Научная статья на тему 'Психологические условия сохранения здоровья младших школьников'

Психологические условия сохранения здоровья младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические условия сохранения здоровья младших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Позднякова О. Л.

Кромская общеобразовательная начальная школа

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Она проявляется в увеличении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. По данным литературы за последние десять лет по России заболеваемость детей выросла в 1,4 раза. Большую группу составляют дети, находящиеся “между здоровьем и болезнью”, т.е. дети с дезадаптационными нарушениями. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости среди школьников является умственное переутомление учащихся. Эту проблему необходимо решать за счет грамотного подбора здоровьесберегающих технологий, где существенную роль должна играть школьная психологическая служба.

Известно, что учебная работа детей представляет собой значительный умственный труд, связанный, главным образом, с деятельностью центральной нервной системы. Под влиянием интенсивной учебной работы у учащихся возникает и развивается утомление. Это отражается в ухудшении количественных и качественных показателей умственной работоспособности, неблагоприятных изменениях в деятельности организма. Наиболее информативными показателями работоспособности являются объем работы и количество ошибок на дифференцировку. Эти данные мы получаем, применяя метод корректурной пробы. При этом, не прибегая к использованию технических средств, этот метод дает максимальную информацию о состоянии центральной нервной системы ребенка. Данная методика, исследующая степень концентрации и устойчивости внимания, предложена в 1895 г. Б. Бурдоном.

Данное исследование было проведено с 334 учащимися 1-4 классов. Корректурная проба проводилась 2 раза - в начале и в конце учебных занятий. Таким образом, работа каждого школьника характеризовалась 4 показателями: количеством прослеженных знаков и числом допущенных ошибок в начале и в конце занятий. При обработке данных эксперимента получены следующие результаты. Количество учащихся, работающих в течение занятия без изменения уровня работоспособности, составило 26 (7,8%), на стадии врабатывания - 206 (61,7%). Первые признаки утомления показали 88 (26,3%) учащихся. Явное и выраженное утомление характерно для 14 (4,2%) учеников. Данная группа детей была подвергнута более тщательному анализу. Выявлено, что 13 (92,9%) детей с высокой степенью утомляемости являются учащимися вторых и четвёртых классов. С психологической точки зрения, это объясняется тем, что именно в этих классах возрастает учебная нагрузка (увеличивается количество предметов, появляется оценочная система знаний, к четвёртому классу повышается уровень школьной тревожности). При этом из 14 обучающихся с высокой утомляемостью, 12 (85,7%) имеют II, III группы здоровья (согласно рекомендациям НИИ профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи). В результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что основное влияние на степень утомления оказывают два фактора - состояние здоровья детей и объём учебной нагрузки. Большой процент детей с высокой степенью утомления указывает на необходимость профилактики утомления, психосоматических заболеваний, эмоционального напряжения, заключающейся в коррекции организации и интенсивности процесса обучения в указанных классах, создании условий сохранения здоровья детей и говорит об актуальности данной проблемы, требующей дальнейшего изучения.

Таким образом, сохранение здоровья ребенка, является общей проблемой педагогов, психологов и медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы! X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.