Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МАГИСТРАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE / MASTER'S DEGREE / PEDAGOGICAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна, Щучка Роман Викторович, Артемов Артем Сергеевич

В данной статье представлены психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Задачи исследования: выявить и теоретически обосновать психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке магистранта педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.Методы исследования: метод обобщения независимых характеристик, анализ, сравнение. Цель разработки и описания психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования, наряду с выявлением психологических механизмов, состоит в создании теоретической модели педагогических условий, с помощью которой могла бы быть выявлена педагогическая картина объективизации и идентификации психологических механизмов. Педагогические технологии, разработанные для высшей школы на основе психологических условий и механизмов развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования, имеют многоцелевые ориентиры. Так, например, растет коэффициент полезного действия звеньев профессионального образования за счет формирования специалистов, способных не только к выживанию в новых условиях экономической конкуренции, но и к продвижению на рынке труда, к карьерному росту, благодаря полученным в вузе знаниям, выработанному креативному типу мышления, мотивации достижения, информационной культуре. Создавая адекватные педагогические условия, можно детерминировать соответствующие психологические условия, которые путем регенерации определенных психологических технологий выявят проблемное поле информационно-исследовательской компетентности магистранта. В качестве психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в рамках научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ нами были рассмотрены семантические поля необходимых психологических условий, начиная от уровня эмоциональной компоненты и мотивации успешной деятельности до необходимых компетенций в области информационной культуры, творческого типа мышления до самодинамизма в системе Я-конструктов. Таким образом, основным результатом исследования можно считать выявленные психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистров педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ, необходимые индивиду для достижения результатов в научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. В качестве психологических условий в исследовании рассматриваются соответствующий уровень информационной культуры, творческое мышление, внутренняя трудовая мотивация, самодинамизм (система Я), эмоциональная уравновешенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна, Щучка Роман Викторович, Артемов Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF A MASTER'S STUDENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

This article presents the psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in preparation for research activities using ICT. Research objectives: to identify and theoretically justify the psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in the preparation of a master's student of pedagogical education for research activities using ICT. Research methods: method of generalization of independent characteristics, analysis, comparison. The purpose of developing and describing psychological conditions of development of information and research competence of undergraduate teacher education, along with identifying psychological mechanisms, is to create a theoretical model of pedagogical conditions, which could be identified pedagogical picture of the objectification and identification of psychological mechanisms. Pedagogical technologies developed for higher education on the basis of psychological conditions and mechanisms for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education have multi-purpose guidelines. For example, increasing efficiency units of professional education through the formation of professionals able not only to survive in the new conditions of economic competition, but also to progress in the labour market, career growth due to obtained at the University knowledge generated creative thinking, achievement motivation, information and culture. Creating adequate pedagogical conditions, it is possible to determine the appropriate psychological conditions that, by regenerating certain psychological technologies, will reveal the problematic field of information and research competence of the undergraduate student. As psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in the framework of research activities using ICT, we considered the semantic fields of the necessary psychological conditions, ranging from the level of emotional component and motivation of successful activity to the necessary competencies in the field of information culture, creative thinking to self-dynamism in the system of Self-constructs. Thus, the main result of the study can be considered the identified psychological conditions for the development of information and research competence of masters of pedagogical education in preparation for research work using ICT, necessary for an individual to achieve results in research activities using ICT. The study considers the appropriate level of information culture, creative thinking, internal work motivation, self-dynamism (self-system), and emotional balance as psychological resources.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»

УДК 378.147

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

© 2020

SPIN-код: 1742-3282 AuthorID: 717136

Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент SPIN-код: 9683-8362 AuthorID: 486245

Щучка Роман Викторович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент SPIN-код: 9218-2361 AuthorID: 798717

