СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2018. Т. 28, вып. 3
Психология
УДК 159.9, 159.9.07 Н.А. Деева
ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ КАК МЕТАРЕСУРС В СИСТЕМЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье ставится актуальная проблема понимания жизненной успешности личности на примере студенчества. Описано понимание жизненной успешности личности с позиций регулятивного и ресурсного подходов как ин-тегративного метаресурса в системе саморегуляции, осуществляющего функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных представлений о жизненной успешности с целью построения собственной жизненной программы. Раскрыто понимание жизненной успешности как механизма, интегрального свойства и состояния. Обозначена прогностическая роль жизненной успешности в жизни личности и общества. Представлена методика исследования и приведены результаты анализа эмпирических данных. Для студенчества показаны общие тенденции и значимые различия в ценностных основаниях, механизмах, личностных детерминантах жизненной успешности в зависимости от уровня получаемого образования.
Ключевые слова: жизненная успешность, метаресурс, саморегуляция, студенчество.
Актуальность исследования
Основные вызовы современности обусловлены противоречивыми контекстами постмодерна, которые в общих чертах можно охарактеризовать как ситуацию неопределенности, где сталкиваются открытые возможности с подчас иллюзорностью их многообразия. Личности как субъекту необходимо обращаться к поиску внутренних возможностей (психологических ресурсов) для осуществления взаимосвязи с миром, в процессе которой происходит не только адаптация в узком смысле, но собственное развитие и реализация потенциала. Это актуализирует проблемы, связанные с пониманием личности как самоорганизующейся системы, когда осуществляется саморегуляция наиболее высокого уровня субъектности и человек «выступает центром реорганизации бытия» [1]. Данный уровень саморегуляции нуждается в «метаресурсах», обеспечивающих эффективность системы «психического управления поведением и развитием личности», «который показывает, в какой мере личности удалось освоить управление своими внутренними и внешними ресурсами для целей максимальной самореализации» [10]. В связи с этим, особенно остро встает проблема системной организации и функционирования психологических ресурсных возможностей человека, определения метасистемных характеристик, которые задают векторы функционирования всей системы регуляции в целом. Содержание и организация таких метаресурсов определяется совершенно конкретными запросами к человеку со стороны государства и общества: «достигать», «добиваться лучших результатов», «совершать прорывы, победы», «идти в ногу со временем», «быть эффективным в неопределенности», «быть двигателем инноваций», «быть успешным».
Такая ориентация на успех обусловливает возрастающий интерес гуманитарных наук (в том числе психологии) к проблемам понимания его феноменологии и содержательного наполнения в современных условиях. Ученые указывают, что проблема успеха «приобретает новую, более глубокую проблематизацию, связанную с операционализацией конкретных видов успешности и их критериев» [14]. В междисциплинарных исследованиях отмечается, что суть успеха и успешности имеет универсальный характер и состоит в достижении субъективно максимального результата наиболее конструктивным путем в процессе соотнесения своей деятельности с духовно-нравственными ценностями и получении при этом наиболее полного эмоционального удовлетворения [7; 8]. Жизненная успешность отражает основные ценностные тенденции и устремления человека и общества и определяет путь становления личности [3], являясь образцом и ориентиром для осуществления собственной жизни. Соответственно, жизненная успешность является регулятивом с огромнейшим ресурсным потенциалом. Причем, зная ее организацию, особенности развития и формирования, можно не только наиболее глубоко понимать ресурсный потенциал личности и складывающуюся общественную ситуа-
2018. Т. 28, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
цию, но и прогнозировать ход становления субъектов взаимодействия (личности, группы, возрастной субкультуры и т.п.).
Особенно актуальна данная проблема для студенческого сообщества. Принято считать, что студенчество в сравнении с другими категориями граждан и молодежи - это наиболее пассионарная социальная группой [5]. Для нее свойственны наибольшая чувствительность к изменениям в обществе и сензитивность по отношению к разного рода инновациям [2]. Социально-психологические и личностные особенности современного студенчества заключаются в возможностях биографического планирования,в напряженном поиске смысла жизни, самоопределении [13], самореализации, саморазвитии, достижении успеха и формировании представлений о жизненной успешности. Совпадение возрастного этапа юности с периодом студенчества еще более актуализирует данные особенности и, соответственно, процессы и механизмы саморегуляции, связанные с ними. Можно сказать, что этот период - наиболее благоприятен для оформления оснований жизненной успешности личности.
