Научная статья на тему 'Представление европейских ученых о манипулятивном подходе в общении в разные культурно-исторические периоды'

Представление европейских ученых о манипулятивном подходе в общении в разные культурно-исторические периоды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
316
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление европейских ученых о манипулятивном подходе в общении в разные культурно-исторические периоды»

рактер. т. е. является деятельностью по образцу. Затруднения в сфере учебной и профессиональной деятельности преодолеваются с трудом. Отсутствуют стратегия самообразования и полного видения перспектив личного и профессионального роста.

Таким образом, сформулированные нами выводы позволили утверждать, что процесс готовности носит многоуровневый характер, отражающий различную степень сформированное™ профессиональных задатков у будущего учителя. В результате проведенной экспериментальной работы можно утверждать, что существующая атмосфера профессиональной подготовки в вузе ориентирована в подавляющем большинстве на поддержание адаптивно-воспроизводящего уровня (57%); конструктивно- интерпретирующий (31%) и творчески-модернизирующий уровень (12%). Такие показатели свидетельствуют о слабой профессионально-педагогической подготовке студентов к осуществлению воспитательной работе, что открывает перспективы для дальнейшего изучения проблемы.

Библиографический список

1. Трофимова, Е. В. Формирование диагностических умений будущих учите-лей-воспитателей в процессе вузовской подготовки: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Уфа, 1995. - 21 с.

2. Ходяева, Р. Н. Нетрадиционные подходы подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе. Дис... канд. пед. наук. - М., 1997. - 174 с,

3. Шевченко, Л, Л. Педагогическое творчество / Учебное пособие. -М., 1996- 117 с.

4. Щербаков, А. И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя //Вопросы психологии,- 1981. -№5. — С. 13-31.

5. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущих учителей к творческому решению воспитательных задач, - Дис... д-ра пед, наук. - Челябинск, 1992,-403 с.

УДК 378

Е, Б. А врускина

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ О МАНИПУЛЯТИВНОМ ПОДХОДЕ В ОБЩЕНИИ В РАЗНЫЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ

Несмотря на существование достаточно распространенной точки зрения, что истоки манипулятивного воздействия на личность следует искать в европейской культуре, это не соответствует действительности. Манипуляция, как явление зародилась и начала оформляться на Востоке, чему есть документальные подтверждения:

- «слова власти», при помощи которых жители Древнего Египта пытались добиться намеченной цели при жизни и подчинить своих Богов после смерти;

- волевой акт, являющийся для просвещенных адептов мистических тибетских учений частью проявления психики;

- стратагемное мышление, являющееся неотъемлемой частью общественной, национальной и индивидуальной китайской психологии. Именно в Древнем Китае появились «Трактат о 36 стратагемах», «Трактат о военном искусстве» Сунь-цзы, Трактат Гуйгу-щы, учителя из Долины бесов, в которых в форме художественного произведения или метафорических схем отражена суть манипулятивной коммуникации.

Только спустя несколько веков манипулятивный подход, будучи уже широко распространенным в межличностном общении в восточных культурах, получил распространение и на Западе. За последние два тысячелетия он проник в сознание и практику общения многих европейских цивилизаций. Но, учитывая иные исторические условия, иные традиционные ценности, уникальную психологию наций, он имеет другие масштабы распространения в обществе, другую степень влияния на участников социальных процессов.

В античные времена (I в. до н. э. - V в. н. э.) в Древней Греции законы манипуляции были заложены в качестве основ наук риторики и эристики, которые в качестве средства убеждения использовали не только фактические и логические доводы, но и психологические, нравственные, политические, стилистические, ораторские и иные приемы и методы воздействия.

В дальнейшем, под влиянием софистов (V в. до н. э.) эристика превратила спор в средство достижения победы над оппонентом любой ценой. В спорах они прибегали к ряду риторических приемов, получивших впоследствии название «софизмов». Целью этих приемов-уловок была манипуляция собеседником в собственных интересах: Именно с такой позиции подходил к эристике немецкий философ А. Шопенгауэр (1788 - 1860 гг.), который в своей концепции эристической диалектики рассматривал приемы ведения спора. Он, наряду с честными способами аргументации, защищал и нечестные методы.

