Научная статья на тему 'Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи'

Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / COPING STRATEGY / GIFTED CHILDREN / PROFESSIONAL STRESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Украинцева Ирина Ивановна, Новикова Светлана Сергеевна, Мушкина Ирина Анатольевна

Описаны психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи на основе опытно-экспериментальной работы в Центре развития молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Украинцева Ирина Ивановна, Новикова Светлана Сергеевна, Мушкина Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF SUPPORT OF THE PROGRAM OF PROFESSIONAL RETRAINING OF PEDAGOGICAL AND ADMINISTRATIVE PERSONNEL FOR THE SYSTEMS OF IDENTIFICATION AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN AND YOUTH

The paper describes the psychological conditions of support of the program of professional retraining of pedagogical and managerial personnel for the systems of identification and support of gifted children and youth based on experimental work in the Center for Youth Development.

Текст научной работы на тему «Психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи»

УДК 37.015.31:001 ББК 88.6:74р У 45

И.И. Украинцева

Кандидат технических наук, доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: ukraintseva58@rambler.ru

С.С. Новикова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: izsochi@mail.ru

И.А. Мушкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета; E-mail: mia-1609@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (Рецензирована)

Аннотация. Описаны психологические условия сопровождения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи на основе опытно-экспериментальной работы в Центре развития молодежи.

Ключевые слова: психологические условия, копинг-стратегия, одаренные дети, профессиональный стресс, социально-психологический тренинг.

I.I. Ukraintseva

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Management and Technologies in Tourism and Service, Vice-Rector for Continuous Education and Public Relations of Sochi State University; E-mail: ukraintseva58@rambler.ru

S.S. Novikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General Psychology and Social Communications, Sochi State University; E-mail: izsochi@mail.ru

I.A. Mushkina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogical and Psychological Education, Sochi State University; E-mail: mia-1609@mail.ru

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF SUPPORT OF THE PROGRAM OF PROFESSIONAL RETRAINING

OF PEDAGOGICAL AND ADMINISTRATIVE PERSONNEL FOR THE SYSTEMS OF IDENTIFICATION

AND SUPPORT OF GIFTED CHILDREN AND YOUTH

Abstract. The paper describes the psychological conditions of support of the program of professional retraining of pedagogical and managerial personnel for the systems of identification and support of gifted children and youth based on experimental work in the Center for Youth Development.

Keywords: psychological conditions, coping strategy, gifted children, professional stress, social and psychological training.

Программы профессиональной переподготовки связаны с последующей реализацией профессиональной деятельности на ином уровне исполнения. По своему характеру они являются дополнительными по отношению к базовому профессиональному образованию, о наличии которого свидетельствует диплом. Необходимость постоянного повышения квалификации педагогических кадров продиктована потребностью в оперативном и интенсивном освоении специалистами новых видов деятельности по выявлению и поддержке одарённых детей и молодежи [1, 2, 3].

В программу переподготовки возможно включение следующих категорий слушателей:

- педагогов региональных центров выявления и поддержки одаренных школьников;

- педагогов системы общего и дополнительного образования, ведущих работу по подготовке учащихся к соревнованиям (олимпиадам, конкурсам, конференциям) высокого уровня;

- педагогов высшей школы, обеспечивающих профориентацию, отбор и поддержку одаренной молодежи на этапах довузовского образования и обучения на младших курсах вуза;

- управленческие кадры, ответственные за реализацию программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в регионе [3, 4].

Значимость исследований подготовки педагогических кадров в работе с одаренными детьми возрастает в связи с прикладными

задачами, которые связаны с повышением профессионализма и выполнением значимых установок и целей [5]. Педагог активно взаимодействует с аудиторией, в силу особенностей профессии демонстрирует личную позицию по многим вопросам, особенности своего восприятия и отношения. Поскольку поддержание интереса у одаренных детей неразрывно связано с актуализацией примеров на собственном опыте и практике, педагог как профессионал раскрывает и свои личностные особенности. В связи с этим психологическая защита от стресса выступает в нескольких значимых аспектах: как ресурс развития и сохранения базового уровня работоспособности [1, 6].

Опытно-экспериментальная база исследования - МКУ (Муниципальное казенное учреждение) «Центр развития молодежи», 3453008, г. Сочи, ул. Госпитальная, 3. Центр проводит обучение по различным направлениям в работе с одаренными детьми. Первый этап эмпирического исследования заключался в оценке уровня профессионального стресса.

Выявлено наличие профессионального стресса у подавляющего большинства педагогов: высокий и средний уровень стресса зафиксирован соответственно у 39,6% и 28,7% опрошенных. Зафиксировано занижение оценки, имеющегося уровня профессионального стресса (табл. 1), т.е. зафиксирован «разрыв» между самооценкой и объективной оценкой профессионального стресса (23,4% опрошенных против 39,7%).

Таблица 1

Уровень профессионального стресса и самооценка его (в % от общего числа опрошенных)

Уровень профессионального стресса Объективная оценка профессионального стресса Самооценка профессионального стресса

Профессиональный стресс в организации Личный уровень профессионального стресса

Высокий 39.7 33.0 23.4

Средний 28.7 46.0 43.6

Низкий 31.7 21.0 33.0

При этом «разрыв» между самооценкой и объективной оценкой относительно личностного профессионального стресса является более выраженным по сравнению с профессиональным стрессом организации в целом (33,0% опрошенных против 39,7%). Второй этап исследования был направлен на изучение взаимосвязи между уровнем профессионального стресса и факторами микроуровня (личностными характеристиками). К ним были отнесены индекс персональных ресурсов; персональная компетентность во времени; копинг-стратегии.