Регулятивный и ресурсный подходы как методологические основания изучения жизненной успешности
На всем протяжении развития психологии исследователи обращались к отдельным проявлениям феномена жизненной успешности. В отечественной психологии проблема жизненной успешности затрагивалась в исследованиях, связанных с саморегуляцией, активностью, жизненным путем, жизне-творчеством, самореализацией, успешностью переживаний, ценностно-смысловой сферой и т.п. (см.: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Р.А. Ахмеров, Л.Ф. Бурлачук, Ф.Е. Василюк, В.Н. Дружинин, О.А. Конопкин, Д.А. Леонтьев, В.И. Моросанова, А.С. Шаров и др.). Для последнего десятилетия характерно появление работ, посвященных изучению отдельных аспектов жизненной успешности: определение сущностных характеристик, концепта и предметной области жизненной успешности (Н.В. Гафарова 2015, Н.В. Головчанова 2010, С.Ю. Ключников 2003); социальные и личные представления об успехе, успешности и успешной личности (Ю.В. Курицкая 2012, Н.В. Розен-берг 2001); выявление и обоснование факторов (Т.Г. Логвинова 2016) и наиболее значимых детерминант успешности (Н.В. Головчанова 2010, С.Ю. Ключников 2003, Л.Н. Щербакова 2006). Таким образом, очерчивается проблема целостного и глубокого понимания жизненной успешности как интегра-тивного образования, встроенного в систему саморегуляции, выполняющего определенные функции и обладающего ресурсными возможностями. Анализ исследований позволяет выделить достаточно четкие методологические основания в понимании жизненной успешности в виде интеграции ресурсного и регулятивного подходов, реализующих принципы системности и субъектности.
В настоящее время определяется тенденция понимания психологических ресурсов как интегральной характеристики, которая представляет собой определенную систему: взаимосвязанную совокупность качеств личности, выполняющую регулятивную функцию и обеспечивающую наиболее эффективное взаимодействие человека с миром. При таком понимании возникает проблема структурно-функциональной организации психологических ресурсных возможностей человека: выделения элементов, уровней, функциональных связей, механизмов и процессов, а также определения метаси-стемных характеристик, которые бы задавали векторы функционирования всей системы ресурсов в целом [6]. В свою очередь, при изучении проблематики, связанной с саморегуляцией, исследователи указывают на ресурсный потенциал ее компонентов, механизмов и процессов. К сущностным характеристикам системы саморегуляции относят следующие: осознанность, субъектность, целенаправленность, наличие системы выборов [9; 11; 15]. Система саморегуляции приводит в определенное состояние психику человека в целом, «помогает» занять субъектную позицию, которая выражается в постановке и достижении разнообразных целей с учетом складывающейся ситуации во взаимосвязи человека и мира. Развитая система саморегуляции содержит в себе те интегративные метаресурсы, которые помогают раскрывать человеку собственный потенциал, актуализировать свои возможности, достигать поставленных целей и сохранять баланс целостности и открытости миру [12]. Наряду с этим, успешность является неотъемлемым структурно-функциональным звеном процесса саморегуляции [12] и содержательным показателем субъектности, обладая при этом огромнейшим ресурсным потенциалом.
Данные методологические основания позволили нам осуществить анализ проблематики жизненной успешности в социально-философском, научно-психологическом и практико-прагматическом контекстах [3]. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что жизненная успешность,
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
как метасистемное образование, с одной стороны, отражает и презентует, а с другой - определяет основные ценностные ориентиры и стратегии жизни и общества, и человека, являясь точкой отсчета для субъективного выбора «жизненных координат» личности. Жизненная успешность встроена в систему саморегуляции и функционирует во взаимосвязи ее основных компонентов: ценностно-смысловой сферы, рефлексии и активности [15. С. 114]. Функционирование данных компонентов циклично и замкнуто, но одновременно отрыто миру и динамично изменяемо. Социальные и индивидуальные представления о жизненной успешности - это основание для поиска личностью некой «точки отсчета» в пространстве собственных ценностно-смысловых образований, исходя из которой выстраиваются координаты собственной жизненной успешности. Заданные координаты определяют качественное и количественное наполнение личной успешности, что выражается в определенных жизненных целях, стратегиях, программах, проектах и конкретных результатах. Оформление пространства координат успешности становится возможным (и в той или иной степени эффективным) для личности благодаря наличию рефлексивных способностей, когда происходит обращения к себе, к результатам своей жизнедеятельности, прогнозированию, анализу и соотнесению целей и результатов во взаимосвязи внешнего и внутреннего мира, очерчивания и выделения значимости ценностей и смыслов. Ценностно-смысловая наполненность жизненной успешности, благодаря рефлексивному соотнесению, разворачивается во внешней и внутренней активности личности (конативной, аффективной, когнитивной). В свою очередь, активность и ее результаты сигнализируют об эффективности функционирования компонентов саморегуляции с позиции жизненной успешности и подвигают человека к дальнейшим поискам смысла, сопоставлению целей и результатов, выбору способов активности как вариантов достижения поставленных целей. В процессе функционирования данной системы специфика жизненной успешности проявляется на уровне механизмов, личностных качеств и состояний.
