Научная статья на тему 'Структура личностного смысла конструкта «Успешность человека» как субъекта бытия'

Структура личностного смысла конструкта «Успешность человека» как субъекта бытия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТ "УСПЕШНОСТЬ" / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СТРУКТУРА КОНСТРУКТА "УСПЕШНОСТЬ" / ВЫРАЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА КОНСТРУКТА "УСПЕШНОСТЬ"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Наталья Михайловна

В статье, опираясь на то, что человек выстраивает собственное поведение, исходя из личностных смыслов устройства реальности и на собственные модели успешных отношений с окружающей действительностью приводятся результаты исследований структуры личностного смысла конструкта «успешность».Выделены структурные компоненты конструкта «успешностьчеловека»: семейные отношения и профессиональная деятельность. Описаны выявленные основные группы выраженности личностного смысла конструкта «успешность». Первая «успешность» актуальная личная цель организации бытия человека. Вторая «успешность» собственные характеристики актуальных состояний бытия человека. Третья «успешность» реальные достижения в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура личностного смысла конструкта «Успешность человека» как субъекта бытия»

УДК 159.923 ББК 88.37 М 71

Н.М. Мищенко

Аспирантка кафедры психологии личности Кубанского государственного университета; Email: n.mishenko@hotbox.ru

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА КОНСТРУКТА «УСПЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» КАК СУБЪЕКТА БЫТИЯ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье, опираясь на то, что человек выстраивает собственное поведение, исходя из личностных смыслов устройства реальности и на собственные модели успешных отношений с окружающей действительностью приводятся результаты исследований структуры личностного смысла конструкта «успешность». Выделены структурные компоненты конструкта «успешность человека»: семейные отношения и профессиональная деятельность. Описаны выявленные основные группы выраженности личностного смысла конструкта «успешность». Первая «успешность» -актуальная личная цель организации бытия человека. Вторая «успешность» - собственные характеристики актуальных состояний бытия человека. Третья «успешность» - реальные достижения в прошлом.

Ключевые слова: конструкт «успешность», личностный смысл, структура конструкта «успешность», выраженность личностного смысла конструкта «успешность».

N.M. Mishchenko

Post-graduate student of the Person S Psychology Department of the Kuban State University; Email: n. mishenko@hotbox. ru

STRUCTURE OF PERSONAL SENSE OF SUCCESS CONSTRUCT OF THE PERSON AS THE SUBJECT OF LIFE

Abstract. The paper provides the results of studying structure of personal sense of success construct (N=68). The author dwells upon that the person builds his own behaviour, proceeding from personal senses of the arrangement of a reality and upon his own models of successful relations with surrounding reality. Structural components of construct of the person’s success are family relations and trade. The revealed basic groups of expressiveness of personal sense of success construct are described. The first, “success” is the actual personal purpose of the organization of life. The second, “success” includes the person’s own characteristics of actual conditions of his life. The third, “success” suggests real achievements in the past.

Keywords: success construct, personal sense, structure of success construct, expressiveness of personal sense of success construct.

Начатое в ряде последних десятилетий исследование субъектности личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Исаев, И.Г. Антипова, З.И. Рябикина, В.А. Петровский и др.) вернуло в исследовательский оборот проблемы, связанные с личным отношением собственной жизни. Возникший интерес к феноменологии семьи, дружбы, любви, карьеры, успешности, счастья, заставляет задуматься о том, насколько широк спектр личных переживаний человека, наполняющий смыслом весь его жизненный путь.

Довольно динамичным примером по своим бытийным проявлениям является, например, диада «супружеские отношения - профессиональная успешность». Парадокс диады состоит в процессе изменения, который всегда ограничен определенными рамками личностных смыслов бытия. Ю. Е. Алешина [1], F. Bockus [2], Greene B.L. [3] также отмечают тот факт, что с супружеством тесно связано понятие «успешный брак», характеризующее бытовую, эмоциональную и сексуальную интеграцию, сопровождаемую определенным уровнем духовного взаимопонимания супругов. В современной литературе

наряду с семейной успешностью часто упоминается успешность деловая, которая чаще всего трактуется как позитивный фактор, оказывающий фасилитирующее воздействие на личностные и межличностные отношения людей. Автор говорит про семейную успешность и эмоциональную, не затрагивая их структуру и содержание.