Артемов Артем Сергеевич, старший преподаватель

Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина (399770, Россия,.Елец, ул.Коммунаров, 28, e-mail: aspirant.artemov@yandex.ru) Аннотация. В данной статье представлены психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Задачи исследования: выявить и теоретически обосновать психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке магистранта педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Методы исследования: метод обобщения независимых характеристик, анализ, сравнение. Цель разработки и описания психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования, наряду с выявлением психологических механизмов, состоит в создании теоретической модели педагогических условий, с помощью которой могла бы быть выявлена педагогическая картина объективизации и идентификации психологических механизмов. Педагогические технологии, разработанные для высшей школы на основе психологических условий и механизмов развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования, имеют многоцелевые ориентиры. Так, например, растет коэффициент полезного действия звеньев профессионального образования за счет формирования специалистов, способных не только к выживанию в новых условиях экономической конкуренции, но и к продвижению на рынке труда, к карьерному росту, благодаря полученным в вузе знаниям, выработанному креативному типу мышления, мотивации достижения, информационной культуре. Создавая адекватные педагогические условия, можно детерминировать соответствующие психологические условия, которые путем регенерации определенных психологических технологий выявят проблемное поле информационно-исследовательской компетентности магистранта. В качестве психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в рамках научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ нами были рассмотрены семантические поля необходимых психологических условий, начиная от уровня эмоциональной компоненты и мотивации успешной деятельности до необходимых компетенций в области информационной культуры, творческого типа мышления до самодинамизма в системе Я-конструктов. Таким образом, основным результатом исследования можно считать выявленные психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности магистров педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ, необходимые индивиду для достижения результатов в научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. В качестве психологических условий в исследовании рассматриваются соответствующий уровень информационной культуры, творческое мышление, внутренняя трудовая мотивация, самодинамизм (система Я), эмоциональная уравновешенность.

Ключевые слова: психологические условия, информационно-исследовательская компетентность, магистрант, педагогическое образование, научно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF A MASTER'S STUDENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

© 2020

Shchuchka Tatyana Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer

Shchuchka Roman Victorovich, Candidate of Agricultural Sciences,

senior lecturer Artemov Artem Sergeevich, senior lecturer

Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: aspirant.artemov@yandex.ru) Abstract. This article presents the psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in preparation for research activities using ICT. Research objectives: to identify and theoretically justify the psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in the preparation of a master's student of pedagogical education for research activities using ICT. Research methods: method of generalization of independent characteristics, analysis, comparison. The purpose of developing and describing psychological conditions of development of information and research competence of undergraduate teacher education, along with identifying psychological mechanisms, is to create a theoretical model of pedagogical conditions, which could be identified pedagogical picture of the objectification and identification of psychological mechanisms. Pedagogical technologies developed for higher education on the basis of psychological conditions and mechanisms for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education have multi-purpose guidelines. For example, increasing efficiency units of professional education through the formation of professionals able not only to survive in the new conditions of economic competition, but also to progress in the labour market, career growth due to obtained at the University knowledge generated creative thinking, achievement motivation, 304 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

Щучка Татьяна Александровна, Щучка Роман Викторович, Артемов Артем Сергеевич ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

information and culture. Creating adequate pedagogical conditions, it is possible to determine the appropriate psychological conditions that, by regenerating certain psychological technologies, will reveal the problematic field of information and research competence of the undergraduate student. As psychological conditions for the development of information and research competence of a master's student of pedagogical education in the framework of research activities using ICT, we considered the semantic fields of the necessary psychological conditions, ranging from the level of emotional component and motivation of successful activity to the necessary competencies in the field of information culture, creative thinking to self-dynamism in the system of Self-constructs. Thus, the main result of the study can be considered the identified psychological conditions for the development of information and research competence of masters of pedagogical education in preparation for research work using ICT, necessary for an individual to achieve results in research activities using ICT. The study considers the appropriate level of information culture, creative thinking, internal work motivation, self-dynamism (self-system), and emotional balance as psychological resources.

