УДК 796.058
УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ СПОРТСМЕНОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Соломченко М. А., к.п.н., доцент Алдошин П. Ю., аспирант Приокский государственный университет, г. Орел
CONTROLLING THE BEHAVIOR OF ATHLETES IN STRESSFUL SITUATIONS
Solomchenko M. A., Ph. D., associate Professor Aldoshin P. Yu, graduate student Prioksky State University, Orel
Аннотация. В статье рассказывается о негативных факторах, влияющих на здоровье спортсменов, вызванных стрессовыми ситуациями. В спортивной тренировке основным эмоциональным раздражителем, вызывающим стресс, является соревнование, травмы, переутомление, моральный климат в команде. Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса предлагаются следующие способы регулирования стресс-конфликтов: конкуренция; приспособление; сотрудничество; избегание.
Abstract. The article discusses the negative factors influencing the health of athletes, caused by stressful situations. In sports training the main emotional stimulus that causes stress is a competition, injuries, fatigue, morale on the team. To improve the efficiency of the training process, the following methods of regulating stress-conflicts: competition; adaptation; collaboration; avoidance.
Ключевые слова. ^ресс, спортсмены, факторы, воздействие, поведение.
Keywords. Stress, athletes, factors, influence, behavior.
Понятие «стресс пришло к нам из английского перевода, что означает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Учение о стрессе впервые появилось в работах известного канадского физиолога Г. Селье [8, с. 34]. Он сформулировал универсальную концепцию стресса. По его мнению, стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательных факторов. Современная спортивная тренировка предусматривает ситуации, приводящие к резкому возрастанию психологических нагрузок на спортсмена. Важной
предпосылкой создания учения о стрессе является необходимость решить проблему защиты человека, в том числе и спортсменов от воздействия неблагоприятных факторов. Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическим ответным реакциям систем организма человека на действие любого фактора или раздражителя. Дальнейшее изучение стресса было посвящено и психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии негативных состояний, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с этим появилось новое понятие - «эмоциональный или психологический стресс» [5, с. 99].
Самым распространённым стрессом, то есть фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель. В спортивной тренировке основным эмоциональным раздражителем, вызывающим стресс, является соревнование, травмы, переутомление, моральный климат в команде.
Выделяется два вида стресса: эустресс и дистресс (от греческого «эу» - хороший и от латинского «дис» - плохой). Эустресс предполагает возникновение желательного, то есть положительного эффекта в результате воздействий, а дистресс - отрицательного. Обычно стресс связан с приятными или неприятными переживаниями. Оба эмоциональных состояния сопровождаются возрастанием, напряжением физиологических функций стресса. По предположению ряда исследований [1, 2, 3, 9, 10] полное отсутствие раздражителей (депривация), а также избыток информации в виде воздействий, в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Полное отсутствие стресса означает такое следствие, избежать которое не представляется возможным, а в тренировке необходимо искать пути адаптации к стрессам. Для того чтобы одолеть определенные стимулы, спортсмены должны ставить перед собой сложные, долговременные и доступные задачи. И стремиться к цели не определенной монотонной работой, а через напряженные усилия, требующие от спортсмена постоянной активности. Отсутствие цели порождает в спортсмене один из самых сильных стрессов, вызывающих функциональные расстройства или просто обрекающих на безрадостное существование, приводящее в итоге к полной пассивности и отсутствию активной жизненной позиции.
В отдельных исследованиях отмечалось одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может вызвать различные реакции у спортсменов [3, 4]. Они называются «факторами обусловливания» [4, с. 67] и могут быть внешними и внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень раздражителя или воздействия может стать причиной заболевания и вызвать «болезнь адаптации». Один и тот же раздражитель действует на разных людей неодинаково в зависимости
от индивидуально переносимых внешних и внутренних условий, определяющих степень реактивности каждого человека. Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях систем организма человека, как объективных показателей эмоционального стресса.
