Научная статья на тему 'Актуальные аспекты формирования профессиональной безопасности'

Актуальные аспекты формирования профессиональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1057
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / OCCUPATIONAL SAFETY / OCCUPATIONAL HEALTH / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CULTURE OF SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Наталия Сергеевна

Формирование профессиональной безопасности рассматривается в статье с трех позиций: условий профессионального самоопределения; мотивации к безопасной профессиональной деятельности и сохранению профессионального здоровья; культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional safety formation topical aspects

Formation of professional safety is considered in the article from three positions: conditions of professional self-determination; motivations to safe professional activity and preservation of professional health; cultures of safety.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты формирования профессиональной безопасности»

УДК 378

Ефимова Наталия Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва

enspsiholog@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Формирование профессиональной безопасности рассматривается в статье с трех позиций: условий профессионального самоопределения; мотивации к безопасной профессиональной деятельности и сохранению профессионального здоровья; культуры безопасности.

Ключевые слова: профессиональная безопасность, профессиональное здоровье, профессиональное самоопреде-

ление, культура безопасности.

Актуальность и практическую значимость приобретает проблема обеспечения безопасности человека в его профессиональной деятельности, что связано с увеличением количества крупномасштабных аварий за последние двадцать лет и роли человеческого фактора в их происхождении. По вине самого пострадавшего происходит 80-90% несчастных случаев на производстве (Б.Ф. Ломов, М.Н. Александров, Н.И. Борчук, С.К Шойгу и др.). Практически все массовые несчастные случаи являются результатом неправильных (ошибочных) действий руководителей и ответственных лиц, что связано «с низким уровнем профессиональной подготовки, безответственности и неумения, из-за общего бескультурья» (С.К. Шойгу). Проблема надежности - безаварийности становится важнейшей проблемой современности. Затраты на предупреждение ЧС (всех видов) на два порядка ниже, чем ущерб, наносимый гражданам, предприятиям и государству в целом (Б.Г. Апанасенко, Н.И. Борчук).

Мировой опыт показывает, что для существенного снижения несчастных случаев и профилактики ЧС необходимы следующие мероприятия. Во-первых, профессиональный отбор и обучение руководителей и сотрудников, работающих на опасных производствах. Во-вторых, обучение населения поведению при ЧС и методам оказания само-и взаимопомощи. Последние снижает человеческие жертвы при ЧС до 70%. В свете этого одной из

важных задач вузовского образования становится проблема формированияпрофессиональной безопасности.

Проблема безопасности человека в профессии многогранна и многоаспектна, в ее основе лежат как общие принципы, основанные на нравственно-ценностных аспектах, так и специфически профессиональные знания. Безопасность человека в профессии - свободный выбор профессии и места работы в соответствии со своими способностями; возможность самореализации в профессии; способность решать профессиональные задачи без ущерба для себя, других людей и окружающей среды.

Профессиональная безопасность понимается в широком смысле как обеспечение безопасности человека в профессии, включающую всю систему характеристик внешних и внутренних составляющих «человеческого фактора». «Человеческий фактор» - это комплексная характеристика деятельности человека, которая зависит как от технических (техническое состояние зданий, сооружений, технических устройств; средства противоаварийной защиты; использование требований эргономики, инженерной психологии в проектировании технических устройств и пр.) и организационных составляющих (соответствии технологии производства; правильной организации работ; эффективности производственного контроля; соблюдение производственной дисциплины и др.), так и от личностных характеристик конкретных людей (потребнос-

Личностный блок:

- мотивация к безопасной деятельности;

- совокупность психических свойств и процессов личности (уравновешенность, интеллектуальная гибкость и пр.);

- активность нейро-динамических и физических систем (сила и скорость нервных процессов, выносливость) и пр.

Знаниево-информационный блок:

- информационно-ориентировочная основа деятельности;

- знания необходимые на уровнях действий и операций;

- навыки подобных действий;

- знания о своей профессии и ее влиянии на личность и пр.

Достижение трудовой цели безопасными средствами

Рис. 1. Модель профессиональной безопасности

тно-мотивационная сфера, работоспособность, профессиональная готовность, профессионально-важные качества и пр.) [1, с. 192-193].

