Научная статья на тему 'Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи'

Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / УСПЕШНОСТЬ / ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ / КОНСТРУКТ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головина Светлана Геннадьевна, Спирина Татьяна Александровна, Корниенко Анжелика Владимировна

В статье рассматривается жизненная успешность как психологический конструкт в аспекте ресурсного и субъектно-деятельностного подходов. Представлен анализ эмпирических данных исследования структурных компонентов жизненной успешности студенческой молодежи. Описаны предикторы жизненной успешности в представлении студентов первого курса, выделено четыре группы предикторов, влияющих на достижение успешности (коммуникативная компетентность, социальный капитал, витальный тонус, здоровье). Установлено преобладание мотива избегания неудач и высокий уровень осмысленности жизни у большей части выборки, описаны особенности эмоционального компонента жизненной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головина Светлана Геннадьевна, Спирина Татьяна Александровна, Корниенко Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological structure of life success of student youth

The article considers life success as a psychological construct in the aspect of resource and subject-activity approaches. The analysis of the empirical data of the study of the structural components of the life success of students is presented. Predictors of success in life were described in the presentation of first-year students; four groups of predictors affecting success were identified (communicative competence, social capital, vital tone, health). The prevalence of failure avoidance motive and a high level of meaningfulness of life in the majority of the sample have been established, and the characteristics of the emotional component of life success have been described.

Текст научной работы на тему «Психологический конструкт жизненной успешности студенческой молодежи»

7. Filatova, T.P. (2015), "The effect of "psychological immersion" in the virtual reality of a computer game as a factor in the formation of computer game addiction", Current Issues of Modern Science, No. 44-1, pp. 123-131.

8. Shmelev, A.G. (1998), "The world of reparable errors", Computer games. Training and psychological relief, No. 3, pp. 27-39.

Контактная информация: juliabatenova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 05.11.2018

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Светлана Геннадьевна Головина, кандидат психологических наук, доцент,

Татьяна Александровна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Анжелика Владимировна Корниенко, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ХГУ), г. Абакан

Аннотация

В статье рассматривается жизненная успешность как психологический конструкт в аспекте ресурсного и субъектно-деятельностного подходов. Представлен анализ эмпирических данных исследования структурных компонентов жизненной успешности студенческой молодежи. Описаны предикторы жизненной успешности в представлении студентов первого курса, выделено четыре группы предикторов, влияющих на достижение успешности (коммуникативная компетентность, социальный капитал, витальный тонус, здоровье). Установлено преобладание мотива избегания неудач и высокий уровень осмысленности жизни у большей части выборки, описаны особенности эмоционального компонента жизненной успешности.

Ключевые слова: успех, успешность, жизненная успешность, конструкт жизненной успешности, мотивация жизненной успешности.

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF LIFE SUCCESS OF STUDENT YOUTH

Svetlana Gennadyevna Golovina, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anjelica Vladimirovna Korniyenko, the senior teacher, Katanov Khakas state university, Abakan

Annotation

The article considers life success as a psychological construct in the aspect of resource and subject-activity approaches. The analysis of the empirical data of the study of the structural components of the life success of students is presented. Predictors of success in life were described in the presentation of first-year students; four groups of predictors affecting success were identified (communicative competence, social capital, vital tone, health). The prevalence of failure avoidance motive and a high level of meaningfulness of life in the majority of the sample have been established, and the characteristics of the emotional component of life success have been described.

Keywords: success, life success, life success construct, life success motivation.

ВВЕДЕНИЕ

В современных социальных условиях происходит трансформация культурных и общечеловеческих ценностей, в том числе представлений о жизненной успешности, ее критериях, факторах и атрибутах, формируются новые интрасубъетные и интерсубъектные предикторы жизненной успешности. Ситуация социокультурной неопределенности, сложности, изменчивости обуславливает необходимость актуализации внутренних личностных ресурсов, важнейшими из которых являются осознание собственных целей и смыслов, построение в соответствии с ними жизненной траектории [2]. В связи с этим одной из задач

психологии является исследование и осмысление конструкта успешности.

Конструкт представляет собой сложное иерархическое образование, имеющие определенную структуру и функции, конструкт «жизненная успешность» проявлен как в настоящем, так и будущем времени. В частности, в настоящем мы можем оценить уже имеющиеся достижения и результаты деятельности субъекта, в профессиональной и личной сфере [5]. Экстраполируя будущий успех, мы можем говорить о вероятностном прогнозировании жизненной успешности, опираясь на ресурсную модель, критерии и предикторы успешности субъекта деятельности. Г. Олпорт выделял когнитивный стиль как один из способов достижения личных целей и будущего успеха [6].