Функционирование механизмов жизненной успешности представляет собой многоуровневую, иерархически простроенную организацию в ценностно-смысловом пространстве личности, охватывающую измерения целевой и ценностной иерархий и бытия, выражая их во взаимосвязи: «цель-ценность-бытие». Соответственно определяются три иерархически взаимосвязанных механизма: рефлексивно-технологический, рефлексивно-аксиологический и рефлексивно-онтологический.
Рефлексивно-технологический механизм раскрывается в наиболее оптимальном достижении цели, выраженной в конкретном результате деятельности. Именно рефлексивно-технологический механизм обеспечивает разворачивание процессуальной стороны жизненной успешности, ее программ, стратегий, стилей, реализующихся в активности. Его эффективность соответствует основным требованиям технологичности любого процесса: сопоставимость цели и результата, гибкость, корректи-руемость, концептуальность. Отметим, что такое требование, как концептуальность, определенно указывает на взаимосвязь рефлексивно-технологического механизма с рефлексивно-аксиологическим и рефлексивно-онтологическим. Концептуальность, в данном случае, понимается как опора на какие-либо жизненные концепции, базовые ценности и принципы, обеспечивающие подлинность целей и полноту истинной самореализации личности. Отрываясь от своих оснований в процессе достижения и выстраивания жизненной успешности личность становится в большей степени манипулятивной и не получает полноты ощущений от результатов: не видит в них смысла.
Суть рефлексивно-аксиологического механизма заключается в ценностно-значимом отношении к своей субъектной социально оцениваемой активности, на основании чего личность выстраивает взаимодействие с социокультурной реальностью. В основании данного механизма лежит рефлексия значимости всех элементов субъектной активности: от цели до результата. Подлинное понимание значимости цели деятельности и самой выполняемой деятельности невозможно без сформированного рефлексивно-аксиологического механизма.
Рефлексивно-онтологический механизм заключается в рефлексивной переработке и переживании жизненного опыта с позиций наиболее универсальных жизненных принципов (правил, точек опоры), которые даны в человеческом бытии и которые личность усвоила. Онтологические принципы дают возможность понять смыслы субъектной активности, а рефлексивно-онтологический механизм - соотнести их с образцами жизненной успешности, данными в человеческом бытии, на основании чего осмыслить собственную жизненную успешность. Четкое определение и понимание основных принципов жизни определяют стратегию успешности, которая разворачивается в соотношении работы над собой (включая в первую очередь - над своим внутренним миром) и преодолении внешних трудностей. Опора на данные принципы, следование им обеспечивают успешное существование в социальном, профессиональном и личностном планах.
2018. Т. 28, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Функционирование вышеперечисленных механизмов способствует формированию жизненной успешности как интегрального свойства личности, обеспечивающего наиболее эффективное функционирование самих механизмов. Как интегральное свойство личности, жизненная успешность детерминирована совокупностью определенных качеств (Н.В. Головчанова, Л.И. Дементий, Л.Н. Щербакова, С. Кови, Дж. Лусиани, Ф. МакГро, Б. Трейси и другие), которые структурированы в функциональные блоки: направленность, рефлексия, волевая регуляция, социально-психологическое взаимодействие.
Наиболее согласованное и продуктивное функционирование механизмов жизненной успешности и ее личностных детерминант в целом активизирующе влияет на личность и способствует возникновению позитивных состояний в процессе достижения цели и при оценке полученных результатов. Подобные состояния можно характеризовать как удовлетворенность, получение удовольствия от процесса и результата, готовность к деятельности, желание достичь успеха, интерес, радость, восторг от осуществляемой деятельности, счастье и благополучие, приятное чувство усталости, наполненность смыслом.
