Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ'

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / МАСС МЕДИА / ИНТЕРНЕТ / ADOLESCENTS / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL EFFECTS / MASS MEDIA / INTERNET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жека Г.И., Кольчик Е.Ю.

В статье освещаются вопросы сущности информационно-психологической безопасности личности. Анализируются источники угроз информационно-психологической безопасности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS

Anotation. The article highlights the issues of the essence of information-psychological security of a person. The sources of threats to information and psychological safety of adolescents are analyzed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРОСТКОВ»

parents/51-interviews-advice-for-parents/443-conflicts-betweenparents-and-children.

6. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. -СПб: Питер, 2000.

УДК 159.99

Жека Г.И. студент 4 курса Кольчик Е.Ю. старший преподаватель кафедра психологии Крымский Инженерно-Педагогический университет

Россия, г. Симферополь ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье освещаются вопросы сущности информационно-психологической безопасности личности. Анализируются источники угроз информационно-психологической безопасности подростков.

Ключевые слова: подростки, информационно-психологическая безопасность, информационно-психологические воздействия, масс медиа, Интернет.

Zheka G.I. Psychology 4 year student Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol Kolchik E.U.

Senior lecturer of the Department of Psychology Crimean Engineering and Pedagogical University

Simferopol

INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF ADOLESCENTS

Anotation. The article highlights the issues of the essence of information-psychological security of a person. The sources of threats to information and psychological safety of adolescents are analyzed.

Key words: adolescents, information-psychological security, information-psychological effects, mass media, Internet.

Постановка проблемы. В условиях современных социокультурных преобразований в стране немаловажное значение приобретают проблемы информационно-психологической безопасности личности и общества как составляющей информационной безопасности государства. Новейшие информационные технологии, современные информационно-

психологические формы и способы воздействия на личность, и общество все больше и больше находят свое применение не только в период подготовки и в ходе боевых действий (операций), но и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни. На сегодня в стране существует целый ряд угроз информационно-психологической безопасности личности связанных с попытками определенных сил использовать информационные возможности СМИ и Интернет-сети для формирования общественного мнения, общественной позиции, влияния на массы с целью достижения собственных интересов.

Отмечается, что для эффективного обеспечения информационно психологической безопасности подростков необходимо соблюдать единство требований и сотрудничества учителей и родителей в этом вопросе. Определены меры по обеспечению информационной безопасности подростков: правовые, технические и программные, воспитательные и организационные, моральные и этические, защита психики и здоровья человека.

Несомненным является тот факт, что подобному информационному влиянию наиболее подвержены дети и подростки. Именно подростки, попадая в водоворот совершенно разноплановой информации, оказываются просто не подготовленными к рациональному ее восприятию. Следовательно, определенная информация способна привести к моральным и психологическим трансформациям, вызвать агрессивные действия и тому подобное.

Анализ последних исследований и публикаций. Становление научного направления информационной безопасности связано с именами таких выдающихся ученых, как В.А. Герасименко, П.Д. Зегжда, А.А. Малыш, В.В. Мельшков, В.В. Хорошко, В.И. Ярочкин. и др. Методика обучения информационной безопасности в школе и подготовки непрофильных специалистов, в частности учителей информатики, разрабатывают: М.О. Абиссова, А.А. Алтуфьев, Л.В. Астахова, В.А. Грицик, И.М. Кирк, П.С. Ломаско, В.П. Поляков, Е. Папина, Г.Н. Чусавитина. Проблему обеспечения информационной безопасности детей и подростков в условиях учебных заведений исследуют М.И. Бочаров, Т.А. Малых, Н.И. Саттарова, А.Ю. Федосов и др.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Стоит отметить, что вопросам информационно-психологической безопасности детей и подростков в нашей стране уделяется еще недостаточно внимания. Недостаточно учитываются особенности психолого-возрастной периодизации в формировании информационной безопасности личности. В то же время, понимание угроз информационно-психологической безопасности подростков, механизмов их влияния и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой, но и насущной необходимостью социально-педагогической практики и повседневности.

Цель статьи. Главная цель данной работы заключается в выявлении деструктивных проявлений влияния современного информационного пространства на психику подростков и разработки комплекса мероприятий по обеспечению информационно-психологической безопасности личности.

Изложение основного материала. Значительные изменения, происходящие в жизни всего нашего общества, сочетаются с многими трудностями не только в экономической, политической, социальной сферах, но и этико-психологической. Особенно остро эти проблемы касаются молодого подрастающего поколения. За последние месяцы выросли показатели подростковой преступности, а также отклонений в эмоциональном здоровье молодежи. Значительная часть подростков отличается повышенной нервозностью, чувствительностью и вспыльчивостью, уязвимостью и эмоциональной неуравновешенностью, но больше всего беспокоят родителей, педагогов, психологов, социальных работников такие проявления поведенческой активности подростков, как агрессивность, жестокость, цинизм, отчужденность, духовная опустошенность [2].

