УДК 159.922.736.4:159.922.762
ББК Ю941.5-72+ю972.6 ГРНТИ 15.21.51 Код ВАК 5.3.4
Токарская Людмила Валерьевна,
кандидат психологических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Хлыстова Елена Викторовна,
кандидат психологических наук, доцент, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
Литвинова Юлия Сергеевна,
магистр психологии, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620075, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 51; e-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: задержка психического развития; ЗПР; дети с задержкой психического развития; подростки; личность подростка; жизнестойкость
АННОТАЦИЯ. В статье описаны результаты исследования жизнестойкости детей подросткового возраста в сравнении с нормотипичными сверстниками как феномена, способствующего успешной адаптации и социализации. Проверялась гипотеза о наличии отличий в показателях жизнестойкости, что может быть обусловлено проявлениями дизонтогенеза. Для получения диагностических данных использовался комплекс методик: модифицированный «Тест жизнестойкости» С. Мадди; «Опросник совладания со стрессом»; опросник «Стиль саморегуляции поведения»; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка»; опросник «Шкала психологической разумности» и методы математической статистики. Представлены результаты анализа показателей жизнестойкости, которые свидетельствуют об отсутствии статистически значимых отличий при задержке психического развития и условной норме. Предполагается, что условия коррекционной среды в образовательной модели специализированной школы способствуют оптимальной компенсации личностной дефицитарности к подростковому возрасту при задержке психического развития.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Токарская, Л. В. Исследование жизнестойкости подростков с задержкой психического развития / Л. В. Токарская, Е. В. Хлыстова, Ю. С. Литвинова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 208-215.
Tokarskaya Ludmila Valerievna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Ural Federal University. the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Khlystova Elena Viktorovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Ural Federal University. the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
Litvinova Yulia Sergeevna,
Master of Psychology, Ural Federal University. the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia
STUDY OF THE RESILIENCE OF ADOLESCENTS WITH MENTALLY RELATED DEVELOPMENT
KEYWORDS: impaired mental function; children with mental retardation; teenagers; adolescent personality; resilience
ABSTRACT. The article describes the results of a study of the resilience of adolescent children in comparison with normotypical peers as a phenomenon that contributes to successful adaptation and socialization. The hypothesis about the presence of differences in hardiness indicators was tested, which may be due to manifestations of dysontogenesis. To obtain diagnostic data, a set of techniques was used: a modified "Resilience Test" by S. Maddy; "Stress Coping Questionnaire"; questionnaire "Style of self-regulation of behavior"; five-factor personality questionnaire "Big Five"; questionnaire "Scale of psychological intelligence" and methods of mathematical statistics. The results of the analysis of hardiness indicators are presented, which indicate the absence of statistically significant differences in mental retardation and conditional norm. It is assumed that the conditions of the correctional environment in the educational model of a specialized school contribute to the optimal compensation of personal deficits by adolescence with mental retardation.
FOR CITATION: Tokarskaya, L. V., Khlystova, E. V., Litvinova, Yu. S. (2022). Study of the Resilience of Adolescents with Mentally Related Development. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 208-215.
настоящее время значительный центируют внимание на проблеме форми-
) интерес вызывает проблема социа- рования качеств, необходимых для само-
лизации лиц с инвалидностью и ограни- стоятельной жизни в обществе. ченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этом ключе особое внимание привле-
Различные педагогические модели, наце- кают вопросы формирования жизнестойко-
ленные на эту категорию обучающихся, ак- сти, которая представляет собой совокуп-
В.
© Токарская Л. В., Хлыстова Е. В., Литвинова Ю. С., 2022
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3
209
ность психических ресурсов, обеспечивающих успешность преодоления проблемных ситуаций, возникающих как естественное проявление жизни [3; 8; 12; 13]. Очевидно, что для лиц, имеющих особенности развития, такие возможности приобретают особую значимость. Однако специфические проявления дизонтогенеза могут стать препятствием для формирования качеств, способствующих жизнестойкости.
В целом понятие «жизнестойкость личности» охватывает различные адаптационные ресурсы человека, которые способствуют сохранению психического здоровья в процессе преодоления жизненных трудностей. С. Мадди, рассматривая структуру этого феномена, указывает на три компонента жизнестойкости: вовлеченность, контроль и принятие риска. Одновременное проявление этих компонентов является, по мнению автора, гарантией хорошего здоровья, оптимального уровня работоспособности, активности и устойчивости к стрессовым ситуациям [8; 16].
