Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1112
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ПРОКРАСТИНАТОР / УРОВЕНЬ НЕЙРОПАТИЗАЦИИ / ПСИХОПАТИЗАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Нина Ильинична

В статье проводится анализ различных определений, подходов к проблеме прокрастинации, современных направлений изучения причин и последствий, детерминированность прокрастинации индивидуально-личностными особенностями прокрастинатора. В исследовании изучается прокрастинация как вариант дезадаптивного поведения в юношеском возрасте, обусловленность прокрастинации студентов уровнем нейротизма и психопатизации, тревожностью, личностными особенностями и отдельными чертами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF CAUSES AND CONSEQUENCES OF STUDENT PROCRASTINATION

The article provides an analysis of various definitions of approaches to the problem of procrastination, modern trends in the study of causes and consequences, the determinacy of procrastination by individual and personal characteristics of the procrastinator. The study examines procrastination as a variant of maladaptive behavior in adolescence, the conditioning of students' procrastination by the level of neuroticism and psychopathization, anxiety, personality traits and individual traits.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Психология

УДК 159.96

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры клинической психологии Медведева Нина Ильинична

ФГОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье проводится анализ различных определений, подходов к проблеме прокрастинации, современных направлений изучения причин и последствий, детерминированность прокрастинации индивидуально-личностными особенностями прокрастинатора. В исследовании изучается прокрастинация как вариант дезадаптивного поведения в юношеском возрасте, обусловленность прокрастинации студентов уровнем нейротизма и психопатизации, тревожностью, личностными особенностями и отдельными чертами.

Ключевые слова: прокрастинация, прокрастинатор, уровень нейропатизации, психопатизация, тревожность.

Annotation. The article provides an analysis of various definitions of approaches to the problem of procrastination, modern trends in the study of causes and consequences, the determinacy of procrastination by individual and personal characteristics of the procrastinator. The study examines procrastination as a variant of maladaptive behavior in adolescence, the conditioning of students' procrastination by the level of neuroticism and psychopathization, anxiety, personality traits and individual traits.

Keywords: procrastination, procrastinator, level of neuropathization, psychopathization, anxiety.

Введение. Социальные условия, в которых живет современный студент, особым образом отражаются на его адаптации, не всегда способствуют сохранению его психического здоровья. В юношеском возрасте часто дебютируют психические патологии (эндогенные, аффективные расстройства), проявляются личностные патологии. В своем исследовании мы попытались разобраться с проблемой прокрастинации студентов, о которой активно заговорили специалисты в последние десятилетия. Прокрастинацию как психологическое явление истолковывают как откладывание запланированного насущного дела при осознавании отрицательного последствия отсрочки. В своем исследовании мы попытались найти обусловленность прокрастинации студентов уровнем нейротизма и психопатизации, тревожностью, личностными особенностями и отдельными чертами.

Изложение основного материала статьи. Если приравнять прокрастинацию к лени, то можно увидеть ее другую функцию - функцию разрядки, отдыха, эмоциональной разгрузки, которые студенту необходимы при чрезмерной загруженности и усталости. В случае несформированности в студенческом возрасте волевых регуляторов поведения, можно констатировать у студентов инфантильное стремление получить удовольствие, отдых в результате бездеятельности.

Проблемой прокрастинации зарубежные исследователи занимаются с конца 70-х годов ХХ века (Дж. Бурка, В. Кнаус, П. Рингенбах, А. Эллис, Л. Юэн и др.). В отечественной психологии прокрастинация стала объектом для изучения с конца 90-х.

В подтверждении интереса исследователей к данной проблеме нами проанализированы работы, в которых показано взаимодействие прокрастинации с различными психологическими феноменами. Каждый из рассмотренных нами вариантов проявления прокрастинации основан на личностном аспекте, связанном с оценками личностных качеств, поведения окружающими. Анализ проблемы прокрастинации на предыдущем возрастном этапе - подростничестве - показал, что проблема идентификации ребенка с референтной группой, со сверстниками, выступающими своеобразной «командой», значима для него. Закономерно, что подросток избегает ответственных шагов, тем самым избегая и негативной оценки значимой референтной группы сверстников [2].

Анализ исследований проблемы прокрастинации в юношеском возрасте раскрыл её причины, среди которых мотивы избегания неудач, боязнь несоответствия высоким стандартам, демонстрация самостоятельности и нежелания выполнять поручения и задания. Экспериментально подтверждены доминирующие мотивы, ведущие к прокрастинации, планированию совладания, активному копингу, волевой саморегуляции, принятию ответственности, юмору, эмоциональной поддержке [1].

