Научная статья на тему 'Образовательный ресурс социальных сетей в Интернете в профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в военном инженерно-техническом вузе'

Образовательный ресурс социальных сетей в Интернете в профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в военном инженерно-техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / METHODS AND TEACHING TECHNIQUES / INDIVIDUAL / TECHNICAL TRAINING / INFORMATION COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / SOCIAL MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байчорова Хафиза Срафильевна, Глуховская Елена Александровна

В статье рассматриваются возможности и перспективы использования социальных сетей в образовательном процессе военного вуза. Анализируется психологическая готовность преподавателей и обучающихся к включению подобных информационных коммуникативных технологий (на примере социальной сети «Vkontakte») в процесс обучения иностранных военнослужащих. Делается вывод о необходимости учитывать образовательный потенциал социальных сетей и использовать его в учебной деятельности для повышения эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байчорова Хафиза Срафильевна, Глуховская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching resource of the internet social media in the technical training of the foreign cadets at the military technical institute

The article deals with the opportunities and perspectives of the social media use in the teaching process of the military institute. The authors of the article analyze the psychological readiness of the teachers and cadets to use such information communicative technologies (the case of social media «Vkontakte») in teaching process of the foreign cadets. They also make a conclusion about the necessity of taking into account the social media and using it in the teaching process to increase the effectiveness of the technical training of the foreign cadets.

Текст научной работы на тему «Образовательный ресурс социальных сетей в Интернете в профессиональной подготовке иностранных военнослужащих в военном инженерно-техническом вузе»

74

/V ОБУЧЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Байчорова Х.С., Глуховская Е.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННОМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и перспективы использования социальных сетей в образовательном процессе военного вуза. Анализируется психологическая готовность преподавателей и обучающихся к включению подобных информационных коммуникативных технологий (на примере социальной сети «Vkontakte») в процесс обучения иностранных военнослужащих. Делается вывод о необходимости учитывать образовательный потенциал социальных сетей и использовать его в учебной деятельности для повышения эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих.

Ключевые слова. Методы и средства обучения, личность, профессиональная подготовка, информационные коммуникативные технологий, социальная сеть.

Baychorova Kh.S., Glukhovskaya Е.А.

TEACHING RESOURCE OF THE INTERNET SOCIAL MEDIA IN THE TECHNICAL TRAINING OF THE FOREIGN CADETS AT THE MILITARY TECHNICAL INSTITUTE

Abstract. The article deals with the opportunities and perspectives of the social media use in the teaching process of the military institute. The authors of the article analyze the psychological readiness of the teachers and cadets to use such information communicative technologies (the case of social media «Vkontakte») in teaching process of the foreign cadets. They also make a conclusion about the necessity of taking into account the social media and using it in the teaching process to increase the effectiveness of the technical training of the foreign cadets.

Key words. Methods and teaching techniques, individual, technical training, information communicative technologies, social media.

Развитие информационного общества предопределяет интенсивное становление новой образовательной парадигмы, в основе которой обучающийся (в отличие от обучаемого) - это не объект педагогического воздействия, а активный субъект познавательной деятельности, вовлеченный с помощью новых форм организации образовательного процесса в творческую деятельность. Происходит уход от репродукции, смена классической образовательной парадигмы, релевантной социальному заказу и направленной на развитие личности. Раскрывая вопросы управления качеством профессиональной подготовки военного специалиста, учёные отмечают, что одной из

ГРНТИ 14.35.07

© Байчорова Х.С., Глуховская Е.А., 2015

Хафиза Срафильевна Байчорова — заведующий лингафонным кабинетом кафедры иностранных и русского языков военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Елена Александровна Г луховская — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных и русского языков военного института (инженерно-технического) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Байчорова Х.С.): 191123, Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 22 (Russia, St. Petersburg, Zakharievskaya str., 22). Тел.: 8 (921) 779-85-66. E-mail: baj-hafizka@mail.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.

75

важнейших задач совершенствования профессионального образования является изменение педагогического руководства организацией познавательной деятельности обучающегося.