Сензитивный период формирования жизнестойкости, по мнению исследователей, - дошкольный и младший школьный возраст, но этап онтогенеза, когда жизнестойкость или ее дефицит проявляется наиболее явно, - подростковый возраст. Повышение личностной и социальной автономии, завершение школьного периода обучения актуализируют поиск эффективных способов преодоления возникающих трудностей при определении своего места в жизни. Вышесказанное актуально и для детей подросткового возраста с различными вариантами дизонтогенеза [13].
Одним из вариантов дизонтогенеза является задержка психического развития (ЗПР). В специальной и клинической психологии этот вариант аномального развития рассматривается как слабовыраженный, имеющий тенденцию к компенсации и обратному развитию [1; 2; 4]. Обучение в школах этих детей является «цензовым», несмотря на то, что проводится по адаптированным основным образовательным программам, и завершается получением аттестата. Предполагается, что к подростковому возрасту основные недостатки в когнитивной сфере нивелируются под влиянием коррекционной среды или естественных процессов созревания психики, что, в том числе, позволяет применять для проведения психодиагностических исследований классический инструментарий. Но остается открытым вопрос о возможностях оптимизации личностной сферы, о своевременном формировании тех ресурсов, которые позволят детям данной категории успешно «вписаться» в нормотипичную среду.
В исследованиях, посвященных проблеме развития личности при ЗПР, подчеркивается высокая вероятность формирования дефицитарных качеств личности, таких как стремление избегать ответственности, повышенная зависимость от внешних обстоятельств, искаженный образ «Я» [4].
Авторы указывают, что самооценка при ЗПР часто формируется под влиянием внутренней картины нарушения и может характеризоваться неадекватностью [11; 17]. Существует высокий риск закрепления несбалансированных черт характера [15; 17]. В полной мере неясно, каким образом указанные особенности отражаются на жизнестойкости детей подросткового возраста с ЗПР.
Необходимо отметить, что исследований, напрямую посвященных изучению жизнестойкости данной категории подростков, крайне немного [5; 6], что также указывает на значимость обращения к данной теме. В них в основном рассматриваются проявления жизнестойкости в контексте сред воспитания, особенностей социальной адаптации, механизмов психологической защиты и копинг-стратегий.
Цель исследования: выявление особенностей жизнестойкости и ее компонентов у детей подросткового возраста с ЗПР в сравнении с нормотипичными сверстниками. Предполагается, что особенности ди-зонтогенеза при ЗПР отражаются на различных компонентах жизнестойкости, существенно снижая адаптивные ресурсы.
Для решения экспериментальных задач была сформирована выборка, состоящая из 52 испытуемых. Среди них 25 подростков с ЗПР в возрасте 14-15 лет, обучающихся в ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» и 27 подростков той же возрастной группы с нормотипичным развитием, обучающихся в МАОУ «Гимназия № 45» города Екатеринбурга.
В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: модифицированный «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, 2006) [7]. «Опросник со-владания со стрессом» (К. Карвер и др., в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордее-вой и Е. Н. Осина, 2013); опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Мороса-нова, 1998) [9]; пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» (Р. Мак-Крае, П. Коста, в адаптации А. Б. Хромова, 1995-1999) [10]; опросник «Шкала психологической разумности» (Х. Р. Конте, в адаптации М. А. Новиковой, Т. В. Корниловой, 2013) [14]. Включение в перечень не только «Теста жизнестойкости» обусловлено
стремлением изучить не только проявления жизнестойкости, но и связанные с ней другие индивидуально-психологические особенности подростков.
Статистический анализ проводился с использованием метода сравнительного
Показатели
анализа по и-критерию Манна-Уитни и метода корреляционного анализа по Спирмену.
На первом этапе экспериментальной работы были проанализированы показатели жизнестойкости в двух выборках испытуемых (Тест жизнестойкости).
Таблица 1
№ Значение (в %)
Низкое Среднее Высокое
ЗПР НР ЗПР НР ЗПР НР
1 Вовлеченность 43,5 50,0 36,5 25,8 20,0 24,2
2 Контроль 12,0 10,0 65,0 77,0 23,0 13,0
3 Принятие риска 8,0 5,2 47,8 54,6 44,2 40,2
4 Жизнестойкость 20,0 26,7 50,0 45,0 30,0 28,3
Как свидетельствуют данные, представленные в таблице 1, показатели жизнестойкости обеих групп преимущественно лежат в пределах средних значений. При этом количество испытуемых, продемонстрировавших высокий уровень жизнестойкости, больше в подгруппе подростков с ЗПР.
