Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОГНИТИВНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОГНИТИВНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. И. Комкова

В статье представлены результаты исследования когнитивного и личностного развития детей от 4-5 до 17-18 лет. На основе эмпирического исследования обосновывается концепция когнитивно-личностного развития ребенка на основных этапах онтогенеза. Описаны индивидуальные, возрастные и гендерные различия в психологической структуре когнитивно-личностного развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of cognitive and personal development of children from 4-5 to 17-18 years old. Based on empirical research, the concept of cognitive and personal development of a child at the main stages of ontogenesis is substantiated. Individual, age and gender differences in the psychological structure of cognitive and personal development of children are described.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОГНИТИВНОЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ

СОЦИАЛИЗАЦИИ*

Е. И. Комкова

доцент, к. пс. н., доцент Института психологии БГПУ имени Максима Танка

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования когнитивного и личностного развития детей от 4-5 до 17-18 лет. На основе эмпирического исследования обосновывается концепция когнитивно-личностного развития ребенка на основных этапах онтогенеза. Описаны индивидуальные, возрастные и гендерные различия в психологической структуре когнитивно-личностного развития детей.

ABSTRACT

The article presents the results of a study of cognitive and personal development of children from 4-5 to 17-18 years old. Based on empirical research, the concept of cognitive and personal development of a child at the main stages of ontogenesis is substantiated. Individual, age and gender differences in the psychological structure of cognitive and personal development of children are described.

Социализация ребенка на основных этапах онтогенеза является сложным процессом. Сегодня можно говорить об относительно самостоятельных научных направлениях (дисциплинах), которые обозначены как социальная психология развития и педагогическая образовательная социальная психология, основной предмет которых — изменение и формирование личности под влиянием значимых взрослых и контактной группы сверстников. Эти научные направления возникли в русле идей Л.И. Божович [1].

Понятия "социализация" и "когнитивное развитие" используются практически во всех работах, посвященных исследованию проблем личности. Содержание этих понятий пока не имеет четких общепринятых определений в

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования Республики Беларусь (№ ГР20211324 от 17.05.2021).

Материалы международной конференции. Халкаро анжуман туплами.

Ташкент. 24 ноября 2021г Тошкент 24 ноябрь 2021й.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

соотнесении их друг с другом. Но они являются активно «рабочими» в профессиональной деятельности психологов и сохраняют в целом общепринятый смысл. Однако расширение поля исследований и углубление проблем изучения человека ставят много новых задач, в том числе теоретико-методологического плана.

Особо актуальной оказывается проблема синтеза различных сторон описания психического развития. Одно из последних - это структурно-динамическое направление исследований, предложенное Д.В.Ушаковым в изучении интеллекта [4]. Развитие при этом выступает необходимым аспектом целостного подхода. Структурно-динамический принцип предполагает, что структура (на примере интеллекта) может быть непротиворечиво описана только в соотношении с динамикой. Под динамикой при этом понимается, прежде всего, онтогенетическое развитие и процессы «функциогенеза».

Наше исследование указанной проблемы было проведено с детьми в возрасте от 4-5 до 16-17 лет детских садов городов Республики Беларусь -Минск, Пинск, Мозырь, Витебск, Воложин, Барановичи, Полоцк, СШ и гимназии г. Минска. Общая выборка составила 1178 детей [2,3].

Были получены следующие результаты.

Когнитивно-личностное развитие ребенка, понимаемое как взаимосвязанный процесс развития когнитивных структур и социально-коммуникативных качеств личности, включает в себя возникновение в психике ребенка психологических новообразований и их дальнейшее совершенствование. В структурно-динамические характеристики психологических новообразований когнитивно-личностного развития входят мотивационные, аффективные, интеллектуальные и коммуникативные показатели и изменения их атрибутивных свойств, а именно: инвариантных (системообразующих), вариативных (вероятностных) и относительно автономных (производных). На разных этапах онтогенеза данные атрибутивные свойства изменяются относительно содержательной стороны.

