МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Денисов А.П., Спинов В.И., Филиппова Е.Д.
ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Омск
Здоровье детей раннего возраста в значительной степени определяется условиями их воспитания. В связи с этим изучены медико-социальные условия формирования здоровья детей раннего возраста по материалам анкетирования 1236 семей воспитывающих таких детей.
Одним из наиболее значащих факторов, формирующих здоровье детей, является характер их вскармливания. В целом наблюдалась тенденция к преимущественно искусственному и смешанному вскармливанию детей. При этом удельный вес детей, находившихся на естественном вскармливании, был наиболее высоким у замужних женщин - 59,5 %, служащих - 55,9 % и домохозяек - 55,8 %, в семьях с хорошими взаимоотношениями - 61,8 %, материально обеспеченных - 72,9 %. Напротив, самым низким у одиноких женщин - 47,4 %, учащихся - 49,1 % и предпринимателей - 47,8 %, в семьях с плохими взаимоотношениями - 46,2 %, материально не обеспеченных - 44,4 %.
Женщины соблюдали режим кормления детей на первом году жизни детей лишь в 18,5 % случаев, еще меньше в последующие годы жизни. Малый интерес матерей к вопросам питания детей подтверждалось тем, что они не в полной мере были информированы или не интересовались тем, какие продукты могли бы нанести ребенку какой-либо вред. По результатам опроса, знали, какие продукты противопоказаны ребенку 78,4 % матерей. Более половины семей не могли обеспечить полноценное питание ребенка по набору продуктов. Основной причиной этого подавляющее большинство женщин назвали дороговизну продуктов, что фактически означало отсутствие возможности их приобрести из-за недостатка средств.
Соблюдали временной режим кормления детей 62,3 % матерей. Ведущими причинами несоблюдения режима питания по времени кормления была перегруженность домашними делами и занятость на работе или учебе. Режим сна ребенка соблюдали 64,7 % матерей, купали своих детей ежедневно летом и два-три раза в неделю зимой 45,6 % от их общего числа. Гуляли с ребенком ежедневно летом и два-три раза в неделю зимой 70,1 % матерей. Основными причинами отказа от регулярных прогулок были: боязнь простуды, нехватка времени, плохое отопление зимой.
Женщины не уделяли должного внимания к проведению детям оздоровительных процедур. Менее половины из них регулярно проводили массаж детям в возрасте до одного года. Доля матерей, регулярно проводящих закаливающие процедуры своим детям, составляла лишь 23,2 %.
Таким образом, наблюдалась тенденция к раннему переводу на искусственное вскармливание детей. Матери не уделяли должного внимания соблюдению режима питания, сна, прогулок, физического воспитания и закаливания детей. Поэтому необходимо активизировать работу участковых врачей-педиатров с родителями по повышению уровня их санитарной грамотности и медицинской активности, с учетом индивидуальных особенностей семьи, и ее социального статуса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [134]