Научная статья на тему 'Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении'

Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИЯ / СТУДЕНТ / PSYCHOLOGY / PERSONALITY / EDUCATION / HUMANIZATION / TENDENCY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берберян Ася Суреновна

Рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте трансформационных процессов. В качестве концептуального подхода на первый план выдвигается личностно центрированный аспект в обучении. Приводятся результаты эмпирического исследования, определяющего ценностно профессиональные ориентации личности студентов. Обосновываются условия, обеспечивающие успешность внедрения модульной технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Armenian Students's Value Professional Orientations

This article presents tendencies of development in higher vocational education in Armenia in a context of transformation processes. Being the most heuristic and opening personal potential of the future specialist, the personal-centriet aspect in education is put up to the forefront as a conceptual approach. In the article some a results of the empirical research, defining value and professional orientation of a student personality are given. There are also based the conditions, which ensure success of introduction of modular technology.

Текст научной работы на тему «Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении»

УДК 88.37

ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ АРМЕНИИ

© 2009 г. А.С. Берберян

Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, 3 75051, г. Ереван, ул. Эмина, 123, rectorat@rau. am

Russian-Armenian (Slavonic) State University, 375051, Yerevan, Emin St., 123, rectorat@rau.am

Рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте трансформационных процессов. В качестве концептуального подхода на первый план выдвигается личностно центрированный аспект в обучении. Приводятся результаты эмпирического исследования, определяющего ценностно профессиональные ориентации личности студентов. Обосновываются условия, обеспечивающие успешность внедрения модульной технологии.

Ключевые слова: психология, личность, образование, гуманизация, тенденция, студент.

This article presents tendencies of development in higher vocational education in Armenia in a context of transformation processes. Being the most heuristic and opening personal potential of the future specialist, the personal-centriet aspect in education is put up to the forefront as a conceptual approach. In the article some a results of the empirical research, defining value and professional orientation of a student personality are given. There are also based the conditions, which ensure success of introduction of modular technology.

Keywords: psychology, personality, education, humanization, tendency, student.

В последние десятилетия намечается тенденция смены парадигмы высшего профессионального образования с традиционной, признающей лишь социальную сущность человека, на личностно ориентированную, построенную на аксиологических принципах ценностей личности. Переосмысливается тот факт, что профессионализация и развитие личности неразделимы в высшем образовании. Анализ публикаций последних лет позволяет зафиксировать поворот от «обучающих» целей образования к «личностно-развивающим», ориентирующим педагогический процесс на поддержку развития личности будущего специалиста. В последние годы в современных образовательных концепциях становятся приоритетными идеи гуманизации и гуманитаризации. К теоретикам-исследователям и практикам приходит понимание того, что главная задача образования - формирование мотивов саморазвития, обретение потребности самореализации, становление самостоятельной личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самополаганию.

Это ставит в ряд основных задач высшего образования воспитание «свободной личности», имеющей твердую самоконцепцию, способной к самореализации, нравственно совершенной и социально активной.

В процессе обучения студент приобретает личностные качества, присущие профессионалу и отвечающие потребностям общества, которое стремится сформировать профессиональные стереотипы. В данном контексте цели обучения в вузе представляются в качестве моделей личности будущего студента, профессиограмм, квалификационных характеристик. При этом достижение этих целей идет по пути детализации профессиональных знаний и умений. Такой подход требует анализа состояния знаний, проектирования их развития, но не предполагает одновременного развития личности будущего профессионала в целом.

В практике высшего образования данный подход нередко результирует себя тем, что основной упор делается на формирование знаний, умений и навыков будущих специалистов и вне поля зрения остается их личностное развитие. В качестве проблем студенческого возраста можно выделить: формирование личностной самостоятельности, профессионального самосознания, усвоение основ будущей профессии, жизненное самоопределение. В ряде исследований акцентируется внимание на том, что начиная с 90-х гг. возникли негативные тенденции, оказывающие определенное влияние на самоопределение студентов в профессии и жизни: инфантилизм, падение культуры труда и нравственности, «опасный симбиоз» профессиональной компетентности и нравственной ненадежности личности, технократичность мышления, дефицит культуры, духовности, интеллигентности и т.д. В настоящее время проблема профессионального самоопределения и самореализации приобретает новый смысл: речь идет не столько о выборе профессии, сколько о выборе и построении образа жизни, о личностном росте. «Личностный рост, - по мнению И.В. Абакумовой, - состоит как минимум из двух этапов: 1) осознание человеком своих социальных потребностей и расширение способов и средств их реализации; 2) формирование человеком на этой основе своей автономности, самодетерминации, самоуправления и ответственности за проявление своей автономии» [1], это непосредственно отражается в профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в современных рыночных условиях направлено не на реализацию своих возможностей в русле определенных профессий, а скорее, на умение правильно строить свой жизненный путь. Для решения этой проблемы необходимо перевести студента в процессе обучения в вузе из пассивного потребителя знаний в активного их творца.