Стресс может возникнуть в результате определенного морального климата и социального воздействия. Средство защиты в таком случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений между спортсменами, тренером и спортсменом и др. Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на спортсмена его тренировкой, бытовыми условиями и т.д. Вместе с тем, действие стрессоров может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности выполнения навязанных тренером или командой требований к игроку или спортсмену в индивидуальных видах спорта. Это может быть выполнение несвойственных игроку функций. Например, защитнику поручить роль нападающего, низкорослому игроку опекать высокорослого в баскетболе. В индивидуальных видах таким фактором может быть задание тренера показать завышенный для готовности спортсмена результат в соревнованиях или выиграть у конкретного спортсмена, имеющего более высокие показатели.
Стресс характеризуется наличием трех фаз: фазы тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди, занимающиеся физической культурой и спортсмены, имеют более устойчивую эмоциональную психику и поэтому относительно легко преодолевают фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей сразу охватывает тревога, которая переходит в страх, вызывая истощение в форме обреченности и отчаяния. Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться следующими путями: эмоциональной тренировкой и обучением с применением мысленного проигрывания сложных тактических соревновательных ситуаций.
Психологические резервы человека скрываются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоциями понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других и к самому себе. Спортсмен живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от факторов внешней и внутренней среды, жизненных ситуаций, которые возникают в тренировочном процессе и в различных условиях соревнований.
Г. Селье [8, с.59] определил стресс как «универсальную реакцию систем организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события, к которым мы должны приспосабливаться, и плохие, к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.
По утверждению ряда авторов [5, 6, 7, 11], человеческий мозг не смог развиться до такой степени, чтобы справляться со стрессами XX века в нужном ритме. Например, самооценка спортсмена требует пересмотра и находится под угрозой, мозг программирует его на реакцию борьбы или ухода от нее («бегство»). Если угроза самооценке исходит из страхавыступления на соревнованиях, то ни борьба, ни бегство не будут адекватной реакцией на ситуацию. Постепенно организм спортсмена вырабатывает реакции, которые крайне вредны для него. Стрессовый раздражитель подрывает организм, что способствует возникновению негативных психосоматических состояний, боязни выступать в соревнованиях, страх перед соперниками и др.
В спортивной тренировке, как и в жизни, эмоциями создаются разнообразные формы повышенной возбудимостью, различающиеся продолжительностью и интенсивностью [9, с. 101]. К ним относятся настроение, страсти, аффекты и др. Настроение характеризуется достаточно слабой интенсивностью, длительностью протекания, а также неотчетливостью переживаний. В отличие от настроения страсть- более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных целей и решение сверхзадач. Она может положительно влиять на личность, но также и разрушать ее, как бывает при пагубной страсти. Аффект- это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с резко выраженной интенсивностью. Его особенности состоят в том, что состояние аффекта проявляется в «бурном» внешнем поведении, характеризуется кратковременностью и часто носит безотчетный характер. Эмоции могут при определенных условиях доходить до аффекта. Отрицательные эффектные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.
Большое значение в проявлении стресса имеет индивидуальность человека. Сложно найти двух спортсменов, у которых на один и тот же раздражитель были бы одинаковые реакции. Большинство стрессов в жизни инициируется и воспроизводится самим человеком. Различия заключаются в особенностях темперамента - холерик и флегматик ведут себя на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки абсолютно противоположно [3, 9]. В какой-то степени резкие различия в реакциях нивелируются по мере роста мастерства спортсменов за счет опыта, и отличить их возможно только по мелким деталям, проявляющимся в действиях, отдельных движениях. Элементы мотивации, мотивы деятельности, волевые качества, уровень психологической подготовки и готовности позволяют спортсмену активно противодействовать влиянию стрессора [5, с.201].
Г. Селье [8, с. 34] отмечал, что большое значение имеет не то, что с вами происходит или случается, а то, как вы реагируете на это. Людей расстраивают не события, а то, как они видят и относятся к ним.
