Научная статья на тему 'Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения'

Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
392
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПАТОЛОГИЯ ЗРЕНИЯ / ГЕНДЕРНООБУСЛОВЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна, Изиева Джамиля Пайзутдиновна

В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния гендера на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения. Использование модифицированной методики Д. М. Маллаева по выявлению типов социального поведения на выборках слепых и слабовидящих дошкольников и младших школьников позволило авторам выявить гендернообусловленные социально-психологические особенности детей, детерминированные патологией зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович, Омарова Патимат Омаровна, Изиева Джамиля Пайзутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние гендерного развития на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения»

26

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

УДК 376.3

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

© 2008 маллаев Д.М., Омарова П.О., Изиева Д.П.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье описываются результаты экспериментального исследования влияния гендера на формирование социальной активности детей с нарушениями зрения. Использование модифицированной методики Д. М. Маллаева по выявлению типов социального поведения на выборках слепых и слабовидящих дошкольников и младших школьников позволило авторам выявить гендерно-обусловленные социально-психологические особенности детей, детерминированные патологией зрения.

The authors of the article describe the results of the experimental study of the gender influence on formation of children with visual disorders’ social activity. The use of D.M. Mal-laev’s modified methods in revealing the types of the social behaviour in the blind and visually impaired children under the school age and younger schoolchildren’s samples allowed to the authors to reveal conditioned by gender children’s social-psychological particularities, determinated by the visual pathology.

Ключевые слова: социальное поведение, патология зрения, гендернообу-словленные социально-психологические особенности, социальные типы поведения.

Keywords: social behaviour, visual pathology, gender development, social and psychological particularities, social types of behaviour.

Для изучения влияния гендерного развития на сформированность социальной активности детей с нарушениями зрения мы использовали модифицированную нами методику изучения социальных типов поведения по Д. М. Маллаеву. Системноструктурный анализ различных видов деятельности через призму гендерных различий позволил нам рассмотреть взаимосвязь между социальным типом поведения и гендерным воспитанием ребенка. При этом мы стремились проанализировать разницу в типах поведения девочек и мальчиков, выявить наиболее часто встречающиеся типы поведения в разных возрастных группах среди мальчиков и девочек.

Анализ типов поведения детей, выделенных Д. М. Маллаевым, показывает, что они соответствуют разным уровням его усвоения детьми. В нашей модификации представленная система регуляторных типов поведения составляет определённую последовательность и иерархию становления социальных отношений и поведения детей с учетом гендерного развития. С этой целью в констатирующем эксперименте были выделены 4 уровня социального поведения детей.

Первый уровень - отсутствие представлений у детей о правилах поведения в обществе взрослых и детей, ориентир на свои потребности и желания, эгоцентризм, пассивность

Психолого-педагогические науки

27

• ••

и т.д. Проявлений гендерной специфики в поведении не отмечается.

Второй уровень - знание правил нравственного поведения, понимание необходимости подчинения правилам, но при этом нежелание считаться с этой необходимостью, протест. Дети знают о наличии субкультурной разницы в поведении мальчиков и девочек, однако либо не следуют этим нормам, либо мальчики выбирают их извращенное и крайне отрицательное по отношению к девочкам толкование. Отмечаются негативные гендерные стереотипы в поведении.

Третий уровень - внутреннее согласие, присвоение социального опыта, правил нравственного поведения, но еще пассивное, не являющееся определяющим в активном поведении ребенка, т.е. формальное усвоение. Дети имеют представления о различиях в поведении мальчиков и девочек, способны размышлять о гендерных стереотипах в общении и поведении людей, но не следуют собственным сознательным установкам на поведенческом уровне.

Четвертый уровень - социальные нормы и правила поведения в качестве определяющих и регулирующих позицию ребенка в игре и взаимоотношении с взрослыми. Отмечается четкое представление о гендерных различиях, следование на уровне общения и поведения представлениям о позитивных гендерных стереотипах.

