Научная статья на тему 'Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков'

Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1753
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / АДАПТАЦИЯ / СТРЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / ADAPTATION / STRESS / CREATIVE GIFTEDNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батухтина Татьяна Владимировна

Статья посвящена изложению результатов исследования психологических ресурсов творчески одаренных подростков и выявлению их специфики в зависимости от фактора одаренности и здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батухтина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological resources of creatively gifted teenagers' adaptation to stressful situations

The article presents the results of the research on creatively gifted teenagers' psychological resources and reveals their specificity depending on the giftedness and health factors.

Текст научной работы на тему «Психологические ресурсы адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков»

Т. В. Батухтина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ К СТРЕССОВЫМ СИТУАЦИЯМ У ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Работа представлена кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - доктор психологических наук. профессор Н. Н. Королева

Статья посвящена изложению результатов исследования психологических ресурсов творчески одаренных подростков и выявлению их специфики в зависимости от фактора одаренности и здоровья.

Ключевые слова: психологические ресурсы, адаптация, стресс, творческая одаренность, здоровье.

T. Batukhtina

PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF CREATIVELY GIFTED TEENAGERS’ ADAPTATION TO STRESSFUL SITUATIONS

The article presents the results of the research on creatively gifted teenagers ’psychological resources and reveals their specificity depending on the giftedness and health factors.

Key words: psychological resources, adaptation, stress, creative giftedness, health.

Ресурсные концепции психологического стресса связывают адаптационные возможности и сохранность потенциала здоровья с наличием персональных ресурсов человека, способствующих противостоянию стрессогенным жизненным обстоятельствам или преодолению их. Согласно данным концепциям, психологический стресс и риск болезней адаптации возникают при нарушении баланса между потерей и приобретением персональных ресурсов [2; 3].

Проблема адаптации к стрессовым воздействиям приобретает особую значимость для людей, обладающих ярко выраженными творческими способностями, одаренностью в определенных сферах деятельности. Адаптация одаренных учащихся имеет ряд особенностей, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами, с одной стороны, неадаптивной активностью одаренной личности, с другой стороны, негативным отношением социума к ней [4].

Одаренность, рассматриваемая как качественно своеобразное сочетание разнообразных способностей, обеспечивающее особо успешную деятельность человека в определенной области, - выделяющее его среди сверстников, определяется комплексом критериев. Среди них отмечается наличие специфических стратегий деятельности, сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, особый тип обучаемости, ярко выраженный интерес к тем или иным сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом, высокая критичность к результатам собственного труда, стремление к совершенству [1]. Окружение может оказывать на одаренность стимулирующее или сдерживающее воздействие. Если одаренный подросток не находит своего места в обществе, то его потенциал может стать проблемой [5]. В таком случае поведение, обучение, внутреннее психологическое состояние такого ребенка приближается к ребенку дезадаптированному: в ряде случаев возможен «уход в болезнь». В связи с этим актуальность исследования психологических ресурсов адаптации к стрессовым ситуациям у творчески одаренных подростков становится очевидной.

Для выявления специфики психологических ресурсов у творчески одаренных подростков в 2006-2008 гг. нами было проведено исследование, в котором приняли участие 160 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. Из них 100 человек - творчески одаренные подростки (41% юношей и 59% девушек) и 60 человек - подростки, не обладающие выраженными творческими способностями (37% юношей и 63% девушек). Среди творчески одаренных испытуемых 52% отнесены нами к категории часто болеющих.

Для реализации поставленной цели, нами был использован психодиагностический комплекс, включающий следующие методики: Методика Д. Амирхана «Индикатор Копинг-стра-тегий»; Методика «Мотивация достижения цели/избегания неудач» Т. Элерса; Опросник «Ведущий стиль разрешения конфликтов» К. Томаса; Опросник «Источники социальнопсихологической поддержки» В. А. Ананьева; Опросник потерь и приобретений Н. Е. Водопьяновой, М. В. Штейн; Анкета самочувствия В. А. Ананьева, Е. Горской; Методика интегративной оценки уровня и характера детской тревожности Е. Е. Ромициной (УДТ) (субтест «самооценочная тревожность»); анализ медицинских карт.