Полученное распределение баллов по шкале «контроль» можно объяснить возрастными особенностями, присущими подростковому этапу онтогенеза. В этот период дети стремятся обрести независимость, самостоятельность, быть более активными, решительными, автономными. Все большее количество времени в их жизни начинают занимать взрослые проблемы, возникают вопросы о сдаче школьных экзаменов и выборе будущей профессии. Эти вопросы актуализируют зрелые личностные свойства -самоконтроль и ответственность.
В то же время подростковый возраст как граница между детством и взрослостью предполагает присутствие инфантильных черт. Недостаточность жизненного опыта и зрелых моделей поведения определяет склонность детей этой категории к риску, поиску эффективных способов реагирования на жизненные проблемы. Этими особенностями можно объяснить распределение показателей по шкале «принятие рис-
Показатели
ка». Преобладание среднего и высокого уровней по данному параметру жизнестойкости, выявленное в обеих группах, может свидетельствовать не только о способности легко находить ошибки в своих действиях и своевременно их корректировать, но и о поверхностном отношении к этим ошибкам, повышенной склонности к риску без принятия во внимание возможных последствий.
Преимущественно низкие показатели по шкале «вовлеченность» также объясняются закономерностями подросткового возраста, когда на первое место выходит погруженность в самоанализ, определение и уточнение своей идентичности.
Важно отметить, что переход от младшего подросткового возраста к старшему происходит неравномерно. И это касается не только детей с ЗПР, так как является общей универсальной закономерностью. Поэтому часть испытуемых (как с ЗПР, так и с НР) обнаружили низкие значения по компонентам жизнестойкости, что может свидетельствовать о личностной незрелости либо проявлении дефицитарных свойств личности, обусловленных дизонтогенезом.
На втором этапе экспериментальной работы были проанализированы показатели копинг-стратегий (Опросник совладания со стрессом).
Таблица 2
г-стратегий
№ Шкала Средний балл
ЗПР НР
1 2 3 4
1 Позитивное переформулирование и личностный рост 11 12
2 Мысленный уход от проблемы 9 9
3 Концентрация на эмоциях и их активное выражение 9 10
4 Использование инструментальной социальной поддержки 10 10
5 Активное совладание 11 12
6 Отрицание 9 10
7 Обращение к религии 8 7
8 Юмор 9 9
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3 211
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4
9 Поведенческий уход от проблемы 8 8
10 Сдерживание 10 10
11 Использование эмоциональной социальной поддержки 10 10
12 Использование «успокоительных» 5 6
13 Принятие 10 11
14 Подавление конкурирующей деятельности 11 10
15 Планирование 12 12
Показатели обеих групп испытуемых оказались преимущественно в диапазоне высоких значений по шкалам активных ко-пинг-стратегий. Так, средний балл по шкале «Позитивное переформулирование и личностный рост», а также «Активное совлада-ние» и «Планирование» оказался самым высоким (11 в группе подростков с ЗПР и 12 в группе подростков с НР). Наименьший выбор касался пассивных способов совладания со стрессом. По шкале «Поведенческий уход от проблем» средний балл равен 8 у двух групп испытуемых. По шкале «Прием успокоительных» средний балл равен 5 и 6 у испытуемых с ЗПР и НР соответственно.
Таким образом, среди способов совла-
В соответствии с данными, представленными в таблице 3, у испытуемых преобладают средние и высокие показатели по всем шкалам. При этом для испытуемых с ЗПР более характерны стили «планирование» и «оценивание результатов», а у нормотипич-ных сверстников доминируют «программирование» и «гибкость». Возможно, это связано с более высоким когнитивным уровнем нормотипичных испытуемых.
На преобладание стиля планирования при ЗПР могут также влиять социально-
Полученные данные свидетельствуют о незначительных различиях показателей в двух группах испытуемых. Для всех респон-
дания со стрессом преобладают эффективные стратегии, что может быть связано с особой ролью подросткового возраста в усвоении различных моделей психологического преодоления жизненных трудностей и проявления активности в этом ключе.
В то же время обнаружилось незначительное преобладание показателей пассивных копинг-стратегий у испытуемых с ЗПР, что позволяет предполагать меньшую устойчивость данной категории подростков к стрессовым ситуациям.