Относительно индекса персональных ресурсов были установлены следующие закономерности:

- выявлена прямая корреляционная связь между уровнем профессионального стресса и индексом потерь (г s = 0,141, р <0,05) и обратная корреляционная связь между уровнем профессионального стресса и индексом персональных ресурсов (г s = -0,156, р <0,01). Это говорит о том, что с увеличением потерь персональных ресурсов растет уровень профессионального стресса. В то же время с увеличением индекса персональных ресурсов, то есть уменьшением дисбаланса между потерями и достижениями персональных ресурсов, уровень профессионального стресса снижается (табл. 2).

Выявлена обратная корреляционная связь (г s = -0,254, р <0,05)

Таблица 2

Взаимосвязь уровня профессионального стресса и личностных характеристик

Личностные факторы Коэффициент корреляции (rs)

Потери персональных ресурсов 0.141*

Достижения персональных ресурсов 0.112

Индекс персональных ресурсов -0.156*

Персональная компетентность во времени -0.254*

Копинг-стратегия отвлечения 0.233**

Эмоционально-ориентированная копинг-стратегия 0.347**

Копинг-стратегия, ориентированная на избежание 0.225**

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки 0.049

Проблемно-ориентированная копинг-стратегия -0.148*

* p <0,05 ** p <0,01

между уровнем профессионального стресса и персональной компетентностью во времени. Это свидетельствует о том, что с увеличением персональной компетентности во времени уменьшается уровень профессионального стресса. Что касается копинг-стратегий поведения в ситуациях стресса, то в процессе исследования выявлена прямая корреляционная связь между уровнем профессионального стресса и эмоционально-ориентированной ко-пинг-стратегии (г s = 0,347, р <0,01), копинг-стратегии избежания (г s = 0,225, р <0,01) и копинг-стратегии отвлечения (г s = 0,233, р <0,01). Это свидетельствует о том, что использование данных обходных стратегий способствует повышению профессионального стресса, то есть, скорее всего, не является эффективным.

Вместе с тем в процессе исследования выявлена обратная корреляционная связь (г s = -0,148, р <0,05) между уровнем профессионального стресса и проблемно-ориентированной копинг-стратегией, которая является продуктивной. Это позволяет говорить о том, что использование такой стратегии способствует снижению уровня профессионального стресса.

В исследовании не выявлено статистически значимой связи между уровнем профессионального стресса и такими

организационно-профессиональным характеристикам, как уровень образования, общий стаж работы. Что касается пола персонала, то уровень профессионального стресса более выражен у мужчин, чем у женщин (г s = -0,121, р <0,05).

Кроме того, выявлена обратная корреляционная связь между уровнем профессионального стресса и такими показателями социально-психологического уровня развития группы:

- «подготовленность к деятельности» (г s = -0,118, р <0,05);

- «направленность» ^ s = -0,166, р <0,01);

- «организованность» (ге = -0,137, р <0,05);

- «активность» (ге = -0,117, р <0,05).

Суть такой связи проявляется в том, что с увеличением уровня выраженности этих показателей уровень профессионального стресса снижается. Полученные результаты важно учитывать при разработке программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для систем выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Важным условием является проведение социально-психологического тренинга, учитывающего применяемые педагогами психологические защиты в профессиональной деятельности.

Примечания:

1. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 [ред. 15.11.2013] // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.

2. Профессиональная переподготовка педагогических и управленческих кадров как перспективное направление развития системы выявления и поддержки одарённых детей и молодежи // AstraSalvensis, 2019.

3. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al.] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. 9 (1). P. 124-139.

4. Программа переподготовки «Большие вызовы» // Образовательный центр «Сириус». URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena140/588.

5. Мушкина И.А., Новикова С.С., Украинцева И.И. Основа профессионального самоопределения студентов СПО // Методы и механизмы реализации

компетентностного подхода в психологии и педагогике: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа; Омск, 2017. С. 51-53.

6. Яковлев Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством образования: автореф. дис. ... д-ра пед наук. Челябинск, 2000.

References:

1. On approval of the procedure for the organization and implementation of educational activities for additional professional programs: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science) of July 1, 2013 No. 499 [ed. 15.11.2013] // SPS ConsultantPlus. M., 2019.

2. Professional retraining of pedagogical and managerial personnel as a promising direction in the development of the system for identifying and supporting gifted children and youth // AstraSalvensis, 2019.

3. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al.] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. 9 (1). P. 124-139.

4. The retraining program "Big Challenges" // Educational Center "Sirius". URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena140/588

5. Mushkina I.A., Novikova S.S., Ukraintseva I.I. Basis of professional self-determination of students of secondary vocational education // Methods and mechanisms for implementation of the competence approach in psychology and pedagogy: coll. of art. of international scient. and pract. conf. Ufa; Omsk, 2017. P. 51-53.

6. Yakovlev E.V. Theory and practice of university education quality management: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.