Научная статья на тему 'Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельности'

Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ / ГЕНДЕРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиева Д. П.

Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоролевой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гаджиева Д. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological phenomenon of gender influence on a position of a child with visual disorder in play activity

The article is devoted to studyng the influence of gender distinctions on play activity of children with visual disorders.

Текст научной работы на тему «Психологический феномен влияния тендера на позицию ребенка с нарушениями зрения в игровой деятельности»

Д. П. Гаджиева

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВЛИЯНИЯ ТЕНДЕРА НА ПОЗИЦИЮ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев

Статья посвящена актуальной проблеме исследования влияния тендерных различий на игровую деятельность детей с нарушениями зрения. Выявляются особенности проявления полоро-левой идентификации, доказывается необходимость гендерно-ориентированного воспитания детей с нарушениями зрения.

The article is devoted to studyng the influence of gender distinctions on play activity of children with visual disorders.

328

В последние десятилетия в психолого-педагогических исследованиях игровой деятельности детей все чаще отмечается пси -хологический феномен влияния тендера. По нашему мнению, в условиях ограниченного развития, вызванного сенсорной недостаточностью (нарушениями зрения), отмечается качественное своеобразие проявлений данного феномена. С целью изучения влияния тендера на особенности игры ребенка с нарушениями зрения мы подобрали комплекс игр для проведения исследования.

Исследование проводилось в коррекци-онном образовательном учреждении школе-интернате Ш-1У вида в г. Избербаше, МДОУ Ш-1У вида в г. Махачкале, Республиканском центре социальной помощи семье и детству (г. Махачкала). В нем приняли участие дети с нормальным психофизическим развитием и с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие).

При проведении исследования были использованы такие методики, как методика одномоментных срезов структуры групп детского сада по Т. Р. Репиной1, метод беседы, стандартизированное наблюдение, интервьюирование родителей.

Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что в целом по группам смешанные игровые объединения составили у слабовидящих дошкольников -10,8%, слепых - 12,3%, а чистых соответственно: 89,2 и 87,7% от их общего числа. Из бесед с испытуемыми о том, как они относятся к сверстникам, из оценок детей противоположного пола можно было сделать вывод о том, что разница игровых интересов мальчиков и девочек, определяющая характер игровых действий, характер игрового материала и тех и других, мешает им организовывать совместную деятельность. Положительно характеризуя друг друга, девочки и мальчики тем не менее не испытывали потребности играть вместе.

В выборке тотально слепых дошкольников девочек не устраивала подвижная

спортивная или военная тематика игр. В выборке мальчиков 50% стремилось только к динамическим ситуациям, а вторая половина проявляла интерес и к бытовым сюжетам игр.

В выборке слабовидящих дошкольников 20% девочек стремились играть вместе с мальчиками.

Данные, свидетельствующие об экстенсивности игрового общения, позволили сделать вывод о том, что его сужение происходит в основном за счет сверстников противоположного пола. Так, у слабовидящих девочек контакты в игре были установлены в большинстве случаев друг с другом.

Это связано с тем, что в современных детских садах и начальных классах образовательных учреждений чаще всего осуществляется бесполое воспитание. Упускается из виду учет психофизиологической специфики развития мальчиков и девочек. Забывается, что сегодняшний мальчик - будущий мужчина и представитель сильного пола, защитник и опора в семье. Девочка -жена, заботливая мать, хранительница домашнего очага, олицетворение женственности, красоты, любви.

Такое положение имеет социальные корни, возникшие в последние десятилетия прошлого века. В настоящее время в обществе получило распространение явлений маскулизации женщин, т. е. преобладание у нее типично мужских черт характера, а как следствие, потеря женственности, снижение милосердия, сострадания, и феминизации мужчин - проявление ими женственности, желания уйти от решения трудных проблем, стремления найти защиту и покровительство у представительниц слабого пола. На основе анализа социальной динамики последних лет в социальной психологии возникла теория андрологии, утверждающая, что человечество ожидает общество, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении.

