Научная статья на тему 'Психологические условия преодоления и предотвращения ситуаций стрессирования подростков'

Психологические условия преодоления и предотвращения ситуаций стрессирования подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СТРЕСС / СИТУАЦИЯ СТРЕССИРОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПРИЕМ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРЕССИРОВАНИЕ / THE TEENAGER / STRESS / A SITUATION STRESSING / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / RECEPTION / SOCIAL STRESSING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костенко А. Н.

В статье представлен анализ биологических и социальных основ стресса, описаны механизмы его возникновения и развития. Автором охарактеризован комплекс специальных психологических приемов и способов для преодоления и предотвращения условий социального стрессирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND WAYS OF OVERCOMING AND PREVENTION OF SITUATIONS STRESSING OF TEENAGERS

In article the analysis of biological and social bases of stress is presented, mechanisms of its occurrence and development are described. The author characterises a complex of special psychological receptions and ways for overcoming and prevention of conditions social stressing.

Текст научной работы на тему «Психологические условия преодоления и предотвращения ситуаций стрессирования подростков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СИТУАЦИЙ СТРЕССИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ

_АН. КОСТЕНКО

Аннотация. В статье представлен анализ биологических и социальных основ стресса, описаны механизмы его возникновения и развития. Автором охарактеризован комплекс специальных психологических приемов и способов для преодоления и предотвращения условий социального стрессирования.

Ключевые слова: подросток, стресс, ситуация стрессирования, психологическая коррекция, психологическая диагностика, прием, социальное стрессирование.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS AND WAYS OF OVERCOMING AND PREVENTION OF SITUATIONS STRESSING OF TEENAGERS

A.N. KOSTENKO

Annotation. In article the analysis of biological and social bases of stress is presented, mechanisms of its occurrence and development are described. The author characterises a complex of special psychological receptions and ways for overcoming and prevention of conditions social stressing.

Keywords: the teenager, stress, a situation stressing, psychological correction, psychological diagnostics, reception, social stressing.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении не только нарушений психической деятельности подростков, но и ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически любое заболевание. В связи с этим в настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления в период обучения детей в школе, особенно в подростковом возрасте. Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой. Это важнейший инструмент тренировки и закаливания, так как он помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы.

В этой связи первостепенную значимость приобретают изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний подростков, однако в ряде случаев они становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья современных подростков, в создании психологических условий для проявления его творческих возможностей, плодотворного и эффективного распространения в обыденной жизни и учебной деятельности школьников; делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

В стрессовом состоянии с трудом может осуществляться целенаправленная деятельность, переклю-

чение и распределение внимания, а может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д. Однако у некоторых подростков незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимают неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф — это тоже стресс. Вернее, не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.

В развитии стресса различают три стадии: реакцию тревоги; фазу сопротивления; фазу истощения. В первой стадии организм начинает, правда, довольно робко, сопротивляться изменившимся условиям; в фазе сопротивления (вторая стадия) он приспосабливается к ним, происходит адаптация к новым условиям и организм в полной мере противится воздействию стрессора. На третьей стадии, в фазе истощения, наступающей после продолжающегося длительного воздействия стрессора, все резервы адаптации приходят к концу и организм погибает. Естественно, что последняя фаза развивается далеко не всегда. В большинстве случаев организм справляется со стрессором на первой или второй фазах общего адаптационного синдрома. Стресс есть неспецифический ответ орга-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

низма на любое предъявленное ему требование. Это неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Умственные перенапряжения, неудачи, неуверенность — самые вредоносные стрессоры.

И здоровый смысл, и житейские наблюдения также подтверждают, что постоянный «уход» от стресса — не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие — болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.

Существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий. Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.

При психическом, эмоциональном стрессе на первый план будет выступать истощение не физиологических возможностей организма, как это бывает при других видах стресса, а возможностей психологической защиты личности. В этом-то и кроется отличие психического стресса от всех других его вариантов. Рано или поздно психологическая защита сработает, личность изменит режим своей жизни, изменит установки, собственное отношение к ситуации, вызвавшей дистресс. Если же этого не произойдет, есть все основания ждать болезни личности, невроза или другого психогенного заболевания.

Клиническая симптоматика, выявляемая при острых и хронических стрессах, разнообразна, но во многом сходна: выраженная бессонница, ощущение боли и давления в затылке, шее, животе, спине, а также в области грудной клетки и глазных яблок, обильное потоотделение, затрудненное дыхание, отдышка, тошнота, рвота, физическое беспокойство, чувство усталости, дрожи в коленях и т.д. Для хронического стресса характерны также и некоторые другие симптомы, не встречающиеся при остром стрессе: нарушение ночного сна, повышение или понижение половой потенции и т.д.