Четвертый этап эксперимента был посвящен анализу показателей стиля саморегуляции поведения (опросник «Стиль саморегуляции поведения»).
психологические факторы, а именно особенности организации работы в школе-интернате. Четкий распорядок дня, насыщенность учебными и коррекционными мероприятиями предполагают формирование стремления к планированию собственной жизни, что дает ощущение стабильности и уверенности [1].
На пятом этапе экспериментальной работы анализировались личностные факторы, которые также определяют жизнестойкость (опросник «Большая пятерка»).
дентов свойственны экстраверсия, привязанность, самоконтроль, сдержанность и экспрессивность. При этом испытуемые с
Таблица 3
Показатели стилей саморегуляции поведения
№ Шкала Низкий Средний Высокий
ЗПР НР ЗПР НР ЗПР НР
1 Планирование 12,5 13,6 33,3 59,1 54,2 27,3
2 Моделирование 20,8 18,2 50,0 50,0 29,2 31,8
3 Программирование 20,8 9,1 45,8 72,7 33,4 18,2
4 Оценивание результатов 4,2 4,5 37,5 68,2 58,3 27,3
5 Гибкость 29,2 4,5 50,0 77,3 20,8 18,2
6 Общий уровень саморегуляции 25,0 13,6 37,5 54,5 37,5 31,9
Таблица 4
Средние показатели личностных факторов
№ Фактор ЗПР НР
1 Экстраверсия - Интроверсия 50 51
2 Привязанность - Обособленность 59 50
3 Самоконтроль - Импульсивность 59 51
4 Эмоциональность - Сдержанность 43 50
5 Экспрессивность - Практичность 55 55
ЗПР демонстрируют более высокий уровень привязанности и самоконтроля и более низкий уровень сдержанности в сравнении с нормотипичными сверстниками. Выявленные тенденции имеют противоречивый характер. С одной стороны, высокие показатели привязанности могут свидетельствовать о проявлении инфантильных черт, с другой стороны, самоконтроль и сдержанность являются показателями зрелости. Возможно, и в этом случае также проявляется влияние социально-психологических факторов организации образовательного процесса в школе-интернате. В коррекци-онных мероприятиях в рамках адаптированной образовательной программы для данной категории обучающихся большое
Средние показатели п
внимание уделяется формированию произвольности и самоконтроля. При нормоти-пичном варианте развития эти качества формируются спонтанно под влиянием естественных закономерностей развития и случайных социальных воздействий.
На шестом этапе экспериментальной работы анализировались показатели психологической разумности («Шкала психологической разумности»), которая, по сути, предполагает эмоциональное и когнитивное включение индивида в образ своего «Я». Исследуемый феномен непосредственно отражается на показателях жизнестойкости, так как позволяет усваивать жизненный опыт, устанавливать связь между своими мыслями, чувствами и действиями.
Таблица 5
эгической разумности
№ Шкала ЗПР НР
1 Заинтересованность в сфере переживаний 12,8 12,5
2 Доступность переживаний 8,8 9,0
3 Польза от обсуждения переживаний 10,6 11,3
4 Желание и готовность обсуждать переживания 7,7 8,0
5 Открытость новому опыту 9,0 8,9
Средние показатели психологической разумности, как видно из данных, представленных в таблице 5, не имеют явных отличий у испытуемых с ЗПР и НР и относятся, скорее, к диапазону средних значений. Наибольшее количество баллов было получено по шкале «Заинтересованность в сфере переживаний» (12,8 у испытуемых с ЗПР и 12,5 у испытуемых с НР). Данная шкала характеризует уровень интереса индивида к механизмам причинно-следственных связей собственных поступков и поступков других людей.
Такие результаты могут быть свидетельством открытости новому социальному опыту, контактности, вовлеченности в социальные ситуации. Эти выводы подтверждаются и результатами оценки личностных факторов (опросник «Большая пятерка»), где высокие баллы обнаружены по таким характеристикам, как «теплота», «сотрудничество», «доверчивость», «уважение других».
Низкие показатели по шкале «доступность переживаний» у обеих групп испытуемых (8,8 и 9,0 соответственно) объясняются спецификой возрастного периода, незрелостью способности к рефлексии, характерной для подросткового этапа онтогенеза.
