Научная статья на тему 'Психологическая структура компетентного общения'

Психологическая структура компетентного общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура компетентного общения»

Если обратиться к толковому словарю В. Даля, то найдем там такое определение: «Уловка -это прием, ухватка, сноровка, ловкость и привычка в деле, умение или смышленость, проворство, либо навык. Уловить дело - значит, приспособить, упростить, сделать удобнее и доступнее». Как видно, еще в стародавние времена уловка использовалась как способ более быстрого сближения людей между собой и достижения целей. Основателем, а скорее, первым, кто ввел это понятие в науку, был Аристотель, но уловку он называл «софистический тон», используя его в спорах для нейтрализации собеседника и потери им самообладания. Следовательно, можно дать такое определение: «Уловка - это прием компенсирующего поведения с целью создания более благоприятных обстоятельств для себя».

Обычно уловки используются в следующих ситуациях:

- при избегании нежелательного общения и для нейтрализации собеседника;

- при «камуфлировании» недостатков и подчеркивании личностных достоинств;

- для быстрого вхождения в контакт и сокращения времени для формального общения.

Кроме того, существует связь между типом личности и его стилем общения и используемым им определенным «пакетом» уловок. Однако этот аспект психологических уловок в научной литературе еще недостаточно представлен, поэтому нам предстоит обобщить имеющиеся прикладные исследования в области психологии манипуляции и дать им научное обоснование.

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1987 .

2. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.

3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996 .

4. Хараш А.У. Личность в общении / Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987 .

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОГО ОБЩЕНИЯ С. Куранова

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой

Компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающая эффективное общение.

Существуют определенные критерии эффективного общения. А именно: 1) умение быть другим, которое складывается из знания людей и природы общения; умение воспринимать; и, наконец, умение себя вести; 2) умение быть самим собой, которое складывается из знания себя; восприятия себя самого; и самого трудного: изменения себя - то есть умения быть другим - самому. Практический опыт обучения общению показывает, что это последнее - главный камень преткновения.

Для того чтобы общение приобрело положительный оттенок и максимальную долю успеха, необходимо: 1) достичь взаимопонимания с партнером; 2) лучше понять ситуацию; 3) вникнуть в предмет общения. Человек всегда дан в контакте с другим - партнером реальным, воображаемым, навязанным. Личность, умеющая осознанно воспринимать то обстоятельство, кто партнер, какова ситуация или задача, и своеобразие связи между ними, понимает язык компетентности.

Иными словами, «Я» - компетентность вполне уместна при наличии по крайней мере нескольких условий:

- знание себя самого, собственного потенциала;

- знание потенциала партнера;

- сведения о самой ситуации и задаче.

Вместе с тем, палитра общения богата разнообразием видов, форм используемых средств. В качестве видов общения выделяются:

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, учтивости и т. п.) - набор выражений лица, жестов стандартных фраз, позволяющий скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнуть или последуют грубые реплики. Если получат от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средство общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его специальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характер, возраст собеседни-

ка, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т. п.) в зависимости от особенности личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии - «будь доброжелателен, приветлив».

Опыт доказывает, что человек, как правило, компетентный в одном виде общения, не является «Я» - компетентным в другом. Таким образом, есть повод судить о том, что коммуникативная компетентность - достаточно автономное образование, в большинстве случаев, соответствующее какому-либо одному виду общения.

Таким образом, мы вынуждены признать важным наличие творческого (не стереотипного) или не этикетного в модели компетентного общения. Однако не исключается так же наличие в ней этикетного (стереотипного). Такое деление, конечно же, очень несовершенно, так как только наличие профессионального таланта способно компенсировать любой недостаток в общении. Современное общество сводит присутствие привычных норм в общении до минимума. Но, и пренебрегать ролью этикетных форм поведения нет смысла. При том, что этикет нельзя понимать как что-то застывшее, мертвое: культура этикета развивается вместе с обществом, зависит от трудностей и противоречий социального и нравственного процесса. Наша задача поддержать и сохранить нравственный смысл этикета, который выражается в признании самоценной значимости человека, с которым приходится вступать в контакты, выражать уважение к нему.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ И УСЛОВИЯМ СЛУЖБЫ В.В. Пепелев

Устойчивая психическая адаптация (адапти-рованность) - есть уровень психической деятельности, определяющий адекватное заданным условиям среды поведение человека, его эффективное взаимодействие со средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. Критерием повышения нервно-психического напряжения можно считать уровень внутреннего психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций.

При изменении привычных условий жизни появляются факторы, регулирующие поведение человека. Возникает необходимость в новых психических реакциях на новые раздражители. Относительная дезорганизация психических функций в данном случае есть сигнал для включения механизма регуляции и компенсации, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Включается механизм переадаптации.

Переадаптация может быть истолкована в двух значениях:

1) как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;

2) как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

Говоря о проблеме переадаптации военнослужащих по призыву, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированности в экстремальных условиях. Однако экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности войск, связанные с риском для жизни и здоровья людей (боевые действия, ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и т. п.), а как измененные, непривычные условия существования. Например, исследование суицидального поведения военнослужащих указывает на то, что суицидоопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.