Д. П. Гаджиева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВЛИЯНИЯ ТЕНДЕРА НА ПОЗИЦИЮ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев
Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоро-левой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.
The article is devoted to studyng the influence of gender distinctions on play activity of children with visual disorders.
328
В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях игровой деятельности детей все чаще отмечается пси -хологический феномен влияния тендера. По нашему мнению, в условиях ограниченного развития, вызванного сенсорной недостаточностью (нарушениями зрения), отмечается качественное своеобразие проявлений данного феномена. С целью изучения влияния тендера на особенности игры ребенка с нарушениями зрения мы подобрали комплекс игр для проведения исследования.
Исследование проводилось в коррекци-онном образовательном учреждении школе-интернате Ш-1У вида в г. Избербаше, МДОУ Ш-1У вида в г. Махачкале, Республиканском центре социальной помощи семье и детству (г. Махачкала). В нем приняли участие дети с нормальным психофизическим развитием и с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие).
При проведении исследования были использованы такие методики, как методика одномоментных срезов структуры групп детского сада по Т. Р. Репиной1, метод беседы, стандартизированное наблюдение, интервьюирование родителей.
Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что в целом по группам смешанные игровые объединения составили у слабовидящих дошкольников -10,8%, слепых - 12,3%, а чистых соответственно: 89,2 и 87,7% от их общего числа. Из бесед с испытуемыми о том, как они относятся к сверстникам, из оценок детей противоположного пола можно было сделать вывод о том, что разница игровых интересов мальчиков и девочек, определяющая характер игровых действий, характер игрового материала и тех и других, мешает им организовывать совместную деятельность. Положительно характеризуя друг друга, девочки и мальчики тем не менее не испытывали потребности играть вместе.
В выборке тотально слепых дошкольников девочек не устраивала подвижная
спортивная или военная тематика игр. В выборке мальчиков 50% стремилось только к динамическим ситуациям, а вторая половина проявляла интерес и к бытовым сюжетам игр.
В выборке слабовидящих дошкольников 20% девочек стремились играть вместе с мальчиками.
Данные, свидетельствующие об экстенсивности игрового общения, позволили сделать вывод о том, что его сужение происходит в основном за счет сверстников противоположного пола. Так, у слабовидящих девочек контакты в игре были установлены в большинстве случаев друг с другом.
Это связано с тем, что в современных детских садах и начальных классах образовательных учреждений чаще всего осуществляется бесполое воспитание. Упускается из виду учет психофизиологической специфики развития мальчиков и девочек. Забывается, что сегодняшний мальчик - будущий мужчина и представитель сильного пола, защитник и опора в семье. Девочка -жена, заботливая мать, хранительница домашнего очага, олицетворение женственности, красоты, любви.
Такое положение имеет социальные корни, возникшие в последние десятилетия прошлого века. В настоящее время в обществе получило распространение явлений маскулизации женщин, т. е. преобладание у нее типично мужских черт характера, а как следствие, потеря женственности, снижение милосердия, сострадания, и феминизации мужчин - проявление ими женственности, желания уйти от решения трудных проблем, стремления найти защиту и покровительство у представительниц слабого пола. На основе анализа социальной динамики последних лет в социальной психологии возникла теория андрологии, утверждающая, что человечество ожидает общество, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении.
Это нашло свое отражение в психологической и педагогической теории и практике. Методика воспитания мальчиков и девочек в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих, как и в массовых, одинакова, хотя должна включать оттенки, учитывающие особенности их психофизического развития.
Через сюжетно-ролевую и творческую игру экспериментатором формировались представления о роли в социальной жизни мужчин и женщин. Игровая деятельность рассматривалась как условие воспитания таких нравственных качеств и устремлений, как защита более слабых, умение им уступать - с одной стороны, и проявление мягкости, сердечности, доброты, внимания - с другой.
Отсутствие планомерной, систематической работы по воспитанию дружбы между детьми разного пола, злоупотребление вербальными методами воздействия, ограниченность приемов, формирующих нравственный опыт слепых и слабовидящих детей, используя игру, являются причинами неудовлетворительного состояния этой проблемы на практике.
В различных сюжетно-ролевых играх экспериментального исследования выявилась неоднородность эмоционального восприятия и отражения жизненных ситуаций слепыми и слабовидящими детьми разного пола. Так, мальчиков привлекали игры с динамичными игровыми ситуациями или персонажи и герои, находящиеся в движении, экспрессии. Мальчики предпочитали такие игры, как «Взятие крепости», «Волк и овцы», «Чабан и волк», «Летчики», «Космонавты», «Кто самый смелый?». Главные персонажи этих игр вызывали у них желание быть смелыми и совершать героические поступки. Девочки выбирали такие игры, как «Семья», «Дочки-матери», «Кукла заболела», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Аптека», «Магазин» и другие, в которых они отражали впечатления лиричного, эстетического характера, проявляли
заботу о маленьких, слабых и больных. Они были более расположены к играм со сказочными сюжетами. Девочки с нарушениями зрения среднего и старшего дошкольного возраста в большинстве случаев играют отдельно от мальчиков, не включая их даже в такие игры, как «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», а в младших группах в сюжеты: «Кукла гуляет», «Дочки-матери», «Мы обедаем» и т. д.
В этих играх главными являются «женские» роли, а на второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К любимым играм мальчиков относятся игры со строительным материалом, технической игрушкой, машинами, на тему «Летчики », «Космонавты», «Теплоход», «Поезд» ит. п. В них проявляются интересы мальчиков к мужским профессиям и деятель -ности. Наряду с этим почти во всех группах всех учреждений, охваченных исследованием, развертываются творческие игры с обязательной совместной деятельностью детей разного пола: «Детский сад», «Школа», «День рожденья», «Столовая», «Путешествия» и др., драматиза-ция сказок и т. д.