В настоящее время в Армении наблюдается перестройка традиционной системы обучения: вступление

страны в европейское образовательное пространство, связанное с реализацией Болонской декларации, информатизация, технократизация, возросший уровень международной коммуникации диктуют необходимость модернизации образовательной системы с целью повышения ее эффективности. Происходящие радикальные трансформационные процессы привели к смене парадигмы учения в системе высшего образования в Армении. Развивающееся образование перестало оставаться только научной концепцией и начало воплощаться в реальной практике. Оно предполагает специальную организацию образовательного пространства на основе личностно ориентированных психолого-педагогических технологий. В качестве концептуального подхода обосновано выдвижение на первый план личностно центрированного аспекта обучения как наиболее эвристического, раскрывающего личностный потенциал будущего профессионала. Наметим тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте трансформационных процессов:

1. Методологические проблемы качественного образования: переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, тенденция перехода от школы воспроизведения к школе мышления. Широкое использование проблемных методов, эвристических приемов, задач «открытого типа» через совместную с преподавателем исследовательскую деятельность.

2. Стимулирование творческой деятельности студентов. Проведенные нами исследования показали, что важнейшим условием оптимизации потенциальных возможностей студентов является фактор мотивации, который оказался «сильнее», чем фактор интеллекта. Даже высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие или низкую учебную мотивацию. В нашем исследовании самый тревожный фактор в иерархии мотивов - минимально выраженный познавательный мотив, который в системе корреляционных связей прочно и логично связывается с недостаточной выраженностью творчества на занятиях. Заметим, что творчество, как ценностная ориентация, у студентов незначительно выражено.

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решать задачи, необходим акт рефлексии, предполагающей взглянуть на себя извне [2, с. 291]. Студент входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новый навык - рефлексивный, который и повышает саморегуляцию, общий интеллектуальный и личностный его уровень [3, с. 117].

3. Решение проблемы качественного преподавания связано с психологическим сопровождением процесса обучения, со стимулированием студентов к развитию их творческого мышления, способствующего поощрению стремления проявления своего «Я». Создание системы психологической службы для обеспечения всех видов поддержки учебно-воспитательного процесса в вузе, а также базового комплекта (в том числе компьютерного) психодиагностических методик, обслуживающего модели и технологии личностно ориентированного образования; консультативного центра диагностики и психоло-

гической помощи студентам и преподавателям по вопросам воспитания и обучения, индивидуализация образования; системы методических пособий по вопросам психологической поддержки различных контингентов студентов; разработка компьютерных вариантов развивающих методик [4, с. 109]. Задача психологов состоит в обучении преподавателей совершенствованию методов обучения, выработке навыков организации управления учебной деятельностью студентов, индивидуализации обучения через просветительскую, консультативную, тренинговую и другие формы деятельности.

4. Современное многоуровневое образование должно быть нацелено на создание саморазвивающейся системы. В глобальном плане меняются базовые образовательные ориентиры: от «образования на всю жизнь» - к «образованию через всю жизнь», к самообразованию личности студента. «Новые условия деятельности в вузе -это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения» [5, с. 291]. Среди основных проблем, мешающих максимально раскрыть свой потенциал, студенты называют дефицит времени, трудности при сдаче экзаменов, частичное отвлечение на посторонние дела, лень. Приученные к постоянному контролю в школе, учащиеся и студенты младших курсов и частично старших не имеют элементарных навыков к самообразованию и самовоспитанию.

Внедрение основных принципов Болонского процесса в форме кредитно-рейтинговой системы осуществляется экспериментально на некоторых факультетах Российско-Армянского (Славянского) государственного университета (РАУ). Нами было проведено эмпирическое исследование со студентами двух групп: экспериментальной, проходящей обучение по кредитно--рейтинговой системе, и контрольной. Структура учебного процесса, по оценке студентов, помогает:

1) мобилизовать свои силы и в большей степени реализовать свой потенциал;

2) планировать время учебных занятий и регулярно заниматься;

3) выработать привычку (или закрепить) систематически посещать занятия.

Студенты экспериментальной группы ежедневно тратят от 2 до 3 часов на подготовку к занятиям, а из контрольной группы расходуют менее часа. Подготовка к экзаменам осуществляется регулярно в течение семестра для большинства из первой группы, бессистемно и нерегулярно, от сессии к сессии, по надобности и острой необходимости во второй.

Мы считаем, что любая система внешнего контроля не в состоянии кардинально перестроить внутреннюю систему самоорганизации человека. Она может действовать как стимул и необходимое условие реализации способностей студентов. Парадоксально, что они осознают свои обязанности в форме пожеланий: «студент должен не только учиться, но и стать самостоятельным человеком». Учение в системе его ценностей не связывается с самостоятельностью как личностной характеристикой. В результате двух действующих структур учебной деятельности можно констатировать несформированность у них

психологической готовности к самостоятельной работе и незнание общих правил самоорганизации.