Вопросно-ответная диалектика Сократа (ок. 469-399 гг. до н. э.), современника и свидетеля успехов софистического движения, заключалась в следующем манипулятивном построении: после того как собеседник Сократа давал ответ на поставленный вопрос, Сократ задавал ему следующие - дополнительные - вопросы с таким расчетом, чтобы новые ответы собеседника оказывались в логическом противоречии с ответом на первый вопрос. Заметив противоречие, собеседник вносил поправку в свой ответ. Но поправка эта подвергалась Сократом новому испытанию, или, как он его называл, «обличению», - возникало противоречие между предыдущим определением и новым ответом. Вновь вносилась поправка в искомое опреде-

ление и т. д. В результате, если и не достигалось окончательное истинное определение (обычно именно так и бывало), то, во всяком случае, получалось опровержение целого ряда мнений собеседника как мнений ложных.

Античные риторы, философы и логики прекрасно понимали, что убеждение в значительной мере зависит от эмоций, воли, чувств, нравственных принципов и склонностей аудитории. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своей «Риторике» обращал пристальное внимание на характер, поведение оратора, его умения правильно, логично и убедительно строить речь, считая эти моменты основными в ораторском искусстве. Однако, по его мнению, не меньшее значение имели умение эмоционального воздействия на слушателей, умение вызывать у них соответствующие замыслу чувства и настроения. Такое воздействие может быть как позитивным, так и негативным. В связи с этим в работах «Топика» и «О софистических опровержениях» он проанализировал многочисленные случаи использования уловок психологического характера и пришел к выводу, что софисты больше всего «намерены создать видимость, что они опровергают» [1]. В этих целях они заставляли своего противника делать погрешности в речи, пытались показать, что он говорит неправду, а его мнения расходятся с общепринятыми и т. д.

Под влиянием критики таких выдающихся античных философов, как Сократ, Платон и Аристотель, софистическая риторика и основанные на ней споры пришли в упадок к концу V в. до н. э. Однако приемы и уловки, рассчитанные на победу в споре нечестными способами, сохранились до сих пор.

В Средние века (476-1492 гг.) в условиях тоталитарного общества государственная религия выступала в виде господствующей идеологии, которая формировала мировоззрение всех слоев общества, обладая «в данном обществе монополией контроля над формированием картины мира» [6]. В контексте религиозного сознания «доверие в отношении церкви настолько безраздельно, что то, чему учит церковь, принимается на веру, а принимается оно на веру потому, что таково учение церкви; ей доверяют как судье в отношении правды и неправды и как гаранту спасения от бессмысленности и смерти» [6]. В этот исторический период наиболее массовой формой манипуляции стали средневековые крестовые походы. Десятки тысяч людей шли сражаться за Гроб Господний, тем самым, укрепляя господство Христианской религии и католической церкви.

Несмотря на то, что в историческом плане европейская культура по сравнению с восточной является более поздним пользователем манипулятив-ного воздействия и психологических манипуляций, анализ ряда философских и исторических источников свидетельствует о том, что в определенных общественных кругах европейских стран манипулятивный подход был хорошо известен, и имелись попытки его соединения с христианской моралью и проповедуемыми церковью ценностями, Об этом могут отчасти сви-

детельствовать некоторые афоризмы из изданного в середине XVII в. (1647 г.) и получившего распространение в ряде европейских стран произведения под названием «Карманный оракул или наука благоразумия» с подзаголовком «Афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана». Например, «К каждому подбирать отмычку, У каждого своя страстишка -они разные, ибо различны природные склонности. Штука в том, чтобы угадать, какой у кого идол, и затем применить надлежащее средство, ключ к страстям ближнего» [8].

