Научная статья на тему 'Обеспечение непрерывности формирования иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе'

Обеспечение непрерывности формирования иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военный инженер
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INTERNET-РЕСУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Х.С.

Подтверждена значимость принципа непрерывности образования в формировании у иностранных военнослужащих иноязычной коммуникативной компетенции и предложены пути его выполнения с целью роста качества профессиональной подготовки. С этой целью научно обоснована и разработана педагогическая технология, базирующаяся на раскрытии потенциала опосредованного педагогического управления внеаудиторной деятельностью иностранных военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Х.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение непрерывности формирования иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе»

медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих и их профессиональной работоспособностью, разработку способов психологической коррекции и реабилитации лиц для предупреждения возникновения нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний. Такая деятельность должна осуществляться в тесном взаимодействии с командирами подразделений, психологами и медицинскими работниками.

Список литературы

1. Олейников С.В. Педагогическая наблюдательность в профессиональной деятельности офицера // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 157-158.

2. Назарова Е.Н. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих как предпосылки выбора профессии бойца спецназа // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2 (70). С. 234-237.

3. Взаимодействие офицера и психолога в изучении индивидуально-психологических особенностей военнослужащих/Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Караяни А.Г., Бархаев Б.П., Перевалов В.Ф., Сыромятников И.В. Сер. «Библиотека офицера» Под редакцией Б. П. Бархаева. Москва, 2006. С. 141-152.

4. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 3 (96). С. 50-56.

Военная педагогика

УДК 355.232.6

Байчорова Х. С. Baychorova Kh.S.

Обеспечение непрерывности формирования иноязычной коммуникативной компетенции

иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе Ensuring continuity in building of the formation of foreign language communicative competence among foreign military personnel of higher military technical educational institution

Аннотация:

Подтверждена значимость принципа непрерывности образования в формировании у иностранных военнослужащих иноязычной коммуникативной компетенции и предложены пути его выполнения с целью роста качества профессиональной подготовки. С этой целью научно обоснована и разработана педагогическая технология, базирующаяся на раскрытии потенциала

опосредованного педагогического управления внеаудиторной деятельностью иностранных военнослужащих.

Abstract:

The article addresses the importance of education continuity principle in formation of foreign language communicative competence among foreign military personnel. The ways of its implementation towards enhancing quality of vocational training are offered. The pedagogical technology, based on unleashing the potential of indirect pedagogical management of out-of-class activity among foreign military personnel, is, in this regard, evidence-based and developed.

Ключевые слова: непрерывность профессиональной подготовки, иностранные военнослужащие, иноязычной коммуникативная компетенция, Internet-ресурс.

Keywords: vocational training continuity, foreign military personnel, foreign language communicative competence, Internet resource.

Профессиональная подготовка национальных военных кадров дружественных стран, осуществляемая ВВУЗами Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) показывает престижность получения военного образования в России и отражает авторитет нашего государства. Это обстоятельство предопределяет рост ответственности МО РФ за качество оказываемых другим государствам образовательных услуг и требует научного поиска способов их дальнейшего совершенствования.

Анализ современного состояния профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе показал [3], что она обладает как специфическими признаками, недостатками и противоречиями, так и потенциалом к совершенствованию. Так, проведённое нами исследование причин более низких результатов профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в сравнении с итогами российских обучающихся показал [2, 3] (рис 1), что большинство из них является следствием их образования на русском языке (для них -иностранном).

Дальнейший анализ учебных планов и опыта их реализации доказал [2, 3], что основными причинами отставания иностранных военнослужащих от российских обучающихся являются:

отсутствие у иностранных военнослужащих практики общения на русском языке в период отпусков;

отсутствие научно-методических разработок по восстановлению уровня готовности к восприятию технических терминов на русском языке после прибытия из отпуска;

неготовность профессорско-преподавательского состава технических кафедр к негативным последствиям «отпускных пауз» (рис. 2).