С позиций ресурсного и регулятивного подходов жизненная успешность понимается как инте-гративный метаресурс в системе саморегуляции, осуществляющий функцию рефлексивного сопоставления социальных и индивидуальных представлений о жизненной успешности с целью построения собственной жизненной программы и выступает (1) как совокупность особых рефлексивных механизмов, функционирующих в ценностно-смысловом пространстве личности в иерархической взаимосвязи «цель-ценность-бытие» и направленных на понимание соотношения цели и результата деятельности с учетом их социальной значимости и бытийной осмысленности; (2) как интегральное свойство личности, состоящее из структурно-функциональных блоков личностных качеств, обеспечивающих направленность, волевую регуляцию, рефлексию и социально-психологическую сторону функционирования механизмов жизненной успешности; (3) как состояние, возникающее в процессе достижения цели и оценивания результата, сопровождающегося позитивным тоном, оказывающим активизирующее влияние на личность [6]. Такое понимание жизненной успешности явилось концептуальным основанием для создания методики ее исследования.
Методика исследования
Методика направлена на исследование сущности функционирования жизненной успешности как метаресурса в системе саморегуляции личности. Сложная структурно-функциональная организация исследуемого феномена обусловила выбор качественной стратегии исследования в целом и сочетание качественных и количественных исследовательских методов. Методика представляет собой опросник, состоящий из нескольких частей, которые прошли проверку на внутреннюю согласованность, содержательную и конструктную валидность. Содержательное наполнение опросника выделено методом тематического анализа научно-психологических текстов, посвященных проблематике жизненной успешности, а также текстов структурированного эссе на тему: «Жизненная успешность современного человека».
Первая часть направлена на исследование ценностных ориентиров как оснований представлений о жизненной успешности и индивидуальных координат ее построения. Респондентам предлагалось проранжировать данные ценности по степени значимости в первом случае для себя, во втором -для современного успешного человека. Кроме того, респондентам предлагалось дополнить список ценностей по их желанию и также проранжировать их. Сопоставление ценностных иерархий, характерных для конкретного респондента, и абстрактного современного человека, дает возможность понять координаты жизненной успешности конкретной личности и степень их совпадения с представлениями о ней. Также в первой части методики предлагалось ответить на открытые вопросы: «Жизненная успешность для Вас - это прежде всего...»; «Современный успешный человек - это ...». Ответы на данные вопросы в сопоставлении с иерархией ценностных ориентиров качественно дополняют данные о ценностных основаниях жизненной успешности респондентов.
Вторая часть методики направлена на исследование сформированности и степени выраженности механизмов жизненной (рефлексивно-технологического, рефлексивно-аксиологического, рефлексивно-онтологического) успешности и представлена в виде письменного опросника, состоящего из 30 вопросов закрытого типа, по 10 вопросов относительно каждого механизма. Каждый вопрос предлагалось оценить по 8-балльной шкале отношений по степени истинности для респондента, где опреде-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ленно ложно - 1; в основном ложно - 2; до определенной степени ложно - 3; немного ближе к тому, что это ложно - 4; немного ближе к тому, что это правда - 5; до определенной степени правда - 6; в основном правда - 7; определенно правда - 8.
№ высказывание оценка
1 Я быстро приспосабливаюсь к ситуации
2 Из затруднительной ситуации есть как минимум три выхода
3 Личные успехи я оцениваю прежде всего с позиций общественных норм и требований
4 Я стараюсь изменить ситуацию в соответствии с моими потребностями и приоритетами
5 Я добиваюсь целей, которые ставлю, несмотря на трудности
6 Личные успехи я оцениваю прежде всего с позиции своих личных жизненных принципов
7 Нестандартные новые ситуации и события мотивируют меня к действиям
8 При постановке целей я оцениваю свои реальные возможности
9 Для меня важно быть успешным
10 Взаимодействуя с человеком или группой людей по какому-либо важному вопросу, я старюсь предложить план действия и обосновать свою позицию
11 У меня всегда есть несколько вариантов плана для достижения цели
12 Мои жизненные цели являются очень важными для меня
13 В случае принятия важных решений я замечаю, что окружающие часто принимают мою позицию и руководствуются ею
14 Я могу изменить свои привычки ради достижения цели
15 Высказывание: «цель оправдывает средства» - является неверным
16 В процессе решения особо важных задач я замечаю, что окружающие часто принимают мою стратегию и руководствуются ею
17 Я анализирую результаты полученной деятельности, отмечаю плюсы и минусы
18 Жизненная успешность диктуется общественными нормами
19 Значимая для меня деятельность (учебная, профессиональная, художественная, волонтерская и др.), которую я осуществляю в данный момент, является значимой и для общества
20 В процессе деятельности я могу изменять и корректировать цели
21 Каждый человек успешен по-своему
22 Деятельность, которую я сейчас осуществляю (учебная, профессиональная, художественная, волонтерская и др.) вносит вклад в развитие общества в целом
23 Планируя будущее, я учитываю полезный (положительный и отрицательный) прошлый опыт
24 Достигая успеха в чем-либо, я испытываю очень сильные положительные переживания
25 Деятельность, которую я сейчас осуществляю (учебная, профессиональная, художественная, волонтерская и т. п.) важна для моего близкого окружения
26 Достигнутый результат я сравниваю с поставленной целью
27 Ставя цель, я понимаю, зачем мне это надо
28 Я способен изменять стереотипы людей
29 Ставя цель, я очень подробно и образно (в красках и деталях) представляю будущий результат моей деятельности
30 Ставя перед собой цель, я продумываю то, как ее достижение отразится на моей жизни и жизни других людей
Ключ для обработки данных:
рефлексивно-технологический механизм - 2,5,8,11,14,17,20,23,26,29; рефлексивно-аксиологический механизм -1,4,7,10,13,16,19,22,25,28; рефлексивно-онтологический механизм - 3,6,9,12,15,18,21,24,27,30.
