Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная и психологическая подготовка / сфера образования / активный метод / личность / мотивация. / social and psychological training / education / active method / personality / motivation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муяссар Шамансуровна Махамаджанова

В статье анализируются возможности социально-психологической подготовки в области образования. Важным элементом социальнопсихологического тренинга является групповая динамика – это совокупность процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения. Обсуждение проблем, отработка коммуникативных умений согласно программе тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maqolada ta'lim sohasidagi ijtimoiypsixologik tayyorgarlikning imkoniyatlari tahlil qilinadi. Ijtimoiy-psixologik tayyorgarlikning muhim elementi guruh dinamikasidir bu guruhning rivojlanishi va o'zgarishi jarayonida sodir bo'ladigan jarayonlar majmuidir. Muammolarni muhokama qilish, trening o'quv dasturiga muvofiq muloqot ko'nikmalarini rivojlantirish.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муяссар Шамансуровна Махамаджанова

Преподаватель Ташкенской медицинской академии, Узбекистан Адрес электронной почты: [email protected]

В статье анализируются возможности социально-психологической подготовки в области образования. Важным элементом социально-психологического тренинга является групповая динамика - это совокупность процессов, происходящих в группе по мере ее развития и изменения. Обсуждение проблем, отработка коммуникативных умений согласно программе тренинга.

Ключевые слова: социальная и психологическая подготовка, сфера образования, активный метод, личность, мотивация.

Maqolada ta'lim sohasidagi ijtimoiy- psixologik tayyorgarlikning imkoniyatlari tahlil qilinadi. Ijtimoiy-psixologik tayyorgarlikning muhim elementi guruh dinamikasidir - bu guruhning rivojlanishi va o'zgarishi jarayonida sodir bo'ladigan jarayonlar majmuidir. Muammolarni muhokama qilish, trening o'quv dasturiga muvofiq muloqot ko'nikmalarini rivojlantirish.

Tanyach so'zlar: ijtimoiy-psixologik trening, ta'lim sohasi, faol metod, shaxs, motivatsiya.

The article analyzes the possibilities of socio-psychological training in the field of education. An important element of socio-psychological training is group dynamics - this is a set of processes occurring in a group as it develops and changes. Discussion of problems, development of communication skills according to the training program.

Keywords: social and psychological training, education, active method, personality, motivation.

АННОТАЦИЯ

ANNOTATSIYA

ABSTRACT

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

В настоящее время социально-психологический тренинг является одним из развивающихся видов психологической работы и относится к ряду методов активного группового обучения.

Социально-психологический тренинг как активный метод обучения, ряд педагогов и психологов предлагают в качестве альтернативы традиционным методам и формам обучения: лекциям, семинарским и практическим занятиям. Он не только позволяет дать участникам психологические знания, но и способствует развитию у них навыков и умений, облегчающих деловое партнерское общение и поиски выхода из трудных производственных и житейских ситуаций.

Специфика тренинга по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счёт предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы» .

Термин «тренинг» (от английского «train, training») имеет ряд значений -«воспитание, обучение, подготовка, тренировка».

Тренинг - форма организации социально-психологического обучения, направленная на преднамеренное изменение психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Тренинговая группа - специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на обучение.

Первые тренинговые группы получили название Т-групп (1946), они были созданы для исследования межличностных отношений и повышения компетентности в общении.

Теоретической основой разработки тренинга в Т-группах стали работы Курта Левина по исследованию групповой динамики, процессов структурирования и развития группы.

Успешная деятельность учеников К. Левина в Т-группах позволила в 1947 году создать в США Национальную лабораторию тренинга.

В психологической литературе понятие тренинг применяется в двух значениях. В первом значении оно употребляется обозначения любых форм целенаправленной и относител

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

кратковременной подготовки эффективному выполнению каких-либо видов деятельности. При этом имеют в виду, что он является дополнительным по отношению к основному (базовому) образованию. Во втором значении тренинг эквивалентен тренировке, то есть это специальные занятия, нацеленные на приобретение и

совершенствование отдельных навыков или умений. В обоих случаях тренинг является одной из форм обучения. Важнейшие характеристики тренинга - интенциональность и структурированность; именно этим он отличается от многих форм «стихийного» приобретения опыта.

В тренинге происходит активный взаимообмен опытом обучающихся, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решений проблем. Эмоциональная включенность участников в ситуации тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умений и навыков.