В целом результаты оценки психологической разумности достаточно противоречивы. Например, достаточно высокие показатели по шкале «польза от обсуждения пере-
живаний» (10,6 и 11,0) и низкие - по шкале «желание и готовность обсуждать переживания» (7,7 и 8,0) иллюстрируют противоречивость внутреннего мира подростков. Нуждаясь в поддержке взрослого, в том числе эмоциональной, и осознавая эту потребность, они испытывают страх быть непонятыми и отвергнутыми, это объясняет замкнутость и нежелание делиться переживаниями.
Достаточно низкие показатели по шкале «Открытость новому опыту» (9,0 и 8,9), на наш взгляд, являются подтверждением результатов анализа жизнестойкости по тесту С. Мадди, выявившего низкие показатели по шкале «вовлеченность».
Результаты сравнительного анализа с применением методов математической статистики не выявили достоверных различий между средними значениями показателей жизнестойкости и ее компонентов у испытуемых с ЗПР и НР. Также не выявлено статистически значимых отличий в показателях совладеющего поведения. При этом подтвердилась значимость различий показателей самостоятельности у двух групп испытуемых.
Корреляционный анализ показателей жизнестойкости и других личностных характеристик у испытуемых с ЗПР позволил выявить статистически достоверные взаимосвязи.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2022. № 3 213
Таблица 6
Результаты корреляционного анализа взаимосвязи показателей жизнестойкости с другими личностными характеристиками
у испытуемых с ЗПР (р < 0,01)
Fl F2 F3 F4 F5 ОУ
экстравер- привязан- самокон- эмоциональ- экспрессив- общий уровень
сия ность троль ность ность саморегуляции
Жизнестойкость ,729** ,677** ,532** -,542** ,646** ,611**
Значимость (2-х сторонняя) ,000 ,000 ,009 ,008 ,002 ,001
Итак, наблюдается явно выраженная положительная взаимосвязь между показателями экстраверсии и жизнестойкости; умеренная положительная связь - между показателями привязанности, самоконтроля, экспрессивности, общего уровня саморегуляции и жизнестойкости; умеренная отрицательная связь - между показателями эмоциональности и жизнестойкости.
Таким образом, чем сильнее проявления экстраверсии, привязанности, самоконтроля, сдержанности, экспрессивности и общего уровня саморегуляции, тем сильнее проявляется жизнестойкость.
В целом изучение жизнестойкости у подростков с ЗПР в сравнении с жизнестойкостью их нормотипичных сверстников показало следующее:
- общие показатели жизнестойкости при ЗПР не имеют статистически достоверных отличий от показателей жизнестойкости нормотипичных сверстников и соответствуют преимущественно среднему уровню;
- при ЗПР наблюдается более высокий уровень таких личностных характеристик, как привязанность, сдержанность, что может быть связано с влиянием социально-психологических факторов, а именно условиями образовательной среды;
- для детей подросткового возраста с ЗПР, так же как и для их нормотипичных сверстников, характерно использование
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Н. В. Бабкина. - М. : ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2001. - 224 с.
3. Евтушенко, Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е. А. Евтушенко. -Текст : электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 1 (58). - URL: https://cyberlenmka.m/article/n/zMznestoykost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen.
4. Конева, И. А. Особенности личностных новообразований подростков с задержкой психического развития / И. А. Конева, Н. В. Карпушкина. - Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-lichnostnyh-novoobrazovaniy-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
5. Кравчик, К. Б. Взаимосвязь жизнестойкости и социальной адаптации с механизмами психологической защиты и копинг-стратегий у старшеклассников с задержкой психического развития и у старшеклассников с нормальным ходом психического развития / К. Б. Кравчик // Социология. - 2015. - № 1. -С. 183-186.
6. Кравчик, К. Б. Половые различия между параметрами жизнестойкости, социальной адаптации и переживания трудных ситуаций у учащихся с нормальным умственным развитием, учащихся с задержкой психического развития, воспитывающихся в различных семейных условиях (в семье или школе-интернате) / К. Б. Кравчик. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polovye-razlichiya-mezhdu-parametrami-
эффективных копинг-стратегий;
- при ЗПР проявляются специфические стили саморегуляции, которые предполагают преобладание программирования и оценки результатов;
- общий уровень саморегуляции при ЗПР значимо ниже, чем при нормативном развитии;
- наблюдается положительная связь между показателями жизнестойкости и такими личностными характеристиками, как экстраверсия, привязанность, самоконтроль, сдержанность, экспрессивность, общий уровень саморегуляции отличается.