Используя систему различных типов поведения (модификация Д. М. Маллаева, 1993) в констатирующем

Процентное распределение

эксперименте, согласно критериям, мы разделили детей на четыре группы по типам поведения в игровой деятельности и соотнесли к представленным выше уровням усвоения социального опыта. Чтобы не нарушался естественный ход исследования, до его начала мы устанавливали дружеский контакт со слепыми и слабовидящими детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, участвуя в организации сюжетно-ролевых игр.

Дети привыкали к экспериментатору, его присутствию и участию в игре. Затем данные, полученные в ходе самостоятельно организованных сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Семья», фиксировались в протоколах. Мы подобрали наиболее подходящий комплекс игр для проведения исследования. Например, в сюжетно-

ролевых играх, таких как «Гуси-лебеди», «Чьё звено скорее соберётся?», «Кто скорее позвонит?» и в некоторых подвижных играх с правилами или с элементами спорта, играх-эстафетах, между их участниками существует межролевая жесткая зависимость.

Это позволило нам получить результаты, приведенные их в таблице

1.

Видно, что как удетей в норме, так и у детей с нарушением зрения, начиная со старшей группы детского сада, исчезает первый уровень поведения, который присущ лишь детям младшего и среднего дошкольного возраста.

Таблица 1

tней социальной активности

Возраст и категория детей 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Норма 4,2% 15,8% 50% 30%

<о5 сц девочки 2,9% 2,9% 60% 34,2%

мальчики 5,7% 28,6% 40% 25,7%

со Слабовидящие 9,8% 24,6% 49,2% 16,4%

девочки 10% 23,3% 53,3% 13,4%

мальчики 9,8% 25,8% 45,1% 19,3%

28

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

Слепые 8,3% 16,6% 58,4% 16,6%

девочки 11,1% 0 66,6% 22,3%

мальчики 6,7% 26,6% 53,4% 13,3%

Норма - 10% 35% 55%

девочки - 2,5% 37,5% 60%

мальчики - 17,5% 32,5% 50%

1— CD Слабовидящие 4,6% 17,8% 46,7% 28,9%

СО девочки - 16% 56% 28%

1 Г^- мальчики 10% 30% 35% 25%

Слепые - 15% 40% 45%

девочки - - 20% 80%

мальчики - 30% 60% 10%

Это связано с тем, что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы представления о правилах поведения в обществе взрослых и своих сверстников, их малый социальный опыт, связанный лишь с необходимостью общения с взрослыми и детьми, не находит своего отражения в игровых действиях, не ограниченных правилами и нормами. Поэтому у детей этого возраста ввиду отсутствия представлений о правилах поведения в обществе взрослых и сверстников игровые действия сориентированы лишь на свои желания и потребности. Контрольный срез показал, что второй уровень поведения с возрастом уменьшается. Это связано с тем, что старшие дошкольники знают правила нравственного поведения, понимают необходимость подчинения правилам и нормам, хотя некоторые из них еще не желают считаться с ней, протестуют, стараясь сделать вид, что не понимают, чего от них хотят, при настойчивом требовании взрослого капризничают или замыкаются в себе. На этом уровне социальных отношений часто наблюдаются конфликты, возникающие из-за выбора игрушек, ролей, сюжета игр и т.п. У дошкольников с нарушениями зрения наблюдается иная картина. Это объясняется тем, что они более сдержанны и послушны из-за тяжести зрительного дефекта, прислушиваются к мнениям окружающих их взрослых и частично видящих или слабовидящих сверстников и требу-

ют больше внимания к себе с их стороны.

Третий уровень социальных отношений детей с нарушением зрения и с нормально видящими сверстниками характеризуется внутренним согласием, присвоением социального опыта, т.е. они стараются выполнять правила, но их нравственные поступки носят больше пассивный характер. Формальное усвоение их не является определяющим в активном поведении ребенка.

