УДК 37.08:659.22 ББК 74р П 26
А.А. Лопатин
Заместительруководителяучебно-методическогоцентраОбразовательного центра «Сириус»; E-mail: [email protected]
И.И. Украинцева
Кандидат технических наук, доцент кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, проректор по непрерывному образованию и связям с общественностью Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
И.А. Мушкина
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
С.С. Новикова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета; E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
(Рецензирована)
Аннотация. Описан процесс организации и проведения программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров, реализующих программы выявления, подготовки и поддержки одаренных детей и молодежи в регионе. Представлены результаты разработки системы показателей по оценке достижений целей и задач проекта, критерии экспертизы программы профессиональной переподготовки.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, экспертиза, организационно-методическое сопровождение, выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, критерии эффективности, экспертное заключение.
A.A. Lopatin
Deputy Head of the Sirius Educational - Methodical Center; E-mail: lopatin.aa@ talantiuspeh.ru
I.I. Ukraintseva
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Department of Management and Technologies in Tourism and Service, Vice-Rector for Continuous Education and Public Relations of Sochi State University; E-mail: [email protected]
I.A. Mushkina
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogical and Psychological Education, Sochi State University; E-mail: [email protected]
S.S. Novikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of the
General Psychology and Social Communications, Sochi State University; E-mail:
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED CHILDREN AND YOUNG PEOPLE THROUGH THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHING AND MANAGEMENT PERSONNEL
Abstract. This article describes the process of organizing and conducting the program of professional retraining of pedagogical and managerial personnel implementing programs to identify, train and support gifted children and young people in the region. The results of the development of a system of indicators to assess the achievement of the goals and objectives of the project and the criteria for the examination of the professional retraining program are presented.
Keywords: professional retraining, expertise, organizational and methodological support, identification and support of gifted children and young people, performance criteria, expert opinion.
Сегодня мы наблюдаем процессы выстраивания разветвлённой системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей, а также формирования соответствующей творческой среды для данного контингента. Ключевым фактором, определяющим эффективность такой деятельности, является подготовка кадров.
Дополнительное профессиональное образование педагогических кадров в настоящее время весьма актуально. Проблемы содержания и оценки качества профессиональной переподготовки требуют рассмотрения и решения не только в контексте стандарта профессии, но и объективной реальности. В программе профессиональной переподготовки необходимо объединение и систематизация передовых теорий, практики и технологий по вопросам выявления и развития одаренности в детском и юношеском возрасте.
Такая программа ориентирована, прежде всего, на педагогов региональных центров выявления и поддержки одаренных школьников; педагогов системы общего и дополнительного образования, осуществляющих работу по подготовке
учащихся к соревнованиям (олимпиадам, конкурсам, конференциям) высокого уровня; педагогов высшей школы, обеспечивающих профориентацию, отбор и поддержку одаренной молодежи на этапах довузовского образования и обучения на младших курсах вуза; управленческие кадры, ответственные за реализацию программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в регионе.
В процессе освоения программы слушатели должны овладеть следующими компетенциями и навыками, позволяющими эффективно реализовывать образовательные программы для одаренных детей и молодежи:
- выстраивание (и обоснование) модели одаренности, допускающей проектирование эффективных образовательных сред и программ;
- разработку ценностных оснований для проектирования образовательных сред для одаренной молодежи в условиях образовательного запроса XXI века;
- выявление закономерностей проектирования краткосрочных интенсивных профильных программ; программ дополнительного образования;
- изучение особенностей организации исследовательской и проектной деятельности с одаренными детьми;
- освоение методологии подготовки учащихся к состязаниям (олимпиадам, соревнованиям, смотрам) российского и международного уровня (высший уровень квалификации);
- разработку пакета методических материалов для реализации в рамках деятельности регионального центра по работе с одаренными детьми (профильная программа, программа образовательного модуля, программа клубного объединения);
- освоение через собственную образовательную практику спектра современных образовательных технологий (case-study, критическое мышление при чтении и письме, научные дебаты и т.д.);
- проектирование образовательной среды для реализации программ для одаренных учащихся;
- разработку в составе команды проекта научно-технологической направленности; образовательного ресурса нового поколения (в том числе для системы дистанционного образования).
Необходимо также запланировать проведение стажировки по ключевым видам организации образовательного процесса (входной анализ, проверка работ, консультирование проектных групп и др.) [1].
