ВЛИЯНИЕ ФИКСАЦИОННОГО МАССАЖА И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВАОВ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Бруйков А.А., Гулин А.В., Петкевич А.И.
ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», кафедра медико-биологических дисциплин, г. Липецк
Лечебный массаж и лечебная гимнастика являются одними из главных средств позволяющих формировать и развивать у пациентов с детскими церебральными параличами (ДЦП) жизненно необходимые двигательные умения и двигательные навыки. При фиксационном массаже фиксируются все части тела пациента, кроме тех частей (или той части), которые подвергаются в данный момент массажу или послемассажной гимнастике [2]. Онтогенетическая гимнастика основывается на гимнастических упражнениях, соответствующих той обычной онтогенетической последовательности развития двигательной активности ребенка, которая выработалась исторически в ходе эволюционного развития человека [1].
Целью настоящей работы явилось исследование влияния фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики на подвижность суставов нижних конечностей у детей с ДЦП.
Обследовано 12 детей в возрасте 3 - 5 лет обоих полов с диагнозом: ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 равные группы: контрольную (группа №1) - средний возраст составил 45 месяцев и экспериментальную (группа №2) - средний возраст составил 44 месяца. Наблюдения осуществлялись в течение 6 месяцев. При этом у детей из первой группы реабилитационные мероприятия включали стандартный массаж, лечебную гимнастику, механотерапию, гидрокинезотерапию. У детей из второй группы занятия включали то же самое, но стандартный массаж и лечебная гимнастика были заменены на фиксационный массаж и онтогенетическую гимнастику соответственно. В каждой группе (основной и контрольной) обследование детей с ДЦП проводили дважды: первый раз - до проведения курса реабилитационных мероприятий (начальное обследование), и второй раз - после проведения курса (конечное обследование).
При анализе полученных данных выявили, что после проведения стандартного массажа и лечебной физкультуры в правом голеностопном суставе в контрольной группе произошли положительные изменения на 2.7% (1.2 градуса), а в левом - на 1.6% (0.7 градуса). После проведения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики показатели правого голеностопного сустава в группе №2 улучшились на 9.9% (4.3 градуса), а левого на 10.3% (4.6 градусов). Положительные изменения произошли в тазобедренном суставе в контрольной группе в правом на 1.6% (1.7 градуса), а в левом на 1.3% (1.3 градуса). В группе №2 показатели правого тазобедренного сустава улучшились на 6.3% (6.4 градуса) и левого на 6.9% (7 градусов). В группе №1 при исследовании показателей коленных суставов улучшение наблюдалось в правом на 0.8% (0.9 градуса) и в левом на 1% (1.1 градуса). В группе №2 изменения показателей в сторону улучшения произошли в правом коленном суставе: на 4.7% (5.2 градусов), а в левом - на 5% (5.6 градусов).
Исследование показало, что фиксационный массаж и онтогенетическая гимнастика являются высокоэффективным средством для улучшения развития подвижности суставов нижних конечностей у детей с ДЦП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Онтогенетическая гимнастика.- Орел: «А.^».2006.144с.
2. Быковская Е.Ю., Быковский Т.В., Жуковская В.А., Жуковский Ю.Г. Фиксационный массаж.- Орел: «А.^».2006.76с.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г. Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва