Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СИСТЕМА ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ»'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СИСТЕМА ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологизм / стилевое единство / портрет / доминанты / разум / внутренний мир / инструмент. / psixologizm / stilistik birlik / portret / dominantlar / aql / ichki dunyo / asbob.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Феруза Рашитовна Муртазаева, Маржона Алишер Кизи Эргашова

В данной статье будет рассмотрено использование психологических портретов в современной узбекской женской прозе и то, как они служат системой отражения психологизма на примере рассказов Зульфии Куролбой кизи. Изображение психологических состояний и эмоций является распространенной темой в литературе, и узбекская женская проза не является исключением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ushbu maqolada zamonaviy o‘zbek ayollar nasrida psixologik portretlarning qo‘llanishi va ularning psixologizmni aks ettirish tizimi sifatida xizmat qilishi Zulfiya Qurolba qizining hikoyalaridan misol tariqasida ko‘rib chiqiladi. Psixologik holat va hissiyotlarni tasvirlash adabiyotda keng tarqalgan mavzu bo‘lib, o‘zbek ayollar nasri ham bundan mustasno emas..

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СИСТЕМА ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ»»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК СИСТЕМА ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ УЗБЕКСКОЙ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ»

Феруза Рашитовна Муртазаева

д.ф.ф.н ( PhD), доцент кафедры русского литературоведения, Бухарского государственного университета

Маржона Алишер кизи Эргашова

студентка 4 курса отделения русской филологии

В данной статье будет рассмотрено использование психологических портретов в современной узбекской женской прозе и то, как они служат системой отражения психологизма на примере рассказов Зульфии Куролбой кизи. Изображение психологических состояний и эмоций является распространенной темой в литературе, и узбекская женская проза не является исключением.

Ключевые слова: психологизм, стилевое единство, портрет, доминанты, разум, внутренний мир, инструмент.

Ushbu maqolada zamonaviy o'zbek ayollar nasrida psixologik portretlarning qo'llanishi va ularning psixologizmni aks ettirish tizimi sifatida xizmat qilishi Zulfiya Qurolba qizining hikoyalaridan misol tariqasida ko'rib chiqiladi. Psixologik holat va hissiyotlarni tasvirlash adabiyotda keng tarqalgan mavzu bo'lib, o'zbek ayollar nasri ham bundan mustasno emas..

Kalit so'zlar: psixologizm, stilistik birlik, portret, dominantlar, aql, ichki dunyo,

asbob.

This article will consider the use of psychological portraits in modern Uzbek women's prose and how they serve as a system for reflecting psychologism using the stories of Zulfiya Kurolba kizi as an example. The depiction of psychological states and emotions is a common theme in literature, and Uzbek women's prose is no exception.

Keywords: psychologism, stylistic unity, portrait, dominants, mind, inner world, instrument.

АННОТАЦИЯ

АШОТАТ81УА

ABSTRACT

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

Введение

На определенном этапе развития литературы психологизм становится сознательным и определяющим эстетическим принципом. Психологический анализ - изображение психической жизни человека. Формы психологического анализа многообразны: от прямых авторских объяснений до «внутренних» монологов героев. Открытые формы объяснения психологии героев называются «явным психологизмом», скрытые же формы (например, посредством указания на изменения во внешности персонажа) — «тайным психологизмом». [1]

В современной узбекской женской прозе использование психологических портретов стало популярным инструментом исследования человеческой психологии.

В рассказах З. Куролбой можно выделить прямые и косвенные методы раскрытия психологизма.