Рассмотрев различные теоретические трактовки определения и феномена прокрастинации, мы не увидели единого подхода. У канадского психолога П. Стила в определении прокрастинации сделан акцент на добровольной задержке запланированного действия человеком, даже при ожидании негативных последствий из-за задержки [6]. П. Стилом подчеркнута в прокрастинации иррациональная задержка, так как человек не может указать приемлемую причину для задержки. Человек откладывает не всё действие, а может отложить либо начало, либо конец запланированного действия, хотя осознает, что такая задержка не приносит ни финансовой, ни психологической выгоды. Практически такие же симптомы указаны К. Лэй, который отметил, что в основе прокрастинации лежит добровольная иррациональная задержка намеченного курса действий [цит. по 5]. Для прокрастинатора вполне осознан факт негативного последствия иррациональной задержки намеченного курса действий.

Один из известных исследователей проблемы прокрастинации Я.И. Варваричева в определении понятия «прокрастинация» подчеркивает возможность человека избегать прямой оценки его способностей [2].

Ключевой особенностью прокрастинации может быть сочетание иррациональности и осознания поведения, предвидение возможности негативного последствия. Прокрастинация практически проявляется в разных сферах человеческой деятельности: учебной, профессиональной и т.д.

В первой классификации прокрастинации, которую предложил Н. Милграм в соавторстве с Дж. Батори и Д. Моурером, были определены основные типы прокрастинации. Критерием стал масштаб проявления: в бытовой или ежедневной прокрастинации жизни происходит промедления в семье, откладывание бытовых домашних обязанностей, обычно регулярно выполняемых каждым членом семьи (приготовление пищи, уборка дома, стирка, покупки и т.п.); при принятии решений, даже незначительных, промедление, затягивание по непонятным причинам; при невротическом промедлении откладывание жизненно важных решений по причине страха или осуждения; компульсивную прокрастинацию характеризует комбинация промедления в принятии решения у одного человека и всех членов семьи; при академической прокрастинаци происходит откладывание занятий и подготовки к экзаменам. Н. Милграм впоследствии пересмотрел эту классификацию, оставил следующие типы: прокрастинация в выполнении заданий; прокрастинация в принятии решений.

В рамках нашего исследования интересны стали теоретические подходы следующих направлений: обусловленность прокрастинации тревожными чувствами; влияние на прокрастинацию мотивации отношений; взаимосвязь прокрастинации и преодоления стратегии взаимоотношений; академические прокрастинационные исследования.

На сегодняшний день в условиях самоизоляции и дистанционного обучения особенно популярна проблема академической прокрастинации. Остановимся на ней подробнее. Академическая прокрастинация наиболее распространена в области образования, особенно среди школьников и студентов [4]. В повседневной жизни студентов это выглядит как

откладывание выполнения заданий, впоследствии приводящее к отставанию от программы вуза, невозможности усвоения материала из-за дефицита времени, недостаточной подготовкой к экзаменам, появлению академической задолженности [1].

Негативные последствия академической прокрастинации включают личностные, психологические, медицинские проблемы, приводят к низкой успеваемости, избеганию неприятных последствий и как правило прогулам, высокому уровню депрессии, низкой самореализации, низкой волевой регуляции и самооценке. По мнению исследователей основными причинами академической прокрастинации является страх неудачи, неприязнь к выполнению задач и заданий, отвращение к ним, при этом страх неудачи завышает уровень тревоги и подрывает веру в себя, неприязнь к выполнению задач и заданий отражает отрицательную самооценку [4]. Академическая прокрастинация связана со многими факторами, которые способствуют усугублению страха неудачи и неприязни к выполнению задач и заданий, среди которых окружающая среду, семейные и индивидуальные личные проблемы.

Интересен подход Миссилдина, который в своих работах раскрыл симптомы «синдрома хронической прокрастинации», описал влияние на завершение работы над задачей мечтаний и замедлений в выполнении медленным действий. Причина медлительности индивидуумов кроется в нереалистичной постановке цели родителями, предоставлении условной привязанности. Автор описывает влияние разрешительного или авторитетного родительского воспитания на усиление тенденции промедления у ребенка. Такое воспитание часто приводит ребенка к повышенной тревоге, трудностям в выполнении графиков, которые предопределены родителями. Результатом авторитарного отношения родителей к срокам выполнения заданий являются эмоциональные срывы ребенка, боязнь не уложится в ограниченные сроки, попытки противостоять таким ограничениям и получить свободу. Практически в таком состоянии ребенок живет на протяжении детства, несет такое эмоциональное состояние в юношеский возраст.