Четвертый уровень определялся наиболее высоким качеством социальной адаптированное™ детей в сюжетно-ролевой игре. Как показали результаты исследования, он достаточно высок у всех категорий детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, принимавших участие в эксперименте, но наиболее высокий выявлен у нормально видящих детей. Таким образом, в ходе исследования была выявлена специфика в развитии социальной активности детей с нарушениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим с помощью статистической обработки данных влияние гендерных различий на проявления социальности у детей, принимавших участие в эксперименте. Для начала сравним выборки детей с нормальным зрением и слабовидящих в возрастном диапазоне 5-6 лет. Анализ распределения данных между выборками детей с нормальным зрением и слабовидящих с использовани-

Психолого-педагогические науки

• ••

29

ем критерия Стьюдента показывает, что между ними существуют значительные различия как в старшем дошкольном возрасте, так и в младшем школьном. В таблице 1 приведены

данные по сравнению значимости различий между слабовидящими и нормально видящими девочками и мальчиками в возрасте 5-6 и 7-8 лет.

Таблица 2

Достоверность различий между нормально видящими и слабовидящими детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Показатели

Норма (мальчики)

5-6 лет

Слабовидящие (мальчики) 5-6 лет

Норма (мальчики)

7-8 лет

Слабовидящие (мальчики) 7-8 лет

Норма (девочки) 5-6 лет

Различия достоверны р = 0,001

Слабовидящие Норма (девочки) (девочки) 5-6 лет 7-8 лет

Слабовидящие (девочки) 7-8 лет

Различия недостоверны

Различия достоверны р = 0,001

Различия достоверны р = 0,001

Для качественной интерпретации полученных количественных показателей мы перевели данные, представленные в таблице 1, в процентное соотношение в таблице 2. Следует отметить, что процентное соотношение вычислялось отдельно по общим выборочным совокупностям (норма, слепые, слабовидящие) по возрастам 5-6 лет и 7-8 лет, а также отдельно по девочкам и мальчикам. Диаграммы (рис. 1. 2) отражают полученные нами промежуточные результаты.

Рис. 1 Показатели выборкидетей с нормальным зрением 5-6 лет

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень ■ Общие данные В Девочки □ Мальчики

Рис. 2. Показатели выборки слабовидящих детей 5-6 лет

80%

60%

40%

20%

0%

■ Общие данные □ Девочки □ Мальчики

1—1

—1 ■ ~Ш~\

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Показатели выборки ___________слепыхдетей 5-6 лет

80%

60%

40%

20%

0%

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

■ Общиеданные 0Девочки □Мальчики

30

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

• ••

Рис. 4. Показатели выборки нормально видящих детей 7-8 лет

80%

60%

40%

20%

0%

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

■ Общие данные В Девочки □ Мальчики

Рис. 5. Показатели выборки слабовидящих детей 7-8 лет

80%

60%

40%

20%

0%

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

■ Общие данные В Девочки □ Мальчики

Рис. 6. Показатели выборки слепыхдетей 7-8 лет

Рис. 7. Сравнительные общие данные в норме и при зрительной патологии в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте

Диаграммы позволяют наглядно увидеть статистически доказанные достоверные различия в выборках, так как, за исключением выборок нормально видящих и слабовидящих дошкольников, практически по всем группам отмеченные различия явля-

ются существенными с точки зрения вариационной статистики.

100%

80%

60%

40%

20%

0%

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

■ Норма 5-6 лет □ Норма 7-8 лет

□ Слабовидящие 5-6 лет S Слабовидящие 7-8 лет В Слепые 5-6 лет □ Слепые 7-8 лет

Рис. 8. Сравнительные данные по девочкам в норме и при зрительной патологии в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

■ Норма 5-6 лет В Норма 7-8 лет

□ Слабовидящие 5-6 лет В Слабовидящие 7-8 лет Ш Слепые 5-6 лет □ Слепые 7-8 лет

Рис. 9. Сравнительные данные по мальчикам в норме и при зрительной патологии в сгаршемдошкольном и младшем школьном возрасте

Таким образом, проанализировав с помощью t-критерия Стьюдента влияние нарушений зрения и гендерных различий на проявления социальной активности нормально видящих, слабовидящих и слепых старших дошкольников и младших школьников мы пришли к следующим выводам:

1. Формирование социального типа поведения претерпевает значительные изменения при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему школьному как у детей с нормальным зрительным развитием, так и у слепых и слабовидящих детей. Переход от игровой к более регламентированной учебной деятель-

Психолого-педагогические науки •••

ности в качестве ведущей способствует развитию более высоких уровней социальной активности и в целом существенно не зависит от влияния фактора зрительной патологии, так влияние фактора возрастной смены ведущей деятельности оказывается более значимым. В то же время у небольшой части слабовидящих младших школьников отмечаются проявления более низких уровней проявления социальной активности.

