Научная статья на тему 'Стратегии совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой'

Стратегии совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
320
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / COPING BEHAVIOR / COPING STRATEGY / PROFESSIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Светлана Сергеевна, Федорова Наталья Николаевна

Описана специфика стратегий совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новикова Светлана Сергеевна, Федорова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF COPING BEHAVIOUR OF NOVICE PSYCHOLOGISTS WITH VARIOUS ROLE SELF-ASSESSMENTS

The article describes the specificity of strategies of coping behavior of novice psychologists with different role self-esteems.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой»

УДК 159.925 ББК 88.283 Н 73

С.С. Новикова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: izsochi@mail.ru

Н.Н. Федорова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской и русской филологии Сочинского государственного университета; E-mail: natafe00@mail.ru

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ С РАЗЛИЧНОЙ РОЛЕВОЙ САМООЦЕНКОЙ

(Рецензирована)

Аннотация Описана специфика стратегий совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегия, профессиональный стресс.

S.S. Novikova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the General Psychology and Social Communications, Sochi State University; E-mail: izsochi@mail.ru

N.N. Fedorova

Candidate of Philology, Associate Professor of Department f the Romano-Germanic and Russian Philology, Sochi State University; E-mail: natafe00@mail.ru

THE STRATEGY OF COPING BEHAVIOUR OF NOVICE PSYCHOLOGISTS WITH VARIOUS ROLE SELF-ASSESSMENTS

Abstract. The article describes the specificity of strategies of coping behavior of novice psychologists with different role self-esteems.

Keywords: coping behavior, coping strategy, professional stress.

Ролевая самооценка - это оценка человеком себя как субъекта деятельности, направленной на выполнение социальной функции, обусловленной статусом, опосредованной субъективной интерпретацией и личностными характеристиками [1]. Интерес к проблеме ролевой самооценки обусловлен потребностью современного специалиста конструктивно совладать с жизненными трудностями.

Вектор исследования в нашей работе мы направили на начинающих психологов, так как управление эмоциями и поведением является профессионально значимым качеством в их профессиональной деятельности. Поставив перед собой задачу изучения стратегий совладающего поведения в контексте ролевой самооценки у психологов, начинающих свою профессиональную деятельность, мы исходили из следующего:

1. Современный специалист -психолог должен соответствовать вызовам XXI века, запросам личности и общества, быть способным адекватно реагировать на меняющиеся условия и специфику профессиональной деятельности. Быстрые темпы и невероятные масштабы изменений современной действительности требуют обладания высокой степенью стрессоустойчивости, умения справляться с жизненными и профессиональными трудностями, способности действовать в условиях нестабильности и неопределенности. В связи с этим теоретически и практически значимым является исследование совладающего поведения специалистов психологического профиля [2].

2. В нашем исследовании мы проанализируем проблему совла-дающего поведения начинающих психологов в контексте такого феномена, как «ролевая самооценка личности».

3. Одной из главных характеристик личности, имеющей отношение к успешности, стрессоустойчивости и психологическому благополучию, считается самооценка. Самооценка выступает необходимым внутренним условием регуляции всех видов и форм социального поведения и деятельности личности. Как отмечает И.И. Чеснокова, с первых моментов своего возникновения самооценка имплицитно присутствует в структуре регуляции поведения, именно она является основой сопоставления личностных возможностей с требованиями и задачами, которые выдвигают перед человеком обстоятельства социального взаимодействия, в этой связи особую значимость приобретает проблема исследования ролевой самооценки личности, проявляющейся в том числе в профессиональной деятельности [3].

4. Копинг-стратегии и ролевая самооценка специалистов психологического профиля, по нашим данным, исследовалась совершенно недостаточно [4].

5. Сформированность эффективных поведенческих стратегий совладания и адекватная ролевая самооценка позволят современному специалисту в области психолого-педагогической деятельности качественно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим адекватное отражение стратегий совладающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой имеет большое значение для эффективного проведения психологической и социальной коррекции проблемных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются психологи, только начинающие свою профессиональную деятельность [1, 3, 5].

Вышеназванные положения позволили нам инициировать эмпирическое исследование, направленное на изучение стратегий совла-дающего поведения начинающих психологов с различной ролевой самооценкой. Выборка: в нашу выборку вошли специалисты-психологи, начинающие свою профессиональную деятельность, имеющие стаж работы по специальности не более полугода на момент проведения исследования. В исследовании приняли участие психологи, работающие в медицинских и образовательных учреждениях, государственных и силовых структурах и занимающиеся частной психологической практикой. Всего на основном этапе в исследовании приняло участие 59 человек в возрасте от 22 до 50 лет, средний возраст испытуемых - 25 лет.