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) жил во времена перехода от Средневековья к Новому времени. Именно в ХУ1-ХУН вв. происходило постепенное превращение королевской власти в абсолютную монархию. В произведении «Государь» (1513 г.) Н. Макиавелли дает советы будущему властителю относительно его поведения во внутренней и внешней политике, некоторые из которых по своей сути могут считаться манипулятивны-ми. Например: «Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми» [9, Гл.У1, с. 16]. Будущему правителю «... удержать власть бывает легче или труднее в зависимости от того, сколь велика доблесть нового государя» [9, Гл. VI, с. 16]. Г. Скирбекк,

Н. Гилье называют политические представления Н. Макиавелли «теорией дипломатической игры» абсолютных властителей,

Основные концепции манипуляции сознанием зскладывались в эпоху буржуазных революций (ХУ1-ХХ вв.). Во Франции сформировалось понятие идеология. Идеологи определяли две сферы, которые необходимо взять под контроль: познание и общение. В это же время стала создаваться школа нового типа, в которой поток учащихся разделялся на две части -одни воспитывались так, чтобы быть способными к манипуляции чужим сознанием, а другие (большинство) - чтобы быть готовыми легко ей поддаваться. Весь XIX век прошел под знаком индустриализма, когда с помощью идеологии, черпающей неиссякаемые доводы из научных открытий, обосновывалось глобальное подчинение общественного сознания теории прогресса.

В России в 1918 г. вышла обобщающая работа С. Поварнина «Спор. О теории и практике спора». В этой работе С. Поварнин не только приводит необходимые в данном случае типологические выкладки непосредственно связанных со спором понятий, но и описывает ряд манипулятивных психологических уловок и уловок-софизмов, а также меры по их нейтрализации, Он четко разъясняет в своей работе: каким образом манипулятор, умело используя свойства психики (как свои, так и объекта), правильно оценивая собственные убеждающие, а иногда и внушающие возможности - образованность, логику, внешность и т. д. - может добиться поставленной цели.

В начале XX в. представители различных областей знаний внесли значительный вклад в создание теорий и доктрин, а затем и технологий манипуляции:

- учение о гегемонии А. Грамши (1891-1937 гг.),

- философские взгляды М. Хайдеггера (1889-1976 гг.) (взаимоотношения господствующего класса и более низких социальных групп);

- учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова (1849-1936 гг.), вскрывающее физиологическую природу гипноза и суггестии,

- исследования В. М. Бехтерева (1857-1927 гг.) явления массового внушения,

- психоанализ 3. Фрейда (1856-1939 гг.), а именно, психологические теории программирования поведения человека;

- социологические исследования Э. Дихтера, В. Пэккарда (реклама товаров и политическая деятельность);

-учениеК. Г. Юнга (1875-1961 гг.) о коллективном бессознательном (психологическая защита от манипуляции);

- бихевиоризм Д. Уотсона (1878-1958 гг.), теория кибернетического управления Ф. Скиннера (1904-1990 гг.);

- социодинамика культу ры А. Моля (СМИ);

-Д. Карнеги (1888-1955 гг.), Э. Шостром (межличностное взаимодействие людей).

На сегодняшний день наиболее популярными методами манипуляции сознанием являются суггестивное воздействие и нейро-лингвистическое программирование. Суггестия имеет глубокие исторические корни. В донаучный период (древний мир - сер. XIX в.) явления суггестии применялись жрецами, лекарями, магами, йогами, браминами, факирами и т, п. в лечебных и религиозно-мистических целях. В средние века (476-1492 гг.) знания древних народов о суггестии были забыты. В течение XVI - сер. XIX вв. сформировалось мистическое учение - «животный магнетизм» или «месмеризм», сформулированное Ф. А. Месмером (1734-1815 гг.). С середины XIX в. и по настоящее время (научный период) наряду с учением о гипнозе возникло и закрепилось учение о суггестии. Если первый термин означал воздействие на человека в особом состоянии, то второй термин -воздействие на человека в любом состоянии.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП), возникнув лишь в XIX в., имеет намного более короткую историю, чем суггестивное воздействие. НЛП было создано в 70-х гг. XX в. Р. Бэндлером (1950 г.) и Дж. Грин-дером (1939 г.). Основой для его формирования послужили гештальт-терапия Ф. Перлза (1863-1970 гг.), исследования гипноза М. Эриксона (1901-1980 гг.), опыт В. Сатир в семейной психокоррекции, а также кибернетические разработки того времени. НЛП является подчеркнуто атеорети-ческой наукой, все исследования в этой области касаются идей и моделей НЛП, репрезентативных систем, стратегий изменений, искусства речи и носят, по большей части, практический характер.