По каждому механизму подсчитывался средний балл, показывающий степень его выраженности. Третья часть методики направлена на изучение жизненной успешности как интегрального свойства личности и ее личностных детерминант. В результате анализа личностные качества были структурированы в блоки: блок направленности; блок рефлексии; блок волевой регуляции; блок со-
302_НА. Деева_
2018. Т. 28, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
циально-психологического взаимодействия. Респондентам предлагалось оценить степень выраженности каждого личностного качества в процентах (каждое - от ста процентов) в первом случае у себя, во втором - у современного успешного человека. Кроме того, респондентам предлагалось по их желанию дополнить список личностных качеств и также оценить их. Сопоставление степени выраженности личностных качеств, характерных для конкретного респондента и абстрактного современного человека, дает возможность понять значимость детерминант жизненной успешности конкретной личности и степень их совпадения с представлениями о характерных особенностях успешного человека в целом.
Четвертая часть методики направлена на изучение состояний, сопровождающих эффективное функционирование жизненной успешности как метаресурса. Респондентам предлагалось вспомнить особо значимые для них ситуации, когда они были наиболее успешны, и оценить силу своих переживания по 10-балльной дискретной шкале отношений, где 0 - полное отсутствие переживания, а 10 -максимальная сила его проявления. Кроме того, респондентам предлагалось по их желанию дополнить список состояний и также оценить их. В заключение респондентам предлагалось оценить свою жизненную успешность на данный момент по 10-балльной дискретной шкале отношений.
Результаты исследования
В исследовании приняли участие студенты мужского и женского пола в возрасте 17-21 год в количестве 100 человек, получающие высшее и среднее специальное образование в образовательных организациях Краснодарского края. Выборка была поделена на две части, в зависимости от уровня получаемого образования. При обработке эмпирических данных использован пакет программ SPSS 19.0 и Excel, с помощью которых были применены методы описательной статистики, критерии Фридмана и Манна - Уитни; проведен корреляционный и факторный анализ.
Результаты первой части методики позволили проанализировать особенности ценностных ориентиров как оснований представлений о жизненной успешности и индивидуальных координат ее построения (рис. 1).
ценности успешного человека А ценности респондентов —К"
семья
здоровье физическое
и духовное '
смысл жизни
духовный рост
ценности успешного человека ценности респондентов
любовь
владение особой информацией
получение удовлетворения от...
достижение результата интересная работа
хорошие взаимоотношения,
карьера
социальный статус, престиж
материальное благополучие
независимость саморазвитие
Рис. 1. Значимость ценностных ориентиров в студенческих выборках
В целом для студенческой выборки характерна направленность на весьма традиционные ценности, связанные с собственным Эго: семья, как часть личного (своего) пространства человека; саморазвитие, как работа над собой; карьера как построение собственного пути в профессии. В дальнейшем наблюдается дифференциация в ценностной иерархии выборок. Так, для студентов университета
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
высокую значимость имеют такие ценности, как здоровье физическое и духовное, любовь, смысл жизни. Для студентов колледжа - материальное благополучие, дружба, хорошие взаимоотношения. Для студентов университета в меньшей степени значимы такие ценности, как: владение особой информацией, получение удовлетворения от процесса, социальный статус, престиж. Для студентов колледжа - достижение результата, владение особой информацией, смысл жизни.
При этом значимые различия по выборкам отмечаются в таких ценностях, как семья (и -271,5), смысл жизни (И - 302,5), здоровье физическое и духовное (И - 273,0). Семья в большей степени важна для студентов колледжа. Смысл жизни, здоровье физическое и духовное, достижение результата в большей степени важны для студентов университета.