Структурными компонентами программы данной направленности могут быть:
- Одаренность: проблемы выявления и развития.
- Запросы общества и рынка труда в соответствии со стратегией НТР России.
- Опыт работы ведущих специализированных профильных школ (зарубежный, российский): набор, программы, подготовка педагогов, образовательная среда, результаты.
- Подготовка школьников к участию в высокорейтинговых конкурсах, состязаниях, олимпиадах.
Тренинг «Решения олимпиад-ных задач» (по направлениям деятельности).
- Проектный и исследовательские методы познания. Практика проектной и исследовательской работы с одаренными школьниками на разных возрастных ступенях.
- Дистанционная работа с одаренными школьниками: ресурсы (зарубежные, российские), программное обеспечение, лучшие практики. Потенциал электронного образования для цифровой экономики.
Программа профессиональной переподготовки данной направленности может носить модульный характер, формироваться слушателем по собственному выбору (в части календарного периода прохождения предметного очного модуля), содержит базовую и вариативную части [1].
Реализация в очно-заочной форме, при этом не менее половины содержания программы осваивается дистанционно.
1. Слушатель выполняет работу по разработке образовательной программы или дистанционного образовательного модуля (по представленным образцам), а также его имплементации в образовательной среде своего региона.
2. По итогам обучения каждый слушатель проходит собеседование по материалам выполненных в ходе образовательного процесса работ.
3. Форма предъявления результатов: разработанная образовательная программа, отчет об апробации представленной программы.
Основными направлениями программы могут быть «Биология», «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», «Филология», «Управление». Тематика работы согласуется с работодателем и утверждается советом программы [7]. Освоение программы оценивается путем независимой экспертизы, в рамках которой анализируются все методические материалы, разработанные слушателем в период обучения.
Функции экспертизы: помогает специалистам, ППС сформулировать основной замысел программы, поддерживает инновационный поиск педагога, стимулирует его профессиональный рост и продуктивность исследования, оценивает на основе комплекса базовых и специальных критериев. Критерий - признак, на основании которого проводится оценка соответствия образовательной программы требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Показатели по критерию - непосредственно оцениваемые признаки образовательной программы,
совокупность которых дает возможность оценить программу по данному критерию. Основанием для критериев экспертизы программы профессиональной переподготовки являются положения Федерального закона «Об образовании» [2], приказ «Об утверждении порядка и организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [3], критерии оценки образовательных программ, сформулированные в техническом задании на разработку методики (таблица 1), подготовленной экспертами рабочей группы; примерная методика, подготовленная экспертами рабочей группы.
Таблица 1
Техническое задание
№ п/п Наименование мероприятия Количественные характеристики работы Результаты
1. Разработка аналитической справки по изучению образовательного пространства в целях выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи в Российской Федерации. Не менее 1,5 п.л. 1 презентация. Аналитический доклад «Изучение образовательного пространства в целях выявления и сопровождения одаренных детей и молодежи в Российской Федерации».
2. Оценка прогнозируемых рисков, возможных способов предупреждения и минимизации негативных последствий при реализации проекта. 1 презентация. Презентация.
3. Разработка технического задания по переподготовке педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. 1 техническое задание. Техническое задание разработано и согласовано с МОН РФ.
4. Проведение аукциона на право заключения договора на оказание услуг по переподготовке педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи. Организация 1 аукциона. Заключение договора с поставщиком услуг.
Продолжение таблицы 1
5. Разработка системы показателей по оценке достижения цели и задач проекта. Методика системы показателей по оценке достижения цели и задач проекта. Анкетирование слушателей.
6. Мониторинг набора слушателей. От 10 и более регионов. Отчетность в МОН РФ.
7. Реализация программы переподготовки. Формирование пакета по учебно- методическому обеспечению программы. Реализация образовательной программы.
8. Проведение итоговой аттестации по результатам освоения программы. Количественный анализ результатов итоговой аттестации (не менее 5 показателей) Проведение итоговой аттестации.
9. Организация мониторинга образовательного процесса. Проведение работ по подготовке 1 отчета. Отчет о проведении мониторинга.
10. Вручение слушателям, успешно освоившим образовательную программу, дипломов о профессиональной переподготовке. Выданы документы о квалификации. Приказ об отчислении слушателей.