В целом очевидно, что в подростковом возрасте проявления ЗПР нивелируются не только в познавательной сфере, но и на уровне личностных характеристик, в частности в проявлении такого феномена, как жизнестойкость. Можно предположить, что у данной категории лиц существует потенциальная возможность успешной социализации и адаптации в обществе, но при этом возникает вопрос - будут ли показатели жизнестойкости так же высоки при обучении детей с ЗПР в другой модели, например в инклюзивной. Позволят ли условия инклюзивного обучения создать предпосылки, необходимые для формирования жизнестойкости? Безусловно, этот вопрос требует пристального исследовательского внимания.
zhiznestoykosti-sotsialnoy-adaptatsii-i-perezhivaniya-trudnyh-situatsiy-u-uchaschihsya-s/viewer. - Текст : электронный.
7. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 65 с.
8. Мадди, С. Р. Теории личности: сравнительный анализ : пер. с англ. / С. Р. Мадди. - СПб., 2002. -567 с.
9. Опросник «Стиль саморегуляции поведения». - URL: http://psylabлnfo/Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (дата обращения: 15.02.2018). - Текст : электронный.
10. Пятифакторный опросник личности. - URL: Ы^р://рзу1аЬ.тйэ/Пятифакторный опросник личности. - Текст : электронный.
11. Тихонова, И. В. Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте / И. В. Тихонова, С. А. Хазова. - Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2019. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/vnutrennyaya-kartina-defekta-pri-zaderzhke-psihicheskogo-razvitiya-osobennosti-i-dinamika-v-detskom-i-podrostkovom-vozraste.
12. Тодовянская, О. В. Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии / О. В. То-довянская. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2021. - № 47 (389). - С. 65-67. - URL: https://moluch.ru/archive/389/85688.
13. Ширшов, В. Д. Жизнестойкость личности как социальный феномен (опыт философского и психолого-педагогического анализа) / В. Д. Ширшов, Л. И. Забара, Л. Н. Якина. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-sotsialnyy-fenomen-opyt-filosofskogo-i-psihologo-pedagogicheskogo-analiza.
14. Шкала «Психологической разумности». - URL: http://psylab.info/Шкала «Психологической разумности». - Текст : электронный.
15. Adeeva, T. Features of the Internal Pattern of the Defect in Children of Primary School Age with Visual Impairment / T. Adeeva, I. Tikhonova, S. Khazova // Society. Integration. Education. Proceedings of International Scientific Conference. Volume III. Special Pedagogy. Social Pedagogy. Innovation in Language Education, May 24th - 25th, 2019. - Resekne : Resekne Academy of Technologies, 2019. - P. 17-29.
16. Maddi, S. R. Hardiness: Operationalization of Existential Courage / S. R. Maddi // Journal of Humanistic Psychology. - 2004. - Vol. 44, No. 3. - P. 279-298.
17. Mohammed, A. L. Zyoudi. Differences in Self-Concept among Student with and without Learning Disabilities in Al Karak District in Jordan / A. L. Zyoudi Mohammed // International Journal of Special Education. -2010. - Vol. 25, No. 2. - Р. 72-77.
REFERENCES
1. Babkina, N. V. (2016). Samoregulyatsiya v poznavatel'noi deyatel'nosti u detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Self-Regulation in Cognitive Activity in Children with Mental Retardation]. Moscow, VLADOS. 143 p.
2. Shevchenko, S. G. (Ed.). (2001). Diagnostika i korrektsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u detei [Diagnosis and Correction of Mental Retardation in Children]. Moscow, Arkti. 224 p.
3. Evtushenko, E. A. (2016). Zhiznestoikost' lichnosti kak psikhologicheskii fenomen [Vitality of Personality as a Psychological Phenomenon]. In Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki ipsikhologii. No. 1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-psihologicheskiy-fenomen.
4. Koneva, I. A., Karpushkina, N. V. (2018). Osobennosti lichnostnykh novoobrazovanii podrostkov s za-derzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Features of Personality Neoplasms of Adolescents with Mental Retardation]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osobennosti-lichnostnyh-novoobrazovaniy-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.