В превращении большинства воздействий встрессора в учебно-тренировочном процессе определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам (раздражителям) [4, с. 127] Если воздействие не понимается как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция может полностью отсутствовать. Большое значение этот фактор имеет при планировании тренировочной нагрузки, особенно ее параметров - объема и интенсивности. При резком необоснованном увеличении одного из них может возникнуть стрессовая ситуация - неадекватное реагирование спортсмена и систем его организма на непривычную нагрузку. Только постоянное гармоничное нарастание объема и интенсивности позволит избежать стрессовых реакций у спортсмена. Аналогичным образом такая постепенность должна соблюдаться при подготовке спортсмена к соревновательной деятельности. Это касается как многолетней тренировки, так и соревновательного периода годичной подготовки. При многолетней тренировке на начальном этапе умение владеть собой в условиях соревнований начинается с состязаний с равными по подготовке соперниками, которые известны спортсмену, чаще всего это коллеги по группе или совместным тренировкам. Далее: а) с равными по силам, но неизвестными соперниками; б) с известными, но более сильными соперниками; в) с более сильными и неизвестными соперниками и т.д.
При этом основной контроль должен сохраняться за техническим исполнением, поскольку координация движений - это управление ими. Потеря контроля над собственными движениями порождает чувство неопределенности, переходящее в растерянность, что создает условия для возникновения стрессовой реакции у спортсмена [5, с. 56].
Следует отметить ошибочные взгляды отдельных тренеров и спортсменов на основании проведенного опроса, относительно действия стресса, иногда возникает так называемая «мифология стресса» (таблица 1).
Одним из важнейших мероприятий, направленных на борьбу со стрессом, является психотерапия. С помощью психолога спортсмен должен понимать ответственность за то, чтобы знать как вести себя адекватно стрессовой ситуации, а также изменять к стрессорам свое отношение [4, с. 78].При этом следует понять, какие стрессоры воздействуют на него. Сознательный подход к оценке планируемой тренировочной нагрузке должен касаться и анализа тренировочных средств, которые используются для повышения уровня спортивного мастерства. Предварительная готовность к стрессовым нагрузкам позволит спортсмену избежать, снизить или модифицировать стрессовую реакцию [9, с. 104].
Таблица 1
Данные опроса, взгляды тренеров и спортсменов
п/п Взгляды тренеров и спортсменов Опровержение в литературных источниках
1 «Сигналы стресса не могут причинить мне вред» Это утверждение можно назвать ложным, так как стресс действует и на психику, и на соматику [2, 3].
2 «Только слабые люди страдают от стресса» На самом деле действию чрезмерного стресса обычно подвергаются очень загруженные работой люди с высоким уровнем притязаний. В определенном смысле все спортсмены являются потенциальными мишенями для стресса [1, 4].
3 «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни, стресс неизбежен, мы все его жертвы» На самом деле мы ответственны за большую часть возникновения стресса в нашей жизни. Стресс - это результат того, как мы реагируем на происходящие события. Такой стресс является нашим подсознательным выбором [5, 9].
4. «Я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс» В действительности чем сильнее стресс, тем менее мы чувствительны к его симптомам до того момента, пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать [2, 10].
5. «Опознать источники чрезмерного стресса легко и просто» У некоторых спортсменов признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В этих ситуациях симптомы стресса проявляются в форме психического и физического истощения [4, 5].
6 «Все люди реагируют на стресс одинаково» Это утверждение неверно. Люди отличаются по источникам стресса, по симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса [6, 7].
7 «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс все, что я должен сделать - это сесть и расслабиться» Такое утверждение неверно, поскольку релаксация полезна, но в действительности мало кто умеет глубоко расслабиться и к тому же снятие стресса не сводится только к расслаблению [10, 11].
Одним из вариантов психологического воздействия может быть выработка модификаций стандартного поведения спортсмена. Она способствует возможности сознательного снижения степени воздействия на него стрессоров прежде чем они примут активную форму, вызывающую стрессовую реакцию. Такая экстраполяция повышает активность приспособительных реакций и готовность спортсмена к предстоящим стрессовым воздействиям [2, с. 65].