Это нашло свое отражение в психологической и педагогической теории и практике. Методика воспитания мальчиков и девочек в специальных учреждениях для слепых и слабовидящих, как и в массовых, одинакова, хотя должна включать оттенки, учитывающие особенности их психофизического развития.

Через сюжетно-ролевую и творческую игру экспериментатором формировались представления о роли в социальной жизни мужчин и женщин. Игровая деятельность рассматривалась как условие воспитания таких нравственных качеств и устремлений, как защита более слабых, умение им уступать - с одной стороны, и проявление мягкости, сердечности, доброты, внимания - с другой.

Отсутствие планомерной, систематической работы по воспитанию дружбы между детьми разного пола, злоупотребление вербальными методами воздействия, ограниченность приемов, формирующих нравственный опыт слепых и слабовидящих детей, используя игру, являются причинами неудовлетворительного состояния этой проблемы на практике.

В различных сюжетно-ролевых играх экспериментального исследования выявилась неоднородность эмоционального восприятия и отражения жизненных ситуаций слепыми и слабовидящими детьми разного пола. Так, мальчиков привлекали игры с динамичными игровыми ситуациями или персонажи и герои, находящиеся в движении, экспрессии. Мальчики предпочитали такие игры, как «Взятие крепости», «Волк и овцы», «Чабан и волк», «Летчики», «Космонавты», «Кто самый смелый?». Главные персонажи этих игр вызывали у них желание быть смелыми и совершать героические поступки. Девочки выбирали такие игры, как «Семья», «Дочки-матери», «Кукла заболела», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Аптека», «Магазин» и другие, в которых они отражали впечатления лиричного, эстетического характера, проявляли

заботу о маленьких, слабых и больных. Они были более расположены к играм со сказочными сюжетами. Девочки с нарушениями зрения среднего и старшего дошкольного возраста в большинстве случаев играют отдельно от мальчиков, не включая их даже в такие игры, как «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», а в младших группах в сюжеты: «Кукла гуляет», «Дочки-матери», «Мы обедаем» и т. д.

В этих играх главными являются «женские» роли, а на второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К любимым играм мальчиков относятся игры со строительным материалом, технической игрушкой, машинами, на тему «Летчики », «Космонавты», «Теплоход», «Поезд» ит. п. В них проявляются интересы мальчиков к мужским профессиям и деятель -ности. Наряду с этим почти во всех группах всех учреждений, охваченных исследованием, развертываются творческие игры с обязательной совместной деятельностью детей разного пола: «Детский сад», «Школа», «День рожденья», «Столовая», «Путешествия» и др., драматиза-ция сказок и т. д.

Анализ взаимоотношений детей позволил выделить четыре группы детей среди слепых и слабовидящих мальчиков и девочек, отличающихся уровнем отношений друг к другу в совместных сюжетно-роле-вых играх.

Рассмотрим характеристику этих уровней.

I уровень - отсутствие представлений у детей о правилах поведения в обществе взрослых и детей, ориентир на свои потребности и желания, эгоцентризм, пассивность и т. д.

II уровень - знание правил нравственного поведения, понимание необходимости подчинения правилам, однако нежелание считаться с этой необходимостью, протест против этого.

III уровень - внутреннее согласие, присвоение социального опыта, правил нрав-

ственного поведения, но еще пассивное, не являющееся определяющим в активном поведении ребенка, т. е. формальное усвоение.

IV уровень - социальные нормы и правила поведения становятся определяющи-

Анализ табл. 1 показывает, что в совместной игровой деятельности характер взаимоотношений между слепыми мальчиками и девочками различен. Так, например, до эксперимента в первой группе 28% мальчиков и 17% девочек всегда были отзывчивы к противоположному полу. Во второй группе превалировало игнорирование детей противоположного пола как у девочек, так и мальчиков. Но, несмотря на это, проглядывалось небольшое стремление к коллективизму. Количество детей этой группы составило у мальчиков 22%, а у девочек 43%. В третьей группе 35% мальчиков проявили

Анализ табл. 2 показывает, что в совместных играх характер детских взаимоотношений между слабовидящими мальчиками

ми и регулирующими позицию ребенка в игре и взаимоотношении со взрослыми.