Система конструктов конкретного индивидуума в промежуток времени описывается определенными параметрами и всегда направлена в будущее [4]. Человек предвосхищает события на основании того, какого физическое положение вещей на данный момент и какое развитие событий для него является желательным. Например, в своих работах о личностных достижениях Г. Олпорт работал с понятием когнитивного стиля и рассматривал его в качестве способов и средств личности для достижения определенных целей [5]. Возможно ли, оказавшуюся в настоящем успешной, поведенческую стратегию перенести в будущее? Какой смысл в понятие успешных семейных и профессиональных отношений вкладывает сегодня личность? Обеспечивает ли успешность выбора партнера личную состоятельность и профессиональное развитие?

Для поиска ответов на эти вопросы, а также структурных компонентов смысла понятия «успешность» было проведено исследование на выборочной совокупности работников газовой отрасли, являющихся традиционными носителями не только корпоративных, но и ряда определенных семейных ценностей. Выборка имеет различный возрастной и половой состав, целиком состоит из высококвалифицированных работников инженерно-технического труда. В исследовании приняли участие 68 человек (38 мужчин и 30 женщин).

Анализ опросных процедур (ответов на такие основные вопросы, как: «Что для вас значит успех/неуспех?», «Успешны/неуспешны ли вы?», «В каких областях жизни вы наиболее успешны/неуспешны?») позволил выделить три группы респондентов с различными уровнями осознания собственной успешности: первая группа «Осознающие себя успешными во всем» (22 чел. - 32%); вторая группа «Осознающие себя успешными в чем-то одном: или в работе, или в семье» (32 чел. - 47%); третья группа «Осознающие себя неуспешными во всем» (14 чел. - 21%).

Видно, что больше всего респондентов во второй группе. Скорее всего, у многих людей амбивалентность субъектной успешности свидетельствует, с одной стороны, о личностных проблемах, с другой стороны, об аутентичности бытия. Статистически значимые отличия (р < 0,08) отмечены между долями респондентов во второй и третьей группах, причем респондентов в этой группе меньше всего. Скорее всего, относительно мало людей, осознающих себя неудачниками, но это, возможно, связано со стабильностью самой газовой отрасли по сравнению с другими предприятиями и относительной уверенностью людей в завтрашнем дне.

Анализ половой представленности респондентов в группах выявил следующие распределения: в первой группе - 45% мужчин, во второй группе - 56% мужчин, в третьей группе - 57% мужчин. Несмотря на небольшой рост процентов от группы к группе, статистически значимых отличий половой представленности респондентов в группах нет. Вероятно, осознание собственной успешности зависит от пола респондента незначительно. Рассматривая половой состав выборки, необходимо также отметить тот факт, что нефтегазовая отрасль характеризуется большим количеством мужчин, чем женщин, так как в большинстве случаев работнику необходимо инженерно-техническое образование и работа связана с применением технических знаний и умений, что традиционно является мужской прерогативой.

Возрастной анализ групп распределился следующим образом. В первую группу попали респонденты средней возрастной зрелости (35-45 лет) и поздней зрелости - (45-55 лет), во вторую группу попали респонденты ранней (25-35 лет), средней и поздней зрелости, в третью - ранней и поздней зрелости. Очевидно, респонденты ранней зрелости в силу возраста не могут считать себя успешными во всем в начале жизненного пути, тогда как

представители двух других возрастных групп уже имеют достаточный опыт, на основе которого и дают оценку своей успешности.

