Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CONFLICT / ADOLESCENCE / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / CONFLICT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жека Г.И., Кольчик Е.Ю.

Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений подростков с родителями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AMONG ADOLESCENTS WITH PARENTS

This article is devoted to the relationship with the parents of teenagers. The study suggests that the psychological causes of family conflicts are disharmonious type of family relations; destructiveness of family education; children age crises; personal factors.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использованные источники:

1. Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. - М.: ХРРС, 2012. - 302 с.

2.Мамейчик Г.А. Использование аудиовизуальных средств на уроках английского языка в школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(48).

3. Ляховицкий М.В. Технические средства в обучении иностранным языкам/ М.В. Ляховицкий, И.М.Кошман. - М.: Просвещение, 2011. - 381 с.

4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н. Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2014. - 326 с.

УДК 159.99

Жека Г.И. студент 4 курса Кольчик Е.Ю. старший преподаватель кафедра психологии Крымский Инженерно-Педагогический университет

Россия, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений подростков с родителями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы.

Ключевые слова: конфликт, подростковый возраст, детско-родительские взаимоотношения, конфликтное поведение.

Zheka G.I. Psychology 4 year student Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol Kolchik E.U.

Senior lecturer of the Department of Psychology Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AMONG ADOLESCENTS WITH

PARENTS

Abstract: This article is devoted to the relationship with the parents of teenagers. The study suggests that the psychological causes of family conflicts are disharmonious type of family relations; destructiveness of family education;

children age crises; personal factors.

Keywords: conflict, adolescence, parent-child relationships, conflict behavior.

В последнее время проблема конфликта привлекает повышенное внимание. Это объясняется ростом общего уровня конфликтности современного общества. Конфликты имели место всегда и везде: и по отношению к самому себе, и во взаимоотношениях с близкими людьми, и в семейной системе.

Причина конфликтов, между родителями и детьми, заключается в том что взрослые не умеют выстраивать взаимоотношения с ребенком, учитывая что необходимо изменить позиции в отношениях с взрослеющими детьми. Особенно кризисным с этой точки зрения является подростковый возраст.

Задача нашего исследования состоит в выявлении психологических трудностей во взаимоотношениях подростков и родителей.

Анализируя психолого-педагогическую литературу мы видим, что проблема детско-родительских отношений в наше время не теряет своей актуальности. Высокий интерес психологов к вопросу отношений родителей и детей, связан с проблемой конфликтов в семьях, которые обусловлены возрастными особенностями детей. Зачастую конфликты между родителями и детьми приходятся на подростковый возраст.

Подростковый возраст - это период бурного роста и развития организма. При первом взгляде на подростка можно определить некоторые особенности внешности, которые бросаются в глаза:

нескладность, диспропорция частей тела, нескоординированные движения. Особенно заметен рост его конечностей [1].

Эти особенности физического развития оставляют отпечаток на поведение во внешней среде и на характер движений подростка: частая неловкость, резкость в движениях, не умение координировать их, что доставляет много неудобств как ему так и окружающим, причем это происходит невольно, неожиданно для него самого.

Одновременно подростки сталкиваются и со множеством психологических проблем: они становятся автономными от родителей, учатся правильно выстраивать свои отношения со ровесниками, вырабатывают для себя систему этических принципов, занимаются своим интеллектуальным развитием, обретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Также, формируются устойчивые формы поведения, личностные качества и способы эмоционального реагирования, которые в будущем во многом предопределяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.

Подросток занимается активным поиском уникальности собственного «Я». Его целью является найти себя как личность и именно на данном этапе своего взросления ребёнок в большей степени стремится к независимости,

что в свою очередь приводит к новым формам отношений со взрослыми. Появляется потребность в отдалении от всех тех, кто привычно, из дня в день влиял на него, и в первую очередь это относится к родительской семье

[3].

Среди проблем, возникающих у подростков, значительное место отводится проблеме взаимоотношений с родителями. Трудности в отношениях подростков и родителей так же определяются характерной асимметрией интересов детей и родителей. Последние проявляют интерес ко всем сторонам жизни их детей, в то время как подростки, исходя из отсутствия у них жизненного опыта и вследствие возрастного эгоцентризма, не интересуются теми моментами жизни родителей, которые выходят за пределы семейной жизни [2].

И.С Кон, Ф.Райс и другие ученые выявили, что для подростка родители выступают как [7]:

1. Источник эмоционального тепла и поддержки. В подростковом возрасте для ребенка характерна повышенная ранимость, неустойчивая самооценка, и именно поэтому родители значительно влияют на становление личности и уверенности в своих силах подростка, так как именно они обеспечивают чувство безопасности, оказывая поддержку ребенку и являются основным источником оптимизма и любви.

2. «Верховная власть». Родители удовлетворяют потребности подростка - материально обеспечивают, осуществляют другие жизненные блага, наказывают и поощряют. Родители дают оценку «что хорошо, а что -плохо» и от этого зависит одобрение и поощрение подростка или его поведение будет оценится как неудовлетворительное.

3. Пример или образец для подражания. В подростковом возрасте родители как пример для подражания теряют силу. Примером для формирования способа поведения зачастую выступают образцы поведения посторонних людей, а поступки родителей оцениваются критично. Но, не смотря на это, множество подростков хотят видеть своих родителей как людей, которыми бы они могли гордиться.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Крутецкий, В.А., Лукин, Н. С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965.

2. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: учебное пособие / Н.И. Леонов. -Ижевск, 2000.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.

4. Наконечная, О.В. Шевчук, Г.А., Шевчук, А.С./ О.В. Наконечная, Г.А. Шевчук, А.С. Шевчук / Психологические детерминанты конфликтности подростков // Педагогический вестник. - 2002. - № 2. - URL: tect.yspu.yar.ru/vestnik/namber/ 14 (дата обращения 10.11. 2015)

5. Перуанский, Г.А. Типы детско-родительских отношений и способы их преодоления / Г.А. Перуанский. - URL: http://vashpsixolog.ru/workmg-with-

parents/51-interviews-advice-for-parents/443-conflicts-betweenparents-and-children.

6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб: Питер, 2000.

УДК 159.99

Жека Г.И. студент 4 курса Кольчик Е.Ю. старший преподаватель кафедра психологии Крымский Инженерно-Педагогический университет

Россия, г. Симферополь ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье освещаются вопросы сущности информационно-психологической безопасности личности. Анализируются источники угроз информационно-психологической безопасности подростков.

Ключевые слова: подростки, информационно-психологическая безопасность, информационно-психологические воздействия, масс медиа, Интернет.

Zheka G.I. Psychology 4 year student Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol Kolchik E.U.

Senior lecturer of the Department of Psychology Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS

Anotation. The article highlights the issues of the essence of information-psychological security of a person. The sources of threats to information and psychological safety of adolescents are analyzed.

Key words: adolescents, information-psychological security, information-psychological effects, mass media, Internet.

Постановка проблемы. В условиях современных социокультурных преобразований в стране немаловажное значение приобретают проблемы информационно-психологической безопасности личности и общества как составляющей информационной безопасности государства. Новейшие информационные технологии, современные информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.