Содержание конструкта «жизненная успешность» определяется осмыслением психологического содержания понятий «успех» и «успешность». В научное представление о содержании данных категорий внесли вклад представители разных областей научного знания: философии, культурологи, социологии, менеджмента, психологии.

В экзистенциальной философии «успех» рассматривается как социальный феномен, возможный при наличии субъектности и самоорганизации, проявленный в способности эффективно взаимодействовать с социумом для достижения значимых целей в профессиональной деятельности и личной жизни [4].

В научной литературе выделяют два основных направления исследования успешности. Первое направление сформировалось в рамках гуманистического подхода (К. Роджерс, А. Маслоу), и рассматривает успешность как процесс самоактуализации и самореализации личности.

Представители второго направления делают акцент на изучении мотивационных аспектов успешности, ее детерминант и антидетерминант (Дж. Аткинсон, Д. Мак Клелланд, А. Бандура, Б. Трейси, Р. Энтони и др.), рассматривают необходимые ресурсы для достижения жизненной успешности [3]. В отечественной психологии изучение проблемы успешности осуществлялось преимущественно в рамках субъектно-деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Агеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Н. Анцыфе-рова, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Цель исследования: изучить и выявить особенности представлений и мотивацию жизненной успешности в юношеском возрасте.

Эмпирическая выборка: 95 студентов первого курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова» (юноши - 16, девушки - 79), средний возраст испытуемых 17 лет. Направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование.

Методы исследования: проективная методика «Символ жизненного успеха» разработанная авторским коллективом под руководством Е.Б. Старовойтенко; методика «Успеш -ный человек» (авторская модификация методики «Кто я?», Т.Д. Марцинковской); тест смысложизненных ориентаций (СЖО), модификацию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика; тест-опросник А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова); авторская методика диагностики отношения студентов к своему и чужому успеху, разработанная на основе метода семантического дифференциала Ч. Осгуда.

В методологической основе нашего представления о конструкте «жизненная успешность» лежит ресурсный и субъектно-деятельностный подход. Ключевым моментом является понимание жизненной успешности как реализации личностных ресурсов, принятие ответственности за собственное бытие и поступки, осознание смысла и ценности жизни, четкое представлении линии тренда своего развития и целей на каждом этапе для прогнозирования успеха.

По мнению А. Г. Асмолова понятие «смысл» является одним из ключевых в новой психологии, психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1, С. 14].

Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволил нам выделить структурные компоненты жизненной успешности: мотивационный, эмоциональный, когнитивный.

С помощью анализа результатов модифицированной анкеты «Успешный человек» Т.Д. Марцинковской нами были выявлены четыре группы предикторов, выделенные респондентами как определяющие или способствующими достижению жизненной успешности. Первую группу (35% респондентов) предикторов можно описать как наличие развитых волевых качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости в достижении целей и др. Вторя группа предикторов (28%) описывает необходимость социального капитала (связи, полезные знакомства, влиятельные родственники, стартовый капитал и др.) как предиктора жизненной успешности. К третей группе предикторов (25% опрошенных) относится коммуникативная компетентность, грамотная речь, уверенность в себе, умение слушать собеседника, уважение к людям, дипломатичность. К четвертой группе предикторов (6% респондентов) можно отнести уровень витального тонуса и здоровья: энергичность, бодрость, работоспособность, активность.

Следовательно, успех, атрибуты успешности, предикторы успешности часто ассоциируются у молодежи как собственно успех и успешная жизнь, проявления внешней успешности акцентируются и занимают первое место в сознании молодежи, при этом достижение успешности не рассматривается как процесс необходимый для познания и становления личности как зрелого социального субъекта.

Анализ результатов по авторской методике диагностики отношения студентов к своему и чужому успеху показал, что низкий уровень отношения к чужому успеху (негативное отношение) выявлен у 31% студентов (28 человек), средний — у 36% студентов (28 человек), высокий (позитивное отношение) — у 33% студентов (27 человек).