Трудовая деятельность требует сформированной профессиональной модели обеспечивающей безопасность человека в профессии (рис. 1).

Личностный и знаниево-информационный блоки взаимосвязаны и взаимообогащаются в процессе профессионального обучения и воспитания при ведущей роли самопознания, самообучения и самовоспитания.

В узком смысле под профессиональной безопасностью следует понимать сформированность безопасных личностных характеристик и знание-во-информационных основ, обеспечивающих безопасность человека в профессии.

Большую роль в формировании безопасности играет профессиональное самооопределение, от этого зависит успешность и безопасность будущей профессиональной деятельности. В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения в работах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, П.А. Шавира, С.Н. Чистяковой и многих других.

Н.С. Пряжников говорит о том, что «сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социальноэкономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [2, с. 65].

Под безопасным профессиональным самоопределением автор статьи понимает свободный выбор профессии и места работы в соответствии со своими способностями; саморазвитие личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям без ущерба для себя, других людей и окружающей среды.

Можно выделить три уровня профессионального самоопределения, результат выполнения задач данного уровня дает возможность последующему развитию.

Первый уровень: предпрофессиональное обучение. Его результатом является выбор профессии (специальности) для получения профессионального образования. Здесь большую роль играют макро-и микроинформационная основа самоопределения.

Макроинформационная основа самоопределения включает:

- сознание ценности общественно-полезного труда;

- учет конкретно социально-экономической ситуации и востребованности выбираемого труда;

- общая ориентировка в мире профессионального труда.

Микроинформационную основу самоопределения составляет:

- знание о выбираемых целях (профессиях и специальностей в соответствующих учебных заведения и местах трудоустройства);

- выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование со своими возможностями и способностями, а так же другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными);

- осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

- представление об основных внешних и внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения) на пути к выделенным целям;

- знание путей и способов преодоления внешних и внутренних препятствий, способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессиональной деятельности, наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

На основе информационного анализа и самооценки собственных возможностей делается выбор будущей профессии и определяется профессиональное образовательное учреждение.

Анализ и самооценка

Рис. 2. Модель первого уровня профессионального самоопределения

Второй уровень: профессиональное обучение, результатом которого является получение специальности и выбор места работы. На этом этапе происходит процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала, личностное саморазвитие и пр.

Реализация замыслов личностного и профессионального развития студента в процессе обучения оказывается возможной при опоре на методологические подходы:

- системно-деятельностный (Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, А.В. Хуторской и др.), позволяющий определить основные психолого-педагоги-ческие условия и механизмы процесса обучения профессиональной безопасности, структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося высшего образования;

- личностно-ориентированный полагающий, что: источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке (К. Роджерс); необходимо системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся (И.С. Якиманский); образование, создает условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, са-

мореализации, рефлексии и др. (В.В. Сериков); образование должно быть направлено на развитие самобытного личностного образа и человека, способного к диалогическому взаимодействию с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В. Бон-даревская) и др.

- антропологический (К.Д. Ушинский, Б.М. Бим-Бад, Г.М. Коджаспирова и др.) ориентирующий построение образовательной системы с учетом биологических, социальных и духовных факторов в структуре личности;

- компетентностный (В.А. Болотов, Е.Я. Коган,

B.А. Кальней, А.М. Новиков, В.В. Сериков,

C.Е. Шишов и др.), реализуемый в программах профессиональной подготовки в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО).

Современное вузовское обучение приобретает следующие новые черты: становится воспитывающим, развивающим творческую активность студентов, направленным на формирование научного мышления студентов; предполагает творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов; ориентирует будущего специалиста на исследование себя, своих возможностей и способностей и пр.

Разработка модели обучения в высшей школе, включающей систему формирования профессиональной безопасности, является приоритетной задачей профессионального образования. На основе

Таблица 1

Уровни обучения профессиональной безопасности в вузе

Этапы Дидактика профессиональной безопасности Воспитание культуры профессиональной безопасности

I этап (студенты 1 курса) Цель: дать первичные общие знания о безопасности и смоделировать личностное и профессиональное развитие в процессе обучения в вузе Задача: формирование первичных знаний и практических навыков в будущей профессиональной деятельности Задача: построение личностных и профессиональных целей-ценностей, осознание безопасных-опасных характеристик личности

Метод: лабораторные и практические работы, первичное знакомство с производством (экскурсии) Метод: самонаблюдение (дневник), психологическое тестирование, беседа, дискуссия и пр..