С целью выявления специфики психологических ресурсов в зависимости от одаренности и факторов здоровья нами был использован сравнительный анализ внутренних и внешних переменных, способствующих психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях различных категорий подростков (творчески одаренных подростков и подростков, не обладающих выраженными творческими способностями; творчески одаренных часто болеющих и условно здоровых подростков).

Согласно полученным данным, творчески одаренные подростки достоверно чаще используют копинг-стратегию «решение проблем» и стратегию разрешения конфликтов «сотрудничество», чем подростки, не обладающие выраженными творческими способностями («Решение проблем»: 25,42 ± 3,48 и 22,29 ± 3,71 соответственно прир < 0,001; «Сотрудничество»: 6,46 ± 1,48 и 5,68 ± 1,63 соответственно прир < 0,01). Частое исполь-

Таблица 1

Источники социально-психологической поддержки

Показатели источников социальнопсихологической поддержки Одаренные подростки, п = 100, Ф Подростки, не обладающие выраженными творческими способностями, п = 60, Ф Ф* Р

Наличие людей, от которых можно всегда получить психологическую помощь 2,346 1,875 2,45 < 0,01

Принадлежность к группе по интересам 2,129 1,571 2,9 р < 0,01

Зависимость самочувствия от количества социальных контактов 1,349 2,214 - 4,5 р < 0,01

Ощущение поддержки со стороны педагогов и администрации 1,349 0,988 1,88 р < 0,01

Обращение за поддержкой к церкви 1,631 1,159 2,46 р < 0 ,05

Примечание: п - количество испытуемых; г - значения г-критерия Стьюдента; ф - угол, соответствующий процентной доле; ф* — значения критерия Фишера; р - уровень

зование стратегии сотрудничества творчески одаренными подростками (как вариант максимально полного удовлетворения интересов всех участников взаимодействия) может быть обусловлено их повышенным стремлением к справедливости, равноправности и опережающим нравственным развитием.

Из таблицы 1 видно, что творчески одаренные подростки достоверно чаще отмечают наличие людей, от которых они могут получить психологическую помощь, а также наличие группы по интересам, где они ощущают поддержку со стороны членов этой группы, ощущение поддержки со стороны педагогов и администрации. Это может быть обусловлено прежде всего тем, что они обучаются в специализированных учебных заведениях, где создаются условия для максимально полного раскрытия их творческого потенциала. Одаренные подростки достоверно чаще отмечают, что церковь для них является источником поддержки, а также достоверно реже отмечают зависимость самочувствия от количества социальных контактов.

Творчески одаренные подростки выделяют достоверно большее количество источников социально-психологической поддержки, чем подростки, не обладающие выраженными творческими способностями (1,98 ± 1,39 и

1,17 ± 1,12 соответственно прир < 0,005). Качественный анализ показал, что неодаренные подростки к источникам социально-психо-

логической поддержки в основном относят общение с друзьями и близкими, чтение книг и журналов, прослушивание музыки, занятия спортом. Для одаренных подростков количество источников социально-психологической поддержки возрастает за счет добавления к вышеперечисленным занятий живописью, рисунком, лепкой, моделированием, посещений творческих мастерских.

Можно предположить, что творческая деятельность для одаренных подростков не только сама по себе является богатым источником поддержки, но и обуславливает наличие группы по интересам, людей, от которых можно получить поддержку или психологическую помощь. При этом ценность самой творческой деятельности исключает формирование зависимости от количества социальных контактов.

Рассмотрим особенности адаптации у творчески одаренных здоровых и часто болеющих подростков.

Полученные результаты свидетельствуют, что здоровые творчески одаренные подростки достоверно чаще, чем часто болеющие творчески одаренные подростки в конфликтных ситуациях «идут» на компромисс: 7,05 ± 1,5 и

6,17 ± 1,6 соответственно прир < 0,01.