MC С Will )IÜ|>|. октябрь нояирь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль август Ii ВНЕ

г и - „ kfl < - » fr е 2 I и" ■S Г' X <3- S - к с г- X е - N 3 3 г? X "г 3 е т т « т } "Г >0 Г- X т т *т ' й S й

V с, - 1 2349 S3,65% 1 ш) 16,35%

с, £' п 2349 S3,65% I 459 1 ШЦ1

и 1- S 2241 79,80% ш 20Щ

и Si Z *т - 2241 79,80% ш \ 20,20%

о с. х 1Г, — г 1 2IU6 75% \ ш \ ш

SO,4 % 19,6%

Рис. 1. Анализ учебного плана подготовки иностранных военнослужащих по направлению 08.05.01

«Строительство уникальных зданий и сооружений»

В результате проведённого констатирующего эксперимента был сформулирован вывод в том, что сложившееся положение детерминирует объективную потребность в разработке научно-обоснованной педагогической технологии, способной обеспечить выполнение систематизирующего принципа образования - принципа непрерывности профессиональной подготовки в военном вузе (в том числе и в период учебных отпусков). Выполнение данного принципа заключается в такой организации образовательного процесса, когда результат деятельности на каждом его этапе обеспечивает начало следующего, то есть не допускает разрывов в процессе профессиональной подготовки. Поэтому в нашем исследовании принцип непрерывности образования применён в рамках реализации военным вузом конкретной основной профессиональной образовательной программы.

Рис. 2. Условная схема изменения уровней практического владения русским языком иностранными

военнослужащими

Вместе с этим, на основе научных работ военных учёных-педагогов [7, 9] мы пришли к

выводу в том, что под непрерывностью образования может пониматься систематическая,

65

целенаправленная деятельность по его совершенствованию как в образовательной организации [4], так и вне её (в СМИ, библиотеках, музеях, глобальной сети Internet и др.). Поэтому выполнение принципа непрерывности профессиональной подготовки с целью поддержания сформированного уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в период плановых перерывов, связанных с их отпуском, в разработанной нами педагогической технологии реализуется с использованием средового подхода.

По нашему мнению [7, 9], средовой подход позволяет перенести акцент в деятельности субъектов военного вуза с активного педагогического воздействия на личность обучающегося во время нахождения курсантов в вузе в область опосредованного педагогического управления в период плановых перерывов, связанных с отпуском. Реализация такого вида управления в нашем исследовании осуществлена за счёт применения современных информационно-коммуникативных технологий [8] побуждающих обучающихся к конструктивной творческой деятельности, активному закреплению содержания языковой подготовки, расширяющих информационную базу, улучшающих связанность, широту и глубину мышления личности, облегчающих усвоение абстрактного материала, способствующих развитию способностей к анализу и обобщению, превращающих обучающихся из пассивных получателей готовой информации в её активных исследователей.

С этой целью исследование включило изучение образовательного потенциала иноязычной образовательной медиа микросреды иностранного военнослужащего как средства поддержания сформированного на момент убытия в отпуск уровня иноязычной коммуникативной компетенции. Под иноязычной образовательной медиа микросредой в нашем исследовании понимается социокультурное пространство личности, нацеленное на поддержание уровня владения русским языком посредством информационно-коммуникативных технологий (рис. 3).

Рис. 3. Структура иноязычной образовательной медиа микросреды личности

Теоретическое обоснование обеспечения непрерывности развития иноязычной

коммуникативной компетенции как фактора повышения качества профессиональной подготовки

66

иностранных военнослужащих позволило разработать модель опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой личности обучающегося в период его нахождения в отпуске. При такой организации внеслужебного времени иностранных военнослужащих включаются базовые для развития личности механизмы внутренней активности обучающихся в их взаимодействии со средой и открываются возможности для обеспечения непрерывности обучения языку иностранных военнослужащих, в частности поддержания сформированного к началу отпуска уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Принципиальным отличием разработанной модели является то, что педагогическое управление познавательной деятельностью иностранных военнослужащих реализуется не целенаправленно, а опосредованно, то есть посредством руководства иноязычной образовательной медиа микросредой личности обучающегося, где педагогические воздействия реализуются через информационные ресурсы социальной сети (рис. 4, 5). Использование средового подхода с целью обеспечения непрерывности изучения русского языка иностранными военнослужащими позволяет перенести акцент в деятельности субъектов военного вуза с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования среды, позволяющей осуществлять педагогическое опосредованное управление не только во время нахождения курсантов в вузе, но и в период плановых перерывов, связанных с отпуском.

V Д

Рис. 4. Традиционная модель педагогического руководства позновательной деятельностью

обучающегося

Рис. 5. Модель опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной

медиа микросредой личности обучающегося

67

В основу разработки педагогической технологии положено сетевое (дистанционное) обучение посредством информационно-коммуникативных технологий на основе реализации образовательного потенциала социальных сетей [8]. Следует отметить, что мы солидарны с тем, что социальные сети не могут являться основным средством сетевого обучения [6], однако считаем, что с целью решения ряда образовательных, социальных и других задач они могут быть интегрированы в существующую систему военно-профессиональной подготовки.