II этап (студенты 2-3 курсов) Цель: дать специальные знания по безопасности профессиональной деятельности, научить выбору безопасных средств взаимодействия в системе личностного и профессионального общения Задача: формирование знаний в области профессиональной безопасности: информационной, экологической, экономической, производственной и пр. Задача: обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, социально одобряемых способов снятия стресса, эмоционального напряжения, выбор безопасных средств взаимодействия

Метод: семинары, лекции, лабораторные работы, научноисследовательская деятельность Метод: психологические практикумы и тренинги

III этап (студенты 4-5 курсов) проверка соответствия сформированного и требуемого уровня профессиональной безопасности Задача: закрепление знаний в области профессиональной безопасности на практике Задача: коррекция личностных и профессиональных целей, выбор социально-безопасных средств достижения собственных целей

Метод: лабораторные работы, практика, итоговая квалификационная работа Метод: индивидуальные консультации

проектирования, моделирования, конструирования, исследования и всесторонней оценки результатов формирования профессиональной безопасности в химико-технологическом университете. Ценность модели уровневого обучения в том, что в нем могут участвовать преподаватели различных дисциплин как профессионального, так и гуманитарного циклов, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения. В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель обучения, а как средство формирования профессиональной безопасности обучаемого. В процессе профессиональной подготовки важно направить и согласовать программы дисциплин профессионального и гуманитарного цикла для системного овладения знаниями в области профессиональной безопасности и воспитания культуры безопасности (табл. 1).

В соответствии с целью формирования профессиональной безопасности необходимо решить следующие задачи:

- образовательная, определяющая необходимость дать студенту фундаментальные, системные, логично выстроенные научные знания как общекультурного, так и специального, профессионально ориентированного характера в избранной предметной области по определенному профилю, обеспечивающие достижение трудовой цели безопасными средствами;

- воспитательная, обусловленная гуманистическим смыслом профессиональной деятельности, посредством развития универсальных общечеловеческих гуманистических ценностей;

- развивающая, связанная с всесторонним развитием физической и духовной составляющей личности студента, формированием потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании за счет становления его творческой индивидуальности, овладения нравственными императивами, профессиональным развитием.

Результатом второго этапа является готовность выпускника вуза приступить к профессиональной деятельности по полученной им специальности.

Третий уровень : профессионального становление молодого специалиста в конкретных условиях профессиональной деятельности.

Важным условием формирования профессиональной безопасности является мотивация к безопасной профессиональной деятельности и сохранению профессионального здоровья.

Мотивация обусловливает направленность и активность поведения человека в целом. Важным компонентом мотивации является психологическая установка (настрой) на выполнение требований безопасности, т.е. безопасная деятельность работника - следствие правильного отношения к требованиям охраны труда, его настроя на работу без несчастных случаев. Работник будет верить в воз-

можность безопасного труда только в той мере, в какой верит в это его непосредственный и вышестоящий руководитель. Как правило, руководители недооценивают роль того фактора, на который они могут широко воздействовать (создание хорошего психологического климата), и переоценивают значение фактора, где их возможности ограничены (увеличение заработка) [3, с. 114-115].

Профессиональное развитие имеет сложный циклический характер, при этом человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но и испытывает в той или иной степени отрицательное воздействие этого процесса. К опасным факторам влияния профессии на личность можно отнести: профессиональные деформации; профессиональные стереотипы и установки; феномен психического выгорания. Таким образом, профессия может существенным образом оказывать влияние на человека и даже менять его характер, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных последствиях влияния профессии на их личность, более объективно относиться к недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни, быть способным к их преодолению. Тем самым, обеспечивается безопасность личности в профессии, и сохранению здоровья.

Профессиональное здоровье - состояние полного физического, душевного, психического и социального благополучия человека в профессии.

