Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / нация / народное искусство / религия / норма поведения / национальные ценности / этническое сознание

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азим Мейликулович Жабборов

В данной статье последовательно освещается психологический анализ этнического сознания в воспитании, роль этнического единства, национальных ценностей в формировании личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ВОСПИТАНИИ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В

ВОСПИТАНИИ

Азим Мейликулович Жабборов

Профессор кафедры психологии, Каршинский государственный университет

1 аш8ЫёвЬоЬ@еша11. сот

АННОТАЦИЯ

В данной статье последовательно освещается психологический анализ этнического сознания в воспитании, роль этнического единства, национальных ценностей в формировании личности.

Ключевые слова: этнос, нация, народное искусство, религия, норма поведения, национальные ценности, этническое сознание.

Введение. Нация, народность, племена, этнические группы представляют собой различные исторически сложившиеся общности человеческого общества в целом. Огромное различие между этими общностями по уровню развития и по размерам является следствием неравномерного протекания в них социально-экономических, этнических и демографических процессов.

В этом контексте «Этнос (этническая общность) это особый исторический возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования. Такая общность складывается и развивается естественно, историческим путем; она не зависит от воли отдельных, входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства». [3; 5]

Материалы и методы. Аналогичную мысль можно найти у Абу Наср Фарабий, который отмечал, что формирование этноса обусловлено непосредственными контактами людей. Это возможно в том случае, если люди объединяются, живут по соседству на одной территории, говорят на одном языке. Общность языка и территории являются главными условиями и естественной необходимостью для человеческого существования, и в то же время выступают как условие формирования и развития этноса [4; 261].

Конечно же язык, обычаи, обряды, народное искусство, религия, норма поведения, образуя культурное единство этноса, неразрывно связаны с особенностями их психики, спецификой ценностных ориентации, вкусов и т.п.

May 6

641

Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023

Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, in Modern Psychology and Pedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

«Следует особо подчеркнуть, что этнос представляет собой не простую сумму признаков, а определенное образование, в котором основную системообразующую роль могут выполнять различные его объективные компоненты. В одних случаях, главная роль в этом отношении принадлежит языку, в других — хозяйственно-бытовым особенностям, в-третьих -характерным чертам поведения и т.п. Но, видимо, всегда ценностно нормативная система остается неизменным компонентом этнического сознания - его ядром». [3; 6]

Далее, Бромлей Ю.В. указывает, что «самосознание членов этноса как бы фиксирует представление об общности территории («родной земли»), языка («родного языка»), отличительных особенностях культуры и психики, а также о какой-то общности, происхождения и исторических судеб входящих в него людей». [3; 6]

Шкуратов В.А. пишет, что «в культуре, как и в природе, действует закон сохранения энергии. Когда-то затраченная человеческая энергия конденсируется в культурный объект - основу для новых затрат энергии (слово энергия понимается не физически, а как личностная активность). Усилия ума, воображения, чувства никогда не утратятся, они будут снова и снова переходить из объекта в новые человеческие мысли и чувства, затем опять в объект и так до тех пор, пока сохранится пустивший их в ход субъект -объектный механизм, пока будет жива породившая их культура». [5; 141]

Из сказанного следует, что развитие культуры никогда не имеет характер завершенности. Каждый новый этап цивилизации непрерывно обогащается своим содержанием.

Каждый индивид воспринимает культуру по-своему. Вместе с тем в исследованиях развития личности можно наблюдать то; что культуру и психологию предшественников, других поколений считает проще, ниже и грубее. «При этом забывается, что они не ниже и не проще, а они другие, иные, чем культура тех, кто их изучает. Преодолению одностороннего эволюционизма при изучении социогенеза процессов развития человека способствует положение об исторической гетерогенности мышления». [2; 226]

Данное положение объясняется тем, что у представителей того или иного общества разные познавательные структуры, что исходит из социогенетической многоплановости личности. Таким образом, историческая гетерогенность личности выступает как одна из важных особенностей ее природы.