От концепции жёсткого, авторитарного управления, где обучающийся выступает объектом обучающих воздействий, необходим переход к системе организации недирективного управления их познавательной деятельностью, к педагогике сотрудничества, к созданию условий для самообразования и самосовершенствования их личностей [1]. Неотъемлемой частью этого процесса является учет принципов личностно-ориентированного образования, что подразумевает признание самоценности индивида как познающего субъекта, опору на жизненный опыт обучающего, ориентацию на самообучение и постоянное совершенствование, самообразование обучающегося, учет его индивидуальных психофизиологических особенностей личности, развитие коммуникативных способностей и др.

Изменение содержания обучения и подходов к нему, соответственно, требует и обновления фондов используемых средств. При этом очевидно, что использование средств массовой информации и коммуникации в обучении с каждым годом приобретает все большую значимость и актуальность. Если традиционная система обучения стимулирует мотивацию достижения (получение хорошей отметки, успешная сдача экзамена и т.д.), то использование информационных технологий ориентировано на активизацию познавательного потенциала обучающегося, способствующего росту эффективности профессиональной подготовки. Моделирование различных коммуникативных ситуаций и последующее включение в них обучающихся, провоцирование и реализация нестандартных решений способствуют развитию воображения и творческих способностей.

Постоянный рост влияния средств массовой информации и коммуникации на различные сферы жизни человека ставит новые педагогические задачи перед системой профессиональной подготовки в вузах. Так, с одной стороны, доступность электронных средств коммуникации обусловливает быстрое проявление эффекта новизны, способствует созданию атмосферы научного поиска. С другой стороны, внедрение высоких технологий в различные сферы деятельности направлено на освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, постепенно делает ненужными многие знания, умения и навыки, что может привести к серьёзным потерям.

Таким образом, научно-технический прогресс и социально-экономические изменения обуславливают пересмотр традиционно сложившихся в профессиональном образовании методов и технологий обучения в контексте использования различных медиасредств. На современном этапе информатизации профессионального вузовского образования происходит внедрение в практику обучения средств, функционирующих на базе информационных коммуникативных технологий, использующих интернет-технологии, которые, в свою очередь, объединяют мировые информационные ресурсы. «Интернет», как всемирная информационная система, образующая киберпространство, особую реальность, рождает киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком и является сегодня одной из главных составляющих становления информационного общества. Неоднозначность влияния социальных сетей на молодежь вызывает интерес к изучению этой проблемы [3, с. 45].

Несмотря на широкое использование новых информационных коммуникативных технологий на базе интернет-ресурсов, возможности средств массовой информации и коммуникации, их дидактический потенциал в образовательном процессе используются недостаточно. Исходя из этого, предъявляются новые требования и к личности педагога, его профессионализму, функциям и роли в образовательном процессе. Следовательно, необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие введение современных технологий в подсистемы учебной, научной, воспитательной и методической работы, формирование информационной образовательной среды вуза, преобразование моделей управления.

Одним из распространенных способов информатизации процесса обучения является включение обучающихся в работу внутри определенного научного интернет-сообщества (это может быть основная или любая дополнительная информация при учебном проектировании, выполнении домашнего задания или изучении новой темы, а также, возможно, законодательные или нормативно- правовые документы). Но и здесь возникает ряд трудностей: во-первых, не каждый педагог является специалистом в создании или использовании специализированных сайтов. Во-

76

Обучение, воспитание и организация образовательной деятельности

вторых, практика показывает, что обучающиеся не всегда охотно посещают предложенные им сайты, часто предпочитая использовать другие поисковые системы для получения информации. Негативно может восприниматься сам факт принуждения их к участию в сетевых профессиональных сообществах или к использованию специализированных сайтов, особенно, если это требует дополнительных затрат свободного/личного времени.

Нам представляется, что для решения учебных задач наиболее целесообразным может стать использование привычной для обучающихся медиасреды, например, социальных сетей, получивших в последние годы широкое распространение в виде приложений для мобильных устройств, что повышает их доступность; комбинируя их с другими средствами, преподаватель обеспечивает гибкость и интерактивность процесса обучения. При этом мы солидарны с тем, что социальные сети не могут являться основным средством сетевого обучения, однако, на наш взгляд, их возможности в решении образовательных задач недооцениваются профессиональным сообществом. Так, например, рост роли социальных сетей в развитии личности обучающихся не только не учитывается в учебно-воспитательной практике, но и зачастую противопоставляется образовательному процессу. Это связано, прежде всего, с предвзятостью педагогов и руководителей профессиональной подготовки, их узким пониманием информатизации образования.