Психотерапию можно рассматривать как способ разрешения внутренних противоречий личности, которые чаще всего являются причиной стрессовой реакции. Одновременно стресс является необходимым жизненным явлением для человека. Он позволяет
встречать возникающие трудности в состоянии полной «боевой готовности» и приспособленностью к новым условиям тренировки и соревнований. При повторении стрессоров спортсмен приспосабливается к стрессу и стрессорные реакции ослабевают. В условиях тренировочного процесса при оптимальном увеличении объема или интенсивности упражнений, происходит постоянное снижение ЧСС, что свидетельствует о развитии приспособительной функции сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма спортсмена. Это значит, что в определенных пределах нагрузки, доступной спортсмену, возможно тренировать стрессоустойчивость не только функциональных систем, но и психики спортсмена. В некоторых условиях стресс может оказывать положительное влияние на работоспособность спортсмена. Например, когда спортсмен переживает состояние эмоционального стресса, который обусловлен активной положительной мотивацией и предварительной подготовкой к предстоящей деятельности. Использование в соревновательном периоде тренировочного процесса этапов предсоревновательной и соревновательной подготовки позволяет избежать нежелательного влияния стресса на успешное выступление спортсмена. Здесь важно определить оптимальные интервалы работы и отдыха, как в одном тренировочном занятии, так и между ними. То же касается и параметров нагрузки, которые должны способствовать накоплению, а не истощению энергопотенциала спортсмена перед соревнованиями [5, с. 234].
Часто в ответ на стрессорное воздействие спортсмен меняет свое поведение и осуществляет попытки направить свои усилия против источника стресса. Внутренняя потребность в преодолении стрессорных состояний обычно меняется в зависимости от различных факторов. С одной стороны, это могут быть положительные факторы, к которым относятся грамотно и интересно построенные процессы обучения и воспитания, с другой - отрицательные, когда не учитываются индивидуальные особенности спортсмена. Вместе с тем, возможность противодействия стрессу является вполне реально выполнимой задачей, хотя и связано с преодолением ряда трудностей. При попытках управлять стрессом следует помнить о том, что спортсмен обычно осознает расхождение между завышенными требованиями, которые ему предъявляют в различных условиях тренировки и соревнований и реальными возможностями их выполнения. Как правило, такие сверхзадачи ставят спортивные администраторы перед спортсменами накануне ответственных соревнований, не интересуясь условиями подготовки к ним и состоянием объективной готовности спортсменов.
В данном контексте восприятие спортсмена возможно изменить в нескольких направлениях: реальности предъявляемых спортсмену требований, возможности и способности их выполнения, значимости их для спортсмена. Изменение для спортсмена значимости тренировочного
процесса и уровня соревнований является одним из важнейший условий сознательного управления стрессом. Повторение попыток справиться с источником стресса и изменением самой поведенческой реакции отличны друг от друга. При интенсивном или длительном влиянии стресса поведение спортсмена становится плохо управляемым, что существенно влияет на его попытки справиться с источником стресса. К примеру, ухудшение условий проведения учебно-тренировочного процесса и попытки спортсмена компенсировать их увеличением объема и интенсивности нагрузки приводит к усугублению отрицательного воздействия стресса. В этом случае, создание определенных шаблонов поведения, применяемых к ситуации, позволит снизить чувствительность и эмоциональное отношение, что будет носить своеобразный защитный характер для психики спортсмена.
Одним из средств избежать стресса является уход от стрессогенной ситуации, что легко достигается рациональным построением тренировочного процесса и правильно организованным восстановлением. Под ним понимается организованный активный отдых, который позволяет исключить мысли о причине стресса, то есть сомнение о неудачном предстоящем старте. Такой отдых предполагает переключение внимания на иные объекты, не имеющие никакого отношения к стресс-фактору - участию в соревнованиях. Поэтому в качестве антистрессовых ситуаций, полезно заняться рыбалкой, прогулкой в лесу, парке, рисованием, музыкой, чтением литературы, экскурсией и т.д.
Положительное влияние на психику спортсмена оказывает релаксация. Она рассматривается как проявление антистрессового механизма и способствует защите от стрессоров. Релаксация позволяет снизить процессы возбуждения и восстановить внутреннее равновесие у спортсмена. Наиболее эффективным вариантом расслабления является аутогенная тренировка, методику которой подробно разработал спортивный психолог А.В. Алексеев [1, с. 29].