2. В старшем дошкольном возрасте отмечаются достоверные различия между нормально видящими детьми и детьми с нарушениями зрения. В выборке детей с нарушениями зрения в два раза чаще отмечается первый, самый низкий уровень социальной адаптированное™ по сравнению нормально видящими детьми. При этом четвертый уровень встречается почти в два раза чаще в выборке детей с нормальным зрением. Следовательно, нарушение зрения оказывает влияние на формирование социальной активности, задерживая социальное развитие ребенка. Однако частота встречаемости третьего уровня во всех трех выборках примерно одинакова, что отражает специфику старшего дошкольного возраста.

3. В старшем дошкольном возрасте в выборке слепых детей и детей с нормальным зрением существенное значение приобретают гендерные различия, что демонстрируется статистически достоверными различиями в формировании социальной активности между девочками и мальчиками. У девочек значительно чаще отмечаются более высокие уровни социального развития (третий и четвертый) и очень редко - первый и второй, что подтверждается их более высоким речевым развитием и общительностью, в то время как треть мальчиков демонстрирует первый и второй уровни социального развития. Роли, которые играют девочки, отличаются более высоким уровнем достоверности передачи социальных

31

отношений, большим количеством деталей, в то время как в игре мальчиков отмечается схематичность, социальная нивелированное™ отношений.

В то же время среди слабовидящих детей 5-6 лет гендерные различия не играют роли в проявлениях социальной активности. Возможно, это отличие от слепых детей вызвано тем, что слабовидящие пользуется остаточным зрением, которое позволяет им изучать партнера без физического контакта.

Теряя часть визуальной информации (в отличие от нормально видящих), слабовидящие почти не пользуются осязанием в социальных отношениях (в отличие от слепых). Так как в дошкольном возрасте многие гендерные различия воспринимаются на уровне внешних различий в одежде, прическе и т.д., то, возможно, слабовидение приводит к нарушениям социальной перцепции (восприятия и понимания человека человеком), проявляющимся в своеобразной задержке гендерного развития.

4. В младшем школьном возрасте среди нормально видящих и слепых детей практически не встречается первый уровень социальной активности, который продолжает сохранять свое значение для слабовидящих мальчиков.

Все реже встречается второй уровень, хотя в выборках детей с нарушениями зрения он отмечается в полтора раза чаще, чем среди нормально видящихдетей. Для большей части детей с нормальным зрением уже характерен четвертый уровень социальной активности, в то время как для детей с нарушениями зрения весьма актуален третий уровень.

5. Гендерные различия в младшем школьном возрасте уже приобретают существенное значение во всех трех группах испытуемых и начинают проявляться в выборке слабовидящих. Среди мальчиков во всех трех выборках отмечается на-

32

• ••

ИзвестияДГПУ, №4, 2008

личие второго уровня, хотя в выборке детей с нормальным зрением в два раза реже, чем с нарушениями зрения. При этом мальчики отстают в социальном отношении от девочек вне зависимости от влияния дефекта. Очевидно, в этом уже проявляется специфика гендерного развития. Существенные различия между мальчиками и девочками прослеживаются в количественных характеристиках всех типов социальных отношений.

6. Значительно начинают отрываться от других групп в социальном развитии слепые девочки, большинство из которых (80%) характеризуются четвертым уровнем. Среди них практически нет первого и второго уровня. Возможно, присущая девочкам большая социабельность (как гендерная характеристика) начинает в этом возрасте использоваться для компенсации дефекта и социальной адаптации личности.

Статья поступила в редакцию 12.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.