Научная статья на тему 'О влиянии туберкулезной инфекции на качество жизни учащихся'

О влиянии туберкулезной инфекции на качество жизни учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сайфулин М. Х.

С помощью сертифицированного детского опросника PedsQL TM (Pediatric Quality of Life Inventory), версия 4.0 проведена оценка качества жизни 60 школьников, больных туберкулезом, проходивших стационарное лечение. Исследовалось качество жизни до начала курса лечения и сразу после его окончания. В качестве контрольной группы были взяты 60 детей того же пола и возраста с проблемами в социальной сфере, находящиеся на учете и наблюдающиеся в городских учреждений социальной реабилитации и относящиеся к 1 и 2 группам здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сайфулин М. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии туберкулезной инфекции на качество жизни учащихся»

О ВЛИЯНИИ ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИИ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ Сайфулин М.Х.

Астраханская государственная медицинская академия, кафедра общественного здоровья и здравоохранения

С помощью сертифицированного детского опросника PedsQLTM (Pediatric Quality of Life Inventory), версия 4.0 проведена оценка качества жизни 60 школьников, больных туберкулезом, проходивших стационарное лечение. Исследовалось качество жизни до начала курса лечения и сразу после его окончания. В качестве контрольной группы были взяты 60 детей того же пола и возраста с проблемами в социальной сфере, находящиеся на учете и наблюдающиеся в городских учреждений социальной реабилитации и относящиеся к 1 и 2 группам здоровья Установлено, что заболевание ребенка туберкулезной инфекцией негативно отражалось на всех видах его жизнедеятельности. Низкие уровни физического развития и особенности течения заболевания заметно ограничивали физическую активность, а в ряде случаев и физическую независимость ребенка. Необходимость длительного нахождения в больничных условиях, монотонность и замкнутость существования, присутствие неприятных, зачастую болезненных медицинских манипуляций заметно влияли на эмоциональную сферу ребенка, появлялись признаки неврозов, депрессий, угнетенного состояния и повышенной тревожности. Специфическое однообразное окружение - медицинский персонал, необходимость медицинского вмешательства угнетали психологическое состояние обследуемых детей. Длительный перерыв в обучении, связанный с заболеванием, либо необходимость учиться в условиях стационара, по ограниченной программе, общее тяжелое состояние, влияющее на способность к запоминанию и восприятию информации, затормаживал интеллектуальное развитие ребенка, снижал его успеваемость. Все эти неблагоприятные влияния на жизнедеятельность несовершеннолетних отражались на субъективных оценках физического, эмоционального, психоэмоционального функционирования и данных шкалы «Жизнь в школе», которые у больных детей были ниже, чем в контрольной группе (ФФ: основная группа - 53,8±2,3 балла, контрольная - 55,1±5,8 баллов; ЭФ: основная группа - 52,2±4,7, контрольная - 57,2±4,7; ПСФ: основная группа - 48,5±2,1, контрольная - 53,0±3,4; ЖШ: основная группа - 44,4±2,1, контрольная - 53,8±3,5). Вместе с тем, у детей, больных туберкулезом, оценки их социального функционирования были несколько выше показателей здоровых детей из социально неблагополучной среды (СФ: основная группа - 49,0±3,2 баллов, контрольная - 48,0±3,5 баллов). Диагноз тяжелого хронического заболевания, ряд ограничений, вызванный им, необходимость кардинальных перемен образа жизни, нивелировали остроту «чисто» социальных проблем и отодвигали их на задний план. Кроме того, зачастую, увеличение объема общения родителей с больным ребенком, внимания, уделяемого ребенку, приводит к видимости налаживания взаимоотношений и мнимому повышению социального благополучия.

На фоне прохождения курса стационарного лечения показатели всех шкал опросника улучшились (р<0,001). Анализ динамики показателей суммарной шкалы качества жизни (СШ: до лечения - 48,5±3,3, после лечения -50,1±3,1 балла) позволил установить, что длительное проведение лечебно-оздоровительной деятельности и направленного противотуберкулезного лечения значительно улучшают субъективные характеристики физической деятельности, психологической и социальной адаптации, социально-гигиенического функционирования и субъективных оценок своего здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [317]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.