В теории Джорджа Эйнсли прокрастинация рассматривается как «базовый импульс человека» [9]. Мы нашли подтверждение тому, что индивид вынужден избегать выполнения тех задач, которые не приносят успеха, то есть человек не получит желаемого подкрепления. Д. Эйнсли заявляет, что людям более нравятся краткосрочные подкрепления или вознаграждения, а не стремление к достижению долгосрочных целей [9]. Краткосрочные подкрепления вызывают удовольствия, которые можно почувствовать здесь и сейчас. Такой подход определяет характерные особенности прокрастинатора, подчеркивая его стремление получить удовольствие от краткосрочного вознаграждения. Выработанные реакции не позволяют достичь долгосрочных целей, прокрастинатор оказывается в замкнутом круге: он ищет немедленное удовольствие, что увеличивает его беспокойство по поводу невыполненной задачи [9].

В когнитивном подходе проблеме прокрастинации уделено значительно больше времени, чем в других теориях. Опираясь на теорию познания, представители когнитивной психологии определили три основные явления, лежащие в основе прокрастинации - иррациональные убеждения, заниженную самооценку и неспособность самостоятельно принять решение.

Можно рассматривать эти аспекты вне зависимости друг от друга, как самостоятельные явления, имеющие свои детерминанты, но практически они тесно взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Эллисом и Кнаусом в 1977 году признано, что в прокрастинации как эмоциональном расстройстве, основной причиной является иррациональное мышление. Иррациональное убеждение прокрастинатора заключается в фразе «Я всегда выполняю работу идеально». Последующая оценка своей деятельности приводит к негативному искажению действительности, человек не может закончить работу в срок. Иррациональные установки способствуют оттягиванию важных дел, в частности, перфекционизм мешает выполнять важную деятельность из-за боязни допускать ошибки. Иррациональное мышление приводит к негативным последствиям, мешающим оптимально выполнять какую-либо деятельность, побуждает откладывать начало работы из-за страха не достичь высоких результатов. Эллисом и Кнаусом прокрастинация причислена к эмоциональному расстройству, уходящему корнями вглубь иррационального мышления, хотя многими другими исследователями такой подход не поддерживается [цит по 5].

Мы нашли сходство этой концепции с концепцией защиты эго в психоаналитической теории, но разница в том, что бихевиористы не заостряют внимания на проявлении тревоги как показателе фрустрации в эго.

Неустойчивая самооценка, как определили Бурка и Юн в 1983 году, в прокрастинации выполняет стратегию защиты. Авторами в их теории скомпилированы утверждения о том, что задерживая решения задач, прокрастинатор отражает собственные уязвимые чувства.

Дженисом и Манном в 1977 году были обоснованы такие причины прокрастинации как неспособность принять решение, которую авторы положили в основу их теории внутриличностного конфликта. Дженис и Манн причислили прокрастинацию к беспорядочным решениям в трудных жизненных ситуациям. Принятие решения с промедлением авторами обозначены как создание конфликтной атмосферы, в которой доминирует пессимизм, прогноз неудачи в получении удовлетворительных результатов в деятельности.

Подобного мнения придерживались Ротблюм и Манн в 1988 году, связывая прокрастинацию с внутриличностным конфликтом, неспособностью принять быстрые решения. Авторы приводили пример на выборке студентов у которых выявлена академическая прокрастинация: конфликт при выборе курсов, тем выпускных работ.

Краткий исторический экскурс в проблему исследования прокрастинации дал нам возможность понять, как относились представители основных психологических школ к феномену прокрастинации.

Но картина анализа феномена прокрастинации не будет полной, если мы не представим, насколько глобально она изучается в настоящее время.

В исследованиях, проводившихся с 2015 года по настоящее время, в основном прокрастинация рассматривается не как патологическое явление, а как проявление личностной особенности, вплетенную в общую картину личности.