Многие из них скептически относятся к возможности использования данного объекта информационных технологий как педагогического средства достижения учебных целей (усвоение определенного способа действия). Социальные сети педагогами воспринимаются как среда для проведения свободного времени, развлечения, и поэтому трактуются как нечто враждебное образованию. Такой вывод подтверждает и результат непосредованного опроса профессорскопедагогического состава (табл. 1). В результате, невысокий уровень мотивации педагога, высокая степень его трудозатрат при применении технологий с использованием социальных сетей, частое отсутствие открытого доступа к ним из учебных аудиторий затрудняют использование данного направления в профессиональном образовании.

Таблица 1

Интенсивность использования социальной сети «Vkontakte.ru» профессорскопреподавательским составом военного инженерно-технического вуза_______________

53 респондентов

да % нет %

Вы зарегистрированы в «Vkontakte.ru»? 20 37, 7% 33 62,3%

из 20 респондентов

да % нет %

Как Вы считаете, есть ли будущее у социальной сети «Vkontakte.ru» в образовательной сфере деятельности? 8 40% 12 60%

Ваша основная цель использования социальных сетей

общение обмен информацией обучение просмотр / прослушивание медиафайлов развлечение (игры)

13 65% 3 15% 2 10% 1 5% 1 5%

Составлено авторами.

Несмотря на это, мы считаем, что включение в процесс обучения в образовательных целях таких популярных интернет ресурсов как, например, социальная сеть «Vkontakte.ru», обладает многими несомненными преимуществами, способствующими оптимизации процесса обучения, нейтрализующими имеющиеся проблемы:

• устойчивый интерес молодёжи к социальным сетям предопределяет эффективное освоение обучающимися содержания их интернет ресурсов, которые могут быть сориентированы на учебные цели;

• вовлечение интернет-технологии способствует развитию исследовательских, коммуникативных, речевых и творческих навыков в принятии решений, а также предоставляет возможности для актуализации знаний из области военной психологии, педагогики;

• непринуждённость общения (особенно важно для людей с низким уровнем социализации), независимость от расстояний и местоположения, скорость коммуникации, удобство получения

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.

77

оперативной информации о пользователях в реальном времени, простота объединения в группы, возможности использования сетевого эффекта и другие факторы обуславливают стихийное возникновение групп и сообществ, организацию интернет-конференций, развитие командной работы, а также появление синергетических эффектов мозгового штурма и т.д.;

• обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным (диагностика проблем, индивидуальный темп и т.д.);

• реализуются дидактические принципы, такие как медийность, структурированность или модульность, интерактивность, доступность;

• обеспечиваются такие виды общения как: голосовое, смс/текстовое, по электронной почте, видеосвязь, предоставляя возможность написать, показать и рассказать;

• способствует повышению скорости передачи необходимой информации (привычка к социальным сетям как некоторая интернет зависимость, а зачастую и запрограммированное оповещение посредством мобильной связи, в данном случае будут способствовать успешности процесса обучения);

• широта диапазона горизонтальных связей, отсутствие иерархичности управления предопределяют предрасположенность обучающегося к более доверительному общению, творческой раскрепощённости, проявлению инициативы и т.д.;

• вовлечение в образовательный процесс информационных технологий позволяет снизить отрицательное влияние нежелательных интернет-ресурсов на обучающихся, что имеет место быть при хаотичном использовании ими ресурсов сети интернет;

• увеличение числа каналов прямой и обратной связи в системе «педагог-обучающийся», расширение периода взаимного общения, рост скорости оповещения и эффективности передачи информации, проявление обучающимися инициативы в общении с педагогом в социальных сетях соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования. «Интернет-пространство сегодня является не только цифровым средством обмена информацией, но и коммуникативной платформой для пользователей» [4]. С точки зрения эффективной организации процесса обучения социальные сети могут рассматриваться в качестве уникальной платформы, позволяющей решать сразу несколько первостепенных задач. В самых общих чертах рассмотрим это на примере преподавания русского языка как иностранного.