Отсутствие навыков самостоятельной работы тормозит развитие личности студента и не позволяет в максимальной степени реализовать свои способности.

Формирование этой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования це-леполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развитие личности как субъекта образовательной деятельности [5, с. 130]. Эффективность учения определяет не одномерная шкала - знание, а бинарная: знание и сознание личности в процессе обучения, в котором соотносятся показатели когнитивной и ценностно-смысловой сферы личности, происходит «максимальная интенсификация учения обучающихся и помощь в профессиональном самоформировании» [6, с. 173].

5. Гуманизация образования. Исходя из позиций гуманистической психологии, в учебной деятельности проявляется ведущая базисная установка: «вера в человека, признание его природной сущности как доброй и конструктивной, доброжелательное и уважительное отношение к обучающимся, которые находятся в реальном контакте с жизненными проблемами, хотят учиться, хотят расти, хотят открывать, надеются научиться, желают создавать» [7, с. 350]. Гуманизация образования -не отказ от педагогического процесса как такового, замена его «просто человеческими отношениями», а признание в качестве приоритетной ценности именно развитие индивида как личности. В этом ракурсе для полноценной оценки качества образования первичным и представляются гуманитарные, общечеловеческие ценности, а вторичные показатели - уровень знаний, умений. На личностном уровне происходят кардинальные изменения: педагог задает и стимулирует усвоение системы ценностей, что, в свою очередь, способствует формированию «Я - идеального». В структуре «Я - концепции» наиболее значимым компонентом личности становится «Я - идеальное». Решение психолого-педагогических и учебно-воспитательных задач направлено на развитие, усиление и укрепление «Я - идеального».

6. Внедрение практико-ориентированных курсов. Они дают возможность повысить свой профессиональный уровень, личностный и карьерный рост.

В качестве первичной качественно-описательной модели профессиональной деятельности специалиста мы использовали результаты проведенного эмпирического исследования по выявлению индивидуально-психологических, личностных особенностей студентов. Блок профессиональных качеств может выступить как модель подготовки специалиста, включающую группу личностных особенностей и характеристик деятельности управленца, а блок экспертной оценки - как модель действующего специалиста. По результатам диагностики выявляется двухмерная динамика: динамика по вертикали -различия в экспертной, профессиональной оценках и самооценке, динамика по горизонтали - изменения в формировании и развитии профессиональных качеств студента на различных этапах обучения. Студентам прививается мотивация роста, самосовершенствования и соответствующая система ценностей, направляющая лич-

ность профессионала в течение всей его жизни. Тем самым обеспечиваются предпосылки непрерывного профессионального развития и карьерного роста специалиста.

7. Компьютерная технологизация, применение современных аудиовизуальных средств, ТСО, технологий интернета, информационных средств обучения как инновационных технологий, способствующих интенсификации учебной деятельности. Разработка моделей взаимодействия обучаемых с инфокоммуникационными технологиями. Приоритетная направленность на непрерывное и целостное профессиональное становление и развитие личности в области творческого использования компьютерных технологий. Формирование высокой информационной культуры обучаемых.

8. Процессы глобализации: феномен расширения взаимосвязи и взаимовлияния различных стран, народов и культур делает актуальным вопрос о культурных различиях и культурной самобытности этноса. Реализуемый как межкультурный проект, РАУ, при инициативной поддержке ректора, является воплощением политики интегративных процессов на конкретном поле общего образовательного пространства. Включение в единое экономико-политическое и социокультурное пространство затрагивает сегодня систему высшего образования. С целью формирования культуры межнационального общения, приобретения этнопсихологической компетентности предлагается внедрить в учебный процесс разработанный нами курс «Этика и психология межкультурной коммуникации».

На современном этапе культура психологических услуг в сфере коммуникаций и бизнеса в Армении только формируется, актуальность качественного системного образования, базирующегося на основе личностно ориентированных психолого-педагогических технологий, направленных на освоение специальных знаний, профессиональных базовых навыков развития профессионально значимых качеств личности студента, представляется очевидной и бесспорной, а необходимость реализации намеченных тенденций является одной их насущных задач личностного и профессионального развития студентов в процессе обучения в вузе.

Мы провели эмпирическое исследование с целью определения ценностно-профессиональной ориентации личности, используя психодиагностический комплекс, включающий в себя: самоактуализационный тест Э. Шо-стром; методику ценностных ориентаций М. Рокича; диагностику потребностей; сочинение-эссе «Мотивация выбора профессии»; анкету по выявлению трудностей и проблем в обучении (авторский вариант); анкету «Планирование», регистрирующую коэффициент организованности.