В 1960-х годах возникает опирающийся на традиции гуманистической психологии К. Роджерса тренинг социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Первая монография, посвященная теоретическим и методическим аспектам социально-психологического тренинга, была опубликована Л. А. Петровской в 1982 году. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, профессионалами социономической (работа с людьми) группы, руководителями предприятий и организаций.

Психологические вопросы организации тренинговой группы.

Подготовка к тренингу:

Работа в тренинговой группе подразумевает соблюдение принципов, «законов» тренинга. К принципам тренинговой работы относят: принцип

добровольности, принцип конфиденциальности, равного доверительного общения и принцип активности.

О. П. Горбушина в книге «Психологический тренинг» выделяет основные законы тренинга (правила участия): закон «00», закон микрофона, закон активности,

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

закон «Я-высказывания», тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы,

закон имени и вежливости, закон «здесь и сейчас»,

конфиденциальности и закон предложения только своего участия. Численный состав группы бывает разным - от трех-четырех до 50 и более человек, при этом оптимальная величина составляет приблизительно 8-15 человек.

Для включения в группу тренинга человек должен быть психически здоров, без выраженных акцентуаций и психопатий. Плохо проявляют себя в группе люди с низким уровнем саморегуляции поведения, социальной незрелостью.

Преимуществами групповой работы, которые реализуются в любых тренинговых группах, являются (по К. Рудестаму):

- групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;

- группа отражает общество в миниатюре;

- возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;

- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;

- в группе участники могут идентифицировать себя с другими;

- взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;

-группа облегчает процессы самораскрытия, само исследования и самопознания;

- групповая форма предпочтительнее в экономическом плане.

Многие психологи, работающие с группами, выделяют четыре стадии развития группы:

1) знакомство участников группы друг с другом и тренером;

2) стадия агрессии (фрустрационная);

3) стадия устойчивой работоспособности;

4) стадия распада группы («умирание»).

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

В процессе тренинга в результате позитивных изменений также происходит профилактика стрессовых состояний специалиста. Следовательно, на тренинге создаются условия для развития необходимых профессионально-значимых личностных качеств, которые могут способствовать успешности профессионального становления субъекта труда.

Известно, что любая профессия предъявляет к личности профессионала соответствующие требования, которые могут у человека не вполне соответствовать уровню этих требований. Таким образом, важность социально-психологического тренинга состоит в том, что эта психолого-педагогическая технология помогает самораскрытию скрытых возможностей и потенциала человека. В ходе тренинговых занятий, профессионально-значимые личностные качества могут развиться.

Профессиональные навыки, которые в более глубокой связи определяются личностными особенностями человека, являются реальным объектом формирования во всей системе непрерывного образования, в основном в рамках современных психолого-педагогических технологий, одним из которых является социально-психологический тренинг.

REFERENCES

1. Р. Баркли, Д. Кэйпл, «Теория и практика тренинга» - СПб., 2002, с. 209.

2. И. В. Вачков, «Психология тренинговой работы»- М., 2007.

3. Э.Ф. Зеер, «Психология профессионального развития» - Академа. С.239.

4. Карл Роджерс «О групповой психотерапии» - Москва. Гиль-Эстель. 1993.

5. Ю. М. Жуков и др. «Методы практической социальной психологии»: Диагностика. Консультирование. Тренинг. - М., 2004.

6. Е.А. Климов «Введение в психологию» труда- М.: Изд-во МГУ, 1988.с. 107-

7. Л.А. Петровская «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» -М.: Изд-во Москва, Ун-та, 1982. -168с

8. Tashpulatova, D., & Siddiqova, I. (2021, April). A CRITIQUE OF THE VIEW OF ANTONYMY AS A RELATION BETWEEN WORD FORMS. In Конференции.

9. qizi Turaboyeva, S. Z., & qizi Tashpulatova, D. X. (2022). O'ZBEK VA INGLIZ TILLARIDAGI AXLOQIY QADRIYATLAR MAZMUN™T

224с.

108

IFODALOVCHI

BIRLIKLARNI

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

LINGVOKULTUROLOGIK XUSUSIYATLARI. Academic research in modern science, 7(1), 143-147.

10. Тошпулатова, Д. Х. (2019). ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ. Вопросы педагогики, (7-2), 118-121.

11. ТАШПУЛАТОВА, Д. PRAGMATIC APHORISMS IN UZBEK AND ENGLISH FEATURE AND THE PRINCIPLES OF THEIR TRANSMISSION IN THE CORPUS. СООТНОШЕНИЕ ПАРАЛИНГВИСТИКИ И РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В РАЗНЫХЛИНГВОКУЛЬТУРАХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.