В современной психологической науке существует ряд специальных психологических приемов и способов, применяя которые психологи, работающие с подростками, помогают им в преодолении и предотвращении условий социального стрессирования. Используя терапевтическое обучение подростков, психолог должен постараться включить в него следующие основные компоненты.

Первый — коррекция наиболее часто встречающихся ошибочных представлений относительно стрессовой реакции. Хотя релаксация представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, — наиболее эффективные способы глубокого расслабления в

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон. Необходимо помнить, что отпуск и другие формы восстановительного отдыха не всегда обладают расслабляющим действием.

Второй компонент (главный) — в предоставлении информации об общей природе стрессовой реакции. Подростку должно быть дано общее представление о сущности психосоматического феномена: каким образом мысли и эмоции могут воздействовать на сам организм человека и как стресс может играть положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) роли.

Третий компонент — знания о роли чрезмерного стресса в развитии заболевания. Психолог должен помочь подростку понять, каким образом чрезмерный стресс может привести к развитию определенных заболеваний.

Четвертый компонент — осознание подростком того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. В школе подросток должен научиться отличать эустресс от дистресса.

Пятый компонент — способность подростка осуществлять самоанализ, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Как для подростка, так и для психолога важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если подросток может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки к столкновению с ними.

Шестой компонент — психолог, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает подростку о той активной роли, которую он сам (пациент) играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.

Очень важную роль в психологических способах преодоления условий социального стрессирования подростков играет психотерапия — способ предотвращения и преодоления стрессирования психологическими средствами (словом, внушением и т.д.). Это групповой метод. Он используется для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д. Семейный метод используется для гармонизации детско-родительских взаимоотношений, воспитания подростков; аутотренинг — для волевого воздействия на вегетативные проявления.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного социального стрессирования. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, по всей вероятности, — самый древний из известных методов борьбы со стрессом. Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик также оказывается весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений. При лечении стрессовых состояний подростков может быть использована также и медитация — концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Среди эффективных способов преодоления и управления стрессом, возникающим в ходе учебной и других видов деятельности подростка, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Это один из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля подростка; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Аутотренинг направлен на перестройку сознания подростков.

Одно из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей — использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт — наилучший способ предотвращения отрицательных последствий социального стресса. Еще одним из эффективных психологических способов преодоления и предотвращения условий социального стрессирования подростков служит релаксация.

Применение описанных психологических условий и способов преодоления и предотвращения ситуаций

стрессирования подростков способствует очевидным и более глубоким изменениям, так как подросток становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

Литература

1. Анциферова Л.Л. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т 15. № 1. С. 3-16.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживаний — анализ преодоления критической ситуации. М., 1984.

3. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. Киев, 1983.

4. Гремлинг С.В. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.

5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ДВУХ ЧП

А.Н. КУЗЬМИН,

старший научный сотрудник НИЦ «Охрана» МВД России, кандидат психологических наук, доцент

Аннотация. Анализ текущей практики пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей сотрудниками милиции, а также материалов по чрезвычайным происшествиям, произошедшим в процессе несения службы, показывает наличие противоречий между усилиями и результатами в данных условиях правоохранительной деятельности. Впервые сущность сформулированной проблемы представлена в качестве следствия исторически сложившегося противоречия между двумя научными парадигмами — реализованной механистической и актуальной психологической.

Ключевые слова: человеческий фактор, состояние тактико-специальной подготовленности, уровень готовности, экстремальные условия оперативно-боевого противоборства, боевой стресс, рукопашное или стрелковое противоборство, активно противодействующий правонарушитель (противник), механистический детерминизм, психологический детерминизм, система саморегуляции.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ANALYSIS OF TWO EXTREME

INCIDENTS

A.N. KUZMIN,

Senior scientific worker of Scientific-Research Center «<Ohrana» Ministry of home affairs of the Russian Federation, Candidate of psychological sciences, associate professor

Annotation. The analysis of the problem of criminal actions and detention of offenders by the police, documents of extreme situations demonstrates opposition between the police and results of their activity. The essence of this opposition, being formulated for the first time by the author, is the relations between two scientific paradigm: realized mechanistic and actual psychological ones.

Key words: human factors, the condition of specific tactical training, the level of skills, extreme conditions of operational battle struggle, active offender, mechanical determinism psychological determinism, the system of self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.