Выборка исследования включала студентов младших и старших курсов факультетов «Психология», «Экономика», «Социально-культурный сервис и туризм». Мы выделили две группы респондентов: первая - студенты 1-го курса в количестве 214 чел., вторая - 4-5 курсов общим числом 264 чел. Выборка респондентов была уравновешена по показателю пола: в среднем количество юношей составило 47 %, девушек - 53 %.

По результатам исследования высокий уровень самоактуализации сочетается с осознанностью подхода выбора профессии и мотивации выбора. Для высоко самоактуализированных студентов выбор профессии основан на таких мотивах, как реализация себя, профессиональное развитие. Для студентов с низким уровнем самореализации в выборе профессии наиболее важным оказалось материальное вознаграждение.

В иерархии терминальных ценностей доминируют те, которые связаны с межличностным общением, а ценности, связанные с развитием личности, не являются значимыми для студентов младших курсов. Свойства личности, обеспечивающие успешность саморегуляции, умение действовать самостоятельно минимально выражены у первокурсников и незначительно проявляются у студентов старших курсов. К сожалению, мотивы самореализации и познания для преобладающего большинства студентов не являются приоритетными.

Результаты исследования показывают, что 62 % первой группы студентов и 33 % во второй признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу, 65 % первой группы и соответственно 42 % второй не умеют распределять свое время и планировать его для подготовки к учебным занятиям в течение семестра. Результаты анкеты «Планирование» выявляют особенности планирования студентами временной перспективы, отражающего личностный ценностно-смысловой аспект времени. Незначительно количество студентов в обеих группах, планирующих на «сейчас», следовательно, менее концентрирующихся на данном промежутке времени, чем те, кто планирует на год, неделю.

Методы обучения в вузе кардинально отличаются от школьных тем, что предполагает повышенный, рациональный самоконтроль за самостоятельной работой: с учебниками, первоисточниками, анализом информации большого объема. Мы считаем, что любая система внешнего контроля, в частности внедренная на принципах Болонского процесса кредитно-рейтинговая система, не в состоянии кардинально перестроить внутреннюю систему самоорганизации человека. Отсутствие навыков самостоятельной работы тормозит развитие личности студента и не позволяет в максимальной степени реализовать свои способности.

Успешность внедрения данной системы возможна при обеспечении следующих условий, на которые акцентируется внимание в РАУ:

- максимально стимулировать в процессе учебных занятий творческое осмысление предложенных задач, активно внедряя технологии личностно-ориентирован-ного обучения: проблемные, эвристические, дискуссионные и т.д.;

- во взаимодействии преподавателя и студента поощрять сотрудничество, сотворчество, базирующиеся на гуманистических принципах понимания и принятия «Об-раза-Я». В связи с этим, с целью развития «Я-идеаль-ного» рекомендуется широкое внедрение комплекса практико-ориентированных курсов, тренинговых занятий;

- организовать самостоятельную работу студентов, обеспечивающую развитие мышления, познавательной активности, исследовательской инициативности;

- обеспечить условия для развития ценностно-смысловых особенностей личности и внутренних механизмов саморегуляции через приобретение, осмысление и переживание субъектом опыта в контексте деятельности, общения, посредством стимулирования внутренней мотивации; ориентация на универсальные общечеловеческие ценности, воспитание целостной личности, способной к саморазвитию; развитие профессионального самосознания;

- развивать профессионально важные психологические качества через специально организованный комплекс мероприятий учебного и практического характера;

- желательно сформировать престижную социально-психологическую модель студента через организацию внутривузовских структур: элитные клубы, группы наиболее влиятельных, достойных и благородных студентов с центральной идеей - создания мощной, внутренней мотивации достижения статуса «достойного» человека. Главный признак гуманистического образования -это рефлексивная образовательная среда, система условий развития личности, открывающая возможности для самокоррекции ее социально-психологических и профессиональных ресурсов [8]. А.Г. Асмолов убедительно пишет: «Культура и общество являются не просто внешним условием, но и материалом индивидуального развития, источником ценностей, присваиваемых личностью» [9].

Цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, и при этом избежать условий, способствующих формированию маргинала. Такое образование должно быть направлено на развитие у студентов благодаря постановке метапознавательных целей потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, способствующих формированию профессиональной рефлексии и позволяющих правильно осуществлять самоконтроль, организовать временные режимы учебной деятельности.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыс-лоцентризм в педагогике. Ростов н/Д, 2006. 255 с.

2. Хон Р.Л. Педагогическая психология. М., 2005.

3. Bаndura A. Perceived self-efficacy in cognitive development and functioning // Educational Psychologist. 1993. № 28(2).

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшей школы. М., 2003.

5. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 1998.

6. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 1994.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. 477 с.

9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2007. 526 с.

Поступила в редакцию

22 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.