Для выделения личностных смыслов понятия «успешность» был осуществлен поиск семантических единиц, выделенных общепсихологических компонент успешности бытия. На той же выборочной совокупности с помощью включенного наблюдения, структурированного интервью и экспертных оценок, касающихся успешности в работе, семейных отношениях, стиля предпочтительного межличностного взаимодействия в вышеуказанных сферах жизни, выделялись личностные смыслы, вкладываемые респондентами в эти понятия. Выбор «лексического подхода» определяет содержание данного исследования и избавляет нас от дихотомичности оценки семьи и карьеры. Язык описания представлений субъекта задает единицы анализа и указывает на наиболее существенные области предмета исследования.

В результате в представлениях респондентов выделены три основные группы смыслов успешности: успешность в семейных отношениях; успешность в профессиональной деятельности, успешность в организации свободного времени.

Структурными элементами смыслов успешности в семейных отношениях оказались: отношения в семье, оценка себя как супруга, оценка отношений с супругом, высказывания о детях. Распределение структурных элементов смыслов успешности в семейных отношениях представлены в таб. 1.

Таблица 1.

Распределение смыслов успешности в семейных отношениях, %

Группы Я и моя семья Я как супруг Я и дети

Первая 31,8 9,1 9,1

Вторая 34,4 18,8 6,1

Третья 35,7 14,3 14,3

Как видно из таблицы, наибольшую значимость придают отношениям в семье, а также анализу себя как супруга, респонденты второй группы. В середине жизненного пути семья играет особую фасилитирующую роль, тогда как работа создаёт базу для её благополучного существования. В разные периоды жизни значимость одной области превалирует над другой в зависимости от успешности в какой-то из выделившихся областей. Осознание этого факта позволяет оценить свою успешность в одной из этих областей в большей или меньшей степени. Оценка себя как супруга меньше всего волнует людей, успешных во всем, тогда как оценка отношений с супругом волнует представителей этой группы более всего. Этот факт не сложно объяснить том, что человек, успешный во всём, довольно уверен в своём поведении, тогда как предсказать поведение партнёра зачастую весьма сложно. Предавая особую значимость последнему фактору, респонденты становятся своеобразными гностиками, обеспечивая тем самым стабильность своей успешности.

Обнаружившаяся противоречивость смыслов об успешности отношений в семье характеризуется высказываниями одних респондентов о «семейном успехе», «успехе семьи», других об «успешной семье», третьих о «собственном успехе» (эти словосочетания употреблялись респондентами). Смысл успешности в семейных отношениях представляется нам индивидуальной степенью дифференцированности самосознания, которая, в свою очередь, обусловливает особенности категоризации различных жизненных событий субъекта. Это представляется нам своеобразным жизненным путём личности, структурированным постановкой и достижением целей.

Структурными элементами смыслов успешности в профессиональной деятельности оказались самоэффективность, повышение компетентности, отношения с начальством, рассуждения о работе и высказывания о том, что работы много. Два последних смысла мы решили объединить в один, так как, несмотря на то, что они были выделены в восприятии респондентов, имеют практически одинаковую смысловую нагрузку. Распределение

структурных элементов смыслов успешности в профессиональной деятельности представлены в таб. 2.

Таблица 2.

Распределение смыслов успешности в работе, %

Группы Я эффективный работник Я компетентный работник Я и отношения на работе

Первая 13,6 9,1 9,2

Вторая 9,4 6,3 12,5

Третья 13,3 1,3 14,2

Способность успешно действовать в той или иной ситуации реализуется и в профессиональной деятельности. Самоэффективность, как один из главных компонентов успешности в профессиональной деятельности, определяют представители первой группы, тогда как отношению с начальством и прочим рассуждениям о работе не придают большой значимости. Представители третьей группы, напротив, наряду с рассуждениями о собственной эффективности, считают вышеуказанные области профессиональной деятельности одними из основных. Действительно, восприятие человеком своей самоэффективности и планирование будущей профессиональной деятельности зависит напрямую от смыслов, которые вкладывают респонденты в это понятие. Придавая значение отношению со значимыми другими, человек зачастую перекладывает на них ответственность за свои собственные результаты деятельности и даже, несмотря на субъективную значимость самоэффективности, не достигает, таким образом, каких-либо значимых результатов и не считает себя успешным.