Структурно-динамические параметры и их атрибутивные свойства представляют собой системные качества, отражающие как общевозрастные, специфические для данного возраста, так и индивидуальные закономерности психического развития ребенка. Интеллектуальные и коммуникативные параметры являются инвариантными, а мотивационные — более автономными на протяжении от дошкольного до подросткового возраста.

Для дошкольного возраста большую инвариантность сохраняют аффективные компоненты. Эмоциональные механизмы межличностного восприятия как особые когнитивные схемы на первых этапах онтогенеза (старший дошкольный и начало младшего школьного возраста) приобретают большую значимость в межличностном взаимодействии, в то время как общие когнитивные структуры приобретают значимость в начале подросткового возраста. Социальная активность как вариант коммуникативных параметров

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

является вариативной. Развитие мотивационно-потребностного и операционально-технического компонентов познавательной деятельности рассматриваются в контексте взаимодействия личности ребенка с другими детьми и взрослыми, а также являются как условием, так и следствием совершенствования когнитивных структур.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту системообразующим свойством является мотивация, связанная с интеллектом. Ребенок постепенно «окунается» в учебную деятельность, и мотивы учебного характера начинают доминировать над игровыми. Именно поэтому для детей данного возраста характерно наличие связи между высоким уровнем интеллектуального развития и потребностью в общении, а для детей, у которых смена ведущего вида деятельности еще не закончилась, характерно наличие связи между низким уровнем интеллектуального развития и сильной мотивацией игровой деятельности. Влияние внутренне обусловленных когнитивных факторов при взаимодействии с личностными характеристиками приводит к более успешному процессу социальности ребенка. Интеллект через проявление личностных переменных оказывается связанным с социальным поведением. Ребенок использует мыслительные процессы и операции в других целях: для решения проблем социального контекста, а не для решения мыслительной задачи. Устойчивая связь когнитивных структур с личностными параметрами является основным показателем социальной зрелости ребенка.

Наиболее автономной на протяжении основных этапов онтогенеза является система ценностных ориентации. Структура ценностей не различается у детей с разным уровнем интеллектуального развития. Сам характер ценностей зависит от ближайшего социального микроокружения, а динамика — от возрастного периода.

Связь когнитивных структур и социально-психологических качеств личности на протяжении от 4—5 до 16—17 лет имеет тендерные различия.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что когнитивно-личностное развитие имеет сложную схему, в которой когнитивные структуры функционируют и совершенствуются на основе потенциала направляемыми личностными характеристиками и микросоциальными условиями.

Реализация когнитивного потенциала в реальных межличностных достижениях предполагает сложное взаимодействие когнитивных структур и личностных факторов. Это взаимодействие характеризуется гибкой, динамичной системой гетерархических отношений — на разных этапах онтогенеза доминирующую роль играют различные аспекты психической организации. Так, роль когнитивных структур наиболее велика при появлении более сложных форм мышления. В младшем школьном возрасте это соотношение равнозначное. В дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные состояния, а роль когнитивных структур сведена к минимуму. Личностные характеристики межличностного взаимодействия являются регуляторными средствами развития, а когнитивные — целевыми. Сам механизм психической регуляции в процессе социального взаимодействия заключается в том, что дети с высоким интеллектом социализируются с помощью когнитивных структур, в дети с низким и ниже среднего — с помощью ряда личностных характеристик, которые свойственны определенному возрасту.

Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS) «Психологические особенности развития современной "Жамиятнинг баркарор ижтимоий-иктисодий

личности в годы устойчивого социально- ривожланиш йилларида замонавий шахс

экономического развития общества» ривожланишининг психологик хусусиятлари"

REFERENCES

1. Божович, Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности / Л. И. Божович // Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.

2. Комкова, Е. И. Социально-когнитивное развитие ребенка: монография / Е. И. Комкова. - Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2005. - 324 с.

3. Комкова, Е. И. Генезис когнитивного и социального развития ребенка / Е.И. Комкова ; Белорус. гос. пед. ин-т. - Минск : БГПУ, 2007. - 202 с.

4. Ушаков Д.В. Структура и динамика интеллектуальных способностей : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Ин-т психологии РАН. - Москва, 2004. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.