Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьянченко Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ»

Вальтер, 2010, 41]

Если ворон выклевал глаз ворону - в семье не без урода [Мокиенко, Вальтер, 2010, 75]

Если волк съел твоего врага, это не значит, что он стал твои другом [Мокиенко, Вальтер, 2010, 194]

Трансформированные пословицы, содержащие квазиэталоны, отражают склонность общества к иронизации. В некоторых трансформах читается также агрессивный посыл. Антипословицы дают четкую картину трансформации культурного самосознания в негативную сторону.

Таким образом, исследование материалов современной паремиологии дает довольно полное представление о ценностной пословичной картине мира на тех ее участках, которые репрезентируются паремиологическим фондом русского языка.

Использованные источники:

1.Токарев, Г.В. Лингвокультурология [Текст] / Г.В. Токарев. - Тула: Изд-во Тул. Гос. Пед. Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. - 135 с.

2.Вальтер, X. Антипословицы русского народа [Текст] / X. Вальтер, В. М. Мокиенко. - СПб.: «Нева», 2010. - 576 с.

Татьянченко Н.П., к.п.н.

доцент филиал

Российский государственный социальный университет Россия, г. Обнинск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ Жизнедеятельность войсковых частей отличается насыщенностью повседневных будней и динамическими процессами, связанными с несением боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней службы, требующая исключительно высокого напряжения физических и психических сил, нередко их перенапряжения. Исходя из вышеперечисленных факторов, определяющих специфику служебной деятельности, можно сказать, что она, является экстремальной. Важно отметить, что экстремальные условия профессиональной деятельности зачастую становятся причиной депрессий военнослужащих, морально-психологических срывов, нарушений адаптационных способностей. Подобное положение дел в армии послужило поводом для усиления внимания общества к вопросу жизнестойкости военнослужащих, которую мы определяем как некий набор личностных свойств и поведенческих реакций, позволяющих конструктивно преодолевать трудности военной службы.

В частности, рассматривая роль жизнестойкости в системе преодоления военнослужащими по призыву экстремальных ситуаций профессиональной деятельности, Т. Е. Левицкая и А. А. Зайцев (2006) указывают на особую «систему личностного потенциала военнослужащих, основными взаимосодействующими компонентами которой является жизнестойкость, целеустремленность, наличие смыслов и субъективное благополучие».

Д. М. Сотниченко (2009) предпринимаются попытки создания у солдат высокого уровня жизнестойкости. Автор считает, что «основным звеном в системе работы по психологически устойчивому поддержанию высокого уровня жизнестойкости и обеспечению адаптации военнослужащих является диагностика или оценка их адаптационных возможностей на начальном этапе службы».

Тем не менее, несмотря на практическую востребованность, специальных исследований, посвященных проблеме раскрытия психологических условий формирования жизнестойкости, явно недостаточно. Это обуславливает актуальность данного исследования.

В рамках обозначенной проблемы определены задачи:

- провести экспериментальное исследование жизнестойкости военнослужащих по призыву;

- выявить психологические особенности взаимосвязи адаптационных способностей и жизнестойкости;

- определить влияние стилевой саморегуляции поведения и характерологических особенностей личности на уровень жизнестойкости;

- установить роль копинг-стратегий в организации жизнестойкого поведения;

- выработать психологические условия формирования жизнестойкости военнослужащих по призыву.

Решение поставленных задач было обеспечено использованием следующих теоретико-методологических подходов: принципа единства психики и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.); принципа системно-структурного и комплексного подхода к изучению личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн А.В. Карпов, М.М. Кашапов, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степанова и др.); принципа связи самореализации личности и процесса социально-психологической адаптации (К.А. Абульханова-Славская, Г.А. Балл, И.Б. Дерманова, Л.А. Корыстелева, А.А. Началджян, А.А. Реан).

В качестве методов исследования были применены: теоретический анализ научной психологической литературы по проблеме формирования жизнестойкости личности; беседа, наблюдение, тестирование (опросник жизнестойкости (Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказова), стилевой саморегуляции

поведения (В.И. Моросанова), пятифакторный опросник личности (5БРР) (в интерпретации А.Б. Хромова), методика определения индивидуальных копинг-стратегий Хайма и диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймон)); методы математико-статической обработки эмпирических данных.

Категорию военнослужащих, привлеченных к исследованию, составили солдаты в возрасте от 18 до 23 лет, призванные на военную службу в октябре 2012 г. и апреле 2013 г. Общее число испытуемых - 77 человек.

Проанализировав результаты, полученные с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда) и теста жизнестойкости (Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказова), мы установили, что в группе военнослужащих с уровнем жизнестойкости ниже среднего уровень адаптации ниже среднего характерен для 77% испытуемых, а уровень адаптации выше среднего характерен для 23% испытуемых. В группе военнослужащих с уровнем развития жизнестойкости выше среднего уровень адаптации ниже среднего характерен для 14% испытуемых, уровень адаптации выше среднего - для 86% испытуемых.