В исследованиях Варваричевой Я.И. процесс прокрастинации рассматривался на выборке учащихся старших классов. Автором экспериментально подтверждено, что более 40% старшеклассников показали высокую степень проявления прокрастинации [2]. Наиболее высокими были показатели, характеризующие прокрастинацию: мотивационнаянедостаточность; прокрастиционный перфекционизм; прокрастиционная тревожность. Каждый второй родитель сталкивается с проявлениями перечисленных показателей при подготовке старшеклассника к ЕГЭ.

Мы считаем, что о взаимосвязи прокрастинации и уровне тревожности можно убедиться в повседневных наблюдениях за студентами, особенно в период выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ. Нами прокрастинация оценивается как негативный процесс в учебной деятельности студента, выделены личностные противоречия, которые проявляются обучающимися при выполнении деятельности. Такие противоречия наблюдаются на каждом этапе деятельности, связаны с обнаружением противоречий во внешних условиях и созданием субъективной модели сложившейся ситуации.

На этапе прогнозирования деятельности у студента формируется модель возможного будущего, личность строит предположения по поводу того, что получится при определенных действиях субъекта. Такие умственные действия дают возможность предвосхитить желаемый результат. На этапе целеполагания происходит ориентация на формирование модели

желаемого будущего. Этап планирования учебной деятельности является результатом умственной работы, в результате появляется последовательность действий, способствующих достижению поставленной цели с учетом материальных, временных, физических ресурсов, помогающих достичь поставленную цель. Критериями оценки умственной деятельности (прогнозирования, целеполагания и планирования) является мотивация студента к выполнению задуманного. Это переход от внутреннего плана деятельности к внешнему.

На этом этапе обучающимся важен самоконтроль, который поможет ему получать информацию о его внутреннем состоянии во время выполнения деятельности и соответствующих изменениях внешней среды для сравнения результатов с критериями успешности деятельности. Важным этапом является коррекция, которая обуславливает изменения внешней активности человека в случае несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Исследователями признано, что чрезмерное сосредоточение внимания на самоуправлении является рискованным для человека, так как он тогда становится слишком придирчивым к себе и игнорирует любые социальные интересы.

Прокрастинация препятствует нормальной саморегуляции личности, притом уровень прокрастинации прямо пропорционален общей способности самоуправления.

В юношеском возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Чрезмерная эмоциональность, сила эмоций, глубина может оказывать на самоконтроль значительное влияние. Как аффект, так и апатия способствуют затруднению контроля над собой, своим телом и действиями, особо важными для поддержания оптимального состояния, вследствие того, что человеку весьма сложно выйти из данного эмоционального состояния, что еще раз указывает на особую связь эмоциональной и волевой сферы человека. Наиболее это характерно для юношеского возраста, где особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план, а также волевую активность, когда все действия направлены лишь на предмет аффекта [7].

Стоит отметить, что изменения, обусловленные нарушением корково-подкорковых отношений и ослаблением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга, являются временными. Таким образом, в результате у студентов восстанавливается и нормализуется произвольная саморегуляция поведения и психической деятельности. В юношеском возрасте интенсивное развитие организма замедляется, заканчивается морфофункциональное созревание мозговых структур, в том числе лобных отделов коры, в основном завершается формирование двигательной системы, характерные тенденции в развитии самоконтроля. У многих интеллектуально одаренных студентов проявляется перфекционизм, причем, талантливые юноши и девушки чаще всего относятся к группе дезадаптированных. Многие талантливые студенты часто пребывают в состоянии депрессии и вынуждены маскировать свою одаренность. Возможно, одной из форм маскировки интеллектуального превосходства над сверстниками может выступать прокрастинация как демонстрация безразличия к учебным делам. Другой причиной прокрастинации может быть перфекционизм - черта, как было отмечено, часто проявляющаяся у интеллектуально одаренных юношей.

Анализируя исследования по проблеме взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма в студенческом возрасте, мы обратились к работам, выполненным на студенческих выборках [4, 7, 8]. Важно отметить, что таких исследований немного. Анализ исследования причин прокрастинации у студентов, связанных с мотивом избегания неудач и боязни несоответствия максимально завышенным стандартам, которые принимаются в юношеском возрасте, показал, что таким студентам необходимо рекомендовать адекватно оценивать свои способности и возможности, обращаться своевременно за психологической помощью, проводить диагностику мотивов, которые приводят юношей к прокрастинации, планировать совладание, активный копинг, подключать волевую саморегуляцию, принимать ответственность, эмоциональную поддержку.