Мы дифференцировали выборку начинающих психологов по уровню ролевой самооценки на пять групп. Соотнесем далее тип ролевой самооценки начинающих психологов и копинг-стратегии. При этом следует отметить, что данные по копинг-стратегиям лиц с недифференцированной ролевой самооценкой мы не анализировали в силу малого объема данной группы, недостаточного для последующего статистического анализа.

Для сравнительного описания выраженности копинг-стратегий у лиц с разным типом ролевой самооценки

(по критерию - среднее арифметическое) показатели были сведены в единую таблицу и показаны на рисунке 1.

Таблица 1

Средние значения по копинг-стратегиям у лиц с разной ролевой самооценкой

« 3 « о Планиравание решения проблем Ф В а ьл е л В

Тип ролевой самооценки и м в н И О а и о W Поисксоциалы1 поддержки Самоконтроль и л а а а в я н л т о в « Положилельна? переоценка Принятие ответстаенносл] ti и Ф ю м В 1 о м н о и Ф И

В ысокая 0,5 6 0,72 0,67 0,61 0,4 8 0,04 6,00 0651

Средняя 0,4 6 0,72 0,70 0,67 0,5 3 0,05 6,03 0,ЪЪ

Низкая 0,5 0,65 0,62 0,72 0,4 7 0,60 6,09 0650

Защитная 0,5 6 0,54 0,58 0,68 0,4 4 0,08 6,00 0,50

0,8 -|

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

- Высокая

- Средняя

- Низкая -Защитная

Рис. 1. Средние значения по основным копинг-стратегиям у начинающих психологов

с разной ролевой самооценкой

0

Представленные результаты ис-следованияпозволяют сделать следующие прервнррте льные выводы:

Ресоднденты, лотырын отличает высокая ролевая самооценка, имеют высокие показатели по копинг-стратегиям: «поиск социалрсьй поддержке»- «пило-жиеельнья керьощпка», «плани-рованьс юцшаниь ефоблемые;нди-мсньшиесредниезначение вс-упео

начинающих психологов с высокой ролевойсалоотенсой былиполоче-ны по такой копинг-стратегии, как «длетавщированис»».

У начинающих психологов со ср едней ролевой самооценкой более выражены такие копинг-стратегии, какыпдиск социальной поддержкс»-«планирование решения проблем» и зоыиоаоыыпдль»; наимоллшиесрс»-ниезнартниявспьд группе ртакоо

Таблица 2

Оценка статистической достоверности различий показателей копинг-стратегий у лиц с различной ролевой самооценкой

Тип ролевой Высокая Средняя Низкая Защитная

самооценки U р U р U р U р

Конфронтативный копинг

Высокая 92,5 0,28 51,0 0,37 47,5 0,60

Средняя 129,0 0,92 98,5 0,64

Низкая 58,0 0,92

Защитная

Поиск социальной поддержки

Высокая 116,5 0,86 43,0 0,16 7,0 0,000

Средняя 93,0 0,16 33,0 0,001

Низкая 30,5 0,05

Защитная

Планирование решения проблем

Высокая 113,0 0,77 50,5 0,34 34,5 0,15

Средняя 108,5 0,40 60,5 0,04

Низкая 47,0 0,41

Защитная

Самоконтроль

Высокая 94,5 0,31 46,5 0,23 43,0 0,42

Средняя 110,5 0,44 105,0 0,85

Низкая 46,5 0,38

Защитная

Дистанцирование

Высокая 112,0 0,75 22,5 0,006 26,5 0,04

Средняя 77,0 0,05 76,0 0,17

Низкая 55,0 0,77

Защитная

Положительная переоценка

Высокая 103,0 0,51 35,5 0,05 34,5 0,15

Средняя 83,5 0,08 80,0 0,23

Низкая 44,0 0,31

Защитная

Принятие ответственности

Высокая 89,0 0,23 44,5 0,19 28,0 0,06

Средняя 102,5 0,29 73,5 0,14

Низкая 56,0 0,82

Защитная

Бегство-избегание

Высокая 93,0 0,29 43,5 0,17 53,0 0,91

Средняя 111,0 0,47 87,0 0,36

Низкая 41,5 0,23

Защитная

копинг-стратегии, как «конфронтативный копинг».