Формирование профессиональной безопасности невозможно без воспитания культуры безопасности. Отечественными и зарубежными учеными выявлены структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности (Е.В. Бондаревская,

С.П. Данченко, П.И. Кайгородов, Л.Н. Горина и др.), профессиональной культуры специалистов (И.А. Зимняя, 1999; В.А. Сластенин, 1997; А.И. Субетто, 1998; В.В. Щипанов, 1998; Ю.К. Чернова, 2000 и др.) и пр.

Культура безопасности - определенный уровень развития творческих сил и способностей человека к профилактике рисков, предупреждению и упреждению вреда, причиняемого вредными и опасными факторами жизнедеятельности ему лично, а также ущерба другим людям и обществу в целом [4, с. 104-105].

Культура безопасности профессиональной деятельности представляет собой интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений по предотвращению опасных ситуаций, угроз и степени готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач [5, с. 65].

Эксперты МАГАТЕ отмечают, что одна из самых крупномасштабных техногенных катастроф ХХ века - авария на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) произошла из-за недостатка культуры безопасности. Культура безопасности требует полной отдачи, которая, например, на АЭС, в основном вырабатывается отношением руководителей организаций, связанных с их проектированием и организацией эксплуатации (МАГАТЕ, 1992). Культуру безопасности можно охарактеризовать как свод норм, социальных и технических правил, отношений, ролей и связанных с минимизацией периода нахождения персонала, руководителей и представителей общественности в условиях считающихся опасными.

Основу культуры безопасности составляют люди - разработчики, эксплуатационники, пользователи, руководители всех уровней. Одной из задач профессионального образования является формирование компетентности к решению практических и теоретических задач через призму безопасности. Формирование профессиональной безопасности многоаспектный системный процесс, включающий профессиональное самоопределение,нап-

равленность на безопасную профессиональную деятельность и сохранение профессионального здоровья, культуру безопасности.

Библиографический список

1. Ефимова Н.С. Психологический анализ «человеческого фактора» в аварийных ситуациях на промышленных предприятиях // Современные подходы и способы обеспечения безопасности. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. - Т. 1. - С. 184-201.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

3. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. - М.: ИД. «Форум»: ИНФРА-М, 2010. -192 с.

4. Янковец И.А., Резник А.В., АровХ.Н. Теоретические основы безопасности человека. - Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - 320 с.

5. Усачев Н.А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у студентов факультетов физической культуры: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. -29 с.

УДК 378

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozped@ksu.edu.ru

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

В статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной деятельности студентов-первокурсников, обозначены некоторые пути решения возникающих проблем в процессе обучения в высшей школе.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, студент первого курса.

ктуальность умений самостоятельной деятельности для современного человека несомненна. Это значит, что человек должен делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению.

Молодые люди, став студентами высшего учебного заведения, студенты-первокурсники теряются перед необходимостью освоить весь объём учебной информации в регламентированные программой сроки. С первых же дней студенческой жизни они сталкиваются с совершенно новой системой обучения, которая отличается от обучения в средней школе, средних специализированных учреждений. Многие испытывают определенные трудности. С переходом современного российского образования на многоуровневую систему появились новые направления и уровни подготовки. Они предполагают новые учебные стандарты, планы и требования, в которых во много раз увеличилось время, отведенное на самостоятельную работу студентов. Студенты-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

первокурсники сталкиваются с проблемой организации самостоятельной работы и ее дальнейшей реализации, выполнения заданий, предусмотренных учебными методическими комплексами.

В этих условиях отсутствие навыков самостоятельной работы является одной из важнейших причин неуспеваемости и появления у студентов младших курсов академических задолженностей. Студент вуза с первых дней приобретения этого статуса должен становиться самостоятельным, самостоятельно решать многие вопросы. Он учится по-новому мыслить, исследовать, решать проблемы, развиваться в избранной области знаний. С первых дней учебы студент-первокурсник должен научиться воспринимать лекции, конспектировать, планировать учебную работу, читать научные тексты, уметь работать с книгой и периодическими изданиями и др.

К сожалению, многие перечисленные умения и навыки учащиеся не получают в средней общеобразовательной и профессиональной школе. Препо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.