Так в рассказе «Соженный город» портрет главной героини изображается следующим образом: «Кампир етмишларга борган, чупдай озгин, ияги эртаклардаги ялмогиз кампирнинг иягидай олдга туртиб чиццан, лаблари уаётнинг шуриш азобларини татиб кураверганидан тиришиб-буришиб цолгандай сулгин ва цуруц, бурни суппайган, киртайган кузлари чуцур ботган - маъюс боцар, аммо жаули чиццанида нафацат кузлари хунукдан-хунук чацчаяр, балки бутун юзида цурцинчли ифода пайдо буларди, цоц суяк гавдаси эса хиёл эгик, лекин жуда серуаракат, чаццон, кийимлари эса уамиша тоза ва озода эди»45] («Старушке было за семьдесят, очень тощая, её подбородок был острым и выдвинутым вперёд, как у бабы-яги, губы были такими блёклыми и сухими, словно испытали все горестные тяготы жизни, они были сжаты, глаза печальные и бездонные, если она сердилась, то её лицо делалось очень безобразным, но она была весьма подвижной, а её одежда всегда была безупречной», перевод наш -М.Ф.).

Данное портретное описание является психологическим, так как, автор комментирует портретное описание, выражая и подчеркивая психологическое состояние старухи.

В рассказе «Ревность» мы наблюдает следующее портретное описание главной героини Хосият: «Овулнинг энг сулув цизи Хосият цушни цишлоклик Донобой чолнинг тунгичи Шералига турмушга чиццанида ун етти яшар навниуол цизча эди. Келинлик либослари унинг бир ууснига ~ уусн цушиб юборди. Аммо кетма-кет тугилган уч б

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Хосиятни узгартириб юборди. Хосият келин озиб кетди, юзига ажин тушди, негадир чакка сочлари эрта оцара бошлади. Аввалги назокатларидан-ку, асар

замуж за Шерали, старшего сына старика Донобоя из соседнего села, была самой красивой девушкой в селе, ей было тогда семнадцать. Но родившиеся подряд три ребенка изменили внешность Хосият, она набрала значительный вес, на лице появились морщинки, волосы почему-то рано начали седеть. Как будто от прежней нежности не осталось и следа.», перевод наш - М.Ф.).

зримый образ Хосият: какой она была до замужества и какой стала после. Эти значительные подробности в описании характера, позволяют расширить смысл повествования, в котором сообщаются дополнительные сведения о причинах изменения внешности героини.

Рассказы З. Куролбой вызывают интерес читателя к внутреннему миру персонажей. Главной героиней в её рассказах обычно становится женщина. Основная черта творчества автора - подход к женщине как матери, жене, и в то же время как очень сильно страдающему человеку (рассказы «Ёмгирли улка» («Дождливый край»), «Изтироб» («Боль»), «Рашк» («Ревность»), «Мухдббат ва нафрат» («Любовь и ненависть»)) и т.д.

Интересным является процесс развития сюжета в рассказах З.Куролбой. Поступательное движение развития сюжета никогда не ослабляется, наоборот, он постоянно стремителен и напряжен, изобилует разнообразными перипетиями. Её произведения всегда привлекают читателя необычной фабулой, чередой неординарных событий, сопряженных с простотой и будничностью. Острые, неординарные события, которые то и дело возникают по ходу тривиальной линии сюжета, призваны стимулировать идейно-эмоциональную реакцию героинь, а также их речевую активность.

В рассказе «Келин», где автор мастерски сочетает прямую речь героев с внутренней. Например, прямая речь: «Одам бир марта дунёга келади. Шундай экан, узини, туйгуларини уурмат цилиши уам керак-да. Цолаверса, одам узини бахтли уис цилган ерда яшаши керак» .[4] («Человек один раз живёт. Раз так, он должен уважать себя и свои чувства. Да и потом, человек должен жить там, где чувствует себя счастливым перевод наш - М.Ф.); внутренняя речь: «Турсунбой чол пиёлани оларкан, кули титраб кетди-ю, Муслим мо ~ буни аник курди. «Ха^, шурлик чол, бундай муомал.

уам цолмагандек. Узиям эрта-кеч тинмайди-да.».[4] («Хосият, когда выходила

Для характеристики героини в этом рассказе автор представил

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

курмаган-да! Кургансизлик циляпти», - деб ичида яниб куйди момо» . («Рука деда дрогнула, когда он взял пиалу. Бабка Муслим это точно заметила. «Да, бедный дед, такого обращения не видал никогда. Он ведет себя так, как будто в жизни не видел ничего подобного», - про себя ругала бабка деда», перевод наш - М.Ф.)