_May 6

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

В личности сосуществуют пласты разной геологической древности (Л.С.Выготский), социотипическое и индивидуальное поведение, причудливо переплетаются в действиях и поступках человека». [2, 267]

А.Г. Асмолов отмечает, что в психологии, и прежде всего, в общей психологии личности, исследования, проводимые социологами, историками культуры, филологми, этнографами, специалистами по семиотике, часто не попадают в поле зрения психологов. Вместе с тем без координации с представителями всех этих наук проблема изучения социокультурных систем, в которых порождается и развивается личность, остается нерешенной. Существовал ли в истории общества особый «безличный период»? Какие отношения складывались между личностью и социальной ролью на разных этапах истории общества? Можно ли с уверенностью утверждать, что индивидуальный психологический портрет разных народов, проявляющийся в социальном и национальном характере народов, их духовном единстве, реальность, а не вымысел? Ответы на эти вопросы, затрагивающие разные аспекты изучения социально-исторического образа жизни как источника развития личности, пытаются дать представители палеопсихологии, исторической психологии и этнопсихологии. При всех различиях этих пограничных областей человекознания их объединяет настойчивый интерес к социогенетическим закономерностям развития личности. [2: 265]

Если придерживаться исторических типов исследования психики, предложенных В.А.Шкуратовым, то в более широком, научном дисциплинарном плане можно выделить три элемента бытия социального индивида: «а) индивидуально оформленный уровень отражения и практики; б) социальные отношения индивида; в) предметно знаковые предпосылки и результаты жизнедеятельности». [5: 112]

Результаты и обсуждение. Согласно такому подходу выделяют психологоцентрическую, социологоцентрическую и

культурологоцентрическую ориентации в исторической психологии. Однако в дальнейшем мы попытаемся все более центрировать свою научную позицию на психологической ориентации. Сложный характер предмета нашего исследования, в котором встречаются вопросы и психики, и отношения социальности, и культура, конечно же, очень затрудняет с чисто психологической позиции раскрыть этническое своеобра узбекского народа.

Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023

Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, in Modern Psychology and Pedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

К.А.Абулханова-Славская, в частности, пишет, что: «Психологическое исследование ориентируется не на фиксацию социальных условий вообще, а на выявление социальных механизмов, действующих на уровне индивида. Социальная детерминация рассматривается тем самым в ее индивидуально-конкретном выражении, с точки зрения механизмов общественной регуляции, действующих именно на этом уровне, а не только на уровне и в масштабах общества в целом. Это, в свою очередь, дает нам право говорить об индивидуальной жизнедеятельности как особом процессе, присущем данному уровню способа общественной организации, характере воспроизводства жизни» [1; 12-13].

В этой связи получает свое развитие категория «социально-исторический образ жизни», что позволяет учитывать историческое время, социальное пространство и жизненный путь личности, т.е. создается возможность объективного раскрытия самобытности психологии этноса, преемственности его культуры. Таким, образом, психика, предстает перед нами как социокультурный факт. «Психика как социокультурное явление — это введение психологических понятий - в контекст исследования общества». [5; 24]

Психологическая структура личности вбирает в себя принятые в данной культуре символы, образы, обыденные слова, ценностные суждения - все то, что составляет суть человеческого существования. Данный культурный антураж этноса бывает вполне определенным и выражается в известных понятиях, нормах и оценках. Так, например, значение общины в жизни семьи хорошо раскрыто по материалам свадебной обрядности хорезмских узбеков. Традиционная свадебная обрядность, являясь неотъемлемой частью семейного быта и духовной культуры, представляла собой сложный комплекс обычаев и обрядов, выполняемых кругом причастных к событию лиц. В этих обычаях и обрядах отражались социально экономические, мировоззренческие, правовые, этнические, эстетические установки народа. В то же время, обрядовый комплекс сохранял верования, обычаи и обряды минувших исторических эпох, начиная с первобытно-общинного строя. Следует отметить, что в традиционной культуре народов Средней Азии и Казахстана община играла решающую роль во всех основных жизненных вопросах. Она была, обязана следить за жизнью семьи с момента ее создания. Община являлась хозяином во всех празднествах и других мероприятиях. Хотя сейчас каждая отдельная семья занимает самостоятельное

_May 6

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

положение, все же роль общественных (социально-этнических) организаций велика.

Это объясняется многими причинами, в частности, сохранением кровнородственных связей узбеков, что выражается, например, расселением родственников по соседству или в одном квартале (махалля). В этом контексте следует отметить, что вопросы воспитания и обучения детей находятся не только в центре внимания отдельной семьи, но и всей махалли. Особенно это сохраняется в сельской местности и в небольших городах.

