Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов органов внутренних дел'

Этнопсихологические особенности самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Юлия Андреевна, Семакова Анастасия Игоревна

В научной статье представлены результаты психологического исследования этнопсихологических особенностей самовосприятия курсантов и слушателей будущих психологов органов внутренних дел. В частности, публикуются результаты статистического анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какими особенностями самовосприятия обладают курсанты из России и слушатели из Казахстана и Кыргызстана. Представленные эмпирические результаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел при проведении консультативной и психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новикова Юлия Андреевна, Семакова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychology peculiarities of self-perception of cadets and students - future psychologists of the bodies of internal affairs

The scientific article presents the results of psychological research of ethnopsychology features of self perception of cadets and listeners-future psychologists of the internal Affairs bodies. In particular, the results of statistical analysis of the research data are published to answer the question of what features of self-perception have cadets from Russia and students from Kazakhstan and Kyrgyzstan. The presented empirical results can be used by specialists to solve practical problems of psychological support of employees of the internal Affairs bodies during the consultative and psychocorrection work.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов органов внутренних дел»

недостаточный уровень сформированное™ когнитивного компонента жизненной успешности, у респондентов отмечается низкий уровень осознанности, самодетерминации успешности и построения жизненной траектории.

Большая часть принявших участие в исследовании респондентов имеет достаточно высокие показатели осмысленности жизни (мотивационный компонент), ставит перед собой конкретные цели, их жизнь эмоциональна и насыщенна событиями. Однако, многие студенты продемонстрировали недостаточный уровень сформированности интернального локуса контроля, т.е. они не осознают до конца всю степень ответственности за свои поступки и жизнь, не верят в свои силы и возможности добиться успеха самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Психология личности (принципы общепсихологического анализа) / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с. - ISBN 5-89357-101-0.

2. Головчанова, Н.С. Социально-психологические характеристики успешности региональной элиты : дис. ... канд. психол. наук / Головчанова Н.С. - Ярославль, 2010. - 244 с.

3. Дворецкая, М.Я. Образ успешности в современных психологических исследованиях / М.Я. Дворецкая, А.Б. Лощакова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. - № 2. - С. 1-11. // URL : http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf (дата обращения 20.10.2018).

4. Котовский, В.В. Представления студенческой молодежи о профессиональном успехе / В.В. Котовский, И.П. Краснощеченко // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 6. - С. 58-68.

5. Фрейджер, Р. Психология личностных конструктов и когнитивная психология. Дж. Келли и А. Бек / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен ; Пер. С. Рысева. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 121 с. -ISBN 5-938783-01-1.

6. Allport, G. Studies in Expressive Movement / G. Allport, P. Vernon. - N.Y. : Macmillian, 1933.

- 280 p.

REFERENCES

1. Asmolov, A.G. (2001), Personality psychology (principles of general psychological analysis), Meaning, Publishing Center "Academy", Moscow.

2. Golovchanova, N.S. (2010), Socio-psychological characteristics of the success of the regional elite, dissertation, Yaroslavl.

3. Dvoretskaya, M.Ya. and Loschakova, A.B. (2016), "The image of success in modern psychological research", The World of Science journal, Vol. 4, N 2, рр. 1-11, available at: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf.

4. Kotovsky, V.V. and Krasnoshchechenko, I.P. (2014), "Representations of student youth about professional success", Bulletin of ChGPU, No. 6, рр. 58-68.

5. Freyger, R. and Feidimen, D. (2007), Psychology of personality constructs and cognitive psychology. J. Kelly and A. Beck, Prime-Evroznak, St. Petersburg.

6. Allport, G. and Vernon, P. (1933), Studies in Expressive Movement, Macmillian, N.Y.

Контактная информация: freia09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

УДК 159.9.075

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОВОСПРИЯТИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Юлия Андреевна Новикова, кандидат юридических наук, доцент, Анастасия Игоревна Семакова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)

Аннотация

В научной статье представлены результаты психологического исследования этнопсихологических особенностей самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов

органов внутренних дел. В частности, публикуются результаты статистического анализа данных исследования, позволяющие ответить на вопрос о том, какими особенностями самовосприятия обладают курсанты из России и слушатели из Казахстана и Кыргызстана. Представленные эмпирические результаты могут быть использованы специалистами для решения практических задач психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел при проведении консультативной и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: межличностные отношения, обучение в образовательной организации МВД России, полиция, правоохранительная деятельность, психологическое исследование.