Семантические единицы понятия профессиональной успешности в трёх группах испытуемых проявили достаточную неоднородность. Анализ реального влияния данного фактора на дестабилизацию семейных отношений показал, что карьерный рост одного из супругов выступает в качестве отрицательного фактора во второй и третьей группе. Переживания собственной несостоятельности привносят в семью глубокие аффекты, которые становятся разрушительными для личности, затрагивают чувство личного достоинства и зачастую делают ситуацию кризиса, связанного с карьерным успехом, трудноразрешимой. Роль профессиональной успешности как позитивного фактора наглядно видна в группе респондентов, успешных в семье и работе. В анализе интервью на первый план входит совместная деятельность супругов во всех областях. Следовательно, роль профессиональной успешности супругов не так однозначна, как была представлена в сознании респондентов в третьей группе, где зачастую личные отношения выступали как второстепенные, подчиненные более значимым социальным задачам.

Интересен фактор самооценки собственных действий и самоэффективности при анализе успешности в какой-либо из жизненных областей. Хороший пример функциональной автономии представителей в первой и второй группе - мастерство. Квалифицированный работник знает, что вынужден делать работу как следует, чувствует за неё ответственность, которая чаще всего для него приятна, хотя его финансовая стабильность и внешнее признание уже обеспечены. Ответы такого рода оказались свойственны респондентам, имеющим опыт работы «в стенах» одного предприятия более 4-5 лет. Можно предположить, что в представлении респондентов понижение стандарта качества труда положительно коррелирует с возможным личным экономически невыгодным положением.

В самой малочисленной третьей группе наблюдается пассивность жизненной позиции и отсутствие всякого желания что-либо изменить. В представлении респондентов имеется отрицательный опыт семейных отношений или профессиональных неудач, который переносится на текущие жизненные ситуации. В определённых условиях неадекватность самооценки приводит к тому, что один из супругов перестаёт дорожить другим, начинает относиться к нему с меньшим уважением, в семье возрастает уровень конфликтности,

снижается самооценка одного из супругов, возникает желание «бросить всё и убежать» и т.д. Распределение структурных элементов смыслов успешности в организации свободного времени представлены в таб. 3.

Таблица 3.

Распределение смыслов успешности в организации досуга, %

Группы Для меня важно свободное время проводить одному Для меня важно свободное время проводить не одному

Первая 1,6 4,6

Вторая 6,3 9,4

Третья 1,5 7,1

Важность совместного проведения досуга для определения организации свободного времени успешной подчеркнута представителями трёх групп, тогда как важность самого досуга и эмоциональное состояние, которое даёт его организация, респонденты первой и третьей группы не выделили. Самый большой процент представителей второй группы считает совместное проведение досуга необходимым условием совместного брака, тогда как представителей третьей группы это тяготит. Основное различие групп состоит в том, что одним общение с партнёром доставляет удовольствие, тогда как другим даёт чувство горечи, отчаяния, обремененности. Причиной этого становятся упрёки партнёра в неудачном выборе жизненного пути, отсутствии возможности что-либо изменить, отсутствии поддержки и понимания.

Анализ трёх групп на предмет различающихся у респондентов самосознания успешности семейных отношений, успешности в профессиональной деятельности и оценки досуга говорит о том, что в самосознании работающего человека смысл понятия «успешность бытия» семантически неоднороден; общепсихологическими компонентами успешности бытия являются личностные смыслы семейной успешности, успешности в профессиональной деятельности и высказывания о досуге.

При интерпретации смыслов успешности в семейных отношениях можно с уверенностью заключить, что представителей всех трёх групп объединяет тема отношений с партнером, но отличие первой группы от двух других в том, что оценка себя как супруга наименее волнует респондентов, успешных во всех жизненных областях. Также невысок показатель упоминания отношений с детьми. Возможно, высокооцениваемая собственная успешность изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений во многих жизненно важных областях и некоторому эгоцентризму, уверенности в правильности выбранного пути. Значимые другие играют в нём второстепенную роль и могут лишь косвенно влиять на структуру смысла успешности в семейных отношениях.