11. Подведение итогов по проведению программы переподготовки. Формирование отчета по итогам программы. Утверждение отчета в МОН РФ.
Экспертиза проводится в соответствии с группами критериев: направленность программы, структура программы, структура учебного плана, содержание программы, срок освоения программы, категория слушателей, формы реализации программы, виды учебных занятий и учебных работ, итоговая аттестация, установленные базовыми принципами, с уточнениями, справедливыми для профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров, в системе выявления и поддержки одарённых детей и молодежи. Кроме этого, экспертиза программы включает следующие разделы:
В первом «Общая характеристика программы» анализируется структура программы, ее общий объем, ее модульных характер. Во втором разделе «Основные требования к содержанию и структуре УМК» представлен перечень конкретных критериев и критериальных показателей.
Оценка и содержание структуры УМК проводится по 15 критериям, каждый их которых имеет от 1 до 3 показателей. Оценка критериев и показателей содержания и структуры УМК представлена следующей системой баллов:
- 0 баллов выставляется тогда, когда критерий не проявляется, проявляется иногда или слабо выражен;
- 1 балл - редко и недостаточно выражен;
- 2 балла - часто и достаточно выражен;
- 3 балла - всегда и ярко выражен.
Каждому показателю во всех группах присваивается весовой коэффициент, который основывается на смысловом содержании показателей и сопоставимости их значимости. Весовой коэффициент определяет степень влияния показателя на качество и эффективность УМК, с учетом которого далее рассчитывается интегрированный результат.
Весовые коэффициента частных экспертным путем и приняты рав-критериев были сформированы ными значениями (табл. 2).
Таблица 2
Основные требования к содержанию и структуре УМК
Критерии и показатели Балл Весовой коэффициент Результат
Аннотация. Актуальность и новизна
Целеполагание Наличие четко и диагностично заданной цели
Задачи Задачи конкретизируют цель Задачи не соответствуют цели, теме программы
Компетенции, формируемые в процессе реализации программ
Учебная нагрузка Рациональное распределение часов по формам и видам занятий Нерациональное распределение часов по формам и видам занятий
Методы и технологии обучения Разнообразие представленных методов и технологий
Требование к слушателям Требование к слушателям соответствуют квалификационным характеристикам целевой аудитории
Требования к результатам освоения программы Требования сформулированы в соответствии с представленными задачами
Содержание разделов программы Наименование разделов полностью отражается в содержании программы
Формы и виды контроля
Представлены разнообразные формы и виды контроля (Входное анкетирование, методы и формы рефлексии) Пример анкетирования показан в таблице 4, 5
Тестовые вопросы контроля качества подготовки слушателя по программе
Требования к выпускной работе слушателя
Представлены методические указания к выполнению выпускной работы (0-3)
Продолжение таблицы 2
Представлены критерии оценки выпускной работы (0-3)
Учебно-методическое обеспечение курса способствует качественному освоению представленного материала
Конспекты лекций и демонстрационные материалы к ним
Методические указания ко всем практическим занятиям и лабораторным работам (включают теоретическую часть; задания к каждому занятию и алгоритм их выполнения; контрольные вопросы)
Методические указания для самостоятельной работы слушателей (проблемные вопросы; список информационных источников; формы представления результатов работы)
Сумма баллов
Третий раздел «Рекомендации авторам» включает замечания экспертов - специалистов в предметной области и рекомендации к дальнейшему совершенствованию программы. Четвертый раздел «Заключительный вывод». По итогам выполненной работы представлено
окончательное заключение о возможности или невозможности положительной оценки программы.
При разработке программы экспертизы и анкет обратной связи нами был учтен опыт отечественных и зарубежных исследований [1, 4, 5, 6, 7] (см. табл. 3, 4).
Критерии оценки Комментарий
Предметное содержание модуля (актуальность, проработанность, новизна)
Мотивация к деятельности (смысловые вызовы, проблемные ситуации, практическая востребованность...)