Из таблицы 2 видно, что среди здоровых творчески одаренных подростков достоверно больше тех, кто отмечает большую удовлетворенность социальными контактами в про-

Таблица 2

Источники социально-психологической поддержки

Показатели источников социально-психологической поддержки Одаренные здоровые, п = 49, Ф Одаренные часто болеющие, п = 51, Ф Ф* р

Удовлетворенность контактами в прошлом в настоящем 2,498 2,434 1,571 1,982 - 4,15 - 2,02 р < 0,01

Ощущение поддержки со стороны педагогов и администрации школы 1,571 1,115 - 2,04 р < 0,01

Принадлежность к группе по интересам 2,346 1,939 - 1,82 р < 0,01

Зависимость самочувствия от количества социальных контактов 2,292 1,875 - 1,86 р < 0,01

Примечание: п - количество испытуемых; г - значения г-критерия Стьюдента; ф - угол, соответствующий процентной доле; ф* — значения критерия Фишера; р - уровень

шлом и настоящем, ощущение поддержки со стороны педагогов и администрации школы и наличие группы по интересам, чем среди часто болеющих.

Можно предположить, что ощущение отсутствия поддержки творчески одаренным подростком со стороны сверстников, педагогов и администрации школы снижает удовлетворенность контактами и провоцирует уход в болезнь (как вариант избегания среды, которая является источником дискомфорта).

С целью выявления специфики взаимосвязей личностных ресурсов и показателей здоровья нами был использован корреляционный анализ.

Рассмотрим фрагменты корреляционных плеяд со значимыми взаимосвязями(а < 0,001).

Из фрагмента 1 видно, что у творчески одаренных подростков высокий показатель творческого мышления связан с высокими показателями потерь персональных ресурсов, низкой оценкой самочувствия, высокой мотивацией достижения успеха, частым использованием копинг-стратегии избегания проблем, редким использованием стратегии приспособления в конфликте и поиска социальной поддержки, частым использованием стратегий решения проблем и сотрудничества в конфликте, выделением небольшого числа источников социально-психологической под-

фрагмент 1 фрагмент 2

47 - соперничество в конфликте; 48 - сотрудничество в конфликте; 51 - приспособление в конфликте; 58 - потери персональных ресурсов; 60 - приобретения персональных ресурсов; 61 - мотивация достижения; 63 - копинг-стратегия «решение проблем»; 64 - копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки»; 65 - копинг-стратегия «Избегание проблем»; 71 - уровень развития творческого мышления; 80 - количество источников социально-психологической поддержки; 81 - оценка самочувствия

Рис. 1. Корреляции между показателями персональных ресурсов у творчески одаренных подростков (фрагмент 1) и у подростков, не обладающих выраженными творческими способностями (фрагмент 2)

держки. В связи с этим можно предполагать, что для одаренных подростков сама стрессовая ситуация выступает как мотиватор и ресурс для творчества.

В группе подростков, не обладающих выраженными творческими способностями, наблюдается несколько иная взаимосвязь творческих способностей и адаптивных ресурсов: низкий показатель творческого мышления сочетается с высокими показателями персональных ресурсов, мотивации достижения успеха, частым использованием стратегий решения проблем, поиска социальной поддержки в стрессовой ситуации и сотрудничества в конфликте (фрагмент 2). Можно предполагать, что развитие творческих способностей в данной группе будет сопровождаться снижением адаптационных способностей, в том числе и мотивации достижения успеха.

Подростки, не обладающие выраженными творческими способностями, оценивающие свое самочувствие как хорошее или отличное, выделяют большое количество источников социально-психологической поддержки, а в конфликтных ситуациях часто используют стратегию приспособления, которая позволяет им сохранить благоприятные взаимоотношения со всеми участниками конфликта.