Keywords: psychological conditions, information and research competence, master's degree, pedagogical education, research activities using ICT.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Развитие информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ имеет широкий ценностный подтекст, поскольку напрямую связано с формированием социально-экономической ситуации в государстве, что хорошо видно на примере отдельного субъекта. Так, с одной стороны, это развитие определяет материальный и общественный статус индивида, его приоритеты, общественную среду; с другой стороны, формирует и само общество, оказывая непосредственное влияние не только на развитие экономической ситуации во вверенной конкретному индивиду области, но и на его окружение -семью, друзей, коллег по работе, формируя их представление о себе не только как о достойной уважения личности, но и как высокопрофессиональном специалисте с высоким творческим потенциалом, примере для подражания. Развитие информационно-исследовательской компетентности, творческого потенциала, целенаправленная деятельность, приобретенные навыки и умения обеспечивают перспективный рост карьеры.

Первоочередной задачей развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ мы считаем обеспечение необходимых условий для реализации именно этой целевой установки. Решение указанной проблемы, в свою очередь, позволит решить сразу несколько задач, главнейшими из которых приобщение молодого поколения к академической работе и, как следствие, активизацию исследовательской деятельности, которая является первопричиной научного прогресса.

Однако содержание психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования имеет принципиальное значение, поскольку именно через анализ психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования возможно обоснование педагогических условий, при которых осуществляется это развитие [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между потребностью общества и российского образования в личности магистранта педагогики, обладающего информационно-исследовательской компетентностью, и недостаточностью педагогических научных исследований, выделяющих психологические условия развития такой компетентности в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

Для разрешения противоречия нами рассмотрены теория формирования личности как субъекта профессиональной деятельности [2], теория профессионального

становления [3,4], исследования педагогов и психологов проблемы исследовательской деятельности [5,6], теория мотивации профессионального самоопределения [4] и др.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Выявление психологических условий развития компетентности будущего магистра педагогики в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ стало главной целью исследования.

В качестве базовых условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования нами выделяются следующие концепты, оказывающие значительное влияние на формирование отдельной личности и ее способностей к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ. К ним относятся эмоциональная компонента и мотивация успешной деятельности, необходимые компетенции в области информационной культуры, творческого типа мышления, самодинамизм в системе Я-конструктов и другие. Указанные нами концепты обеспечивают искомые результаты, а именно гармоничное развитие индивида, его способность к профессиональной деятельности, в том числе академической и научной с использованием ИКТ.

Использование Я-системы, в том числе психологических Я-конструктов, дает исследователю уникальную возможность обращения к своему внутреннему миру как отражению общечеловеческой системы ценностей, к обогащению своего внутреннего мира через общественно признанные ценностные ориентиры, эмпатию и сопереживание. Отсутствие желания воспользоваться новыми технологиями, обеспечивающими ученому необходимый внутренний комфорт в плане гармонизации своего Я, ведет к деструктивным последствиям - творческому кризису, внутренним переживаниям, утрате собственной идентичности и, как следствие, потере профессионализма.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В выявлении психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогики в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ мы опирались на научные исследования ученых Белгородского государственного национального исследовательского университета [1] и использовали собственный образовательный опыт в выделении психологических условий развития.

Поскольку главным мерилом ценности любого исследователя является его творческий потенциал, который развивает высшая школа, то нам представляется, что именно изучение психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования обеспечивает отдельному индивиду все необходимые возможности для формирования в себе востребованных качеств (мы имеем в виду переход от чистой догматики и схоластики, если можно так сказать «ремесленничества», к вдохновенному труду, который всегда отличает настоящего

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

305

ученого). Умение творить доступно далеко не каждому. Чтобы достичь его, нужно учиться, а это означает, прежде всего, непрерывную работу над собой, над развитием своих профессиональных способностей, над постоянным повышением уровня внутренней культуры, над овладением традиционными ценностями, которые может усвоить только человек с активной жизненной позицией.

В качестве психологических условий в исследовании рассматриваются внутренняя трудовая мотивация, соответствующий уровень информационной культуры, творческое мышление, самодинамизм (система Я), эмоциональная уравновешенность[1,7-10].