Исследовательская самостоятельность учащихся (виды работ, доля в сравнении с инициативой педагога)
Проектная самостоятельность учащихся (виды работ, доля в сравнении с инициативой педагога)
Идеи по использованию контента в образовательном процессе
ФИО и подпись эксперта
Таблица 3
Примерные анкеты обратной связи по модулям АНКЕТА
Оценка учебности модуля
Таблица 4
Анкета показателей по оценке достижения цели и задач проекта ПОКАЗАТЕЛИ ПО ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА
Оцените, пожалуйста, уровень трудности min Шкала оценки max
содержания обучения для Вас лично: 5 -очень высокий; 4 - достаточно высокий; 3
1 2 3 4 5
- средний; 2 - ниже среднего; 1 - низкий
Ваш комментарий:
Дайте, пожалуйста, оценку качеству min Шкала оценки max
учебно-методических материалов по 1 2 3 4 5
Программе: 5 - очень хорошее; 4 - доста-
точно хорошее; 3 - приемлемо; 2 - недоста-
точное; 1 - плохое
Ваш комментарий:
Ваше мнение о работе преподавательского min Шкала оценки max
состава Программы: 5 - отлично; 4 - хо- 1 2 3 4 5
рошо; 3 - приемлемо; 2 - ниже среднего;
1 - плохо
Ваш комментарий:
Какая из тем, входящих в данную min Шкала оценки max
Программу, показалась Вам наиболее по- 1 2 3 4 5
лезной с точки зрения применения при-
обретенных знаний в профессиональной
деятельности, и насколько сильно она Вас
заинтересовала? 1 - не заинтересовала со-
всем; 5 - вызвала наивысший интерес
Ваш комментарий:
Удовлетворила ли Ваши ожидания min Шкала оценки max
Программа в целом? 5 - оправдала полно- 1 2 3 4 5
стью; 4 - скорее да, чем нет; 3 -нейтраль-
но; 2 - скорее нет, чем да; 1 - не оправдала
совсем.
Ваш комментарий:
Какие предложения организационного характера Вы могли бы отметить?
Ваши пожелания и рекомендации организаторам программы
В нашем исследовании учтен опыт по созданию и применению образовательных программ профессиональной переподготовки [4, 5, 6, 7], а также опыт проведения их экспертизы с учетом требований технического задания. Программа профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров демонстрирует качество учебно-методической базы, возможность
использовать инфраструктуру образовательной организации и получать самые актуальные на текущий момент знания с применением передовых методик, что является основополагающим при освоении программы профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров в системе выявления и поддержки одарённых детей и молодежи.
Примечания:
1. Программа переподготовки «Большие вызовы» // Образовательный центр «Сириус». URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena140/588.
2. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: [ред. от 25.12.2018 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499: [ред. от 15.11.2013] // СПС КонсультантПлюс. М., 2019.
4. Мазилина Н.А. Дидактические условия подготовки компетентного специалиста в системе СПО // Среднее профессиональное образование. 2006. № 11. С. 34-35.
5. Мушкина И.А., Новикова С.С., Украинцева И.И. Основа профессионального самоопределения студентов СПО // Методы и механизмы реализации компетент-ностного подхода в психологии и педагогике: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Уфа; Омск, 2017. С. 51-53.
6. Яковлев Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000.
7. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al.] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. № 9 (1). Р. 124-139.
References:
1. The retraining program "Big Challenges" // Educational Center "Sirius". URL: https://sochisirius.ru/obuchenie/pedagogam/smena140/588.
2. On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 No. 273-FZ: [ed. from 12.25.2018]] // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
3. On approval of the procedure for the organization and implementation of educational activities for additional professional programs: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science) of July 1, 2013 No. 499: [ed. from 11.11.2013] // SPS ConsultantPlus. M., 2019.
4. Mazilina N.A. Didactic conditions for training a competent specialist in the system of secondary vocational education // Secondary vocational education. 2006. No. 11. P. 34-35.
5. Mushkina I.A., Novikova S.S., Ukraintseva I.I. The basis of professional self-determination of students of secondary vocational education // Methods and mechanisms for implementation of the competence approach in psychology and pedagogy: coll. of art. of international scient. and pract. conf. Ufa; Omsk, 2017. P. 51-53.
6. Yakovlev E.V. Theory and practice of university education quality management: Diss. abstract for the Dr. of Pedagogy degree. Chelyabinsk, 2000.
7. Sociological Portrait of Applicants and Students of the Most Popular and Perspective Specialties of Secondary Vocational Education: a Comparative Aspect / S.S. Novikova, G.M. Romanova, A.R. Simonyan [et al.] // Journal of Social Studies Education Research. 2018. No. 9 (1). Р. 124-139.