Таким образом, представления о ценностной направленности успешного человека в выборке студентов университета можно охарактеризовать как традиционные, с характерной для юношеского возраста амбициозностью, направленностью на результат, заинтересованностью смыслом жизни и своим здоровьем; при этом - незацикленностью на статусных вещах. Представления о ценностной направленности успешного человека в выборке студентов колледжа также весьма традиционны для общества в целом. В отличие от студентов университета наибольшее значение придается материальной стороне и семейным ценностям, без пристрастного поиска смысла жизни и направленности на результат.
Анализ данных, полученных при исследовании рефлексивных механизмов жизненной успешности, показал их неравномерную сформированность в обеих выборках (рис. 2). Значимость различий подтверждается критерием Фридмана (Хи-квадрат равен 7,280 при асимптотическом значении 0,026).
8
6
ИЗ
§ 4
Ю
2
0
РЕФЛЕКСИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ РЕФЛЕКСИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИИ РЕФЛЕСКИВНО-ОНТОЛОГИЧЕСКИИ
МЕХАНИЗМЫ
■ университет ■ колледж Рис. 2. Выраженность механизмов жизненной успешности в студенческой выборке
Отметим также, что, при общей тенденции выраженности, в большей степени механизмы выражены в выборке студентов университета: показатели всех трех механизмов между выборками значимо различаются. Это может свидетельствовать о наиболее напряженной работе студентов университета в определении координат своей жизненной успешности. Так, наиболее сформированн рефлексивно-технологический механизм (И - 667,5). Рефлексивно-онтологический механизм занимает второе место (И - 697,5). Рефлексивно-аксиологический механизм, по сравнению с остальными, выражен в меньшей степени (И - 624,5). Соответственно, возникает первоначальное предположение, что в данной выборке у респондентов существуют трудности при реализации собственных ценностей в социокультурном пространстве. Это может проявляться в недостаточном осознании значимости своей деятельности для себя и для общества. Слабость данного механизма может сказываться на функционировании технологических и онтологических аспектов жизненной успешности, как бы разрывая их; цели могут ставиться с опорой на «ложные» онтологические принципы, которые преподносятся как таковые окружением и не являются в полной мере осмысленными и подлинными для субъекта. В данном случае рефлексивно-аксиологический механизм жизненной успешности как раз является тем ресурсным потенциалом, актуализируя и оформляя который, создавая себе точки опоры, человек может наиболее успешно ориентироваться и реализовываться.
Исследование личностных качеств, имеющих наибольшее значение для жизненной успешности, показало, что они сформированы неравномерно относительно друг друга; значимость их разли-
304_НА. Деева_
2018. Т. 28, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
чий подтверждается критерием Фридмана (Хи-квадрат равен 118,103 при асимптотическом значении 0,001). Относительно двух выборок значимые различия получены по таким качествам, как дисциплинированность (и - 546,5), умение работать в команде (и - 636,5), социальный интерес (и - 652,5). Данные качества в наибольшей степени значимы для выборки студентов колледжа.
В результате факторизации качеств в каждой выборке с использованием метода главных компонент было извлечено три фактора с собственными значениями больше единицы, которые содержательно выражают субъектные позиции по отношению к жизненной успешности (табл.). Эти факторы подверглись вращению по методу Варимакс и объясняют 57 % совокупной (общей) дисперсии для выборки студентов университета и 60 % совокупной (общей) дисперсии для выборки студентов колледжа.