Таким образом, снижению стрессовых ситуаций способствует рациональное использование авторитета, управления, прав, обязанностей, компетенции как важнейших факторов влияния руководителя на подчиненных, тренера на команду или спортсменов в индивидуальных видах спорта. Основное правило руководства - умение общаться с подчиненными и умение правильно распорядиться властью -показатель профессионального умения администратора, тренера [2, с. 38]. Тренер - лицо ответственное за деятельность спортсмена, команды, для которых стиль и методы управления не являются синонимами. Общение тренера со спортсменами - это сложный процесс человеческого взаимодействия, в котором обе стороны являются личностями, то есть целеустремленными системами. При общении обеих сторон не исключены конфликтные ситуации, которые, если не
принять мер, переходят в конфликты. Право тренера не только предотвращать их, но и активно вмешиваться до полного их прекращения, переводя конфликты в положительные последствия. Здесь необходимы авторитет, такт, мудрость тренера, поскольку нет универсальных средств разрешения конфликтов, выбор которых всегда неповторим. В любом случае, конфликт - это разновидность стресса, чаше всего отрицательного, но и он поддается управляющим воздействиям. Управление может касаться таких параметров, как «стресс-воздействие», так и «стресс-реакция». Несмотря на кажущуюся сложность этих взаимодействий, данные параметры управляемы как со стороны тренера, так и спортсмена. Следует только определить первоисточник стресса, будет ли это внешний раздражитель или внутренние реакции систем организма спортсмена на определённые или неопределенные ситуации [9, с. 56].
Для описания типа поведения людей в конфликтах, как стрессовых ситуациях применяется двухмерная модель их регулирования [10, с.55], измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей («помоги ближнему»), вовлеченных в неблагоприятную ситуацию и напористости, для которой характерен акцент на собственные интересы («своя рубашка ближе к телу»).
Выделяются следующие способы регулирования стресс-конфликтов:
- конкуренция - стремление добиться своих интересов в ущерб другим (В спорте, как правило, это происходит в соревнованиях при равных условиях с равными по силам соперниками, что приводит конкуренцию не к конфликту, а к борьбе, в которой «побеждает сильнейший». Тем более, спортсмен, проигравший одни соревнования, может взять реванш в других. В истории спорта известно много примеров взаимного уважения, когда даже непримиримые соперники в условиях соревнований, умели дружить и сохранять прекрасные товарищеские отношения в обычной жизни);
- приспособление - противоположность соперничеству, принесение в жертву собственные интересы ради интересов другого (Примеров подобного великодушия в спорте также очень много);
- компромисс - взаимные уступки партнеров (Так называемое «редкое благородство».Чаще всего встречается в игровых видах спорта и, как правило, первыми на компромисс идут спортсмены более сильные, чем их партнеры, демонстрируя уважение к сопернику, даже более слабому);
- сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
- избегание - отсутствие стремления к компромиссу, а также отсутствие тенденции к достижению собственных целей (в этом случае ни одна из сторон не достигает успеха).
X Список литературы:
1. Алексеев, А. В. Я спокоен. Как защитить себя от стресса (методика тренировки психики и контроля эмоций) / А. В. Алексеев. -Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 2004. - 132 с.
2. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б. А. Вяткин. - Москва, 1981.- 112 с.
3. Гиссен, Л. Д, Время стрессов Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах / Л. Д. Гиссен. - Москва: ФиС, 1990. - 253 с.
4. Гринбер, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринбер. - 7-е изд. -Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 152 с.
5. Мильман, В. Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте. - Москва: ФиС, 1983.- 432 с.
6. Никуленко, Т. Г. Психология менеджмента / Т. Г. Никуленко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 349 с;
7. Розанова, В.А. Психология управления / В. А. Розанова. -Москва: Интел-Синтез, 2003.- 416 с.
8. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье. - Москва: Наука, 1972.
9. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ханин Ю.Л. - Москва: ФиС, 1983. - 287 с.
10. Тарасова, Е. А. Как победить стресс / Е. А. Тарасова. - Москва: Айрис-пресс, 2002.- 109 с.
11. Мельник, Шэрон. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях / Шэрон Мельник. - Москва: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 154 с.