Осознавая, что манипулятивный подход в полном своем проявлении оформился только в середине XX в., а до этого периода правомерно гово-

рить лишь об отдельных аспектах его толкования в работах ряда выдающихся мыслителей Востока и Запада, мы все же предприняли попытку составления периодизации его становления на основе историко-педагогического анализа. Мы посчитали необходимым выделить не только основные исторические вехи в развитии манипулятивных теорий, но и отразить особенности восприятия манипулятивности представителями различных научных школ (таблица)

Манипуляция присутствует в нашей жизни на протяжении многих столетий, постоянно совершенствуясь в своих методах. В ходе нашего исследования выяснилось, что формы ее проявления напрямую зависят не только

Историко-педагогическая периодизация становления маинпулятивного подхода

Название периода Форма культуры/ исторический период Представители различных философских школ и областей знаний /Источник информации Особенности восприятия манипулятивности

1 2 3 4

Мифологизация слов власти Древний Египет (4 тыс. до н.э. - 30 г. до н.э.) Археологические находки:каменные плиты,папирусы, амулеты, стены гробниц и др. Понимание СЛОВА в любой форме как магического способа получить контроль над ситуацией.

Психолого- волевой период Тибет (кон. VI / нач. VII вв.) Просвещенные адепты мистических тибетских учений Любое явление, вызванное сознательно или бессознательно, всегда обусловлено внутренними или внешними причинами.

Антирито- рическое стратагем- ное мышление Древний Китай (ок. 4500/2500 до н.э. -XVIII в.) Сунь-цзы «Трактат о военном искусстве»; Трактат Гуйгу-цзы, учителя из Долины бесов; «Трактат о 36 стратагемах»; Харро фон Зенгер «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 китайских стратагем за три тысячелетия» Манипулятивное влияние заставляет объект по собственному желанию поступать так, как от него ожидают, основываясь на ранее выстроенных манипулятором отношениях. Цель манипулятора — подготовить объект к восприятию поданной им идеи.

Риторичес- ки направлен ная коммуника ЦИЯ Древня» Греция (ок. 6500 г. до н. э. -300 г. до н.э.) Древний Рим (754 / 753 гг. до н,э. - 476 г.) Софисты Протагор,Гиппий, Горгий, Антифон, Продик, Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.; Сократ; Аристотель «Риторика», «Топика», «О софистических опровержениях»; Платон; А. Шопенгауэр Речевое воздействие на аудиторию: расцвет риторических и эвристических приемов.

Окончание таблицы

1 2 3 4

Религиоз- ный фанатизм Средневековая Европа (476-1492 гг) «Карманный оракул или наука благоразумия. Афоризмы, извлеченные из. сочинений Лоренсо Грасиана» Объединение манипулятивного подхода с христианской моралью и церковными догматами в условиях тоталитарного общества.

Динломати ческая игра абсолют- ных властите- лей Переход от Средневековья к новому времени (коп. XV в.) 11. Макиавелли «Г осударь» Активное использование приемов, позволяющих правителю успешно вести политические дела, манипулируя своими оппонентами.

Идеологи- зированная коммуняка ция Эпоха буржуазных революций (XVI-XX вв.) Франция, Англия П. Лафайет, О. Мирабо, О. Кромвель, Д. Гсмпден, Д. Милтон, Э. Ледло и др. Г лобальное подчинение общественного сознания теории прогресса через формирование идеологических взглядов.