Вполне закономерно, что в научной среде не сложилось единого подхода к определению мотивации ввиду сложности самого понятия. Мотивация в предметном поле психического феномена описывается в науке в зависимости от угла зрения на предмет - в узком и широком смысле. В широком смысле мотивация это - совокупность факторов, которые ответственны за поведение человека (К. Мадсен, Ж. Годфруа), совокупность мотивов (К.К. Платонов) или система процессов, стимулирующих активность (В.К. Вилюнас). В узком смысле мотивация - это процесс психической регуляции конкретной деятельности индивида (М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Джидарьян). Необходимо заметить, что в контексте данной статьи нас интересует мотивация в узком смысле понимания термина, и не просто мотивация, а мотивация достижения, - другими словами, психофизиологический процесс, направленный на конкретную деятельность индивида.

Развитие информационно-исследовательской компетентности обучающегося в принципе невозможно без четко выраженного стремления решать поставленные задачи, ежедневно улучшая свои результаты и непрерывно поднимая планку своих достижений. Только такой подход к делу позволяет бороться с неудачами, закономерно возникающими на пути исследователя, преодолевать препятствия, расти над собой и в глазах окружающих. При этом внешняя мотивация (желание выполнить задание и получить хорошую оценку) должна неизбежно перерасти во внутреннюю, когда обучающимся руководит не только чувство долга и необходимости, но и удовольствия от выполненной работы, причем тем большее, чем труднее было задание. Специалист с высокой внутренней мотивацией достижения всегда успешен и всегда востребован в профессиональной сфере деятельности.

Для формирования внутренней мотивации большое значение имеет духовный потенциал человека, его способность к мобилизации сил, концентрации на проблеме, ибо никакой внешний источник (например, преподаватель) не сможет мотивировать субъекта, пока решение поставленной проблемы не перерастет в его внутреннюю потребность (В.П. Зинченко). В целом же научная литература показывает, что для формирования мотивация достижения магистранта важны оба вида мотивации (внешняя и внутренняя), поскольку обе способствуют, каждая на своем участке, приобретению опыта научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

В развитии мотивации достижения большое значение имеют одержимость, целесообразное упорство (В.И. Селиванов), позволяющие индивиду не отчаиваться, не опускать руки перед трудностями и неудачами: напротив, возвращаться к ним вновь и вновь, прорабатывая и перерабатывая их целью поиска новых путей осуществления решения поставленных вопросов, что является одной из составляющих успеха (Д. МакКлелланд). Научные труды X. Хекхаузена и многих других исследователей позволяют сделать заключение, что настойчивость, проявляющая себя в решительности, непреклонности, усидчивости, жесткости требований, терпении, в мотивации достижения выступает как важнейшее ка-

чество личности, которое способствует плодотворной работе в научной деятельности с использованием ИКТ. Таким образом, вопрос мотивации научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ занимает важнейшее место среди других психологических условий развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования.

Мотивация достижения формируется под воздействием целого ряда условий, главнейшими из которых являются творческая увлеченность делом, желание довести его до логического конца, даже если конечный результат, что усложняет поиск, зависит от нескольких промежуточных ступеней, когда каждая их них является опорой для последующих.

Информационная культура магистранта педагогического образования представляет собой важнейшее психологическое условие его готовности к профессиональной деятельности. Информационная культура не формируется сама по себе. Ее основой являются приобретенные знания, и она же помогает исследователю в получении новых. То есть, информационная культура и знание связаны двусторонними теснейшими связями, и это единство выступает основой непрерывного процесса познания, когда научный прорыв или научное открытие возможны только на базе предыдущего теоретического или практического опыта, что напрямую связано с использованием ИКТ, в которой проявляется информационно-исследовательская компетентность.

Так же, как и мотивация достижения, понятие «информационная культура» может быть рассмотрено в широком и узком смысле этого термина. В широком смысле информационная культура являет собой некую абстрактную сумму концептуальных схем объективного мира, выработанных человеческим знанием, которая складывается на базе культурного опыта цивилизации в широкую картину взаимодействия национальных и межнациональных этнических традиций и научных достижений.

В узком смысле понятия информационная культура - это, во-первых, предлагаемые учеными мультимедийные и идентификационные методики и технологии, разработанные в области изучения информации, которые определяются потребностями рынка и используются с разнообразными целями, например для обработки персональной информации и баз данных для последующего их применения по месту требования; во-вторых, это модернизация и интенсификация промышленной отрасли народного хозяйства, оптимизация организации и рационализации способов процессуальных действий, касающихся генерации, консервации и трансляции информации; в третьих, это специализация субъекта в области информации, которая и обеспечивает эффективность его участия в социально-экономическом прогрессе общества.