При определении связей между адаптацией и жизнестойкостью был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г8). Согласно полученным данным, определена корреляция между адаптацией и вовлеченностью (г = 0,722; р < 0,01), контролем (г = 0, 609; р < 0,01) и принятием риска (г = - 0,731; р < 0,01), свидетельствующая о том, что чем выше уровень адаптации, тем выше показатели вовлеченности, контроля и принятия риска, и наоборот. Отметим, солдат с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Военнослужащий с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Противоположность этому -ощущение собственной беспомощности [1].

Принимая во внимание то, что характер военной службы «диктует» необходимость регулирования военнослужащими собственного поведения, что позволит им быстрее и безболезненнее справиться с трудностями профессиональной деятельности, нами было проведено исследование особенностей стилевой саморегуляции поведения у военнослужащих с разным уровнем жизнестойкости, а также предпринята попытка установить ее влияние на формирование жизнестойкости.

Экспериментальные данные, полученные с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова) и теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова), показали, что у военнослужащих с уровнем жизнестойкости выше среднего, значительнее показатели общего уровня саморегуляции (М=35,428). У испытуемых с

уровнем жизнестойкости ниже среднего данный показатель составил 28,942. Отметим, солдаты с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно в отличие от испытуемых с низкими показателями по данной шкале.

Рассматривая жизнестойкость и ее связи с характерологическими особенностями и свойствами личности, мы обнаружили, что в группе испытуемых с уровнем жизнестойкости выше среднего преобладание высоких значений экстраверсии характерно для 35 % испытуемых, самоконтроля - для 36 % респондентов. Низкие показатели эмоциональной неустойчивости определены в 31 % случаев. В выборке военнослужащих, отличающихся уровнем жизнестойкости ниже среднего, высокими показателями экстраверсии отличаются 21 % испытуемых, самоконтроля -21 % солдат. Высокие показатели эмоциональной неустойчивости присущи 10 % респондентов.

Кроме того, по результатам тестирования с помощью опросника «Большая пятерка» (5PFQ) (в интерпретации А.Б. Хромова) и теста жизнестойкости (Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказова) установлены корреляционные связи между жизнестойкостью и характерологическими особенностями военнослужащих. В частности, значимая двусторонняя корреляция между жизнестойкостью и экстраверсией - интроверсией (г = 0,407; р < 0,01), а также ее показателями - вовлеченностью (г = 0,411; р < 0,01), контролем (г = 0, 384; р < 0,01) и принятием риска (г = 0,333; р < 0,01) свидетельствует о том, что чем выше жизнестойкость, тем выше экстраверсия и чем ниже жизнестойкость, тем выше интроверсия. И наоборот, экстраверсия сочетается с уровнем жизнестойкости выше среднего, интроверсия - с уровнем жизнестойкости ниже среднего. Корреляция между жизнестойкостью и самоконтролем - импульсивностью (г = 0,408; р < 0,01) подтверждает: чем выше уровень жизнестойкости, тем выше самоконтроль и чем ниже уровень жизнестойкости, тем выше импульсивность. И, наоборот, при выраженном самоконтроле у военнослужащих преобладает уровень жизнестойкости выше среднего, а при обнаруженной импульсивности - ниже среднего. Отрицательная корреляция между жизнестойкостью и эмоциональной устойчивостью - эмоциональной неустойчивостью (г = - 0,559; р < 0,01) позволяет предположить следующее: уровень жизнестойкости выше среднего сочетается только с эмоциональной устойчивостью, а уровень жизнестойкости ниже среднего - с эмоциональной неустойчивостью. И наоборот.

Следовательно, мы определили, что формирование жизнестойкости связано с характерологическими особенностями солдат: экстраверсией, самоконтролем и эмоциональной устойчивостью. То есть это те личностные свойства, позволяющее конструктивно преодолевать трудности в условиях службы, и способствующее формированию жизнестойкого поведения. Но

мы ставим под сомнение данные, свидетельствующее о том, что чем выше

уровень жизнестойкости, тем выше экстраверсия и самоконтроль. Поэтому с

*

помощью критерия Ф - угловое преобразование Фишера мы сопоставили доли встречаемости показателей экстраверсии-интроверсии в группах военнослужащих с различными уровнями жизнестойкости и пришли к следующему выводу: низкие показатели экстраверсии - интроверсии

выражены в обеих группах одинаково (Ф =1,42; р >0,05), средние преобладают в группе военнослужащих с уровнем жизнестойкости ниже

среднего (Ф =1,81; р < 0,05), высокие - в группе военнослужащих с уровнем

*

жизнестойкости выше среднего (Ф =2,27; р < 0,05). Кроме того, у респондентов, у которых диагностированы средние показатели, нельзя назвать чистыми экстравертами или интровертами, они обладают определенными качествами и тех и других.