В настоящее время Шете^пространство социальных сетей является не только цифровым средством обмена информацией, но и необходимой коммуникативной платформой общения обучающихся, что позволяет использовать его для опосредованного педагогического управления познавательной активностью обучающихся, обеспечив гибкость и интерактивность образовательного процесса. С целью оценки интенсивности использования социальной сети «Facebook.com» обучающимися нами был проведён опрос. В опросе приняли участие 139 человек из числа слушателей и курсантов. Анкетирование показало (табл. 1), что 97,8% иностранных военнослужащих используют социальную сеть «Facebook.com».

Таблица 1

Интенсивность использования социальной сети «Facebook.com» иностранными военнослужащими

военно-технического вуза

139 респондентов

Да % Нет %

Вы зарегистрированы в «Facebook.com»? 136 97,8% 3 2,2%

из 136 респондентов

Как часто Вы посещаете «Facebook.com»? Несколько раз в месяц Несколько раз в неделю Несколько раз в день 10 и более раз

- - 2 1,5% 81 59,5% 53 39%

Причины использования «Facebook.com» (из 1 36 респондентов

общение/ знакомство организация отдыха образование/поиск обучающих курсов ведение блога развлечение (игры)

59 43,4% 9 6,6% 48 35,3% 7 5,1% 13 9,6%

Поэтому наша позиция состоит в том, что социальные сети, получившие в последние годы широкое распространение среди обучающихся в виде приложений для мобильных устройств, являются мощным инструментом влияния на современную молодёжь, характеризуются высокой адаптивностью обучающихся в медиасреде и способны обеспечить доступность, гибкость и интерактивность процесса обучения [1] при использовании их с другими средствами обучения.

Мы считаем, что включение в процесс обучения в образовательных целях популярных ^^^^ресурсов обладает многими несомненными преимуществами, способствующими оптимизации и расширению процесса обучения, нейтрализующие их недостатки:

устойчивый интерес молодёжи к социальным сетям предопределяет эффективное освоение обучающимися содержания их Intemet-ресурсов, которые могут быть ориентированы на образовательные цели;

вовлечение ^^^^технологии способствует развитию исследовательских, коммуникативных, речевых и творческих навыков в принятии решений;

непринуждённость общения (особенно важно для людей с низким уровнем социализации), независимость от расстояний и местоположения, скорость коммуникации, удобство получения оперативной информации о пользователях в реальном времени, простота объединения в группы, возможности использования сетевого эффекта и другие факторы обусловливают стихийное возникновение групп и сообществ, организацию Intemet-конференций, развитие командной работы, а также появление синергетических эффектов мозгового штурма и т.д.;

обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным (диагностика проблем, индивидуальный темп и т.д.);

увеличение числа каналов прямой и обратной связи в системе педагог-обучающийся, расширение периода взаимного общения, рост скорости оповещения и эффективности передачи информации, проявление обучающимися инициативы в общении с педагогом в социальных сетях соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования.

Поэтому с точки зрения эффективной организации процесса обучения социальные сети могут рассматриваться в качестве уникальной платформы, позволяющей решать сразу несколько первостепенных задач. В период «отпускных пауз» именно социальные сети способны стать средством выполнения принципа непрерывности профессиональной подготовки, создавая естественное (в отличие от искусственных ситуаций, предлагаемых учебником) поле речевого общения. Они позволяют:

моделировать самые разнообразные речевые ситуации;

вести коллективное общение с возможностью контролировать и корректировать работу каждого участника коммуникации;

развивать навыки поиска необходимой информации;

создавать базу уникального обучающего контента (как текстового, так и мультимедийного); формировать навыки анализа языкового материала и использование полученных данных для построения собственных речевых конструкций;

знакомиться с особенностями сетевого общения на русском языке;

в достаточной мере уделять внимание развитию страноведческой компетенции и формированию положительного образа России у иностранных военнослужащих.

Включение иностранных военнослужащих в процесс освоения языка в образовательных целях популярных сетевых ^^^^ресурсов осуществляется в период их нахождения в отпуске, то есть в

среде родного языка. Поэтому необходимо выполнение ряда организационно-педагогических условий:

организация электронной иноязычной видеотрансляции и переписки между педагогом и обучающимися;

организация иноязычного межличностного общения обучающихся на основе материалов переписки;

организация опосредованного педагогического управления речевой средой иностранных военнослужащих на основе применения информационно-коммуникативных технологий;

исполнение педагогом роли интегратора и организатора на каждом этапе обучения;

организация обратной связи в режимах Т-^, T-Pl, P2, Pз..., Р-Р (тьютор-группа, тьютор-обучающийся, тьютор-обучающиеся, обучающийся-обучающийся).