Основными причинами прокрастинации признается наличие таких черт характера, как безответственность и праздность [7]. Следует учесть, что прокрастинация - не лень, а неспособность заставить себя совершать необходимые или желаемые действия. Когда студент ленится, он просто ничего не делает, при этом он отдыхает, сознательно отказываясь от выполнения обязанностей. При прокрастинации он не работает, но при этом и не отдыхает, так как занимается посторонними вещами. По сути, это пустая трата времени.

В исследовании Зверевой М.В. академическую прокрастинацию, или склонность к постоянному откладыванию выполнения важных учебных заданий до появления чувства дискомфорта, причисляют к возрастно-специфическому феномену, имеющему сходные причины возникновения и частоту встречаемости в молодом возрасте, независимо от наличия психической патологии [5].

Современные студенты имеют ряд особенностей, которые следует учитывать при выборе форм и методов обучения, а также их поощрения, чтобы снизить фактор возникновения и роста прокрастинации. Во-первых, современные студенты не готовы ждать. Их окружает бум информационных технологий. Ошибочно предполагать, что отключение интернета или какие-то другие радикальные меры помогут студенту справиться с прокрастинацией. Он просто найдет себе другое занятие, лишь бы не делать то, чего ему не хочется в данный момент.

Нас заинтересовала проблема: является ли прокрастинация психической патологией в юношеском возрасте, чем она обусловлена. Сложившиеся условия обучения в вузе студентов, переход на дистанционное обучение требуют от студентов высокой волевой регуляции. На этапе пилотажного исследования выборки испытуемых принимали участие 50 студентов разных вузов города Ставрополя. Нами выявлено, что частота встречаемости академической прокрастинации у студентов более 70%. Есть ли связь прокрастинации и стресса, тревожности, депрессии, неэффективных копинг-стратегий студента в условиях дистанционного обучения?

В экспериментальном исследовании проводился сбор научно-методической базы, проведение опроса, анализ полученных данных, выявление психологических особенности личности студентов, которым свойственна прокрастинация. В экспериментальной исследовании мы использовали опросник «Шкала оценки прокрастинации PASS» (Procrastination Assessment Scale-Students (PASS) - авторы оригинальной методики Solomon L.J., Rothblum E.D., опросник Шмишека-Леонгарда; шкала тревожности Тейлора; Личностный опросник уровня невротизации и психопатизации (УНП), составленный И.Б. Ласко и Б.И. Тонконогим; тест способности самоуправления (тест ССУ) (автор Н.М. Пейсахов).

Более 40% студентов попали в зону средних значений, это соответствует шкалам нормального распределения. Представленные шкалы помогли нам выделить в выборке испытуемых студентов, у которых был высокий уровень прокрастинации (40%). С ситуативной тревожностью значимую обратную умеренную взаимосвязь составила академическая прокрастинация студентов, важный маркер «плохой перфекционизм» (r= -0,515; p<0,04), что означает, у студентов с низким показателем уровня увлеченности учебой со склонностью к снижению уровня ситуативной тревожности наблюдается увеличение тенденций к плохому перфекционизму. По мнению Хонского С.И., студенты, слабо заинтересованные в учебной деятельности, имеющие низкую степень ситуативной тревожности испытывают в большей мере волнение относительно тех оценок, которые дают им другие люди, в большей степени вероятности проявляют недовольство сделанным; думают о том, как избежать ошибок, имея завышенные ожидания [7].

Студенты с высоким уровнем прокрастинации по шкале «Интроверсия - Экстраверсия» показали индивидуально-психологическую ориентацию либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Средний показатель по шкале нейротизма причисляет выборку к нормостеникам. Преимущественно более половины студентов с высоким уровнем прокрастинации (52%) холерического типа темперамента, отличающиеся яркой выраженностью эмоциональных переживаний, повышенной возбудимостью, импульсивностью, резкими переменами в настроении. Их отличительной чертой являлось увлеченность, они действовали изо всех сил, чрезмерно истощаясь.

Анализируя данные, полученные по шкалам невропатизации и психопатизации, нами был выявлен средний уровень невротической депрессии, средние показатели по шкалам вегетативных нарушений, обсессивно-фобических нарушений, астении, истерического типа реагирования и тревоги находится между уровнем здоровья и болезни. Уровень тревожности по шкале Тейлора составил 23,3 балла в среднем. Это средний уровень тревоги, с тенденцией к высокому. Уровень невротизации и психопатизации (УНП) - 13,5 и 3,7 баллов соответственно (средние показатели), соответствуют диапазону нормы. При этом уровень невротизации коррелирует с высоким уровнем прокрастинации (r = 0,4 при р < 0,002), застревающим (r = 0,23 при р < 0,05), педантичным (r = - 0,36 при < 0,001), тревожным (r = - 0,25 при р < 0,04), циклотимическим (r = - 0, 36 при р < 0, 04) типами акцентуаций.