Информационно-психологическая безопасность личности (в широком смысле) - это надлежащий уровень теоретической и практической подготовки личности, при котором достигается защищенность и реализация ее жизненно важных интересов и гармоничное развитие независимо от наличия информационных угроз; способность государства создать условия для гармоничного развития и удовлетворения потребностей личности в информации независимо от наличия информационных угроз; обеспечения, развитие и использование информационной среды в интересах личности; защищенность от разного рода информационных угроз [3, с. 102].

Информационно-психологическая безопасность подростков в современных условиях нарушается за счет информационно-психологических воздействий, которые осуществляются путем привлечения различных средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет, кинематограф).

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) - это влияние на сознание и подсознание личности и населения с целью внесения изменений в их поведении и мировоззрение.

Следует подчеркнуть, что внушение является основным способом манипулирования сознанием, прямым вторжением в психическую жизнь людей. При этом такие способы воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в ней как данные бесспорные и уже доказаны. Это становится возможным при замене активного отношения психики, к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия (рассеивание внимания представлению большого количества информации, активная форма ее представления, искусственное преувеличение престижа источников) [5, с. 11].

Информационно-психологические воздействия на индивидуальное сознание подростков могут привести к двум видам взаимосвязанных изменений:

- Во-первых, это изменения психики, психического здоровья подростков. Поскольку в случае информационных и психологических воздействий трудно говорить о границах норм и патологии, то показателем изменений могут быть потеря адекватности отражения в сознании и своем отношении к объективной действительности. Можно говорить о деградации личности, если формы отражения действительности упрощаются, реакции грубеют, и осуществляется переход от высших потребностей (в самоактуализации, социальном признании) к низшим (физиологических, бытовых).

- Во-вторых, этот сдвиг в ценностях, жизненной позиции, мировоззренческих ориентирах подростков.

Такие изменения могут повлечь антисоциальные поступки и представляют опасность уже для всего общества и государства [8, с. 243].

В сегодняшних условиях в стране телевидения стало актуальным, как никогда, постоянный просмотр новостей, политических передач, ток-шоу, носят политический характер, спецпроекты расследований по ситуации на востоке и др. 70% эфира занимает информация агрессивного формата, негативно-эмоциональной окраски, насилие, слезы и переживания. Особенно уязвимая категория детей и подростков. Телепередачи, сеть Интернет, радио, газеты, журналы влияют на наше сознание: они дают нам идеи, меняют установки, рассказывают, что собой представляет окружающий мир, что произошло или происходит актуально. Эти построения в подростковом сознании превращаются в каркас, на основе которого они создают интерпретации опыта в целом, и формируют свое видение ситуации (отрицательной, агрессивной и др.), Что в свою очередь закладывают фундамент развития их мировоззрения [2]. современном информационном обществе [1, с. 16].

Выводы. Таким образом, особенность негативных информационно -психологических воздействий на личность подростков в условиях современных социокультурных преобразований, заключается в том, что они могут быть обнаружены только в результате специальных исследований, соответствующих научным требованиям, постоянного мониторинга информационного пространства. Очевидно, что в современных условиях невозможно ограничить подростков от использования ресурсов средств массовых информаций и Интернет-сети. Однако, по нашему мнению, необходимо продумать пути нейтрализации негативного информационно -психологического воздействия СМИ на становление личности, особенно в молодом возрасте. Важную роль в этом должны играть школа и семья. Не должно оставаться в стороне от этой проблемы и государство. Для выявления опасности и потенциальных угроз, которые имеют, как правило, латентный характер, должны разрабатываться и использоваться специальные

стандарты безопасности - утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, которые не вызывают негативных последствий для психики подрастающего поколения, сложившихся в обществе стандартов морали, духовных идеалов и ценностей.

Использованные источники:

1. Богатырева Ю. И. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создание инфобезопасной среды образовательного учреждения / Ю. И. Богатырева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - Выпуск № 3-2. - С. 14-25.

2. Вознюк Л. Психологический аспект формирования мировоззрения современной молодежи в условиях войны [Электронный ресурс] / Л. Вознюк. - Страница психолога. - Режим доступа: http://storinkapsyhologavoznyk.blogspot.com/2015/07/blog-post 99.html

3. Гаврищак Л. Информационно-психологическая безопасность личности в современном мире / л Гаврищак // Проблемы гуманитарных наук. - 2012. -Вып. 29. - С. 101-110.

4. Горбулин В. П. Проблемы защиты информационного пространства Украины: монография / В. П. Горбулин, М. М. Биченок. - М .: Интертехнология, 2009. - 136 с.

5. История информационно-психологического противоборства: учеб. / [Я. М. Жарков, Л. Ф. Компанцева, В. В. Остроухов, В. М. Петрик, Н. Н. Присяжнюк, Е. Д. Скулиш]; под общ. ред. д.ю.н., проф., засл. юриста Украины Е. Д. Скулиша. - М .: Науч.-изд. отдел НА СБ Украины, 2012. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.