Реализуя на практике научно-теоретическую модель опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой личности обучающегося, технология носит ярко выраженный цикличный характер - непрерывный процесс, который складывается из шести замкнутых циклов (социально-культурный; общекультурный; общепрофессиональный; квазипрофессиональный; профессиональный, профессионально-специальный), соответствующим этапам основной профессиональной образовательной программы высшего образования, каждый из которых включает в себя три взаимосвязанных этапа: организационно-установочный; продуктивно-творческий; контрольно-оценочный (рис. 6).

Для оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в каждом цикле технологии обеспечения непрерывности развития иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих (на организационно-установочных и контрольно-оценочных этапах) применена дифференцированная методика. Указанная методика является составной частью государственного образовательного стандарта по русскому языку как иностранному, утверждённого Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов по педагогическому образованию Министерства образования Российской Федерации [5].

Оценка уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих до и после отпуска позволяет провести сравнительный анализ результатов, что предопределяет дальнейшее выявление зависимостей между двумя срезами и итогами внедрения технологии обеспечения непрерывности развития иноязычной коммуникативной компетенции. С этой целью разработана методика оценки опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой иностранных военнослужащих во время отпуска.

Методика оценки результатов опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой обучающихся основана на анализе их действий на Странице (рис. 7), созданной нами Fb-группы в рамках технологии, и включает семь критериев: количество входов в Fb-группу; продолжительность работы в Fb-группе; количество правильных ответов;

70

подкрепление ответа письменными комментариями; количество ошибок в комментариях; количество слов при обмене смс-сообщениями; количество ошибок в смс-сообщениях.

Рис. 6. Схема интеграции технологии в основную профессиональную образовательную программу высшего образования (08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений

(уровень специалитета))

Рис. 7. Анализ действий обучающихся на Странице, созданной Fb-группы в рамках методики оценки результатов опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа

микросредой иностранных военнослужащих

Оценивание по каждому из критериев (основных показателей деятельности) осуществлялось по 50-балльной шкале (таб. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Оценивание различных видов деятельности иностранных военнослужащих на странице БЬ-группы

№ п/п Критерии оценки деятельности Периодичность Баллы (за весь период) 50 баллов

1. Количество входов в БЬ-группе ежедневно 1 балл за каждый вход (не более 5)

2. Продолжительность работы в БЬ-группе (действия на странице) ежедневно 1 балл за каждую минуту (не более 10)

3. Количество правильных ответов ежедневно от 0 до 15 (за каждый правильный - 5)

4. Подкрепление ответа письменными комментариями (впечатлениями и др.) ежедневно 1 балл за каждое слово (не более 10)

5. Количество ошибок в комментариях ежедневно минус 1 балл за ошибку

6. Количество слов при обмене смс-сообщениями ежедневно 1 балл за каждое слово (не более 10)

7. Количество ошибок в смс-сообщениях ежедневно минус 1 балл за ошибку

Максимальное стоимость - 50 баллов

Интерпретация результатов оценки опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой иностранных военнослужащих по разработанной

методике позволила: ранжировать обучающихся по уровню их достижений; дать сравнительную характеристику активности каждого обучающегося по отношению к своим коллегам по группе; составить сравнительную характеристику активности каждого обучающегося по разным периодам отпуска (начало, середина, окончание); выявить наиболее и наименее активных обучающихся;

Таким образом, в процессе научного обоснования и практической разработки педагогической технологии обеспечения непрерывности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в военно-техническом вузе мы установили:

1. Коммуникативный подход, лежащий в основе современной методики преподавания русского языка как иностранного, предполагает постоянную вовлеченность обучающего в процесс коммуникации, активное использование речевых формул и определённых коммуникативных элементов, однако полной реализации не получает. Поэтому рост качества военно-профессиональной подготовки иностранных военнослужащих должен базироваться на научной основе и практической разработке педагогических технологий и методик, способствующих повышению результативности освоения ими русского языка на протяжении всего периода обучения, в том числе в период отпусков;

2. Перспективной областью теоретических и практических разработок, способных изменить подходы к образованию, особенно в высшем образовании, является применение сетевого (дистанционного) образования. Выполнение принципа непрерывности образования в поддержании сформированного уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих может быть обеспечено организацией опосредованного педагогического управления их иноязычной образовательной медиа микросредой на основе применения информационно-коммуникативных технологий. При этом социальные сети не могут являться основным средством педагогического воздействия, но сетевое (дистанционное) обучение может быть положено в основу педагогической технологии, которая может быть интегрирована в существующую систему военно-профессиональной подготовки;