Из рисунка 2 можно видеть, что для часто болеющих творчески одаренных подростков

с высоким уровнем самооценочной тревожности характерен поиск большого количества источников социально-психологической поддержки. Для здоровых подростков с высоким уровнем самооценочной тревожности характерна значимость признания окружающими их творческих достижений.

При высокой самооценке состояния прослеживаются высокие показатели индивидуальных ресурсов, редкое использование стратегий избегания проблем в стрессовой ситуации и компромисса в конфликте, низкая мотивация избегания неудач, соперничество в конфликте. При высокой мотивации достижения наблюдается редкое использование стратегии сотрудничества в конфликте. То есть в стрессовой ситуации здоровые творчески одаренные подростки ведут себя уверенно и решительно.

Для часто болеющих творчески одаренных подростков характерны противоположные тенденции. Для тех из них, кто оценивает свое состояние как хорошее или отличное, характерны низкая мотивация достижения успеха, низкий уровень персональных ресурсов, высокий уровень потерь ресурсов, редкое использование стратегий поиска социальной поддержки и избегания проблем в стрессовой ситуации, низкая значимость признания со стороны окружающих.

фрагмент 1

фрагмент 2

26 - значимость признания; 47 - соперничество в конфликте; 48 - сотрудничество в конфликте; 49 - компромисс в конфликте; 57 - самооценочная тревожность; 58 - потери персональных ресурсов; 60 - приобретение персональных ресурсов;

61 - мотивация достижения; 62 - мотивация избегания неудач; 64 - копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки»;

65 - копинг-стратегия «Избегание проблем»; 80 - количество источников социально-психологической поддержки;

81 - оценка самочувствия

Рис. 2. Корреляции между показателями психологических ресурсов у часто болеющих творчески одаренных подростков (фрагмент 1) и здоровых творчески одаренных подростков (фрагмент 2)

Таким образом, ресурсами адаптации творчески одаренных подростков являются: творческая деятельность и творческая среда, поддержка и признание окружающих, ситуации «здоровой» конкуренции, мотивирующие на достижение успеха, что помогает им успешно справляться со стрессогенными ситуациями. Негативными факторами адаптации выступают: ощущение отсутствия поддержки со стороны окружения или неспособность ее принять, неспособность

отстаивать свои интересы в конфликте, низкая мотивация достижения успеха, высокая самооце-ночная тревожность, что приводит к нарушению адаптации на эмоциональном, поведенческом уровне и уровне здоровья.

Полученные данные могут быть использованы при проведении психологической работы, направленной на помощь в адаптации и раскрытие личностных ресурсов творчески одаренных подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В. и др. Рабочая концепция одаренности / под ред. В. Д. Шадрикова, М., 1998. 68 с.

2. Клиническая психотерапия в общей врачебной практике / под ред. Н. Г. Незнанова, Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2008. 528 с.

3. Клиническая психология. Теория, практика, исследования / Н. Сандберг, А. Уайнберг, Дж. Таплин. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 383 с.

4. Панов В. И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс -минус. 2000. № 3. 64 с.

5. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. 352 с.

SPISOK LITERATURY

1. Bogoyavlenskaya D. B., Brushlinsky A. V. i dr. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / pod red. V. D. Shadrikova, M., 1998. 68 c.

2. Klinicheskaya psikhoterapiya v obshchey vrachebnoy praktike / pod red. N. G. Neznanova, B. D. Karvasarskogo. SPb.: Piter, 2008. 528 s.

3. Klinicheskaya psikhologiya. Teoriya, praktika, issledovaniya / N. Sandberg, A. Uaynberg, Dzh. Taplin. SPb.: Praym-YEVRO-ZNAK, 2007. 383 s.

4. Panov V. I. Yesli odarennost’ - yavleniye, to odarennye deti - eto problema // Nachal’naya shkola: plyus -minus. - 2000. N 3. 64 s.

5. Psikhologiya odarennosti: ot teorii k praktike / pod red. D. V. Ushakova. M.: IP RAN, 2000. 352 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.