и в качестве основного инструмента профессиональной деятельности («Орудие»). Необходимо отметить, что студенты выделяют необходимость использования этики психолога в качестве защиты (42% участников), как клиента, так и самого психолога. С одной стороны, профессиональная этика психолога подобно «Щиту» призвана защищать психолога от манипуляций клиента, а также проводить границу компетентности и зоны ответственности психолога при осуществлении профессиональной деятельности. С другой стороны, главной целью использования профессиональной этики психолога студенты считают защиту клиентов от возможных ошибок психолога, а также от злоупотребления психотерапевтическими отношениями (24% участников). В целом студенты-респонденты отводят профессиональной этике одну из главнейших ролей, считая ее неотъемлемой частью профессиональной деятельности психолога, часто отмечая, что максимальная степень соблюдения профессиональной этики напрямую связана с успехами в осуществлении психологами своей профессиональной деятельности. По мнению большинства респондентов (90%), профессиональная этика — это «мощный инструмент» или «Орудие» в процессе психологического консультирования. Участники исследования считают, что можно использовать профессиональную этику как «независимое средство» в достижении психотерапевтического эффекта, к которому стремится психолог в индивидуальной работе с каждым отдельным клиентом. В результате анализа эссе было выявлено, что в представлении опрошенных соблюдение профессиональной этики в работе психолога явля-
ется индикатором его профессиональной компетентности, а также показателем эффективности работы помогающего специалиста.
Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод об особой важности обучения технологиям профессиональной этики при подготовке психологов посредством проведения различных форм групповой трениннговой работы. Профессионально-образовательная среда, в которой учатся студенты, во многом определяет их личностное развитие и формирование. В связи с этим в диаде «преподаватель — студент» личностные особенности каждого из них весьма значимы, а взаимодействие между ними несет в себе элементы психотерапевтического влияния. Если целью подготовки является передача знаний, развитие умений и навыков, то целью психологического консультирования является актуализация присущей человеку способности заботиться о себе. Обе цели достигаются через построение определенных взаимоотношений, складывающихся в процессе взаимодействия между обучающим и обучаемым, оказывающим психологическую помощь и получающим ее [2].
Участникам интервьюирования предлагалось актуализировать свою потребность в дополнительных психологических семинарах и консультативных беседах. В исследовании приняли участие 60 респондентов-студентов различных курсов психолого-педагогического факультета. Выяснилось, что для подавляющего большинства респондентов такая потребность актуальна. В качестве наиболее интересных для групповой психологической работы выделены темы, касающиеся «отработки умения понимать других людей», «навыков эффективного слушания», а также способов взаимодействия психолога с «разгневанным клиентом», включающих «способы сообщения негативной информации клиенту» и «способы снижения напряжения во взаимодействии с клиентом и уходу от его манипуляций». В ходе исследования подтвердилась необходимость в активном формировании у студентов профессиональных навыков таких, как: управление собственным эмоциональным состоянием, преодоление психологических барьеров, эффективное самовыражение, в контексте переживания жизненных смыслов и установок. Было выявлено, что, по мнению студентов, обучение практическим навыкам наряду с обменом опытом с другими участниками тренинговой группы является наиболее предпочтительным. Главная польза от участия в психологическом тренинге заключена в живом общении, взаимодействии и совместной работе с участниками группы. Современные студенты-психологи, по их утверждению, при подготовке к будущей профессиональной помогающей деятельности хотят «не просто участвовать в играх и выполнять тестовые задания, а серьезно прорабатывать материал в ходе лекций-бесед при непосредственном взаимодействии с преподавателем и разделять с ним ответственность». Данный вывод подтверждают полученные в результате исследования ответы будущих психологов о наиболее предпочтительных формах взаимодействия участников тренингов при организации групповой работы. Выполнять различные задания и упражнения участники тренингов хотели бы не в одиночку, а в парах, подгруппах или в общей группе (обсуждение в кругу), то есть потенциальные участники тренинговых занятий хотят выполнять упражнения не индивидуально и не получать от ведущего какие-либо «домашние задания». Таким образом, была выявлена актуальная потребность студентов-психологов в непосредственном общении с преподавателем, что подразумевает взаимодействие участников образовательного процесса, обмен опытом, включая совместное обсуждение актуальных вопросов, касающихся профессиональной помогающей деятельности. Рассказывая о своем опыте, преподаватель влияет на формирование у студентов адекватного представления о будущей профессии, этике поведения важной с точки зрения эффективности осуществления профессиональной психологической деятельности.
В контексте воспитательной работы со студентами необходимо формировать у них не только представление о том, что значит выполнение в жизни этических норм, но и готовность будущих психологов к их выполнению в процессе осуществления профессиональной помогающей деятельности. Необходимо формировать и укреплять представление студентов о важности тех или иных общечеловеческих и профессиональных ценностей посредством различных методов дискуссионной, тренинговой и консультативной работы. Повышение качества подготовки также может произойти, если студенты смогут получить более широкий доступ к высококвалифицированным преподавателям, передающим через обсуждение на занятиях свой профессиональный опыт [6].
В целом подготовка психолога-консультанта должна быть ориентирована на формирование готовности специалиста к ведению диалога в социокультурной среде и сознательному отношению к профессиональной этике посредством актуального взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса — преподавателями и студентами.
ЛиТЕРАТУРА
1. Гойман-Калинский И. В., Иванец Г. И., Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: Учебное пособие. М.: Колосс, 2003. 544 с.
2. Кораблина Е. П. Своеобразие становления в профессиональной деятельности психолога-консультанта // Сборник статей памяти А. И. Захарова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 4-10.
3. Кораблина Е. П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 23 с.
4. Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 31 с.
5. Кораблина Е. П., Манина Е. В. Интегртивный подход к подготовке специалистов в области психолого-социальной помощи / Е. П. Кораблина, Е. В. Манина // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Перо, 2014. С. 113-115.
6. Кэри Л. Купер, Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. ОДрайсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 336 с.
7. Многообразие психологической помощи: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 91 с.
8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, С. Римского. М.: Институт общегуманитарных исследований; Апрель Пресс, 2013. 224 с.
9. Никифоров Г. С., Дмитриева М. А., Корнеева Л. Н. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991.
10. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. 226 с.
11. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография / Пер. с анг. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
12. Семикин В. В., Пашкин С. Б. Психологическая культура и индивидуальный стиль: развитие через формирование / В. В. Семикин, С. Б. Пашкин // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: Материалы IV Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. М.: Издательство Перо, 2014. С. 63-65.
13. Ялом И. Дар психотерапии / Пер. с англ. Ф. Прокофьева. М.: Эксмо, 2005. 352 с.