3. Являясь дополнительным педагогическим компонентом, интегрированным в существующую систему военно-профессиональной подготовки, технология обеспечения непрерывности развития иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих - это структурно-логическая схема, применённая в рамках реализации военным вузом конкретной основной профессиональной образовательной программы (в том числе и в период учебных отпусков). Технология выступает как целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе на основе средств телекоммуникационной связи. Включение в процесс освоения русского языка в образовательных целях сетевых Intemet-ресурсов предполагает постоянную вовлеченность обучающегося в речевую деятельность, что позволит объединить образовательную деятельность и социальное развитие личности;

4. Технология реализована как определённый порядок и оптимальная последовательность организации недирективного управления познавательной деятельностью обучающихся, как педагогика сотрудничества и создание условий для самообразования и самосовершенствования качества профессиональной подготовки иностранных военнослужащих. Её содержание является «проекцией» не только логики предметной области (объектов содержания обучения), но и логики интеллектуальных и психофизиологических возможностей обучающихся (субъектов образовательного процесса). Технология характеризуется универсальностью, воспроизводимостью, тиражируемостью (воспроизводимостью результатов), управляемостью, системностью в выборе компонентов и обеспечивает выполнение принципов непрерывности, последовательности и поэтапности профессиональной подготовки;

5. Технология обеспечивает не только сочетание разнообразия и повторения сложных задач и условий, в которых они выполняются, но и постепенность в наращивании трудностей за счёт последовательного и цикличного развития иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих, где основной путь заключался в постановке перед обучающимися систематически усложняемых задач и обеспечении руководства в их выполнении. Она позволяет при сохранении необходимого объёма грамматических знаний и умений быстро перестраиваться на лексико-речевую базу, необходимую в рамках осваиваемой иностранными военнослужащими основной профессиональной образовательной программы;

6. Методика оценки опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой позволяет: динамично, аргументировано, комплексно и наглядно оценивать показатели различных видов речевой деятельности иностранных военнослужащих; актуализировать необходимые виды потенциальных мотивов у обучающихся; усиливать мотивацию обучающихся и к ближайшей, и к отдалённой цели; содействовать росту познавательной активности обучающихся; не допускать уравнивания результатов обучающихся и «установки клейма» на обучающегося как исключительно положительного или отрицательного; интегрировать критерии внешней и внутренней оценки уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих; гибко корректировать составляющие оценки; программироваться в виде электронных таблиц;

7. Поэтапно-последовательное и, в то же время, цикличное проведение оценочных процедур в рамках методики оценки опосредованного педагогического руководства иноязычной образовательной медиа микросредой иностранных военнослужащих способствовало выполнению принципа непрерывности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих. Анкетирование и экспертный опрос показали, что внедрение методики оценки опосредованного педагогического руководства их иноязычной образовательной медиа микросредой, детерминировало актуализацию у обучающихся потенциальных и появление ряда новых мотивов: самоутверждения, идентификации с коллегой, интерес к процессу и содержанию, достижения, саморазвития, а также к

74

росту побуждающей силы ранее не задействованных мотивов.

Список литературы:

1. Байчорова Х.С., Глуховская Е.А. Образовательный ресурс социальных сетей в интернете в профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в военном инженерно-техническом вузе // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2015. -№ 4 (26). - С. 74-79.

2. Булат Р.Е., Байчорова Х.С. Исследование уровня иноязычной коммуникативной компетенции иностранного обучающегося в военном вузе // Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 123-128.

3. Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Мурманских И.В. Педагогическое управление речевой средой как ресурс качества профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в военно-технических вузах // European Social Science Journal. - 2017. - № 6. - С. 217-225.

4. Булат Р.Е., Галушко М.М., Рыжих Д.Н., Байчорова Х.С. и др. Отчёт о выполнении НИР «Разработка методики создания и функционирования единой электронной библиотеки образовательных и научно-исследовательских заведений Министерства обороны Российской Федерации» по заказу ГУК МО РФ (Шифр «Облако»). 2017. Инв. № 589853. - 138 с.

5. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Иванова Т.А. и др. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 40 с.

6. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 176 с.

7. Семикин В.В., Пашкин С.Б. Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе - основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала // Военный инженер. - 2016. Т. 1. - № 1 (1). - С. 41-45.

8. Социальные сети: статистика к 2016 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://newreporter.org/2016/06/08/socialnye-seti-statistika-k-2016-godu/ (дата обращения: 10.01.2018).

9. Чиркова Е.И. Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении // Военный инженер. - 2017. - № 2 (4). - С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.