Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Муяссар Шамансуровна Махамаджанова
Преподаватель Ташкенской медицинской академии, Узбекистан Адрес электронной почты: [email protected]
В статье анализируются возможности социально-психологической подготовки в области образования. Важным элементом социально-психологического тренинга является групповая динамика - это совокупность процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения. Обсуждение проблем, отработка коммуникативных умений согласно программе тренинга.
Ключевые слова: социальная и психологическая подготовка, сфера образования, активный метод, личность, мотивация.
Maqolada ta'lim sohasidagi ijtimoiy- psixologik tayyorgarlikning imkoniyatlari tahlil qilinadi. Ijtimoiy-psixologik tayyorgarlikning muhim elementi guruh dinamikasidir - bu guruhning rivojlanishi va o'zgarishi jarayonida sodir bo'ladigan jarayonlar majmuidir. Muammolarni muhokama qilish, trening o'quv dasturiga muvofiq muloqot ko'nikmalarini rivojlantirish.
Tanyach so'zlar: ijtimoiy-psixologik trening, ta'lim sohasi, faol metod, shaxs, motivatsiya.
The article analyzes the possibilities of socio-psychological training in the field of education. An important element of socio-psychological training is group dynamics - this is a set of processes occurring in a group as it develops and changes. Discussion of problems, development of communication skills according to the training program.
Keywords: social and psychological training, education, active method, personality, motivation.
АННОТАЦИЯ
ANNOTATSIYA
ABSTRACT
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
В настоящее время социально-психологический тренинг является одним из развивающихся видов психологической работы и относится к ряду методов активного группового обучения.
Социально-психологический тренинг как активный метод обучения, ряд педагогов и психологов предлагают в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения: лекциям, семинарским и практическим занятиям. Он не только позволяет дать участникам психологические знания, но и способствует развитию у них навыков и умений, облегчающих деловое партнерское общение и поиски выхода из трудных производственных и житейских ситуаций.
Специфика тренинга по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счёт предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы» .
Термин «тренинг» (от английского «train, training») имеет ряд значений -«воспитание, обучение, подготовка, тренировка».
Тренинг - форма организации социально-психологического обучения, направленная на преднамеренное изменение психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.
Тренинговая группа - специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на обучение.
Первые тренинговые группы получили название Т-групп (1946), они были созданы для исследования межличностных отношений и повышения компетентности в общении.
Теоретической основой разработки тренинга в Т-группах стали работы Курта Левина по исследованию групповой динамики, процессов структурирования и развития группы.
Успешная деятельность учеников К. Левина в Т-группах позволила в 1947 году создать в США Национальную лабораторию тренинга.
В психологической литературе понятие тренинг применяется в двух значениях. В первом значении оно употребляется обозначения любых форм целенаправленной и относител
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
кратковременной подготовки эффективному выполнению каких-либо видов деятельности. При этом имеют в виду, что он является дополнительным по отношению к основному (базовому) образованию. Во втором значении тренинг эквивалентен тренировке, то есть это специальные занятия, нацеленные на приобретение и
совершенствование отдельных навыков или умений. В обоих случаях тренинг является одной из форм обучения. Важнейшие характеристики тренинга - интенциональность и структурированность; именно этим он отличается от многих форм «стихийного» приобретения опыта.
В тренинге происходит активный взаимообмен опытом обучающихся, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решений проблем. Эмоциональная включенность участников в ситуации тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умений и навыков.
В 1960-х годах возникает опирающийся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса тренинг социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Первая монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.
Психологические вопросы организации тренинговой группы.
Подготовка к тренингу:
Работа в тренинговой группе подразумевает соблюдение принципов, «законов» тренинга. К принципам тренинговой работы относят: принцип
добровольности, принцип конфиденциальности, равного доверительного общения и принцип активности.