Выводы. Академическая прокрастинация зависит от личностных особенностей лиц юношеского возраста, в которых сочетаются личностные и социально-психологические параметры. У студентов выявлен средний уровень невротической депрессии, средние показатели по шкалам вегетативных нарушений, обсессивно-фобических нарушений, астении, показатели истерического типа реагирования и тревоги находятся между уровнем здоровья и болезни. Прокрастинация связана с тревожностью, что является не только неопределенными неприятными ожиданиями, но и смутной готовностью к опасности. У студентов это не только эмоции, но и целый психофизиологический комплекс.

Литература:

1. Ахвердова О.А., Медведева Н.И. Психологический анализ проблемы прокрастинации студентов // Уральский научный вестник. - №2. - 2021. - С. 98-101

2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - №3. - С. 56-64.

3. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПбГУ, 2013. [Электронный ресурс]: http://sno.nekrasovspb.ru/publ.php?event=3&id=210 (дата посл обращ. 14.11.2021)

4. Зарипова Т.В., Данилова М.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. - 2018. - 34 (141). - С. 122-126.

5. Зверева М.В., Хромов А.И. Прокрастинация и психологическое благополучие в норме и при разных вариантах психической патологии у лиц молодого возраста // Психиатрия. - 2015. - №4. - С. 59-60.

6. Стил П. Уравнение прокрастинации [Электронный ресурс]: URL: http://procrastinator.ru/ (дата обращения 7.11.2021).

7. Хонский С.И. Взаимосвязь стрессоустойчивости и прокрастинации студентов с различным уровнем увлечённости учёбой // Молодой ученый. - 2017. - № 44 (178). - С. 144-147. - URL: https://moluch.ru/archive/178/46230/ (дата обращения: 11.11.2021).

8. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов / Психология и право. - 2013. - №4. [Электронный ресурс]: URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: 10.11.2021).

9. Энсли Дж. Искусство прокрастинации [Электронный ресурс]: URL: https://www.litres.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).

Психология

УДК 195.96

кандидат социологических наук, доцент Науменко Марина Владимировна

Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южного федерального университета» (г. Ростов-на-Дону)

К ВОПРОСУ О ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАЖЕМ И ТИПОМ МОТИВАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания педагогических работников сферы дошкольного образования. Актуализируются и анализируются процессы выгорания в зависимости от специфики профессиональной мотивации работников, находящихся на различных этапах профессионального развития. Приводятся результаты исследования, проведённого при помощи методик: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко), «Опросник «Словарь» (И.Г. Кокурина), в рамках которого устанавливаются различия в эмоциональном выгорании воспитателей с различным мотивационным типом. Формулируются выводы относительно того, что между воспитателями, с различным стажем работы и разным типом мотивации имеются различия в степени сформированности фаз эмоционального выгорания.

Ключевые слова: истощение, мотивация, напряжение, процессуальная мотивация, резистенция, результирующая мотивация, объект деятельности, эмоциональное выгорание.

Annotation. The article examines the phenomenon of emotional burnout of teachers in the field of preschool education. Burnout processes are updated and analyzed depending on the specifics of professional motivation of employees at different stages of professional development. The article presents the results of a study carried out using the following methods: "Diagnostics of the level of emotional burnout" (V.V. Boyko), "Questionnaire" Dictionary "(I.G. Kokurina), within the framework of which differences in the emotional burnout of educators with different motivational types are established. Conclusions are formulated regarding the fact that there are statistically significant differences in the degree of formation of the phases of emotional burnout between educators with different length of service and different types of motivation.

Keywords: exhaustion, motivation, stress, procedural motivation, resistance, resulting motivation, object of activity, emotional burnout.

Введение. В отечественной науке вопросу психологии трудовой мотивации в отдельных профессиях всегда уделяется недостаточно внимания. Так российские ученые, занимающиеся анализом и исследованиями в области экономики, утверждают, что на протяжении многих лет внимание сосредоточено на подходе, при котором во главе стоят технология,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.