Нужно отметить, что форма художественной условности рассказов Зульфии Куролбой кизи реалистична.

Стиль авторов «женской прозы» отличается оригинальностью, самобытностью, колоритностью, каждый ее рассказ поражает читателя новизной темы, другой интерпретацией, разнообразием персонажей, злободневной проблематикой, необычной идеей, тем самым обеспечивая высокую популярность её произведений. [2]

Можно сказать, что узбекская «женская проза» углубила проблематику психологической прозы, которая давала возможность понять чувства другого человека, обращаясь к внутренним истокам поступков, а не к внешним их проявлениям. Психологический портрет как система отражения психологизма в женской прозе Зульфии Куролбой кызы является важным аспектом ее творчества. Автор использует психологические портреты, чтобы исследовать внутреннюю работу своих персонажей, исследовать динамику отношений и исследовать способы, которыми женщины воспринимают жизнь.

Методы (Methods)

В основу методов исследования положены принципы целостного анализа идейно-художественной структуры текста под углом зрения специфики психологизма в сочетании с описательным и сравнительно- типологическим видами анализа.

Результаты исследования (Findings)

В современной литературе прослеживается тенденция к глубокому изучения психологизма как стилевого единства в художественном тексте, его традиционные формы и приёмы раскрытия . Перемены, происходящие в обществе, выдвинули на первый план раскрытия внутреннего мира женских персонажей.

Выводы (Conclusions);

Изучение исследовательских материалов по данной теме, анализ произведений современной «женской прозы» показыва актуальность поставленной проблемы в современн

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

обществе. Художественный психологизм в «женской прозе» становится универсальной категорией для исследования внешнего и внутреннего психологического поля личности. Психологический портрет как система отражения психологизма в женской прозе Зульфии Куролбой кизи является важным аспектом ее творчества. Автор использует психологические портреты, чтобы исследовать внутреннюю работу своих персонажей, исследовать динамику отношений и исследовать способы, которыми женщины воспринимают жизнь.

REFERENCES

1. Горжая А. А. Психологическая женская проза как объект исследования // Гуманитарные и юридические исследования. - 2020. - №2. - С. 175-181.

2. Пигнастая Д. Г. Специфика «женского письма» // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. - 2018. - С. 251-253.

3. Антипина Е. С., Гилева А. М. Феномен «женской прозы» в современной русской литературе // Global and regional research. - 2020. - №3. - С. 199-204.

4.. Зульфия Куралбой кизи. Сборник рассказов «Кадимий куши;». (). - Т.: Узбекистан, 2012.С.161-162

5.Муртазаева, Ф. Р. (2020). Женское видение мира в прозе В. Токаревой." Своя правда". Молодой ученый, (4), 462-465.

6.Murtazaeva, F. R. (2019). PSYCHOLOGISM AS A STYLISH DOMINANT IN THE MODERN FEMALE PROSE OF V. TOKAREVA. Theoretical & Applied Science, (10), 717-720.

7. Бекмиров, Т. Р. (2022). НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНИ. CENTRAL ASIAN JOURNAL OF MATHEMATICAL THEORY AND COMPUTER SCIENCES, 3(12), 224-228.

8. Бекмиров, Т. Р. (2022). УСМИРЛАРДАГИ ИЩИРОЗ ДАВРИ ВА НЕВРОЗ ХРЛАТЛАРНИНГ ПСИХОЛОГИК ХУСУСИЯТЛАРИ. INTEGRATION OF SCIENCE, EDUCATION AND PRACTICE. SCIENTIFIC-METHODICAL JOURNAL, 3(3), 120-126.

9. Bekmirov, T. R. (2020). Psychological features of adaptation and integration of children with developmental disabilities. Pedagogy and psychology in the modern world: theoretical and practical research, 125-129.

10. Melibayeva, R. N., Khashimova, M. K., Narmetova Yu, K., Komilova, M. O., & Bekmirov, T. R. (2020). Psychological mechanisms of development students' creative thinking. International journal of scientific & technology research, 9(03).

May 6

935

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.