Результаты факторного анализа личностных качеств детерминирующих жизненную успешность
а) матрица повернутых компонент (студенты университета)_
компонента
1 2 3
мотивация достижения успеха ,806 ,129 ,261
целеустремленность ,797
умение ставить цели ,790 ,158 ,231
потребность в саморазвитии ,688 ,182
склонность к риску ,568 ,215 -,332
сила воли ,563 ,482 ,238
настойчивость ,441 ,369 ,385
социальный интерес ,848
инициативность ,164 ,784 ,186
умение работать в команде ,711 ,353
лидерские качества ,222 ,620 ,403
развитое воображение ,291 ,556
гибкость поведения ,532 ,181
гибкость мышления ,459 ,494 ,383
увлеченность деятельностью ,378 ,407
оптимистичность ,213 ,814
реалистичность ,112 ,662
дисциплинированность -,108 ,510 ,656
способность прогнозировать ,496 ,614
ход событий
умение увидеть ,584 ,167 ,602
происходящее со стороны
жизнестойкость ,293 ,157 ,549
принципиальность ,252 ,262
в) матрица повернутых компонент (студенты
колледжа)
компонента
1 2 3
социальный интерес ,869 ,174 ,152
увлеченность деятельностью ,849 ,105 ,205
лидерские качества ,778 ,227
умение работать в команде ,774 ,284
дисциплинированность ,748 ,149 ,108
жизнестойкость ,726 ,258 ,141
настойчивость ,643 ,507
сила воли ,580 ,547 ,295
целеустремленность ,541 ,486 ,339
гибкость мышления ,521 ,395 ,306
оптимистичность ,251 ,728 ,177
реалистичность ,716 ,284
мотивация достижения успеха ,321 ,669
умение увидеть ,150 ,579 ,417
происходящее со стороны
принципиальность ,123 ,565 ,366
потребность в саморазвитии ,227 ,435
гибкость поведения ,122 ,248 ,762
склонность к риску ,152 ,216 ,752
способность прогнозировать ,217 ,292 ,684
ход событий
развитое воображение ,280 ,594
инициативность ,569 -,136 ,584
умение ставить цели ,328 ,461 ,470
Описание факторов в выборке студентов университета. Фактор 1 (дисперсия 19,94 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как мотивация достижения успеха, умение ставить цели, целеустремленность; также в данный фактор вошли такие переменные, как потребность в саморазвитии, умение видеть происходящее со стороны, способность прогнозировать ход событий, гибкость мышления, сила воли. Совокупность данных качеств выражается в целостной инте-гративной характеристике личности, которую можно охарактеризовать как «прагматическую нацеленность на результат», что будет приводить к изменению ситуации. Фактор 2 (дисперсия 17,78 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как социальный интерес, инициативность, умение работать в команде, лидерские качества; также в данный фактор вошли такие переменные, как склонность к риску, увлеченность деятельностью, настойчивость, развитое воображение. Совокупность данных качеств выражается в целостной интегративной характеристике личности, кото-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
рую можно охарактеризовать как «направленность на процесс с учетом социального взаимодействия». Фактор 3 (дисперсия 17,32 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как дисциплинированность, оптимистичность; также в данный фактор вошли такие переменные, как реалистичность, гибкость поведения, жизнестойкость, принципиальность. Совокупность данных качеств выражается в целостной интегративной характеристике личности: «адаптации к ситуации».
Описание факторов в выборке студентов колледжа. Фактор 1 (дисперсия 26,67 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как социальный интерес, увлеченность деятельностью, лидерские качества, умение работать в команде, дисциплинированность, жизнестойкость; также в данный фактор вошли такие переменные, как настойчивость, сила воли, целеустремленность, гибкость мышления. Совокупность данных качеств выражается в целостной интегративной характеристике личности, которую можно охарактеризовать как «продуктивность социального взаимодействия». Фактор 2 (дисперсия 17,24 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как оптимистичность, реалистичность, мотивация достижения успеха; также в данный фактор вошли такие переменные, как умение увидеть происходящее со стороны, принципиальность, потребность в саморазвитии. Совокупность данных качеств выражается в целостной интегративной характеристике личности, которую можно охарактеризовать как «оптимистическую позицию». Фактор 3 (дисперсия 16,46 %) включает в себя такие переменные с наиболее высокими нагрузками, как гибкость поведения, склонность к риску, способность прогнозировать ход событий; также в данный фактор вошли такие переменные, как развитое воображение, инициативность, умение ставить цели. Совокупность данных качеств выражается в целостной интегративной характеристике личности, которую можно охарактеризовать как «рефлексивно-поведенческую».
Из приведенных данных видны существенные различия в субъектных позициях по отношению к жизненной успешности между студентами двух выборок. Так, если в выборке студентов университета доминирует фактор «прагматической направленности на результат», то в выборке студентов колледжа - фактор «продуктивности социального взаимодействия». В целом же факторы (а, соответственно, и субъектные позиции и интегральные личностные характеристики успешности) выборки студентов колледжа можно характеризовать как наиболее гармоничные.
удовлетворенность процессом ощущение наполненности жизни
восторг
удовлетворенность результатом
счастье радость
ощущение осмысленности (осознание..