О. П. Горбушина в книге «Психологический тренинг» выделяет основные законы тренинга (правила участия): закон «00», закон микрофона, закон активности,
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
закон «Я-высказывания», тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы,
закон имени и вежливости, закон «здесь и сейчас»,
конфиденциальности и закон предложения только своего участия. Численный состав группы бывает разным - от трех-четырех до 50 и более человек, при этом оптимальная величина составляет приблизительно 8-15 человек.
Для включения в группу тренинга человек должен быть психически здоров, без выраженных акцентуаций и психопатий. Плохо проявляют себя в группе люди с низким уровнем саморегуляции поведения, социальной незрелостью.
Преимуществами групповой работы, которые реализуются в любых тренинговых группах, являются (по К. Рудестаму):
- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
- группа отражает общество в миниатюре;
- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
- в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
-группа облегчает процессы самораскрытия, само исследования и самопознания;
- групповая форма предпочтительнее в экономическом плане.
Многие психологи, работающие с группами, выделяют четыре стадии развития группы:
1) знакомство участников группы друг с другом и тренером;
2) стадия агрессии (фрустрационная);
3) стадия устойчивой работоспособности;
4) стадия распада группы («умирание»).
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
В процессе тренинга в результате позитивных изменений также происходит профилактика стрессовых состояний специалиста. Следовательно, на тренинге создаются условия для развития необходимых профессионально-значимых личностных качеств, которые могут способствовать успешности профессионального становления субъекта труда.
Известно, что любая профессия предъявляет к личности профессионала соответствующие требования, которые могут у человека не вполне соответствовать уровню этих требований. Таким образом, важность социально-психологического тренинга состоит в том, что эта психолого-педагогическая технология помогает самораскрытию скрытых возможностей и потенциала человека. В ходе тренинговых занятий, профессионально-значимые личностные качества могут развиться.
Профессиональные навыки, которые в более глубокой связи определяются личностными особенностями человека, являются реальным объектом формирования во всей системе непрерывного образования, в основном в рамках современных психолого-педагогических технологий, одним из которых является социально-психологический тренинг.
REFERENCES
1. Р. Баркли, Д. Кэйпл, «Теория и практика тренинга» - СПб., 2002, с. 209.
2. И. В. Вачков, «Психология тренинговой работы»- М., 2007.
3. Э.Ф. Зеер, «Психология профессионального развития» - Академа. С.239.
4. Карл Роджерс «О групповой психотерапии» - Москва. Гиль-Эстель. 1993.
5. Ю. М. Жуков и др. «Методы практической социальной психологии»: Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М., 2004.
6. Е.А. Климов «Введение в психологию» труда- М.: Изд-во МГУ, 1988.с. 107-
7. Л.А. Петровская «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» -М.: Изд-во Москва, Ун-та, 1982. -168с
8. Tashpulatova, D., & Siddiqova, I. (2021, April). A CRITIQUE OF THE VIEW OF ANTONYMY AS A RELATION BETWEEN WORD FORMS. In Конференции.
9. qizi Turaboyeva, S. Z., & qizi Tashpulatova, D. X. (2022). O'ZBEK VA INGLIZ TILLARIDAGI AXLOQIY QADRIYATLAR MAZMUN™T
224с.
108
IFODALOVCHI
BIRLIKLARNI
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions
Volume 4 | TMA Conference | 2023
Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar
y
LINGVOKULTUROLOGIK XUSUSIYATLARI. Academic research in modern science, 7(1), 143-147.
10. Тошпулатова, Д. Х. (2019). ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ. Вопросы педагогики, (7-2), 118-121.
11. ТАШПУЛАТОВА, Д. PRAGMATIC APHORISMS IN UZBEK AND ENGLISH FEATURE AND THE PRINCIPLES OF THEIR TRANSMISSION IN THE CORPUS. СООТНОШЕНИЕ ПАРАЛИНГВИСТИКИ И РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В РАЗНЫХЛИНГВОКУЛЬТУРАХ.