Научная статья на тему 'О понятии «Психологическая культура педагога»'

О понятии «Психологическая культура педагога» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1251
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PSYCHOLOGICAL CULTURE / TEACHER / AXIOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сладкова Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «психологическая культура педагога». Представлена автором собственная интерпретация данного понятия за счет введения дополнительных параметрических характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF «PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER»

The article discusses the main approaches to the definition of the concept of «psychological culture of the teacher». The author presents her own interpretation of this concept by introducing additional parametric characteristics.

Текст научной работы на тему «О понятии «Психологическая культура педагога»»

О ПОНЯТИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА»

ON THE CONCEPT OF «PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE TEACHER»

И.А. Сладкова

I.A. Sladkova

Психологическая культура, педагог, аксиологический подход.

В статье рассматриваются основные подходы к определению понятия «психологическая культура педагога». Представлена автором собственная интерпретация данного понятия за счет введения дополнительных параметрических характеристик.

Psychological culture, teacher, axiological approach.

The article discusses the main approaches to the definition of the concept of «psychological culture of the teacher». The author presents her own interpretation of this concept by introducing additional parametric characteristics.

Актуальность изучения психологической культуры педагога обосновывается ведущей ролью психологической культуры в профессиональной деятельности педагога, так как его труд основан на возможности его личности к адекватному взаимодействию с окружающими, ведь в ходе целенаправленных внешних взаимодействий педагога на учеников происходит процесс воспитания, обучения и развития.

Несмотря на то что психологическая культура как феномен была подробно изучена и описана в российской психологии последних десятилетий, анализ проведенных исследований по проблеме психологической культуры педагога показал, что даже при достаточном количестве работ, посвященных психологической культуре в общем и психологической культуре педагога в частности, отсутствует целостное и системное понимание данного феномена. Кроме того, в современной психологии существует необходимость в создании системной теории психологической культуры.

В настоящее время приоритетность аксиологического подхода в обучении и воспитании детей и требования к педагогам проектировать психологически комфортную образовательную среду актуализируют роль и значение развития психологической культуры педагога.

Аксиологический подход к изучению психологической культуры позволяет ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя её креативное (продуцирующее, творче-

ское) начало. При этом важным аксиологическим аспектом изучения психологической культуры, на наш взгляд, является проблема соотношения между ценностями, которые декларируются и которые выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.

Исследования по проблеме психологической культуры Н.Т. Селезнева объединяет в четыре группы. К первой группе относятся исследования развития отдельных ее аспектов, структурных компонентов. Ко второй группе относятся работы, в которых выделяются интегративные свойства личности, позволяющие осознать свое «Я» и, сохраняя его при взаимодействии с другими «Я», реализовать творческий потенциал, самоактуализироваться. Третью группу объединяет проблема выявления педагогических условий, разработки активных методов, психолого-акмеологических средств, различных психотехнологий и других факторов активизации творческого потенциала личности, обращенных к феноменальным проявлениям психики человека, саморегуляции, расширению пространства своего «Я». Четвертая группа исследований рассматривает психологическую культуру как средство эффективного выполнения какого-либо вида деятельности [Селезнева, 2006, с. 160].

На связь психологической культуры и современных принципов общественных отношений -гуманизм, демократизм, толерантность, сотруд-

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н О

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

а

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

# НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

ничество - указывает И.В. Дубровина [Практическая..., 2004, с. 29]. Мы полагаем, что реализация данных принципов во взаимоотношениях педагога в профессиональной деятельности позволяет судить о его психологической культуре, то есть эти принципы выступают своего рода показателями психологической культуры педагога.

Сущность психологической культуры И.В. Дубровина определяет через единство психологических знаний и общечеловеческих ценностей. А основу ее через способность человека быть вместе с другим: сопереживать, сочувствовать, содействовать, сострадать, сорадоваться. Одним из уровней существования психологической культуры является взаимодействие людей [Практическая.., 2004, с. 84].

В исследовании O.E. Шаповаловой под психологической культурой понимаются личностные качества, мотивационные установки и представления, определяющие отношение к профессии педагога и готовность к выполнению данной социальной роли [Шаповалова, 2012, с. 98].

Согласно Т.Е. Егоровой, психологическая культура личности может рассматриваться как онтологический способ бытия человека в социокультурном и природном мире, основанный на переживании единства себя с миром и реализации субъект-субъектных отношений [Егорова, 2006, с. 92].

Психологическая культура педагога в понимании Т.Е. Егоровой - это символическая онтологическая проекция существования профессии, особый способ деятельности по преобразованию профессиональных способностей и умений, механизм адаптации и сохранения профессиональной идентичности в поликультурном образовательном пространстве, обобщенный показатель уровня профессионализма педагога, фактор упорядоченности и управляемости профессией и возможности овладения ею [Егорова, 2006, с. 93].

Под психологической культурой А.Б. Кузьмина понимает сложное, целостное, структурное личностное образование, включающее в себя: когнитивный; аффективный; мотивационный; поведенческий (деятельностный); ценностно-смысловой; рефлексивно-перцептивный; творческий компоненты, характеризующиеся психологической компетентностью и грамотностью, адекватным применением знаний, умений, навыков для решения психологических проблем по отно-

шению к себе, к другим людям и к миру в целом [Кузьмина, 2013, с. 93].