Анализ взаимоотношений детей позволил выделить четыре группы детей среди слепых и слабовидящих мальчиков и девочек, отличающихся уровнем отношений друг к другу в совместных сюжетно-роле-вых играх.
Рассмотрим характеристику этих уровней.
I уровень - отсутствие представлений у детей о правилах поведения в обществе взрослых и детей, ориентир на свои потребности и желания, эгоцентризм, пассивность и т. д.
II уровень - знание правил нравственного поведения, понимание необходимости подчинения правилам, однако нежелание считаться с этой необходимостью, протест против этого.
III уровень - внутреннее согласие, присвоение социального опыта, правил нрав-
ственного поведения, но еще пассивное, не являющееся определяющим в активном поведении ребенка, т. е. формальное усвоение.
IV уровень - социальные нормы и правила поведения становятся определяющи-
Анализ табл. 1 показывает, что в совместной игровой деятельности характер взаимоотношений между слепыми мальчиками и девочками различен. Так, например, до эксперимента в первой группе 28% мальчиков и 17% девочек всегда были отзывчивы к противоположному полу. Во второй группе превалировало игнорирование детей противоположного пола как у девочек, так и мальчиков. Но, несмотря на это, проглядывалось небольшое стремление к коллективизму. Количество детей этой группы составило у мальчиков 22%, а у девочек 43%. В третьей группе 35% мальчиков проявили
Анализ табл. 2 показывает, что в совместных играх характер детских взаимоотношений между слабовидящими мальчиками
ми и регулирующими позицию ребенка в игре и взаимоотношении со взрослыми.
Характер взаимоотношений между мальчиками и девочками в совместной игровой деятельности в выделенных нами четырех группах представлен в табл. 1 и 2.
доброжелательность, наряду с которой старались в незначительной форме навязать свои условия, так же как и девочки, процент которых составил 20. В четвертой группе 15% мальчиков проявляли эгоизм, а девочки больше стремились проявить доброжелательность и стремление к совместной игровой деятельности, процент которых составил 20.
Таким образом, результаты, приведенные в табл. 1, показывают, что необходимо провести воспитательную работу с целью приспособления слепых детей к совместной игровой деятельности, а также их сближения.
и девочками различен. Так, например, до эксперимента в первой и второй группах 25% мальчиков всегда были доброжела-
Таблица1
Сравнительные данные характера взаимоотношений между слепыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности, %
Характер взаимоотношений Слепые мальчики Слепые девочки
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
I группа 28 72 17 63
II группа 22 10 43 28
III группа 35 10 20 5
IV группа 15 8 20 4
Таблица 2
Сравнительные данные характера взаимоотношений между слабовидящими мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности, %
Характер взаимоотношений Слабовидящие мальчики Слабовидящие девочки
до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента
I группа 25 62 15 58
II группа 25 18 45 22
III группа 35 15 18 10
IV группа 15 5 22 10
33 1
тельны к противоположному полу, уступали, играли с девочками, как с мальчиками. У мальчиков во второй группе наряду с доброжелательными отношениями друг к другу наблюдались в игре такие эгоистические тенденции, как стремление резко ответить, настоять на своей идеи, мысли, даже если они были не правы в своих действиях.
Количество детей этой группы составляло 25%, а у девочек - 45%. В третьей группе характер взаимоотношений детей друг с другом отличался. Например, желание навязывать свои правила и условия игры составляло у мальчиков 35%, а у девочек 18%. У детей, отнесенных к четвертой группе, как у мальчиков, так и у девочек, взаимоотношения в игре не складывались, они играли только в своих микрообъединениях, игнорируя друг друга, мальчики - 15%, девочки - 22%.
Таким образом, результаты, приведенные в табл. 2, и подробный анализ данных констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что именно слабовидящие девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола, так как они критичны к мальчикам, более требовательны и менее сни-сходительны.
Методом интервьюирования нами проводились опросы родителей слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с целью выявления отношения их ребенка к тендерным различиям. Большинство из родителей не смогли дать оценку отношения своего сына или дочери к противопо-
ложному полу. В основном ответы были следующего характера: «Нормально общается», «Относится, кажется, положительно», «Иногда вместе играют», но 28% родителей (как правило, мамы) смогли проанализировать игры своего ребенка и объективно охарактеризовать его поведение по отношению к другому полу.
Впоследствии оказалось, что именно их дети имеют относительно высокие моральные суждения о дружбе между сверстниками различного пола, а также те, в семьях которых имелись дети обоих полов. Результаты интервьюирования слабовидящих дошкольников показали, что 78,2% имеют больше всего контактов с мамой и лишь 21,8% с отцом, что сказывается на отношениях девочек и мальчиков. Анализ этих же данных у слепых дошкольников показал, что 92,4% имеют больше контактов с мамой и лишь 7,6% с отцом.
Результаты данных эксперимента и анализ литературы показали, что в последние годы стирается влияние тендерных различий на социальную активность детей как и по содержанию, так и по отношению родителей к своим детям без четкого акцента на будущую роль девочки и мальчика. Утрачены народные традиции воспитания будущей матери - хранительницы домашнего очага; отца - защитника отечества, уважающего и прославляющего женщину-мать, Родину. Между тем учет тендерных различий в воспитательном процессе, на наш взгляд, будет способствовать более эффективной социализации детей, формированию полноценной, психически здоровой личности, с четким осознанием своей тендерной роли в обществе.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение; ВЛА-ДОС, 1995. С. 199-201.