Програм- мирование поведения человека Америка, Россия (XX в.) А. Грамши, М. Хайдеггер, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, 3. Фрейд, Э. Дихтер, К.Г. Юнг, Д. Уотсон, Ф. Скиннер, Э. Фромм, А. Моль, Д. Карнеги, Э. Шостром, Ф,А. Месмер, И, Бернгейм, Ф, Перлз, М. Эриксон, В. Сатир, Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс, М. Холл и др. Формирование теорий, доктрин, технологий программирования поведения человека в философии, психологии. Появление таких понятий как манипуляция сознанием, гипноз, суггестия, психоанализ, НЛП.

от исторического периода, но и от культу ры, философских традиций и религиозных верований отдельных народов. Сравнивая восточную и европейскую культуры, мы установили антириторический характер стратагемного мышления Древнего Китая и риторическую направленность манипуляции Античной Греции и Древнего Рима; религиозный фанатизм, характерный для манипулирования людьми в эпоху Средневековья, и идеологизацию коммуникации в период буржуазных революций. XX в. аккумулировал накопленный опыт предыдущих поколений - в этот период появились современные нам исследования разносторонних проявлений манипулятивных процессов. Приведенные нами документальные свидетельства, подтверждают, что, несмотря на распространенное мнение о том, что Восток являлся первооткрывателем манипуляции, Европа не намного отстала от него. Софиз-

мы и риторические приемы, психологические и идеологические уловки — все это не только не забыто, но продолжает совершенствоваться, оставаясь актуальным.

Библиографический список

1. Рузавин, Г. И. Методологические проблемы аргументации / Г. И. Рузавин, 1997. ’

http://www.i-u.ru/bibl io/archive/rusavin%5Fmetodologich/04.aspx

2. Нерсесянц, В. С. Сократ / B.C. Нерсесянц: Фрагмент.

http://anthropology.rdigi.spb.ru/sokratysokrat_i2.htm

3. Шопенгауэр, А. Эвристическая диалектика / А. Шопенгауэр: Поли, собр. соч., Изд. Д.П. Ефимова. - М.: Типография Вильде, 1910. Т. 4. - С. 617-645.

4. Аристотель, О софистических опровержениях / Аристотель: в 4 т. Т.2, - М., 1978.

5. Поварнин, С. Спор: О теории и практике спора / С. Поварнин // Вопросы философии, — 1990. “№2.

http://probib.narod.ru/social/povars_spor.html

6. Каустов, А. Иудейский контекст ересей в средневековом христианстве / А. Каустов. http://menorah-light.narod.ru/STATYA/Statja-Jew-CKrist-003 .htm

7. Карманный оракул, или Наука благоразумия: Извлеч. из соч. Лоренсо Гра-сиана / Б. Грасиан. [Перевод]. - М.: Гумус, 1996. - 95 с.

8. http: //www. bu k vi. ru/stat/stat665. htm I

9. Макиавелли, H. Государь / H. Макиавелли. - М.: Планета, 1990. - 80 с. http://stepanov01.narod.ru/library/mak01/content.htm

10. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. Раздел I. Глава 4, §2. Учение о гегемонии Антонио Грамши.

http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipu! 12.htm

11. Гончаров, Г. Суггестия. Теория и практика / Г. Гончаров

http://lib.psyhologia.ru/book/index.php?#_Toc30155391

12. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. - СПб: Издание К. Л. Риккера, 1908.

http: //luxaur. narod.ru/bib! io/1 /behtvO 1 /index, htm

13. Фрейд, 3. Психология бессознательного / 3, Фрейд. - М., 1990.

14. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги, пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Зинченко В. П. и Жукова Ю. М. - М.: Прогресс, 1992. - 714 с.

15. Шостром, Э. АнтиКарнеги или человек-манипулятор / Э. Шостром, пер. с англ. - Минск, 1992.

16. Ковалев, С. В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие/С. В. Ковалев. —2-е изд., - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 552с.—{Библиотека психолога). -С. 15-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.