ETHNOPSYCHOLOGY PECULIARITIES OF SELF-PERCEPTION OF CADETS AND STUDENTS - FUTURE PSYCHOLOGISTS OF THE BODIES OF INTERNAL

AFFAIRS

Yuliya Andreevna Novikova, the candidate of juridical sciences, senior lecturer, Anastasiya Igorevna Semakova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry

Annotation

The scientific article presents the results of psychological research of ethnopsychology features of self - perception of cadets and listeners-future psychologists of the internal Affairs bodies. In particular, the results of statistical analysis of the research data are published to answer the question of what features of self-perception have cadets from Russia and students from Kazakhstan and Kyrgyzstan. The presented empirical results can be used by specialists to solve practical problems of psychological support of employees of the internal Affairs bodies during the consultative and psychocorrection work.

Keywords: interpersonal dealings, tuition at the educational establishment of Ministry of Russia, police, law enforcement activities, psychological investigation.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей во многом зависит от особенностей отношения личности к своей профессии, его восприятия и осознания самого себя как профессионала, осознания своей роли и места в организации. Формирование мировоззрения психолога органов внутренних дел, фундаментом которого выступают гуманистические ценности, предполагает наравне с ярко выраженной ориентацией на другого человека, также ценность собственного «Я», его рефлексии и саморазвития. В связи с этим, особые требования к будущему специалисту в области психологии, должны распространяться на сферу самовосприятия, функции которого направлены на формирование адекватного образа себя, в том числе как профессионала.

МЕТОДИКА

Нами организовано и проведено эмпирическое исследование, с помощью которого мы изучали этнопсихологических особенностей профессионального самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов органов внутренних дел. Мы обследовали три группы слушателей и курсантов - будущих психологов: группа слушателей из Казахстана (7 человек), группа слушателей из Кыргызстана (6 человек), группа курсантов (15 человек). Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России в период с декабря 2017 года по февраль 2018 года.

Батарея методик включила в себя следующие методики: опросник САМОАЛ, методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова, методика диагностики локуса-контроля Е.Г. Ксенофонтовой. Полученные в результате эмпирического исследования данные сведены в рабочую матрицу для дальнейшей обработки в программах Excel 2007, SPSS v.21. С целью статистической обработки данных мы использовали следующие методы математической обработки результатов психологического исследования: первичный и сравнительный анализ (критерий U-Манна-Уитни).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Все обследованные нами курсанты и слушатели - будущие психологи ОВД способны воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения, способны понимать природу своих подавленных желаний, намерений, проявлений эмоций, а также благосклонны по отношению к самому себе. Все обследованные нами курсанты и слушатели -будущие психологи характеризуются средним уровнем развития рефлексивности, а также внутренним локусом контроля. Они склонны воспринимать себя общительными, дружелюбными, решительными, невозмутимыми, честными, независимыми, проницательными, работоспособными, эмпатичными, уравновешенными, креативными людьми, а обозначенные характеристики являются профессионально важными для психолога.

Нами выявлена этнопсихологическая специфика самовосприятия курсантов и слушателей - будущих психологов ОВД. Так, значимые различия показателей самоактуализации в группах слушателей из Казахстана и Кыргызстана были получены по следующим шкалам: «Ориентация во времени», «Ценности», «Спонтанность», «Контактность», «Гибкость в общении». Слушатели из Кыргызстана, в сравнении со слушателями из Казахстана, лучше ориентированы во времени; они стараются жить настоящим, а не искать «утешения» в прошлом или будущем (71= 5,07 и 72 = 9, 25 при р <0,05). Они в большей мере спонтанны (71= 4,21 и 72 = 10,25 при р <0,01).

Для слушателей из Казахстана, в сравнении со слушателями из Кыргызстана, большей ценностью обладают такие понятия как истина, доброта, целостность, уникальность, совершенство, справедливость, порядок, самодостаточность (71= 9,36 и 72 = 4,25 при р <0,05). Слушатели из Казахстана, в сравнении со слушателями из Кыргызстана, в большей степени общительны (71= 9,00 и 72 = 4,67 при р <0,05) и гибки в общении (71= 9,43 и 72 = 4,17 при р <0,05).

Значимые различия показателей самоактуализации в группах слушателей из Казахстана и курсантов были получены по следующим шкалам: «Ориентация во времени», «Ценности», «Потребность в познании», «Автономность», «Спонтанность», «Самопонимание», «Аутосимпатия», «Контактность», «Гибкость в общении». Слушатели из Казахстана в большей мере в сравнении с курсантами способны воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения, способны понимать природу своих подавленных желаний, намерений, проявлений эмоций (7 1= 18,86 и 73 = 8,07 при р <0,01).