Профессиональная деятельность в призме успешности/неуспешности представляется представителям первой и третьей группы показателем собственной самоэффективности, тогда как представители третьей группы придают большую значимость рабочим отношениям. Убеждения относительно собственной успешности/неуспешности в профессиональной деятельности зарождаются и укрепляются в процессе активной деятельности, направленной на решение профессионально значимых задач, возникающих на пути достижения ряда поставленных руководством целей. Возможно, для представителей третьей группы при неуспешном прохождении ряда профессиональных препятствий снижается сила и устойчивость мотивации к деятельности на пути к цели, и они перестают надеяться на себя, начиная предавать особую значимость рабочим отношениям, а не самой работе, в надежде на помощь, участие, поддержку коллег, переставая считать себя компетентными работниками. Высокую значимость рабочим отношениям предают представители и второй группы. Вероятно, одобрение профессиональной деятельности коллег связанно с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах в какой-либо из жизненно важных областей. Такой подход способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий ему возможность проверить и подтвердить свои способности

справляться с трудностями. Этот факт может подтвердить и самый высокий показатель организации досуга представителей второй группы. Они предпочитают проводить свободное время со значимыми другими, а не в одиночестве. Такая оценка ситуации вызывает мобилизацию ресурсов организма и усиление положительных эмоций в жизненно значимых областях успешности.

Распределение смыслов успешности в организации свободного времени во всех трёх группах свидетельствует о предпочтении респондентов проводить свободное время со значимыми другими, а не в одиночестве. Вероятно, здесь имеет место феномен коллективной эффективности, которая связана с восприятием группы людей способности совместно преобразовывать социальную ситуацию, получать положительные эмоции от совместно организуемых мероприятий и планировать совместное желаемое социальное будущее. Когда человек испытывает приятное возбуждение и положительные эмоции от совместно переживаемых жизненных мгновений, это усиливает его уверенность в себе, снижается уровень тревоги и внутреннего напряжения, возникает вера в способность достижения поставленной цели. Коллективная эффективность может действовать как созидающе, так и разрушающе, если доставляет индивиду ряд отрицательных эмоций.

Из исследования видно, что группы отличаются в первую очередь друг от друга тем, как они интерпретируют события. Анализ конкретного поведения на работе или в семейных отношениях может задать вектор определения успешности будущих событий в этих важных жизненных областях. Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, (опираясь на прежний опыт), используется конструкт знакомым способом. Выбор делается на основании оценки того, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению успешности, и выбранный конструкт определяет поведение человека.

Основными выводами исследования являются следующие.

Относительно мало респондентов, осознающих себя неудачниками, но это, возможно, связано со стабильностью самой газовой отрасли по сравнению с другими предприятиями и относительной уверенностью людей в завтрашнем дне.

Структурными компонентами конструкта «успешность» являются отношения в схеме: семья - работа - отдых.

Общими конструктов успешности для зрелых людей являются успешность в семейных отношения и организация свободного времени в хорошей компании. Половых отличий конструктов успешности не выявлено.

Конструкты успешности различаются по отношению к себе как к успешному супругу; по отношению к наличию детей; по отношению к успешности в профессиональной деятельности (в одном конструкте главным является самоэффективность, в другом -успешные отношения на работе, микроклимат учреждения).

Примечания:

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.

175 с.

2. Bockus F. Couple therapy. N. Y.: Jason Aronson, 1980. P. 286.

3. Greene B.L. A clinical approach to marital problems. Illinois: Ch.C. Thomas, 1970. P. 196.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Д., Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А.Бек. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С. 121.

5. Allport G., Vernon P. Studies in Expressive Movement. N. Y.: Macmillian, 1933, P. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.