Низкие показатели самоконтроля - импульсивности выражены в обеих

группах одинаково (Ф =0,18; р > 0,05), средние преобладают в группе

военнослужащих с уровнем жизнестойкости ниже среднего (Ф =3,92; р < 0,01), высокие - в группе военнослужащих с уровнем жизнестойкости выше

среднего (Ф =2,64; р < 0,05). То есть для респондентов с уровнем жизнестойкости ниже среднего характерны как признаки самоконтроля, так и импульсивности [2].

Особого внимания заслуживает определение роли копинг-стратегий в

системе организации жизнестойкого поведения военнослужащих. Так, с

*

помощью критерия Ф - угловое преобразование Фишера в группе лиц с уровнем жизнестойкости выше среднего и ниже среднего определены различия встречаемости следующих копинг-стратегий: эмоциональных адаптивных и поведенческих неадаптивных. А именно, в выборке респондентов с уровнем жизнестойкости выше среднего, выше доля

адаптивных эмоциональных копинг-стратегий (Ф =1,64; р < 0,05), и ниже -

*

неадаптивных поведенческих (Ф =2,39; р < 0,05).

Респонденты второй группы чаще используют неадаптивные эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии, что обуславливает их выбор «активного избегания» проблемы, а также избегания мыслей о неприятностях. В сложной ситуации они проявляют пассивность, желание уединиться, уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем [3]. Таким образом, определено, что стратегии совладания оказывают влияние на формирование жизнестойкости, подтвердилось. А именно развитие уровня жизнестойкости выше среднего возможно в той ситуации, когда у солдат доминируют адаптивные копинг - стратегии.

В заключении определим психологические условия формирования жизнестойкости военнослужащих по призыву. Так, принимая во внимание

результаты данного исследования, свидетельствующие о том, что жизнестойкость солдат сочетается с высокими адаптационными способностями, эмоциональной устойчивостью, самоконтролем и использованием продуктивных копингов, предположительно к таким психологическим условиям относятся следующие: развитие эмоциональной сферы личности; адаптационных способностей; стилевой саморегуляции поведения и самоконтроля; совладания с трудностями профессиональной деятельности. Гипотетически, оказать положительное влияние на формирование жизнестойкости военнослужащих по призыву способна специальная тренинговая программа, главная цель которой - создание психологических условий, способствующих формированию жизнестойкости.

Итак, нами был разработан план групповых занятий, включающий 3 этапа: I этап - ориентировочный, основу которого составили психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, самоопределение и самосознание; II этап - развивающий, направленный на активизацию процесса самопознания и саморазвития, овладение базовыми навыками, создающими условия для уверенного поведения; III этап - закрепляющий, на котором завершается процесс укрепления актуализации личностных ресурсов, способствующих жизнестойкому поведению, проводится рефлексия.

Занятия проводились на базе войсковой части 23326-13 г. Балабаново -1 В тренинге принимали участие 8 солдат с уровнем жизнестойкости ниже среднего. После завершения групповой работы была выполнена повторная диагностика с помощью теста жизнестойкости (Д.А Леонтьев, Е.И. Рассказова), которая показала, что уменьшился процент испытуемых с уровнем жизнестойкости ниже среднего и составил 37,5 % (ранее данный показатель составлял 77%). Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного тренинга и выработке психологических условий формирования жизнестойкости военнослужащих по призыву.

Итак, нами проведено экспериментальное исследование жизнестойкости военнослужащих по призыву;

- выявлены психологические особенности взаимосвязи адаптационных способностей и жизнестойкости;

- определено влияние стилевой саморегуляции поведения и характерологических особенностей личности на уровень жизнестойкости;

- установлена роль копинг-стратегий в организации жизнестойкого поведения;

- выработаны психологические условия формирования жизнестойкости военнослужащих по призыву.

Использованные источники: 1. Татьянченко Н.П., Аксенова О.Н. Экспериментальное исследование взаимосвязи адаптационных способностей и жизнестойкости военнослужащих по призыву // Материалы XXVIII Международной заочной

научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». (29 мая 2013 г.) - Новоссибирск: Изд. «СибАК», 2013. - С. 146 - 161.

2. Татьянченко Н.П., Аксенова О.Н., Санина И.Г. Копинг-стратегии в системе организации жизнестойкого поведения личности военнослужащих // Материалы материалы международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». (26 июня 2013 г.) - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. - С. 77 - 85.

3. Татьянченко Н.П. Исследование жизнестойкости и ее связей с характерологическими особенностями военнослужащих // Экономика и социум. - 2013. - № 3(8) (июль - сентябрь, 2013). [электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http:// www.iupr.ru.

Терпнова М.В. заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУЦРР - д/с «Улыбка» № 1 Россия, г. Ставрополь ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрены основы инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, рассмотрены основные принципы инклюзивного образования,

Ключевые слова. Инклюзивное образование, коррекционно-развивающее обучение, форма работы.

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно0образовательный процесс.

Инклюзивное (франц. inclusif- включающий в себя, от лат. include -заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.