У народов востока традиционно развито чувство сопереживания не только к родным и близким, но и людям больным, инвалидам, бедным, попавшим в беду. При этом сопереживание сопровождаются близким участием и помощью. Однако и хорошие события, традиционные праздники собирают множество людей, на которых организовывались различные представления -выступали канатоходцы, кукольный театр, акробаты, клоуны, певцы и музыканты. Проводились азартные игры и забавы - состязания на лошадях, бои перепелов, петухов и др. В лавках и ларьках продавались различные сладости и фрукты для детей и взрослых.

Вышеописанный быт и культура узбеков сохраняется и в наши дни, являясь массовым проявлением этнического самосознания и традиционной культуры.

В психологическом плане это способствовало развитию у людей чувства гордости, проявлению истинно национального характера и возвеличению человека. Каждый участник традиционных обрядов и праздников чувствовал себя активным частицей той большой общности, которую мы называем этносом.

Продолжая этнокультурологическую тему в контексте с описанием ее психологических аспектов, которые отражаются на этническом сознании узбеков, справедливо будет вкратце раскрыть и самый главный праздник народов Востока - Навруз (праздник Нового года). По традиции он отмечается мусульманами 21 марта.

Начиная свою историю с III века до нашей эры, он считался праздником весны, мира и дружбы. Не вдаваясь в исторический экскурс, отметим, что «Навруз» в жизни народов Востока был праздником, когда враги мирились, прекращались всякие р аздоры и войны, люди желали д другу счастья и здоровья.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Считалось, кто весело от души проведет дни Навруза до следующего Навруза найдет мир, спокойствие, счастье и благополучие. Если в эти дни люди не прощали друг другу обид и не разговаривали между собой, то это считалось великим грехом. В дни «Навруза» устраивались особо большие празднества и люди проявляли милосердие друг к другу. Опятьтаки это было особым проявлением самобытности народа и неизменно формировало национальный характер и этническое сознание узбекского народа.

Можно перечислить и такие праздники, и обряды как: «Праздник сева», «Праздник урожая», «Обряд обрезания». Узбеки с особым почтением и любовью относятся к своим детям и поэтому традиционно празднично отмечают их день рождения, праздник колыбели, появление первых зубов, стрижку первых волос и др. Таким образом, дети как бы с рождения впитывают в себя самобытность жизни и культуру своего этноса. Справедливо будет отметить и такие черты этнического сознания узбеков, как почитание старших, образованных людей. Характерной чертой этноса является уважительное отношение к больным людям и инвалидам. Традиционно в этнической среде уважительное отношение к соседям и взаимопомощь между соседями и особенно среди родственников.

В целом психологический портрет узбекского народа, помимо особенностей указанных выше, может быть дополнен и следующими характеристиками:

- трудолюбие, патриотизм, гуманность,

- гостеприимство, культ чистоты и санитарного состояния жилища, особенно двора;

- почитание родителей, стариков; немногословие и послушание младших перед старшими;

- степенность, обдуманность решений и действий;

- многодетность узбекских семей как следствие традиционной любви к детям;

- терпеливость, выдержка, самообладание, реалистичность;

- любовь и бережное отношение к духовным ценностям и в целом к истории и культуре нации;

- чувство глубокого личного достоинства и др.

Заключение. Вместе с тем, излагая теоретическую

методологическую основу наших рассуждений о психике

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

социокультурном явлении, можно сделать следующие выводы:

1. При изучении проблем психики как социокультурного явления неизбежно возникает необходимость широкого привлечения данных наук об обществе и человекознания (философия, история, этнография, культурология и т. д.). Только этот подход может дать наиболее объективное представление об этносе, его культуре, быте, самобытности, что составными частями входят в такое емкое понятие как этнокультурные и этнопсихологические факторы.

2. Основываясь на историко-критическом подходе в рассмотрении традиций, обычаев, привычек, обрядов и нравов узбекского народа, непосредственно влияющих на становлении национального характера и этнического сознания, можно заключить, что они проходят процесс эволюции в ходе исторического развития. Однако их основное назначение не теряет смысл и в современном мире.

REFERENCES

1. Асмолов А.Г. Психология личности. -М.: МГУ, 1990. - 367с.

2. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. - М.,1987. - 448 с.

3. Хайруллаев М.М. Фаробий ва унинг фалсафий рисолалари. - Т, 1963. - 284 б.

4. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. - Ростов-н/Д., 1990. - 256с.

5. Этнографическое изучение быта и культуры узбеков [Отв. ред. Зияев Х.З. -Т., 1972. -160с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.