интерес
чувство внутреннего благополучия
0 1
колледж
2 3 4 5 ■ университет
Ч?45
7,90
12
8,42 06
8,64 39,70 8,76 8,79 8,88
10
Рис. 3. Выраженность эмоциональных состояний у респондентов в ситуациях жизненной успешности
Анализ результатов исследования состояний, сопровождающих эффективное функционирование жизненной успешности как метаресурса, показал, что все характерные состояния ярко выражены у респондентов в моменты переживания ситуаций, связанных с жизненной успешностью (диапазон от 7,22 до 8,88 баллов по 10-балльной дискретной шкале отношений) (рис. 3). При этом значимых различий между выборками выявлено не было. Отметим, что наиболее выраженными являются такие состояния, как чувство внутреннего благополучия, интерес и ощущение осмысленности. В наименьшей степени выражены удовлетворенность процессом и ощущение наполненности жизни.
В общей оценке личной жизненной успешности респондентов на момент исследования есть значимые различия (и - 436,0). По 10-балльной дискретной шкале отношений у студентов университета она ниже (приближается к средней линии шкалы), чем у студентов колледжа (рис. 4).
12
6
7
8
2018. Т. 28, вып. 3
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
10
университет колледж
Рис. 4. Оценка собственной жизненной успешности респондентами
Заключение
В исследуемых студенческих выборках существуют и сходство, и значимые различия в структуре и функционировании жизненной успешности. Сходство проявляется в традиционности ценностных ориентиров, низкой выраженности рефлексивно-аксиологического механизма, интеграции личностных качеств как выражения субъектных позиций по отношению к жизненной успешности, яркой положительной эмоциональной окраске переживаний, связанных с успехом. При этом студенты университета более степени прагматичны: они видят необходимость в поиске смысла жизни и достижении результата на фоне наиболее интенсивного функционирования механизмов жизненной успешности и при более критичном отношении к своей успешности в актуальной ситуации. Студенты колледжа в большей степени социально направлены: они видят особую значимость семьи и материального благополучия как ценностных ориентиров жизненной успешности.
Результаты теоретического и эмпирического исследования структурно-функциональной организации жизненной успешности личности и ее ресурсного потенциала могут послужить основанием для лучшего понимания и представления системы психологических ресурсов и их функционирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абульханова К.А., Славская А.Н. Предисловие // С.Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М., 2003. С. 6-33.
2 Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Человеческий потенциал студенчества в инновационном развитии России. М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2015.
3 Деева Н.А. Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания // Современные исследования социальных проблем, 2017, Т. 8, № 11. С. 22-46.
4 Деева Н.А. Переживание как механизм оформления ценностно-смыслового содержания успешности жизни современного человека // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. URL: http://www.pirao.ru/about/structure/laboratories/24/karpova/.
5 Дзиов А.Р. Студенчество: проблемы социализации и социального самоопределения: монография / под ред. д-ра философ. наук А.П. Ветошкина. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014.
6 Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. Т. 2., № 8. С. 84-87. URL: https://moluch.ru/archive/31/3534/.
7 Ключников С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2003.
8 Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности = The 7 Habits of Highly Effective People: Restoring the Character Ethic. М.: «Альпина Паблишер», 2012.
9 Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1.
10 Марков В. Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2010. № 4. С. 5-10.
11 Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-46.
12 Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011.
13 Синьковский А.В., Ветвицкая С.М. Студенчество в контексте культуры современного общества // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Сер. «Научный вестник», Изд-во: Северокавказское изд-во МИЛ, 2016. С. 91-102.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
14 Тульчинский Г.Л. Успех этики успеха // Возвращение этики успеха? Ведомости прикладной этики. Вып. 48 [Под ред. В.И. Бакштановского, О. А. Новоселова] Тюмень: НИИ ПЭ, 2016. С. 27-35.
15 Шаров А. С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2000.
Поступила в редакцию 18.06.2018
Деева Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарский университет МВД России 350005, Россия, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128 E-mail: [email protected]
N.A. Deeva
LIFE SUCCESSFULNESS AS A META-RESOURCE IN THE SYSTEM OF SELF-REGULATION OF COLLEGE AND UNIVERSITY STUDENTS
The article poses an actual problem of understanding the life successfulness of a person on the example of students. An understanding of the person's life successfulness from the standpoint of regulative and resource approaches as an integrative meta-resource in the system of self-regulation, which performs the function of a reflexive comparison of social and individual perceptions of life success for the purpose of building one's own life program, is described. An understanding of life successfulness as a mechanism, an integral property and a state is revealed. The prognostic role of life success in the life of an individual and society is indicated. The research method is presented and results of the analysis of empirical data are given. The students show general trends and significant differences in the value bases, mechanisms, personal determinants of life successfulness, depending on the level of education received.
Keywords: life successfulness, meta-resource, self-regulation, students.
Received 18.06.2018
Deeva N.A., Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia 128, Yaroslavskaya st., Krasnodar, 350005, Russia E-mail: [email protected]