Для группы испытуемых с низким уровнем развития ролевой самооценки характеры наиболее высокие показатели выраженности таких копинг-стратегий, как «самоконтроль», «дистанцирование» и «поиск социальной поддержки». Наименьшие средние значения в этой группе были получены по такой копинг-стратегии, как «принятие ответственности».

В группе испытуемых с защитным типом ролевой самооценки наиболее высокие средние значения по таким копинг-стратегиям, как «самоконтроль» и «дистанцирование», наименьшие - по копинг-стратегии «принятие ответственности».

В качестве критерия для обработки данных был выбран непараметрический критерий Манна-Уитни, выбор был обусловлен поставленными исследовательскими задачами и относительно небольшим объемом сравниваемых групп.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, группы начинающих с разной ролевой самооценкой отличаются уникальным профилем выраженности копинг-стратегий. Совокупность способов совладания с трудной жизненной ситуацией, характерных для групп с различным типом ролевой самооценки, может предопределять особенности процесса адаптации начинающих психологов к профессиональной деятельности, она должна быть учтена в практической деятельности по предотвращению профессиональных деформаций, эмоционального выгорания и так далее у специалистов психологического профиля.

Проведенное исследование позволило нам сформулировать ряд выводов:

Начинающие психологи с защитным типом ролевой самооценки статистически достоверно реже, чем психологи с другими типами ролевой самооценки, прибегают к такому конструктивному типу копинга, как «поиск социальной поддержки»,

который выражается в попытках разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

Испытуемые со средней ролевой самооценкой чаще, чем испытуемые с защитным типом ролевой самооценки, предпринимают попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Наименее выраженной стратегия «дистанцирования» является у испытуемых с высокой ролевой самооценкой, наиболее характерно использование этой копинг-стра-тегии испытуемым с защитным типом ролевой самооценки. Таким образом, испытуемые с защитным типом ролевой самооценки статистически чаще, чем другие, пытаются преодолеть негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Начинающим психологам с высокой ролевой самооценкой характерна большая, чем психологам с другими типами ролевой самооценки, ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

В заключение следует отметить, что очень часто начинающие психологи имеют дезадаптивные ко-пинг-стратегии, что приводит к повышенному уровню тревожности и психосоматическим заболеваниям. Бесспорно, развитие способностей к управлению эмоциями и поведением у психологов является одной из главнейших задач их личностно-профессионального развития, возможностью избежать личностной

деформации и деструктивных личностных проявлений, в том числе и развития синдрома эмоционального выгорания, именно поэтому исследовательские данные мы считаем ценными как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Перспективу дальнейше-

го исследования мы связываем с

изучением специфики совлада-ющего поведения у начинающих психологов и психологов, уже реализовавшихся в профессиональной деятельности, анализом заявленной проблематики в контексте конкретного направления профессиональной деятельности психологов-практиков.

Примечания:

1. Русина С.А. Исследование ролевой самооценки личности // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 58. С. 83-87.

2. Новикова С.С. Проблема адаптации к профессиональной деятельности начинающих специалистов психологов // Education sciences and psychology. 2017. № 4 (46). С. 44-47.

3. Русина С.А. Особенности формирования ролевой самооценки // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. победителей II Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2016. С. 547-549.

4. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. 294 с.

5. Русина С.А. Психологическое благополучие студентов с разным уровнем ролевой самооценки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 8, № 4. С. 76-83.

6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.

7. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al.] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. 9 (1). P. 124-139.

References:

1. Rusina S.A. The study of role self-esteem of the individual // Collection of conferences of research center of Sociosphere. 2016. No. 58. P. 83-87.

2. Novikova S.S. The problem of adaptation to the professional activity of novice psychologists // Education sciences and psychology. 2017. No. 4 (46). P. 44-47.

3. Rusina S.A. Features of the formation of role self-assessment // Basic and applied research: current issues, achievements and innovations: coll. of art. of winners of the II Intern. scient. and pract. conf. Penza, 2016. P. 547-549.

4. Kryukova T.L. Psychology of coping behavior in different periods of life. Kostroma: KSU of N.A. Nekrasov, 2010. 294 pp.

5. Rusina S.A. Psychological well-being of students with different levels of role self-assessment // Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015. Vol. 8, No. 4. P. 76-83.

6. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Questionnaire of ways of coping (WCQ adaptation methods) // Journal of practical psychologist. 2007. No. 3. P. 93-112.

7. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. 9 (1). P. 124-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.