Мы обращаем особое внимание на последнее положение, поскольку для начинающего специалиста, а в нашем случае это магистрант педагогического образования, прежде всего имеет значение овладение информационно культурой в области поиска, отбора, аккумуляции и представления информации средствами новых информационных методов и ресурсов. Но такие умения формируются не только в процессе приобретения специальных знаний. Магистранту педагогического образования для успешного овладения информационной культурой, помимо овладения специальными науками (мы имеем в виду информатику и математику), необходим широкий спектр иных знаний, как в области социальных наук, так и в области гуманитарных исследований. Здесь на первое место выступают философские и психологические знания, ценностные и нравственные критерии оценки общественных явлений, отношений в коллективе и своего Я.

Специальные знания вкупе с общей информационной культурой способствуют формированию креативно-

Щучка Татьяна Александровна, Щучка Роман Викторович, Артемов Артем Сергеевич ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ...

го, или творческого типа мышления.

Творческое мышление - это способ мыслить, психический процесс, направленный на создание или открытие ранее неизвестного. Именно творческое мышление приводит ученого к новым идеям и открытиям, обеспечивает трансформацию на качественно новую ступень деятельности, которая выражается, по словам В.А. Петровского, в самореализации и самостроительстве. Творчество направлено на расширение научного горизонта творца, основной характеристикой которого является перманентность и единство образовательного и исследовательского процессов. Наличие творческого мышления есть обязательное условие успешной научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Творческое мышление дает исследователю творческую свободу, то есть возможность самостоятельно действовать в соответствии со своими задачами, гипотезами, планировать, конструировать, корректировать и оценивать проделанную работу. При этом ученый не ищет легких путей, он ищет истину и те пути, которые ведут к ней. В процессе творческого созидания растет интеллект исследователя за счет приобретения нового знания, недоступного ранее, за счет приобретения нового опыта, видения новых системных связей и новых научных маяков. Именно поэтому всякий принципиально новый продукт есть результат творческого мышления, полученный на основе ранее неизвестных технологий или способов. При этом исследователь строит новые когнитивные связи, выдвигает научные гипотезы, проводит эксперименты, проверяя свои предположения. Можно сказать, что творческая личность перманентно действует в рамках создаваемой ею проблемной ситуации, находясь в непрерывном поиске инновационных решений интересующих ее вопросов. Указанный нами процесс выстраивания проблемных ситуаций в ходе собственного исследования есть показатель высокой творческой активности личности ученого. К этому показателю должен стремиться магистрант педагогического образования.

Творческое мышление можно и нужно развивать. Основой его являются простейшие навыки научно-исследовательской деятельности и их постепенное усложнение по мере накопления научного потенциала. Преподаватель может и должен корректировать и направлять процесс формирования творческого мышления магистранта. Это может проявляться в поиске нетривиальных путей решения проблемных заданий, в проектировании, в научном обосновании и проверке гипотез и т.д. Наличие творческого мышления у исследователя позволяет ему делать открытия, опережающие свое время, что сегодня в рамках жесткой промышленной и научной конкуренции имеет особое значение.

Помимо творческого мышления, имеет значение и эмоциональная составляющая процесса развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования. По мнению исследователей [11-20], она проявляется, с одной стороны, в способности управлять своими чувствами, контролировать свои эмоции, конструировать свой собственный эмоциональный внутренний мир и гармонизировать его. Последние условия очень важны, поскольку эмоционально-чувственный мир оказывает влияние на поведение человека, принципы его морали, его деятельность, его мышление. Следовательно, умение «властвовать собой» есть важнейшее условие плодотворной научной деятельности, ибо на тернистом научном пути исследователя ждут не только розы, успех и похвалы. Умение конструктивно и доброжелательно воспринимать критику, с благодарностью признавать свои ошибки, не поддаваться отчаянию, сохраняя при этом эмоциональное равновесие, - вот прямой путь к успеху.