Характер взаимоотношений между мальчиками и девочками в совместной игровой деятельности в выделенных нами четырех группах представлен в табл. 1 и 2.

доброжелательность, наряду с которой старались в незначительной форме навязать свои условия, так же как и девочки, процент которых составил 20. В четвертой группе 15% мальчиков проявляли эгоизм, а девочки больше стремились проявить доброжелательность и стремление к совместной игровой деятельности, процент которых составил 20.

Таким образом, результаты, приведенные в табл. 1, показывают, что необходимо провести воспитательную работу с целью приспособления слепых детей к совместной игровой деятельности, а также их сближения.

и девочками различен. Так, например, до эксперимента в первой и второй группах 25% мальчиков всегда были доброжела-

Таблица1

Сравнительные данные характера взаимоотношений между слепыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности, %

Характер взаимоотношений Слепые мальчики Слепые девочки

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

I группа 28 72 17 63

II группа 22 10 43 28

III группа 35 10 20 5

IV группа 15 8 20 4

Таблица 2

Сравнительные данные характера взаимоотношений между слабовидящими мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности, %

Характер взаимоотношений Слабовидящие мальчики Слабовидящие девочки

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

I группа 25 62 15 58

II группа 25 18 45 22

III группа 35 15 18 10

IV группа 15 5 22 10

33 1

тельны к противоположному полу, уступали, играли с девочками, как с мальчиками. У мальчиков во второй группе наряду с доброжелательными отношениями друг к другу наблюдались в игре такие эгоистические тенденции, как стремление резко ответить, настоять на своей идеи, мысли, даже если они были не правы в своих действиях.

Количество детей этой группы составляло 25%, а у девочек - 45%. В третьей группе характер взаимоотношений детей друг с другом отличался. Например, желание навязывать свои правила и условия игры составляло у мальчиков 35%, а у девочек 18%. У детей, отнесенных к четвертой группе, как у мальчиков, так и у девочек, взаимоотношения в игре не складывались, они играли только в своих микрообъединениях, игнорируя друг друга, мальчики - 15%, девочки - 22%.

Таким образом, результаты, приведенные в табл. 2, и подробный анализ данных констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод, что именно слабовидящие девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола, так как они критичны к мальчикам, более требовательны и менее сни-сходительны.

Методом интервьюирования нами проводились опросы родителей слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с целью выявления отношения их ребенка к тендерным различиям. Большинство из родителей не смогли дать оценку отношения своего сына или дочери к противопо-

ложному полу. В основном ответы были следующего характера: «Нормально общается», «Относится, кажется, положительно», «Иногда вместе играют», но 28% родителей (как правило, мамы) смогли проанализировать игры своего ребенка и объективно охарактеризовать его поведение по отношению к другому полу.

Впоследствии оказалось, что именно их дети имеют относительно высокие моральные суждения о дружбе между сверстниками различного пола, а также те, в семьях которых имелись дети обоих полов. Результаты интервьюирования слабовидящих дошкольников показали, что 78,2% имеют больше всего контактов с мамой и лишь 21,8% с отцом, что сказывается на отношениях девочек и мальчиков. Анализ этих же данных у слепых дошкольников показал, что 92,4% имеют больше контактов с мамой и лишь 7,6% с отцом.

Результаты данных эксперимента и анализ литературы показали, что в последние годы стирается влияние тендерных различий на социальную активность детей как и по содержанию, так и по отношению родителей к своим детям без четкого акцента на будущую роль девочки и мальчика. Утрачены народные традиции воспитания будущей матери - хранительницы домашнего очага; отца - защитника отечества, уважающего и прославляющего женщину-мать, Родину. Между тем учет тендерных различий в воспитательном процессе, на наш взгляд, будет способствовать более эффективной социализации детей, формированию полноценной, психически здоровой личности, с четким осознанием своей тендерной роли в обществе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение; ВЛА-ДОС, 1995. С. 199-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.