Научная статья на тему 'Сравнительный анализ фактического питания и заболеваемости школьников г. Бузулука'

Сравнительный анализ фактического питания и заболеваемости школьников г. Бузулука Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сманцер Т. А., Барышева Е. С., Малахова М. С.

В работе представлен сравнительный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья детей школьного возраста города Бузулука и района. Главным фактором, способствующим снижению показателя общей заболеваемости школьников, признано рациональное питание, как обязательный компонент здоровьесберегающей составляющей в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of an actual feed and desease of schoolboys of Buzuluk

In work the comparative analysis of the factors influencing a state of health of children of school age of city of Buzuluk and area is submitted. The primary factor promoting decrease of a parameter of the general desease of schoolboys, recognizes a balanced diet, as an obligatory component health-savings as a component in school education.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ фактического питания и заболеваемости школьников г. Бузулука»

сравнительный анализ фактического питания и заболеваемости школьников

г. бузулука

Сманцер Т.А., Барышева Е.С., Малахова М.С.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения «Оренбургский государственный университет», кафедра биологии, г.Бузулук, Россия

Аннотация

В работе представлен сравнительный анализ факторов, влияющих на состояние здоровья детей школьного возраста города Бузулука и района. Главным фактором, способствующим снижению показателя общей заболеваемости школьников, признано рациональное питание, как обязательный компонент здоровьесберегающей составляющей в школьном образовании.

Целью данной работы было изучение влияния организации питания в школах г. Бузулука и района на динамику общей заболеваемости школьников (п=2468). По данным санитарно-эпидемиологической службы, 69,2% городских школ имеют свои столовые, но питанием охвачены 83,3% школьников, из них только 47,8% получают горячее питание. При изучении состава и калорийности суточных рационов школьников установлено, что калорийность достигается за счет перевыполнения норм питания по крупам и макаронным изделиям. Количество белков, витаминов и микроэлементов занижено. Нерегулярно и в недостаточном количестве дети получают мясные и молочные продукты, отсутствуют в меню рыба, фрукты. Меню составляется с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей. Альтернативное питание представляют буфеты и коммерческие киоски, с ассортиментом кондитерских изделий (печенье, шоколад, выпечки и др.), увеличивающих частоту заболеваний органов желудочно-кишечного тракта у школьников.

3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5

□ 2006

□ 2007

□ 2008

СОШ №1 №4

№6

№ 8

№10

№11

№ 13Липовская СОШ

Рисунок 1. - Динамика заболеваемости учащихся средних общеобразовательных школ г.Бузулука и района ( по оси Y - отношение заболеваемости к общей численности учащихся в школе).

Тем не менее, в школах города, активно внедряющих здоровьесберегающие технологии, обязательным компонентом которых является организация рационального питания, отмечается тенденция к снижению общей заболеваемости (рис. 1). В школах, где данные технологии внедряются не столь успешно, динамика снижения заболеваемости неустойчива.

Для сравнения мы исследовали динамику заболеваемости в МОУ «Липовская основная общеобразовательная школа» Бузулукского района. Экологическая ситуация в селе Липовка намного благоприятнее, чем в городе Бузулуке. Это объясняется не только отсутствием заводов и промышленных предприятий, удаленностью от автомагистралей, но и отношением жителей к своему экологическому пространству. 98% населения ведут натуральное хозяйство и выращивают овощи и фрукты на своих участках. Установлено, что в данной школе общее количество заболеваний в 2006г меньше общей численности учащихся в 4,3 раза, в 2007г. в 3,9 раза, в 2008г. в 3,8 раза. Тенденции к росту заболеваемости не наблюдается и этому способствуют ряд факторов: во-первых, количество учащихся в классах не превышает 15-20 человек; во-вторых, в школе налажено регулярное горячее питание с обязательным включением в меню салатов и витаминизированных напитков, причем овощи и фрукты дети выращивают сами на пришкольном участке; в-третьих, 100% школьников занимаются в спортивных секциях. Таким образом, здоровьесберегающие технологии твердо входят в стиль жизни тех учащихся, которым активно помогает в этом школа, формируя не только ценностное отношение к своему здоровью и здоровью близких, но и создавая активную гражданскую позицию личности.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [383]

литература

1. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФкиС, 1990. - 94 с.

2. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз».Учебное пособие. - Барнаул: Педагогика, 2000. - 48 с.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.

25. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.

the comparative analysis of an actual feed and desease of schoolboys of buzuluk

T.A. Smantser, E.S. Barysheva, M.S. Malakchova

Humanitary- technology institute of the state educational establishment «Orenburg state university», faculty of biology, Buzuluk

The summary

In work the comparative analysis of the factors influencing a state of health of children of school age of city of Buzuluk and area is submitted. The primary factor promoting decrease of a parameter of the general desease of schoolboys, recognizes a balanced diet, as an obligatory component health-savings as a component in school education.

Valueology, health-savings technologies, a hot feed, dynamics of desease. T.A.Smantser, f № 32, Lenin street №70, Buzuluk, the Orenburg area, Russia

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [384]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.