5. Kravchik, K. B. (2015). Vzaimosvyaz' zhiznestoikosti i sotsial'noi adaptatsii s mekhanizmami psikhologi-cheskoi zashchity i koping-strategii u starsheklassnikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya i u star-sheklassnikov s normal'nym khodom psikhicheskogo razvitiya [The Relationship of Hardiness and Social Adaptation with the Mechanisms of Psychological Defense and Coping Strategies in High School Students with Mental Retardation and High School Students with a Normal Course of Mental Development]. In Sotsiologiya. No. 1, pp. 183-186.
6. Kravchik, K. B. Polovye razlichiya mezhdu parametrami zhiznestoikosti, sotsial'noi adaptatsii i pe-rezhivaniya trudnykh situatsii u uchashchikhsya s normal'nym umstvennym razvitiem, uchashchikhsya s za-derzh-koi psikhicheskogo razvitiya, vospityvayushchikhsya v razlichnykh semeinykh usloviyakh (v sem'e ili shkole-internate) [Gender Differences between the Parameters of Resilience, Social Adaptation and Experiencing Difficult Situations in Students with Normal Mental Development, Students with Mental Retardation, Brought Up in Different Family Conditions (in a Family or Boarding School)]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ polovye-razlichiya-mezhdu-parametrami-zhiznestoykosti-sotsialnoy-adaptatsii-i-perezhivaniya-trudnyh-situatsiy-u-uchaschihsya-s/viewer.
7. Leont'ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006). Test zhiznestoikosti [Vitality Test]. Moscow, Smysl. 65 p.
8. Maddi, S. R. (2002). Teorii lichnosti: sravnitel'nyi analiz [Personality Theories: Comparative Analysis]. Saint Petersburg. 567 p.
9. Oprosnik «Stil' samoregulyatsii povedeniya» [Questionnaire "Style of Self-Regulation of Behavior"]. URL: http://psylab.info/Oprosnik «Stil' samo-regulyatsii povedeniya» (mode of access: 15.02.2018).
10. Pyatifaktornyi oprosnik lichnosti [Five-factor Personality Questionnaire]. URL: http://psylab.info/ Pyatifaktornyi oprosnik lichnosti.
11. Tikhonova, I. V., Khazova, S. A. (2019). Vnutrennyaya kartina defekta pri zaderzhke psikhicheskogo razvitiya: osobennosti i dinamika v detskom i podrostkovom vozraste [Internal Picture of a Defect in Mental Retardation: Features and Dynamics in Childhood and Adolescence]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo
nEflAmmHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2022. № 3
215
universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vnutrennyaya-kartina-defekta-pri-zaderzhke-psihicheskogo-razvitiya-osobennosti-i-dinamika-v-detskom-i-podrostkovom-vozraste.
12. Todovyanskaya, O. V. (2021). Perspektivy issledovaniya fenomena zhiznestoikosti v psikhologii [Prospects for the Study of the Phenomenon of Resilience in Psychology]. In Molodoi uchenyi. No. 47 (389), pp. 65-67. URL: https: //moluch.ru/archive/389/85688.
13. Shirshov, V. D., Zabara, L. I., Yakina, L. N. (2019). Zhiznestoikost' lichnosti kak sotsial'nyi fenomen (opyt filosofskogo i psikhologo-pedagogicheskogo analiza) [Resilience of a Personality as a Social Phenomenon (Experience of Philosophical and Psychological and Pedagogical Analysis)]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. -No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-lichnosti-kak-sotsialnyy-fenomen-opyt-filosofskogo-i-psihologo-pedagogicheskogo-analiza.
14. Shkala «Psikhologicheskoi razumnosti» [Scale of "Psychological Intelligence"]. URL: http://psylab.info/ Shkala «Psikhologicheskoi ra-zumnosti».
15. Adeeva, T., Tikhonova, I., Khazova, S. (2019). Features of the Internal Pattern of the Defect in Children of Primary School Age with Visual Impairment. In Society. Integration. Education. Proceedings of Interna-tional Scientific Conference. Volume III. Special Pedagogy. Social Pedagogy. Innovation in Language Education, May 24th - 25th, 2019. Resekne, Resekne Academy of Technologies, pp. 17-29.
16. Maddi, S. R. (2004). Hardiness: Operationalization of Existential Courage. In Journal of Humanistic Psychology. Vol. 44. No. 3, pp. 279-298.
17. Mohammed, A. L. Zyoudi. (2010). Differences in Self-Concept among Student with and without Learning Disabilities in Al Karak District in Jordan. In International Journal of Special Education. Vol. 25. No. 2, pp. 72-77.