В соответствии с ФГОС ВПО нового поколения в основу обучения иностранных военнослужащих положен личностно-ориентированный компетентностно-деятельностный системный подход, предполагающий наличие определенных условий, которые создают оптимальный морально-психологический настрой, предполагающий педагогическую (гуманистически ориентированную) поддержку развития личностного потенциала обучающегося, что позволяет объединить педагогическую деятельность в единое целое системное явление. В военных учебных заведениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации иностранные военнослужащие проходят обучение по специальности на русском языке, являющимся для них иностранным. Для иностранных военнослужащих русский язык становится универсальным средством коммуникации в профессиональной сфере: уровень владения языком влияет на процесс и результат овладения специальностью в той же степени, как и на интеграцию в обществе, организация которой представляется возможной посредством компетентного педагогического сопровождения процесса социализации.

Обучение иностранных военнослужащих в российских военных вузах традиционно связана с рядом трудностей: со сроком обучения; национальными особенностями военнослужащих; различным уровнем образования и теоретической подготовки по русскому языку; индивидуальной способностью к обучению, трудностями адаптации [5]. Следует отметить и специфику обучения в ввузе - соблюдение норм поведения, предписанных уставами Вооруженных сил Российской Федерации, строгую учебную дисциплину, выполнение ряда обязанностей и задач воинской службы, невозможность свободного выхода за территорию учебного заведения и, как следствие, ограниченное общение с носителями языка [6].

Вышеперечисленные трудности адаптация иностранных военнослужащих в военных учебных заведениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской

78

Обучение, воспитание и организация образовательной деятельности

Федерации обусловлены не только образовательной средой (необходимость освоения нового для них вида деятельности, в условиях строго регламентированной военно-профессиональной деятельности), но и социокультурной средой (необходимостью приобщения к новой, незнакомой иноязычной среде). Указанные трудности впоследствии влияют на познавательную активность иностранных военнослужащих: приобретение фоновых знаний о нормах, ценностях страны пребывания; стереотипизация поведения (различные варианты стандартизированного поведения). Преподаватель русского языка как иностранного в этих условиях становится не только партнёром обучающегося в субъектно-субъектных отношениях учения-обучения, он также призван решать методические, педагогические и информационные проблемы, которые ставит перед ним профессиональная жизнь.

Как утверждает Г.К. Воеводская, «руководящая роль педагога выражается, прежде всего, в том, что он с самого начала учебных занятий умеет предвидеть в соответствии с поставленной перед ним целью ход учения, направлять его наиболее успешным путём и формировать у обучающихся умения правильно формулировать цели учебной деятельности и целенаправленно работать». Роль обучающегося не столь самостоятельна: «Он не в состоянии самостоятельно планировать свою деятельность таким образом, чтобы она приводила к реализации целей педагогической системы; он не в состоянии предвидеть весь арсенал средств для их достижения» [2, с. 11].

Следовательно, реализации компетентностно-коммуникативного подхода педагогом в процессе обучения иностранных военнослужащих в той или иной мере способствуют возможности социальных сетей, являясь эффективным подспорьем усвоения материала. Так, использование социальных сетей позволяет обеспечить включение в процесс формирования вторичной профессиональной языковой личности иностранного военнослужащего компонентов всех ее уровней: вербально-семантического, тезаурусного, мотивационного. Одним из основных признаков большинства социальных сетей является то, что общение строится «живым» коммуникациями, а не только виртуальными. И, проблема отбора целевого «предмета» коммуникации успешно решается «сама собой». Процесс передачи информации представляет собой обмен, прежде всего, между уже установленными контактами. Следовательно, пользователь сети из общей безликой массы выделяет контакт, отправляет запрос, и инициируется общение.

Для того, чтобы определить интенсивность использования социальной сети «Vkontakte.ru», нами был проведён опрос иностранных военнослужащих. В опросе приняли участие 120 человек из числа слушателей и курсантов. Анкетирование показало, что 97,5% иностранных военнослужащих используют социальную сеть «Vkontakte.ru».

