ОСОБЕННОСТИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ
Белова О.А., Нелина Э.В.
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, г.Рязань
Современная оценка корректурной пробы (таблицы Анфимова) не является простой, а при обработке имеет очень много нюансов. Наблюдая, за учебной деятельностью учащихся установили, что учебная нагрузка, как младших, так и старших школьников превышает её максимально допустимые пределы, установленные действующими санитарными нормами (2000). Вместе с тем следует отметить, что в специализированных классах, где проводится отбор детей для обучения по определенной программе, школьники меньше устают. При оценке изменения работоспособности у девочек 11-го физико-математического класса оказалось, что большая часть из них имеет после зарядки для глаз положительные сдвиги, это не отражает процессов утомления, а показывает, что после зарядки у девушек начался период «врабатывания» - состояние характерное для начала урока.
Лишь две девушки (сдвиг № 6), что указывает имеют относительное небольшое утомление, за счёт увеличения количества ошибок, сделанных ими во всей работе. Процентное распределение работ по их качеству, оказалось, что 8 работ имеет «отличное и хорошее качество» - работ, 2 - «удовлетворительное». Средние величины отражают общую тенденцию улучшения работоспособности девочек. Среди девушек преобладал «восходящий тип» работоспособности, характеризующейся постепенно возрастающей интенсивностью объема работы (от начала к концу урока) при выраженном снижении ошибок или их постоянстве. У всех девушек отмечалась хорошая подвижность нервных процессов (коэффициент «К»), так как введение тормозных агентов во второй части работы не сказывалось её на темпе. Вторая часть по объему оказалась такой же, как и первая, а общее количество ошибок на дифференцировку было незначительно. Коэффициент «К» почти у всех был либо равен двум, либо выше двух. Такие результаты говорят о высоком уровне работоспособности. В оценку каждого выполненного задания включалось вычисление коэффициента продуктивности ^) , данный показатель также увеличивался от начала к концу занятия, подтверждая общую тенденцию. При анализе корректурных проб юношей получены следующие результаты. После зарядки для глаз объем работы (количество просмотренных знаков) так же как у девочек увеличивался. Многие мальчики просмотрели 1000 знаков (это вся корректурная таблица Анфимова). У них отмечается большая средняя величина проделанного объема работы, как в начале урока, так и в конце его по сравнению с девушками (соответственно 713,3 -у девушек и 812,8 у юношей - до зарядки, и 947 у девушек, и 976 у юношей - после зарядки).
Однако, количество сделанных ошибок во 2 части работы больше у юношей, чем у девушек. Количество ошибок на весь объём работы (на 500 просмотренных знаков) лишь у четверых мальчиков-подростков (33%) уменьшается, у одного не изменяется (8,3%) совсем, у шестерых (50%) появляются признаки утомления. У мальчиков 11-го физико-математического класса оказалось, что большая часть из них имеет после зарядки для глаз хотя и положительные сдвиги, но у половины из них отмечается сдвиг №6 , который отражает проявление признаков утомления (работа выполнялась на «удовлетворительно» - один из показателей относится к средним или хорошим, а другой к плохим, шестеро имеют «отличные и хорошие» работы, (они обозначаются номерами 3,4 и соответствующими им знаками), что не отражает процессов утомления, а показывает, что после зарядки для глаз у юношей начался период «врабатывания» - состояние характерное для начала урока. При оценке особенностей работоспособности юношей-подростков 11 физико-математического класса можно заключить, что у 50% преобладал «восходящий тип работоспособности, характеризующейся постепенно возрастающей интенсивностью объема работы (от начала к концу урока) при выраженном снижении ошибок или их постоянстве, а у 50% отмечался «неопределенный тип работоспособности», которому присущи колебания интенсивности работы и её качества.
Таким образом, работоспособность юношей, значительно отличается от работоспособности девушек, особенно по качеству её выполнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва