Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / "ОПАСНЫЙ КОНТЕНТ" / DEVIANT BEHAVIOR / DESTRUCTIVE IMPACT / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT / "DANGEROUS CONTENT"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арифова А.Ю., Кольчик Е.Ю.

В статье рассмотрены особенности информационно-психологической безопасности подростков, склонных к девиантному поведению. Отмечено, что девиантное поведение оказывается результатом противостояния новосформированных представлений подростка о собственной социальной среде и определенных эталонных в морально-этическом аспекте образов личности. «Опасный» контент в Интернете и медиа скорее усваивается девиантным подростком в силу простоты восприятия, и, как результат, у подростка деформируется уже сложившейся картина мира и социального окружения, еще более провоцируя девиантное поведение. В результате влияния определенной информации на подростка, уже склонного к девиантоному поведению, формируется еще более деформированная личность, которая компенсирует свою «ущербность» в различных видах девиантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF ADOLESCENTS TENDING TO DEVIANT BEHAVIOR

The article discusses the features of information and psychological safety of adolescents who are prone to deviant behavior. It is noted that deviant behavior is the result of a confrontation between the newly formed adolescents' ideas about their own social environment and certain reference images of personality in the moral and ethical aspect. “Dangerous” content on the Internet and media is rather absorbed by the deviant adolescent due to the simplicity of perception, and, as a result, the already existing picture of the world and social environment is deformed in the adolescent, further provoking deviant behavior. As a result of the influence of certain information on a teenager already prone to deviant behavior, an even more deformed personality is formed, which compensates for its “inferiority” in various types of deviant behavior.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ»

УДК - 159.9.075

Арифова А.Ю.

Кольчик Е.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ

ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности информационно-психологической безопасности подростков, склонных к девиантному поведению. Отмечено, что девиантное поведение оказывается результатом противостояния новосформированных представлений подростка о собственной социальной среде и определенных эталонных в морально-этическом аспекте образов личности. «Опасный» контент в Интернете и медиа скорее усваивается девиантным подростком в силу простоты восприятия, и, как результат, у подростка деформируется уже сложившейся картина мира и социального окружения, еще более провоцируя девиантное поведение. В результате влияния определенной информации на подростка, уже склонного к девиантоному поведению, формируется еще более деформированная личность, которая компенсирует свою «ущербность» в различных видах девиантного поведения.

Ключевые слова. Девиантное поведение, деструктивное воздействие, информационно-психологическая безопасность, информационно-

психологическое воздействие, «опасный контент».

Arifova A. Y.

Kolchik E.Y.

PECULIARITIES OF INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF ADOLESCENTS TENDING TO DEVIANT BEHAVIOR

Annotation. The article discusses the features of information and psychological safety of adolescents who are prone to deviant behavior. It is noted that deviant behavior is the result of a confrontation between the newly formed adolescents' ideas about their own social environment and certain reference images of personality in the moral and ethical aspect. "Dangerous " content on the Internet and media is rather absorbed by the deviant adolescent due to the simplicity of perception, and, as a result, the already existing picture of the world and social environment is deformed in the adolescent, further provoking deviant behavior. As a result of the influence of certain information on a teenager already prone to deviant behavior, an even more deformed personality is formed, which compensates for its "inferiority" in various types of deviant behavior.

Keywords. Deviant behavior, destructive impact, information and psychological security, information and psychological impact, "dangerous content".

Постановка проблемы. В настоящее время в связи с глобализацией

информационного пространства проблема информационной безопасности личности и общества становится все более актуальной. Расширение возможностей средств массовой коммуникации, возрастание роли информационных технологий в повышении эффективности воздействия на психику людей и общественное сознание сказываются и на формировании и развитии личности подростка.

Современные средства массовой информации и Интернет наполнены различной негативной информацией, не несущий глубокого смыслового и ценностного содержания. У подростков, уже склонных к девиантному поведению, ситуация отсутствия духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями

В данном аспекте особенный интерес представляет информационная безопасность девиантных подростков. В результате влияния определенной информации на подростка, уже склонного к девиантоному поведению, формируется еще более деформированная личность, которая компенсирует свою «ущербность» в различных видах девиантного поведения. Ввиду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения - наступает девиантная виктимизация.

Цель статьи - рассмотреть особенности информационно -психологической безопасности подростков, склонных к девиантному поведению.

Отдельные аспекты данной темы рассмотрены с трудах психологов и социологов. Многочисленные исследования западных психологов описывает в своей книге Д. Майерс. Большинство этих работ посвящены анализу поведенческого аспекта, в частности, влияния просмотра сцен насилия на проявления агрессивного поведения. А. Т. Хлопьев также описывает многочисленные исследования в данной области и приводит собственные факты, которые подтверждают негативное влияние телевидения и компьютерных игр на психику детей [5].

Отечественные ученые также обращают внимание на негативное влияние телевидения. Л. И. Хромов исследовал влияние рекламы на психику детей и выяснил их повышенную сензитивность и некритичность к рекламной информации [6]. Грачев Г.В. изучал информационно-психологическую безопасность личности и пришел к похожим выводам [2].

С. Кушнарев отмечает, что романтизация преступной жизни, имеет место в современных сериалах и компьютерных играх, что приводит к увлеченности подростков этой темой и повышает вероятность совершения преступления и вхождения в преступные круги.

Исследования большинства авторов в основном направлены на изучение эмоциональных, мотивационных и когнитивных процессов, связанных с просмотром телепрограмм и игрой в компьютерные игры. Так, А. А. Гомбоева, исследуя роль телевидения в формировании ценностных ориентаций, приходит к выводу, что значительная часть телевизионной и

игровой продукции формирует негативные ценностные ориентации, внушает ложные представления о реальности, плохой вкус и т. п., что способствуют в дальнейшем формированию девиантного поведения.

Э. М. Андреев, А. В. Миронов, изучая правовую социализацию учащейся молодежи, отмечает, что российское телевидение, столь часто изображают сцены насилия, что молодежь перестает воспринимать их критически, а это в свою очередь формирует установки, способствующие совершению преступлений [1].

Итак, в исследованиях ученых подтверждается факт деструктивного воздействия на личность подростка, телевидения, компьютерных игр агрессивного содержания, доступность Интернет-сайтов сомнительного содержания и морально-ценностных качеств, а также засилье социальных сетей.

Подобная постановка вопроса обусловливает необходимость проведения масштабных научных исследований, посвященных изучению специфики воздействия информационных технологий и сети Интернет на психическую организацию современного подростка, склонного к девиантному поведению.

Информационно-психологическая безопасность личности (в узком смысле) - это состояние защищенности психики человека от негативного влияния, которое осуществляется путем внедрения деструктивной информации в его сознание или подсознание, что приводит к неадекватному восприятия им действительности.

Информационно-психологическая безопасность личности (в широком смысле) - это: надлежащий уровень теоретической и практической подготовки личности, при котором достигается защищенность и реализация ее жизненно важных интересов и гармоничное развитие независимо от наличия информационных угроз; способность государства создать условия для гармоничного развития и удовлетворения потребностей личности в информации независимо от наличия информационных угроз; обеспечение, развитие и использование информационной среды в интересах личности; защищенность от разного рода информационных угроз [6, с. 102].

Информационно-психологическая безопасность подростков в современных условиях нарушается за счет информационно-психологических воздействий, осуществляемых путем привлечения различных средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет, кинематограф).

Информационно-психологическое воздействие (ИПВ) - это воздействие на сознание и подсознание личности и населения с целью внесения изменений в их поведение и мировоззрение. Базовыми методами ИПВ являются:

6. убеждение, обращенное к собственному критическому восприятию действительности объектом воздействия;

7. внушение, которое направляется на субъектов, некритично воспринимающих информацию.

Информационно-психологические воздействия на индивидуальное

сознание подростков может привести к двум видам взаимосвязанным изменениям:

- Во-первых, это изменения психики, психического здоровья подростков. Поскольку в случае информационных и психологических воздействий трудно говорить о границах норм и патологий, то показателем изменений могут быть потеря адекватности отражения в сознании и своем отношении к объективной действительности. Можно говорить о деградации личности, если формы отражения действительности упрощаются, реакции грубеют и осуществляется переход от высших потребностей (в самоактуализации, социальном признании) к низшим (физиологическим, бытовым).

- Во-вторых, этот сдвиг в ценностях, жизненной позиции, мировоззренческих ориентирах подростков. Такие изменения могут повлечь антисоциальные поступки, девиантное поведение и представляют опасность уже для всего общества и государства [2, с. 243].

В связи с этим актуальной является проблема информационно -психологической безопасности личности подростка, который имеет небольшой жизненный опыт, недостаточный уровень развития критического мышления. Девиантное поведение в данном случае является реакцией личности на деструктивную информацию.

В настоящее время медиа вызывают у человека психологическую напряженность, ценностную дезориентацию, неадекватное поведение, также являются существенными факторами возникновения и развертывания девиантного поведения. Современная молодежь предпочитает пассивное потребление информации, которое не требует умственного напряжения, обращается к медиаисточникам, которые пропагандируют меркантильные ценности личности, «преукрашают» не лучшие качества человека.

В сети Интернет существуют группы людей, объединенных определенной идеей девиантного поведения, часто носящего подчеркнуто негативный характер. Группа единомышленников стремится всячески расширять собственный состав участников за счет привлечения новых членов. Особенно ярко такое стремление проявляется в среде пользователей-подростков.

С.К. Тамазян классифицировала сетевые социальные организации подростков по их назначению и роли на социально-негативные, социально-позитивные и социально-нейтральные.

К социально-негативным неформальным подростковым организациям, имеющим сетевую структуру, относятся: часть сообществ спортивных фанатов, некоторые религиозно-ориентированные сообщества, прежде всего языческого и сатанистского направлений, а также определенные, в первую очередь, агрессивно радикальные национально-патриотические сообщества.

Под определение «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на содержащих сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи

упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. К данной группе угроз также можно отнести проявления эксгибиционизма в сети. «Опасный» контент является причиной возникновения следующих проблем:

а) подростки невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне«безобидных» сессий в интернете;

б) юные пользователи часто вполне компетентны, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;

в) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на подростковой психике и поведенческой активности

[5].

Девиантное поведение, в данном случае, оказывается результатом противостояния новосформированных представлений подростка о собственной социальной среде и определенных эталонных в морально -этическом аспекте образов личности. Иными словами, подросток реагирует на попытки отрицания уже сложившихся в нем представлений о нормах и ценностях, сложившихся механизмов реагирования. Некачественное социальное медиа скорее усваивается подростком в силу простоты восприятия, и, как результат, у подростка представляется уже сложившейся картина мира и социального окружения, которая может быть искривленной или вообще деструктивной, провоцируя девиантное реагирование [4].

Можно выделить ряд факторов, влияющих на обострение девиантных проявлений личности. К ним относятся:

• засилье информационного фактора развития личности (отсутствие адекватных «фильтров», которые сортировали бы поступающую на качественную, нужную, и ненужную, вредную)

• углубление виртуального взаимодействия в противовес реальной (и как следствие, отсутствие четких ориентиров между реальной и виртуальной жизнью лица);

• медиатизация социальной ситуации развития подростка (перенос социальной среды развития индивида с реального мира в виртуальную среду)

• нарушение коммуникативного развития личности (умений общаться с окружающими).

Вывод. Итак, информационно-психологическая безопасность подростков в современных условиях нарушается за счет информационно-психологических воздействий, осуществляемых путем привлечения различных средств массовой информации (пресса, радио, телевидение, Интернет, кинематограф). Проведенный анализ позволил выделить ряд факторов, влияющих на обострение девиантных проявлений подростка, среди которых: засилье информационного фактора развития личности; углубление виртуального взаимодействия в противовес реальной; медиатизация социальной ситуации развития подростка; нарушение коммуникативного развития личности подросткового возраста.

Использованные источники:

1. Андреев Э.М. Социальные проблемы интеллектуальной уязвимости и информационной безопасности / Э. М. Андреев, А. В. Миронов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №4. - С.169-179.

2. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. / Г.В. Грачев. - М. : РАГС, 2008. - 265 с

3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - Изд. 3-е, испр., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 286 с.

4. Тамазян С. К. Сети социального взаимодействия подростков с девиантным поведением : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Тамазян Стелла Карленовна. - Ставрополь, 2011. - 23 с.

5. Хлопьев А. Т. Средства массовой информации как источник информационно-психологической неустойчивости / А. Т. Хлопьев // Проблемы информационно-психологической безопасности: сборник статей и материалов конференций) / под ред. А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского. - М., 1996. - 100 с.

6. Хромов Л. И. Информационная революция и виртуальное познание / Л.И.Хромов. - СПб.: ЗАО «ЭВС», 2000. - 124 с.

List of references:

1. Andreev E. M. Social problems of intellectual vulnerability and information security / E. M. Andreev, A.V. Mironov // Social and humanitarian knowledge. -2000. - №4. - P. 169-179.

2. Grachev G. V. Information and psychological security of personality: the state and possibilities of psychological protection. / G. V. Grachev. - Moscow: rags, 2008. - 265 s

3. Zmanovskaya E. V. Deviantology (Psychology of deviant behavior) : studies. benefit. for students. higher. studies'. institutions / E. V. Zmanovskaya. - Ed. 3-e, Rev., DOP. - M.: publishing center "Academy", 2006. - 286 p.

4. Tamazyan S. K. networks of social interaction of adolescents with deviant behavior : autoref. dis. ... kand. sociology. Sciences / Tamazyan Stella marlenovna. - Stavropol, 2011. 23 PP -

5. Flakes A. T. Mass media as a source of information and psychological instability / A. T. Flakes / / problems of information and psychological security: collection of articles and materials of conferences) / ed.A.V. Brushlinsky, V. E. Lepsky. - M., 1996. - 100 PP -

6. Khromov L. I. Information revolution and virtual cognition / L. I. Khromov. -SPb.: CJSC "EMU", 2000. - 124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.