Через умения использования психологических стремлений определяет психологическую культуру личности Л.Д. Демина, с ее точки зрения, психологическая культура - совокупность культурно-психологических стремлений личности и соответствующих им умений [Демина, 2008, с. 27].

Н.И. Лифинцева указывает, что содержание профессионально-психологической культуры учителя «...предполагает открытие и расширение культурных смыслов профессионально-педагогической деятельности в процессе общения, совместной деятельности, "со-бытия" студента и преподавателя, развития эмоционально-ценностных отношений в профессиональном сообществе» [Лифинцева, 2000, с. 27].

Одним из значимых исследований психологической культуры является диссертация В.В. Семи-кина «Психологическая культура в педагогическом взаимодействии». В ней автор указывает на то, что психологическая культура проявляется в «...характере форм социального взаимодействия людей...», соответственно: по характеру взаимодействия можно определить наличие и степень психологической культуры, работа по развитию психологической культуры должна строиться на уровне взаимодействия [Семикин, 2003, с. 125].

Исследователи И.А. Ральникова, H.A. Лужбина проводят подробный анализ понятия и феномена психологической культуры: «Психологическая культура педагога определяет вектор всей его активности: когнитивной и креативной деятельности, взаимодействия «аффекта и интеллекта», выбор стратегий самопрезентации, педагогической и партнерской активности, специфику построения взаимоотношений «педагог - педагог», «педагог - ученик», «педагог-родитель», «педагог-группа», «педагог-социум» и др.» [Ральникова, Лужбина, 2011, с. 62].

В качестве функций психологической культуры И.А. Ральникова, H.A. Лужбина, опираясь на разработки других исследователей, выделяют: принятие себя и других, взаимодействие, интеграция внешней и внутренней деятельности человека, развитие [Ральникова, Лужбина, 2011, с. 63].

Следует отметить, что каждое из приведенных выше определений раскрывает отдельные существенные характеристики психологической культуры педагога.

Таким образом, проведенный анализ подходов к определению психологической культуры педагогов свидетельствует об отсутствии единого подхода к ее пониманию, с одной стороны, психологическая культура рассматривается через реализацию умений реализации психологического знания (А.Б. Кузьмина, Л.Д. Демина), с другой - через построение взаимоотношений педагога как профессионала с окружающим миром (Л.Д. Демина, И.А. Раль-никова, H.A. Лужбина, И.В. Дубровина, Н.И. Лифин-цева, В.В, Семикин), понимается как онтологический способ бытия человека в мире (Т.Е. Егорова), как личностные качества, мотивационные установки и представления в профессии (O.E. Шаповалова).

В раскрытии понятия психологической культуры авторы используют множество подходов к ее пониманию: структурный - психологическая культура педагога - целостная саморегулируемая система, которая взаимодействует с другими системами; имеет уровневое строение (Л.С. Колмогорова, Н.И. Исаева, В.В. Семикин, Т.Е. Егорова, Н.Т.Селезнева идр.);аксиологический-ценностно-смысловые аспекты и ориентации в развитии психологической культуры, эмоционально-ценностное отношение (В.В. Семикин, Н.Т. Селезнева, Л.Д. Демина, Т.Е. Егорова); личностный -овладение знаниями, умениями, навыками психологической культуры, а также развитие личностного потенциала преподавателя (Н.Т. Селезнева, Т.Е. Егорова, И.В. Дубровина); деятельностный подход рассматривает психологическую культуру в контексте профессиональной деятельности (A.A. Леженина, Н.И. Лифинцева, Е.Е. Смирнова, О.В. Юдин и др.); в рамках акмеологического подхода педагог - совокупное динамично изменяющееся единство характеристик индивида, индивидуальности, личности, субъекта труда, управленца, педагога и т. п. (Е.В. Дементьева, A.A. Леженина, Н.Т. Селезнева и др.).

На основе проведенного анализа проблемы психологической культуры педагогов с учетом основных подходов к пониманию психологической культуры мы понимаем психологическую культуру как личностное, динамическое новообразование педагога, позволяющее ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в социуме и жизни, своевременно осуществить саморегуляцию и саморазвитие в жизнедеятельности, обеспечивающие понимание внутреннего мира

самого себя и другого человека, их отношений и поведения.

Рассмотренные методологические подходы к пониманию психологической культуры педагога образуют единый методологический комплекс, который является основой для разработки концепции формирования психологической культуры педагога.

Библиографический список

1. Демина Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ // Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 2 (58). С. 25-35.

2. Егорова Т.Е. Психологическая культура: возможности становления // Образование и наука. 2006. № 4. С. 90-99.

3. Зорина В.В., Чижакова Г.И. К вопросу о формировании профессионально-этической культуры будущих бакалавров-педагогов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 1. С. 80-82.

4. Кузьмина А.Б. Модель формирования психологической культуры будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 93-94.

5. Лифинцева Н.И. Формирование профессио-нально-психологической культуры учителя / под ред. В.А. Сластенина. М.; Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000.

6. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / под редакцией И.В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2004.

7. Ральникова И.А., Лужбина H.A. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст // Сибирский психологический журнал. 2011. № 40. С. 60-66.

8. Селезнева Н.Т. Психологическая культура руководителя // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2006. № 1. С. 160-164.

9. Семикин В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003. Т. 3, № 6. С. 124-132.

10. Шаповалова O.E. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 97-103.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.