Научная статья на тему 'Психологические уловки как средство манипуляции поведением других людей'

Психологические уловки как средство манипуляции поведением других людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5473
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические уловки как средство манипуляции поведением других людей»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ О.Н. Костылева

Манипуляция в нашей жизни имеет двоякое значение. С одной стороны, само понятие манипуляции для обычного восприятия обретает негативный (безнравственный) оттенок. Так, в словаре русского языка С.И. Ожегова манипуляция означает проделку, махинацию [1]. Э. Шостром считает, что «в каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага» [2]. С другой стороны, манипуляция есть неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, это «элемент неформальности в отношениях» [3]. Другими словами, манипуляция представляет собой узел, в котором слились важнейшие проблемы психологии воздействия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемещения ответственности, изменения баланса интересов и др.

Все человеческие поступки можно расположить вдоль ценностной оси «отношение к другому как к ценности - отношение к другому как к средству». Обозначенные полюса в своем взаимопереплетении создают силовое поле противоположно направленных тенденций. Континуум между полюсами объектного и субъектного отношения к человеку - это арена борьбы человека с самим собой за реализацию своей человеческой сущности, людей между собой. В этой шкале манипуляция как один из уровней установок на взаимодействие будет занимать промежуточное положение между доминированием (другой -средство) и содружеством (другой - ценность). Кроме того, можно в свою очередь разграничить манипуляцию как самоцель (навязчивое стремление) и как средство. В первом случае манипуляция означает отношение к партнеру по взаимодействию как к «вещи особого рода» - игнорирование его интересов и намерений (стремление добиться своего с оглядкой на производимое впечатление). Логика же «тонкой» манипуляции зиждется на умении вносить минимально необходимые дополнения к уже существующим желаниям адресата. Парадокс заключается в том, что чем более тонка манипуляция, тем меньше она отличается от партнерских отношений, в которых многие результаты достигаются путем компромисса.

В качестве предпосылок манипуляции зарубежные авторы называют факторы, имеющие различное происхождение и обладающие разным онтологическим статусом:

- конфликт человека с самим собой, т. е. манипулятор мобилизирует возможности других там, где сам бессилен (Ф. Перлз);

- недоверие по отношению к другим людям, неспособность к любви (Э. Фромм);

- ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм), боязнь тесных межличностных контактов (Дж. Хейли,

Э. Берн, В. Глассер);

- некритическое стремление получать одобрение всех и каждого (А. Эллис);

- стремление к символическому (сублимация) овладению партнерами по общению как объектами сексуального вожделения (3. Фрейд) - с соответствующим разделением на активных и пассивных манипуляторов;

- естественная по форме реализация компенсаторного стремления к власти (А. Адлер) и др.

Е.Л. Доценко в своем исследовании дает следующее определение манипуляции: «это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Л. Прото определяет манипуляцию как скрытое влияние на совершение выбора, а Дж. Рудинов -как «побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого». Следовательно, обязательным условием манипуляции является искусность воздействия, которая и обеспечивает иллюзию самостоятельности решений у адресата.

Эта искусность достигается благодаря особым психологическим приемам — уловкам, то есть уловка выступает основным средством манипуляции. Использование уловок может показаться неэтичным и даже аморальным, но именно благодаря уловкам становится возможной оптимизация общения и взаимодействия. Подтверждением тому служат многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы ведения деловых переговоров, феномена влияния в процессе взаимодействия, психолингвистические особенности и особенности невербального поведения в общении. Результаты этих исследований направлены на создание технологий, позволяющих предсказывать, распознавать, провоцировать, направлять и контролировать действия партнера по общению (Д. Карнеги, Р. Чалдини, А. Пиз, Э. Шостром, А. Хараш [4], Т.С. Кабаченко, В.Н. Панкратов и др.). Таким образом, психологические уловки - это сама жизнь в отношениях людей, это сторона сложившейся культуры взаимодействия.

Если обратиться к толковому словарю В. Даля, то найдем там такое определение: «Уловка -это прием, ухватка, сноровка, ловкость и привычка в деле, умение или смышленость, проворство, либо навык. Уловить дело - значит, приспособить, упростить, сделать удобнее и доступнее». Как видно, еще в стародавние времена уловка использовалась как способ более быстрого сближения людей между собой и достижения целей. Основателем, а скорее, первым, кто ввел это понятие в науку, был Аристотель, но уловку он называл «софистический тон», используя его в спорах для нейтрализации собеседника и потери им самообладания. Следовательно, можно дать такое определение: «Уловка - это прием компенсирующего поведения с целью создания более благоприятных обстоятельств для себя».

Обычно уловки используются в следующих ситуациях:

- при избегании нежелательного общения и для нейтрализации собеседника;

- при «камуфлировании» недостатков и подчеркивании личностных достоинств;

- для быстрого вхождения в контакт и сокращения времени для формального общения.

Кроме того, существует связь между типом личности и его стилем общения и используемым им определенным «пакетом» уловок. Однако этот аспект психологических уловок в научной литературе еще недостаточно представлен, поэтому нам предстоит обобщить имеющиеся прикладные исследования в области психологии манипуляции и дать им научное обоснование.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987 .

2. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992 .

3. Доценко E.J1. Психология манипуляции. М., 1996 .

4. Хараш А.У. Личность в общении / Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987 .

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОГО ОБЩЕНИЯ

С. Куранова

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой

Компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая эффективное общение.

Существуют определенные критерии эффективного общения. А именно: 1) умение быть другим, которое складывается из знания людей и природы общения; умение воспринимать; и, наконец, умение себя вести; 2) умение быть самим собой, которое складывается из знания себя; восприятия себя самого; и самого трудного: изменения себя - то есть умения быть другим - самому. Практический опыт обучения общению показывает, что это последнее - главный камень преткновения.

Для того чтобы общение приобрело положительный оттенок и максимальную долю успеха, необходимо: 1) достичь взаимопонимания с партнером; 2) лучше понять ситуацию; 3) вникнуть в предмет общения. Человек всегда дан в контакте с другим - партнером реальным, воображаемым, навязанным. Личность, умеющая осознанно воспринимать то обстоятельство, кто партнер, какова ситуация или задача, и своеобразие связи между ними, понимает язык компетентности.

Иными словами, «Я» - компетентность вполне уместна при наличии по крайней мере нескольких условий:

- знание себя самого, собственного потенциала;

- знание потенциала партнера;

- сведения о самой ситуации и задаче.

Вместе с тем, палитра общения богата разнообразием видов, форм используемых средств. В качестве видов общения выделяются:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, учтивости и т. п.) - набор выражений лица, жестов стандартных фраз, позволяющий скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнуть или последуют грубые реплики. Если получат от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средство общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его специальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характер, возраст собеседни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.