Коммуникативный подход, лежащий в основе современной методики преподавания русского языка как иностранного, предполагает постоянную вовлеченность обучающего в процесс коммуникации, активное использование речевых формул и определенных коммуникативных элементов. В рамках имеющихся учебников по русскому языку как иностранному это направление намечено, однако полной реализации не получает. И здесь, как раз, социальные сети могут прийти на помощь, создавая естественное (в отличие от искусственных ситуаций, предлагаемых учебником) поле речевого общения. Они позволяют: моделировать самые разнообразные речевые ситуации; вести коллективное общение с возможностью контролировать и корректировать работу каждого участника коммуникации; развивать навыки поиска необходимой информации; создавать базу уникального обучающего контента (как текстового, так и мультимедийного); формировать навыки анализа языкового материала и использование полученных данных для построения собственных речевых конструкций; знакомиться с особенностями сетевого общения на русском языке; в достаточной мере уделять внимание развитию страноведческой компетенции и формированию положительного образа России у иностранных военнослужащих.

Мы перечислили лишь некоторые аспекты использования сайтов социальных сетей в деятельности преподавателя. На самом деле их спектр гораздо шире, и возможность и адекватность их использования зависит от личности самого преподавателя и уровня его профессионализма. Очевидно, что самостоятельно иностранные военнослужащие используют возможности информационно-коммуникативных технологии, а именно социальной сети «Vkontakte.ru» и для обучения в том числе (24,8%). Многие из них прокомментировали свои ответы, отметив такие возможности медиасреды, как «интересно, быстро, удобно», «информацию можно полу-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 4 (26). 2015.

79

чить/уточнить в любое время, в любом месте», «устройство/телефон всегда рядом, близко», «очень полезно на самоподготовке» и т.д.

Таблица 2

Интенсивность использования социальной сети «Vkontakte.ru» иностранными военнослужащими военного инженерно-технического вуза_____________

120 респондентов

Да % Нет %

Вы зарегистрированы в «Vkontakte.ru»? 117 97,5% 3 2,5%

из 117 респондентов

Как часто Вы посещаете «Vkontakte.ru»? Несколько раз в месяц Несколько раз в неделю Несколько раз в день 10 и более раз в день

2 1,7% 5 4,3% 70 59,8% 40 34,2%

Ваша основная цель использования «Vkontakte.ru» (из 117 респондентов)

только общение обмен информацией обучение просмотр / прослушивание медиафайлов развлечение (игры)

33 28,2% 13 11,1% 29 24,8% 37 31,6% 5 4,3%

Составлено авторами.

Таким образом, исследование вопросов потенциала социальных сетей в повышении эффективности профессиональной подготовки иностранных военнослужащих показало, что: в современных условиях такие классические институты социализации как семья, школа, сверстники отошли на второй план, а социальные сети стали мощными инструментом влияния на нынешнее поколение; реализация принципов личностно-ориентированного образования от педагогического состава требует обновления фондов используемых средств; для повышения качества образования посредством инновационных технологий (социальной сети «Vkontakte.ru») необходимо разработать научно обоснованные механизмы их внедрения и реализации в образовательную деятельность военного инженерно-технического вуза; для решения проблем развития информационных технологий обучения на основе применения ресурсов социальных сетей необходимо создавать условия повышения квалификации педагогов, осуществлять материальное и моральное стимулирование педагогического состава; партнерское сотрудничество педагогического сообщества с разработчиками социальных медиа и законодательное регулирование этой сферы может обеспечить условия для принятия конструктивных решений проблемы информационной безопасности виртуальных сетей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булат Р.Е., Кадуцкая Л.А. Личностное развитие обучающихся как цель управления качеством профессионального управления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 13 (156). Выпуск 18. С. 238-243.

2. Воеводская Г.К. Целенаправленность в деятельности преподавателя высшей школы (на материале преподавания иностранного языка). Л.: АКД, 1974.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Т. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Изд-во физико-математической литературы, 2010. 228 с.

4. Марченко Н.Г. Социальная сеть «Вконтакте»: лингвопрагматичский аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2013. 176 с.

5. Рябкова С.Л., Горшенков В.Н. Проблемы обучения естественнонаучным дисциплинам студентов-иностранцев подготовительных отделений // Четвертая нижегородская сессия молодых ученых (математические и гуманитарные науки): Тезисы докладов. Часть 1. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2000. С. 288-290.

6. Сичинава Ю.Н., Савостьянова Ю.И. Особенности языковой подготовки иностранных военнослужащих к субтестам «Письмо» и «Говорение» // Общество: социология, педагогика, психология. 2014. № 4. С. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.