Мы также выявили, что слушатели из Казахстана в сравнении с курсантами в большей мере благосклонны по отношению к самому себе: довольны своими внешними данными, выстраиваемой ими моделью поведения, своими качественными характеристиками и иными показателями (71= 17,50 и 73 = 8,70 при р <0,01).

Слушатели из Казахстана в сравнении с курсантами характеризуются более выраженными потребностями в познавательной деятельности (71= 18,43 и 73 = 8,27 при р <0,01), для них более ценными являются такие понятия как истина, доброта, целостность, уникальность, совершенство, справедливость, порядок, самодостаточность (7 = 15,71 и 73 = 9,53 при р <0,05), они более общительные (71= 17,14 и 73 = 8,87 при р <0,01) и гибки в общении (71= 18,87 и 73 = 8,13 при р <0,01). Напротив, курсанты в большей мере автономны, независимы (71= 6,50 и 73 = 13,83 при р <0,05) и лучше ориентированы во времени: живут настоящим и планируют будущее, опираясь на опыт прошлого (71= 7,14 и 73 = 13,53 при р <0,05).

Значимые различия показателей самоактуализации в группах слушателей из Кыргызстана и курсантов были получены по следующим шкалам: «Взгляд на природу человека», «Потребность в познании», «Автономность», «Аутосимпатия».

Сравнительный анализ показал, что слушатели из Кыргызстана в сравнении с курсантами в большей мере благосклонны по отношению к самому себе: довольны своими внешними данными, выстраиваемой ими моделью поведения, своими качественными характеристиками и иными показателями - шкала аутосимпатии (72= 15,92 и 73 = 9,03 при р

<0,05). Слушатели из Кыргызстана характеризуются более выраженными потребностями в познавательной деятельности в сравнении с курсантами (z2= 16,92 и z3 = 8,63 при р <0,01). Курсанты, в свою очередь, более позитивно оценивают природу человека, оценивают ее с позиций веры в такие человеческие качества, как честность, непредвзятость, доброжелательность, доброта, справедливость (z2= 6,75 и z3 = 12,07 при р <0,05). Они также в большей мере, чем слушатели из Кыргызстана, автономны, то есть способны быть ответственным за себя, свои решения и поступки, чувства и действия, умеют принимать решения, пользоваться свободой выбора, определять свою судьбу, владеть высоким уровнем самоконтроля (z2= 5,92 и z3 = 13,03 при р <0,05)

ВЫВОДЫ

Все обследованные нами курсанты и слушатели - будущие психологи СПб университета МВД России способны воспринимать, постигать и осознавать мотивы своего поведения, способны понимать природу своих подавленных желаний, намерений, проявлений эмоций, а также благосклонны по отношению к самому себе: довольны своими внешними данными, выстраиваемой ими моделью поведения, своими качественными характеристиками и иными показателями. При этом слушатели из Кыргызстана и Казахстана в большей мере симпатизируют себе, в сравнении с курсантами. Слушатели из Казахстана также характеризуются более глубоким самопониманием, в сравнении с курсантами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузова, Е.Н. Исследование особенностей аргументации как способа организации взаимодействия в процессе общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 193-197.

2. Злоказов, К.В. Организационно-групповая идентичность участников учебных коллективов / К.В. Злоказов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 3 (59).

- С. 163-170.

3. Эшимбекова, Н.С. Психологический портрет кыргызов: история и эмпирика вопроса самоидентификацию // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. - 2014. - Том 14.

- № 6. - С. 76-80.

REFERENCES

1. Arbuzova, E.N. and Dubnyakova, A.I. (2010), "Research of features of the argument as way of the organization of interaction in the course of communication", Messenger of the St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 4, pp. 193-197.

2. Zlokazov, K.V. (2013), "Organizational and group identity of participants of educational collectives", Messenger of the St. Petersburg University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, No. 3 (59), pp. 163-170.

3. Eshimbekova, N.S. (2014), "Psychological portrait of Kyrgyz: history and empiricist of a question self-identification", Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Vol.14, No. 6, pp.76-80.

Контактная информация: juliapolice@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2018

УДК 159.923.2

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ТЕЛА У СТУДЕНТОВ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Владимир Владимирович Сенченко, преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация

В статье приводится анализ гендерных особенностей студенческой молодежи в реальном и виртуальном пространствах. Автор отмечает, что при переходе из реального в виртуальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.