Результаты изучения отношения студентов к своему успеху, собственной успешности свидетельствуют о том, что 12% (11 человек) имеют негативное отношение (низкий уровень), у 48% студентов (43 человек) выявлен средний уровень, у 40% студентов (36 человек) — высокий уровень, т.е. позитивное отношение я к своему успеху. При негативном отношении к своему успеху студенты испытывают астенические чувства: стыд, гнев, страх, неуверенность и др. Полученные результаты показали, что уровень позитивного отношения к своему успеху у студентов выше, чем к чужому.

По результатам теста смысложизненных ориентаций были выделены 3 группы в зависимости от уровня развития СЖО: юноши и девушки с высоким уровнем осмысленности жизни (47% и 44%); юноши и девушки со средним уровнем осмысленности жизни (33% и 20%); юноши и девушки с низким уровнем осмысленности жизни (20% и 35%).

Вторую группу (33% юношей и 20% девушек) составили студенты со средними показателями общей осмысленности жизни. Представители этой группы довольны настоящим и прошлым, так как оно способно придать смысл будущему.

К третьей группе (20% юношей и 35% девушек) были отнесены студенты с низкими показателями общей осмысленности жизни. Это люди, которые не удовлетворены прожитой частью жизни, они не уверены в том, что могут управлять своей жизнью и изменять ее в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Для изучения мотивации достижения успеха нами был использован тест-опросник А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова). Исследования мотивации достижения успеха и избегания неудачи показало, что у 99% студентов (89 человек) выявлено доминирование мотива избегания неудачи.

ВЫВОДЫ

Резюмируя полученные данные можно сделать вывод, что современная молодежь наиболее значимыми для достижения жизненной успешности считает волевые качества, социальный капитал и коммуникативную компетентность, при этом интеллектуальное развитие и когнитивные способности нивелируются. Соответственно, можно отметить,

недостаточный уровень сформированное™ когнитивного компонента жизненной успешности, у респондентов отмечается низкий уровень осознанности, самодетерминации успешности и построения жизненной траектории.

Большая часть принявших участие в исследовании респондентов имеет достаточно высокие показатели осмысленности жизни (мотивационный компонент), ставит перед собой конкретные цели, их жизнь эмоциональна и насыщенна событиями. Однако, многие студенты продемонстрировали недостаточный уровень сформированности интернального локуса контроля, т.е. они не осознают до конца всю степень ответственности за свои поступки и жизнь, не верят в свои силы и возможности добиться успеха самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Психология личности (принципы общепсихологического анализа) / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. - ISBN 5-89357-101-0.

2. Головчанова, Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты : дис. ... канд. психол. наук / Головчанова Н.С. - Ярославль, 2010. - 244 с.

3. Дворецкая, М.Я. Образ успешности в современных психологических исследованиях / М.Я. Дворецкая, А.Б. Лощакова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 2. - С. 1-11. // URL : http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения 20.10.2018).

4. Котовский, В.В. Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе / В.В. Котовский, И.П. Краснощеченко // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 6. - С. 58-68.

5. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А. Бек / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен ; Пер. С. Рысева. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 121 с. -ISBN 5-938783-01-1.

6. Allport, G. Studies in Expressive Movement / G. Allport, P. Vernon. - N.Y. : Macmillian, 1933.

- 280 p.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (2001), Personality psychology (principles of general psychological analysis), Meaning, Publishing Center "Academy", Moscow.

2. Golovchanova, N.S. (2010), Socio-psychological characteristics of the success of the regional elite, dissertation, Yaroslavl.

3. Dvoretskaya, M.Ya. and Loschakova, A.B. (2016), "The image of success in modern psychological research", The World of Science journal, Vol. 4, N 2, рр. 1-11, available at: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf.

4. Kotovsky, V.V. and Krasnoshchechenko, I.P. (2014), "Representations of student youth about professional success", Bulletin of ChGPU, No. 6, рр. 58-68.

5. Freyger, R. and Feidimen, D. (2007), Psychology of personality constructs and cognitive psychology. J. Kelly and A. Beck, Prime-Evroznak, St. Petersburg.

6. Allport, G. and Vernon, P. (1933), Studies in Expressive Movement, Macmillian, N.Y.

Контактная информация: freia09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

УДК 159.9.075

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Юлия Андреевна Новикова, кандидат юридических наук, доцент, Анастасия Игоревна Семакова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)

Аннотация

В научной статье представлены результаты психологического исследования этнопсихологических особенностей самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.