С другой стороны, эмоциональная составляющая обеспечивает качество и уровень эмоционального мира человека, его развитие, от которого зависят все стороны

жизни личности, в том числе и научная деятельность. Эмоциональная составляющая представляет собою необходимый человеку конгломерат чувств и эмоций, благодаря которому он сохраняет себя как личность, ощущает свою идентичность и уникальность в мире людей.

Высокий уровень гармонизации эмоциональной сферы и психологической организации личности предполагает конструктивное преодоление любых барьеров на пути стремления к истине, поскольку, по сути своей, является внутренним ресурсом личности, его опорой и вследствие этого может быть рассмотрен в качестве условия успешной реализации и развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования.

Развитая эмоциональная составляющая позволяет ученому не только плодотворно работать на благо общества, но и получать ни с чем не сравнимую радость от своего труда, переживать чувства триумфа и гордости за свои научные достижения, за успехи своих коллег. Напротив, примитивно развитая эмоциональная сфера вряд ли позволит начинающему ученому сколько-нибудь продвинуться в научном мире, «сводя на нет» перспективные научные идеи и конструктивные замыслы. Такой исследователь практически не получает радости от своего труда или сотрудничества, не осознает важности выполненного задания и не придает значения своим достижениям и победам, не говоря уже о научном коллективе. В конечном итоге коэффициент полезного действия работника падает, и начинающий и подающий надежды ученый превращается в обыкновенного исполнителя.

Динамика эмоциональной составляющей в процессе развития информационно-исследовательской компетентности магистранта педагогического образования в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ представляется нам необходимым условием, востребованным вызовами времени. Развитие эмоций делает психическую жизнь личности полнокровной и насыщенной, поскольку ведет к сбалансированности внутреннего мира, его гармонизации с миром внешним, расширяет эмоциональное пространство личности, побуждая ее к активной и целеустремленной деятельно-сти[21,22].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Указанные нами психологические условия развития информационно-исследовательской компетентности -соответствующий уровень информационной культуры, творческое мышление, внутренняя трудовая мотивация, самодинамизм (система Я), эмоциональная уравновешенность - представляют собой тот необходимый психологический потенциал, на основе которого может успешно осуществляться научно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ магистранта педагогического образования. Именно эти условия определяют конкурентоспособность будущего специалиста, востребованность его на рынке труда и обеспечивают ему необходимые преференции в научном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография / отв.редакто-ры И.Ф.Исаев, Н.И.Исаева, Г.ВМакотрова - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - 361с.

2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. -164 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер - М.: Академия, 2006. - 240 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. / А.Маслоу. -М.: Смысл, 1999. - 425 с.

5. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В.Леонтович // Школьные технологии. - №5. - С.146-150.

6. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И.Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод.журн. - М., 2004. -№2- С.6-18

7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в

307

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

образовании. Проблемы интеграции /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова

- М.: Логос, 2009 - 336 с.

8. Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация /В.И. Загвязинский // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

9. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова - М., 2006. - 394 с.

10. Бордовский Г.Л. Управление качеством образовательного процесса /Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. /И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

12. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков.

- М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

13. Турченко В. Н. Методологические основы российской стратегии развития образования /В. Н. Турченко.//Педагогика, 2002. - №10.

- С. 97-205.

14. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования /А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. — Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. — Вып. 1. — С.117-137.

15. Шестак В.П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» /В.П. Шестак, Н.В. Шестак // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115—119.

16. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

17. Энбом Е.А., Иванова В.А. Особенности формирования и развития исследовательской компетентности студентов в процессе изучения дисциплины «Высшая математика» в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 140-144.

18. Aleksieienko-Lemovska L.V. The essence and specific aspects of pre-school teachers methodologikal competence in the professional pedagogical competence structure // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 10-14.

19. Андреева Т.В., Андреев П.Г., Сальников И.И. Прогнозирование показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов на основе искусственных нейронных сетей //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 104109.

20. Явон С.В. Исследовательские практики городского пространства //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 376-380.

21. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 с.

22. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136—140.

Статья поступила в редакцию 06.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.